Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государственного устройства и форма политического режимаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма государственного устройства — это внутреннее строе- ние государства, административно-территориальная организация го- сударственной власти, определяющая характер взаимоотношений между составными частями государства, между центральными и местными органами власти. Форма государственного устройства тесно связана с террито- риальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральны- ми органами государственной власти. Существуют три формы государственного устройства — уни- тарная, федеративная и конфедеративная. Унитарное государство — это целостное государство, админи- стративно-территориальные единицы которого не обладают при- знаками суверенитета. Признаками унитарного государства служат: 1) единая система законодательства. Части государства не име ют права издавать свои законы; 2) единая система органов власти. Высшие органы государствен ной власти осуществляют непосредственное руководство местны ми органами; 3) единая денежная единица; 4) единая финансовая, налоговая, кредитная система; 5) единое гражданство; 6) единые вооруженные силы; 7) единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн); 8) составные части государства не обладают признаками суве ренитета, т.е. не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику. Большинство современных государств — унитарные. Унитар- ная форма государственного устройства сохраняет государствен-
Федеративное государство — это сложное союзное государство, составные части которого представляют собой государственные об- разования и обладают признаками суверенитета. Отличительными признаками федерации служат: 1) двойная система законодательства. Составные части госу дарства (субъекты федерации) имеют право издавать свои зако ны, которые не должны противоречить федеральному законода тельству; 2) двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государ ственной власти субъектов федерации; 3) единая денежная единица; 4) двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налого вой политике; 5) двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое, однако, имеет значение только внутри страны; 6) единые вооруженные силы; 7) субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государ ственной власти, которые существуют наряду с федеральными; 8) основные ограничения суверенитета субъектов федерации — это запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации. Различают территориальные и национальные федерации. При формировании территориальных федераций учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономи- ческие признаки. Субъекты территориальной федерации имеют зна- чительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ). В национальных федерациях принципом территориального деления служит национальный состав населения данного региона. Нацио- нальные федерации строятся на основе добровольного объедине- ния субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Югославия). Россия имеет смешанное территориальное устройство, сочета- ющее в себе черты и территориальной, и национальной федера- ции. Национальные государственные образования в составе Рос- сийской Федерации представляют республики, территориальны-
Конфедерация — это государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей. Кон- федерация сочетает в себе признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внеш- ней политике. Целями объединения служат в основном внешне- политические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможен- ная политика и т.д.). Конфедерации характеризуются следующими признаками: 1) конфедерация не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои зако ны. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров; 2) в конфедерации нет единой системы органов власти. Каж дое государство в составе конфедерации имеет свой государствен ный механизм. Тем не менее создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем; 3) конфедерация, как правило, не имеет своей денежной еди ницы, однако пример объединенной Европы показывает, что мо жет быть создана единая денежная система с общей валютой; 4) финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране, тем не менее создается общий денеж ный фонд для финансирования мероприятий, связанных с дости жением целей конфедерации; 5) отсутствует гражданство конфедерации, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства, входящего в состав конфедерации, на территорию другого; 6) каждое государство сохраняет свои вооруженные силы. Если конфедерация создается для достижения военных целей, то во оруженные силы государств —членов конфедерации объединяют ся под единым командованием; 7) государства, входящие в конфедерацию, остаются суверен ными субъектами международных отношений. Они вправе не при знавать акты, принимаемые конфедеративными органами. Субъек ты конфедерации имеют право свободного выхода из состава кон федерации; 8) конфедерации имеют нестойкий характер. По достижении поставленных целей они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию. Большинство конфедераций существовало в XVIII —XIX вв. Это, например, Нидерланды, США, Швейцарский союз, Гер-
Форма политического режима — это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим определяет функционирование всей поли- тической системы. Политический режим выступает наиболее ди- намичной формой государства. С его изменением, даже если фор- ма правления и форма государственного устройства остаются пре- жними, может последовать смена курса внутренней и внешней политики. В зависимости от того, какие методы применяются го- сударством для осуществления политической власти, выделяют демократический и антидемократический режимы. Демократический политический режим обеспечивает защищен- ность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством. Он характеризуется следующими признаками: 1) выборность органов государственной власти, их ответствен ность перед избирателями; 2) разделение властей; 3) приоритет права во всех сферах государственной и обще ственной жизни; 4) реальность и гарантированность прав и свобод граждан; 5) политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции; 6) максимальный учет интересов всех слоев населения. Антидемократический политический режим отвергает равен- ство во взаимоотношениях государства и личности и устанавлива- ет диктат государства над обществом. Признаками антидемокра- тического режима служат: 1) формирование органов власти невыборным путем или пу тем псевдовыборов; 2) отсутствие разделения властей, усиление роли исполнитель ной ветви власти; 3) преобладание государства над правом, господство беззако ния и произвола со стороны государства; 4) отсутствие реальных прав и свобод (они могут быть декла рированы, но в действительности не исполняются); 5) однопартийная система, господство единой государствен ной идеологии, запрет политической оппозиции, преследование за инакомыслие; 6) игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.
Разновидностями демократического режима являются либераль- но-демократический и собственно демократический режимы. Ли- берально-демократический режим предполагает осуществление вла- сти гуманными и демократическими методами, не допуская дей- ствий, направленных на изменение существующего строя. Собственно демократический режим провозглашает и гарантирует народовла- стие, политический плюрализм, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти. Антидемократический режим бывает нескольких видов. Тота- литарный режим характеризуется полным вмешательством госу- дарства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан. При авторитарном режиме государство ограничивает свое вмешатель- ство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике, т.е. в тех областях, которые не за- трагивают интересы государства. Фашистский режим провозгла- шает превосходство одной нации над другой, происходит мили- таризация общественной жизни; государство проводит агрессив- ную внешнюю политику. Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас. В современном мире большинство государств являются демо- кратическими. Демократия — в переводе с греческого «власть народа». Это слово понимается в нескольких значениях. Прежде всего — в смысле народовластия, т.е. такого общественного са- моуправления в масштабах всей страны, которое обходится без государственных рычагов воздействия. Речь, по существу, идет о народовластии как идеале, которого сложно достичь. Термин «демократия» используется для обозначения широкого обществен- ного движения — экологического, движения защитников мира, народного фронта, движения за безъядерный мир и др. — как организационный принцип. Поэтому выделяют внутрипартийную, внутрипрофсоюзную демократию и т.д. Но главным образом и чаще всего демократия понимается как разновидность госу- дарства. Одним из признаков демократии в последнем ее понимании служит выборность органов государственной власти. В связи с этим выделяют понятие «избирательная система». В широком смысле под избирательной системой понимают порядок формирования вы- борных органов государства и органов местного самоуправления. В узком смысле избирательная система — это порядок распреде- ления депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Порядок выборов определяется Консти- туцией и конституционными законами, которые включают в себя нормы избирательного права.
Принципами избирательного права выступают всеобщность, сво- бода, равенство, непосредственность, тайное голосование. Всеоб- щее избирательное право означает предоставление активного изби- рательного права всем совершеннолетним гражданам страны, а также пассивного избирательного права всем гражданам, удов- летворяющим дополнительным требованиям (избирательным цен- зам). Избирательного права по Конституции РФ лишены лица, признанные судом недееспособными, и лица, отбывающие нака- зание в виде лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще- ственного и должностного положения, места жительства, отно- шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституцией государства могут быть установлены избиратель- ные цензы, т.е. условия для получения или осуществления изби- рательного права. Возрастной ценз — требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста (в России — 18 лет для ак- тивного избирательного права). Ценз оседлости — установленное Конституцией или законом требование, согласно которому полу- чение гражданином избирательного права обусловлено опреде- ленным сроком проживания в стране к моменту проведения вы- боров. Образовательный ценз — требование закона, в соответствии с которым избирательное право (в основном, пассивное) предо- ставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом уровень образо- вания. Служебный ценз — положения закона, ограничивающие из- бирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. В российском законодательстве цензы оседлости, образования и служебного положения не установлены. Равное избирательное право означает, что каждый избиратель должен иметь одинаковое число голосов (чаще всего один). Изби- ратель не может быть включен более чем в один список избирате- лей. Он голосует лично, и для получения избирательного бюлле- теня требуется предъявление документа, удостоверяющего лич- ность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Сво- бодное добровольное участие в выборах означает запрет воздей-
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.82 (0.012 с.) |