Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кузница кадров северного хода Октябрьской магистрали

Поиск

Эффективность работы Мурманской магистрали, как и других транспортных артерий страны, во многом зависела от квалификации рабочих, служащих и инженерного персонала. Послевоенное восстановление железной дороги, ввод ее в полную эксплуатацию потребовал привлечения большого количества специалистов железнодорожных специальностей. Однако в период Гражданской войны значительная часть высококвалифицированных железнодорожников покинула район пролегания дороги. Для подготовки рабочих основных транспортных специальностей при Мурманской железной дороге был создан учебный комбинат, отделения которого располагались на отдельных станциях, при крупных предприятиях – паровозных и вагонных депо, дистанциях пути, связи и электроснабжения.

В 1930 г. на базе отделения учебного комбината в г. Лодейное Поле, для подготовки специалистов среднего звена был создан Тягово-эксплуатационный техникум железнодорожного транспорта. Первые наборы студентов техникума проводились из работников дороги по специальностям «Паровозное хозяйство» и «Вагонное хозяйство», обучение проходило без отрыва от производства. В 1934 г. состоялся первый выпуск специалистов паровозного хозяйства в количестве 67 чел.

В результате структурной реорганизации дорожного учебного комбината 1 мая 1935 г. отделение на ст. Лодейное Поле было разделено на школу фабрично-заводского ученичества (прием на базе 7-летней школы, со сроком обучения до 2 лет) и Лодейнопольский механический техникум (прием на базе 7-летней школы, со сроком обучения до 4 лет). В этом же году состоялся и первый выпуск групп техникума по специальности «Паровозное хозяйство».

С началом Советско-финской войны студенты Лодейнопольского техникума были переведены в родственные учебные заведения других регионов, и в 1940 г. их выпуск проходил в Москве, Воронеже и Алатыре. В 1941 г. техникум был эвакуирован в г. Пермь, а затем на ст. Шаля Свердловской железной дороги, где продолжал готовить специалистов для железнодорожного транспорта страны. В этот период здание техникума было передано армии для размещения госпиталя. В годы Великой Отечественной войны выпускники и студенты техникума самоотверженно сражались на фронте и ковали победу в тылу. Сотни выпускников за годы войны были награждены орденами и медалями, а штурман дальней бомбардировочной авиации, полковник М.Т. Рябов и пехотинец, рядовой В.В. Яковлев стали Героями Советского Союза. Имена павших в годы войны 52 выпускников увековечены на Памятной доске техникума.

В 1944 г. техникум возвращается в Лодейное Поле и продолжает подготовку специалистов железнодорожных профессий, основной задачей которых становится восстановление разрушенного войной железнодорожного хозяйства. Увеличение грузопотоков в 1950-х гг. обнажило острую нехватку на Кировской магистрали техников – организаторов перевозок и старших техников. Для подготовки соответствующих специалистов в 1956 г. в Лодейнопольском техникуме открывается отделение «Эксплуатация железных дорог».

В 1959 г. Министерство путей сообщения СССР и руководство Октябрьской железной дороги приняли решение о переводе техникума в г. Петрозаводск. Для размещения техникума передается здание управления ликвидированной Кировской железной дороги на ул. Анохина, д. 16, на двух этажах которого расположились учебные аудитории, на двух – общежитие. Уже осенью этого же года техникум продолжил учебную деятельность на новом месте. В следующем, 1960 г. открыто заочное отделение и проведен первый прием на новую специальность «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства», первый выпуск состоялся в 1964 г. В 1967 г. открыта специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте».

В начале 1990-х гг. в Петрозаводском техникуме железнодорожного транспорта был проведен большой объем работы по реализации государственной программы «Школа–колледж–вуз». На основании указания МПС № 6-554 от 15 июля 1993 г. техникум переименован в Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта (ПКЖТ). На основании указания МПС России от 20 мая 2002 г. № 71у ПКЖТ был передан из подчинения Октябрьской железной дороги в непосредственное управление МПС РФ, а после его ликвидации – Федеральному агентству железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ.

Инженерный и руководящий персонал Мурманской – Кировской железной дороги в период эксплуатации комплектовался преимущественно из выпускников Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТа)[93]. Введение новых технологий на железных дорогах страны, совершенствование техники транспорта потребовали увеличения количества высококвалифицированных инженеров. В середине 1950-х гг. МПС организует сеть учебно-консультационных пунктов (УКП) ведомственных вузов на крупных станциях железных дорог СССР. В 1957 г. был создан УКП ЛИИЖТа в г. Петрозаводске, который обучал студентов заочной формы 10 железнодорожных специальностей по неполному циклу (3 курса, с дальнейшим обучением в головном вузе).

В период становления современной российской государственности коренные изменения произошли и в структуре высших учебных заведений. Указанием Министерства путей сообщения РФ № В-2664у от 22.11.1999 г. создан Петрозаводский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения», основой которого стал УКП ЛИИЖТа в г. Петрозаводске.

С 2005 г. проходит структурная оптимизация учебных заведений Федерального агентства железнодорожного транспорта. В 2009 г. Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. № 417-р реорганизован путем присоединения к Петербургскому государственному университету путей сообщения в качестве самостоятельного филиала.

Завершением структурной реформы ПГУПС стало объединение двух самостоятельных филиалов в г. Петрозаводске. В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 11.03.2012 № 82 и приказа ректора от 22.04.2013 № 6/ОД Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» прекратил свою деятельность в качестве филиала и на его базе было создано структурное подразделение по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием в Петрозаводском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения».

С 1 апреля 2014 г. учебное заведение носит современное название: Петрозаводский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I».


 

Заключение

Роль стальных магистралей в транспортном обеспечении государства трудно переоценить. Железные дороги недаром называют кровеносными сосудами страны – ежегодно по ним перевозятся миллиарды тонн народнохозяйственных грузов и огромное количество пассажиров. И нет в стране сколько-нибудь значительной стройки, нет предприятия, отрасли народного хозяйства, работа которых не зависит от железных дорог. Железнодорожный транспорт России интенсивно развивался благодаря универсальности, массовости грузовых и пассажирских перевозок при низкой их стоимости, при этом он является одновременно и наиболее развитой отраслью народного хозяйства.

Ввод в строй Мурманской железной дороги открыл новую страницу в истории развития России и Северо-Западного региона. Исторический опыт строительства этой магистрали является важной составной частью истории нашей страны. Строительство Мурманской железной дороги, одной из последних возведенных в Российской империи, явилось обобщением всего опыта постройки железных дорог в стране с середины XIX в. до первого десятилетия ХХ в. При строительстве в полном объеме использовались накопленные за предыдущие годы научные данные и технические достижения.

Сто лет эксплуатации Мурманской железнодорожной магистрали, связавшей центральную Россию с бассейном Северного Ледовитого океана и названную современниками Великим Северным путем, полностью подтверждают правильность решений, принятых нашими предшественниками.


 

Источники

Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 274. Оп. 2. Д. 11; Ф. 350. Оп. 30. Д. 32; Ф. 772. Оп. 1. Д. 18; Ф. 328. Оп. 3. Д. 152; Ф. 772. Оп. 1. Д. 18; Ф. 1726. Оп. 1. Д. 14; Д. 16; Д. 236; Д. 242; Ф. 1576, Оп. 1, Д. 156; Ф. 350. Оп. 30. Д. 32.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1235. Оп. 47. Д. 17.

Российский государственный архив экономики (РГАЭ), Ф. 1884. Оп. 99. Д. 21; Д. 23; Д. 25.

Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. II – 1. Оп. 2. ДД. 316, 426, 486, 487.

Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 320. Оп. 3. ДД. 1, 15, 16, 66, 262, 525, 549, 938; Ф. 528.Оп. 12. Д. 60/336; Ф. 1710. Оп. 1. ДД. 12, 19 а, 23, 34; Ф. 2441, Оп. 1. Д. 2; Ф. Р-3524. Оп. 1. Д. 4/69.

Текущий архив Петрозаводского региона Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Ф. 1. Д. 93/4628.

Закон от 15 марта 1946 г. О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик – в Советы Министров союзных и автономных республик // Ведомости Верховного Совета СССР: сб. – 1946. – № 10.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 18-ФЗ от 10.01.2003.

Федеральный Закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.2003.

Федеральный Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10.01.2003.

Электронные ресурсы

http://www.mintrans.ru/

http://www.roszeldor.ru/

http://www.pgups.ru/

http://pgups-karelia.ru/

http://rzd.ru/

http://ozd.rzd.ru/

http://www.gov.karelia.ru/

http://new.gov-murman.ru/

http://www.belkomur.com/

http://nmrk.karelia.ru/

Библиографический список

Афанасьев А. И. История нашего края / А. И. Афанасьев, К. А. Морозов, Е. М. Эпштейн. – Петрозаводск: Карелия, 1973.

Браиловский А. От Волхова до Онего. Отрывки из воспоминаний о строительстве железной дороги Званка – Петрозаводск 1914–1917 гг. / А. Браиловский // На рубеже. – 1964. – № 3. – С. 97–103.

Виролайнен В. М. Зеленая улица / В. М. Виролайнен. – М.: Политиздат, 1977.

Волкова Н. Просека жизни и смерти. Как строилась железнодорожная ветка Сорока–Обозерская? / Н. Волкова // Карелия. – № 67 (914). –04.07.2002.

Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. – Т. 2. – М., 1988.

Герои стальных магистралей. Кн. 1. – М., 2000; Герои труда военных лет 1941–1945. – М., 2001.

Голубев А. А. Мурманская железная дорога. История строительства (1894–1917 гг.) / А.А. Голубев. – СПб.: ПГУПС, 2011.

Гринер Д. А. Из истории Мурмана и Мурманской (Кировской) железной дороги / Д. А. Гринер // Летопись Севера. – 1949. – № 1. – С. 175–188.

Гришин В. Ф., Кучаев В. А. Город у Медвежьей Горы. Книга о Медвежьегорске, о районе и не только / В. Ф. Гришин, В. А. Кучаев. – СПб.: Издательство Сергея Ходова; Медвежьегорск: Железнодорожный музей, 2013.

Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. – М., 1985.

Журнал освидетельствования железнодорожной линии Общества Олонецкой железной дороги от разъезда Дубовики Северной железной дороги до станции Петрозаводск. – Петроград: Издательство МПС, 1916.

История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917–1945 гг. – СПб.; – М.: ОАО «Иван Федоров», 1997.

Карелия: энциклопедия. В 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 1. А–Й. Петрозаводск: ИД «Петро Пресс», 2007.

Карельский фронт // Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. – М.: Советская энциклопедия, 1985.

Карельский фронт в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – М., 1984.

Киселев А. А. Кто такой Арнольдов? / А.А. Киселев // Рыбный Мурман. – 1990. – 24 авг.

Ковалевский А. В. Путь к Мурману / А. В. Ковалевский // Железнодорожный транспорт. – 1992. – № 11. – С. 66–69.

Кондратьев З. И. Форсированная постройка железнодорожной линии Петрозаводск – Суоярви / З. И. Кондратьев // Строительство железных дорог и путевое хозяйство. – 1941. – № 2. – С. 4–6.

Лукницкий П. Н. Ленинград действует / П. Н. Лукницкий. – М.: Советский писатель, 1971.

Магистраль имени Октября. – М.: Транспорт, 1990.

Октябрьская фронтовая. – Л.: Лениздат, 1970.

Очерки истории Карелии. Т. II. – Петрозаводск: Карельское книжное издание, 1964.

Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига / Н. М. Румянцев. –Саратов, 1968.

Сидоркин В. Памяти Виролайнена / В. Сидоркин // «Октябрьская магистраль». – 2009. – № 9 (14154). – 13 марта.

Харитонов С. Ф. Рассказ о Великом северном пути / С. Ф. Харитонов. – Петрозаводск: Карелия, 1984.

Харитонов С. Ф., Звягин Ю. К. Мурманская, Кировская, Октябрьская / С.Ф. Харитонов, Ю.К. Звягин. – Петрозаводск: Карелия, 1996.

 

 

Автор благодарит за предоставленные материалы и помощь в издании книги:

Руководство Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»;

Службу технической политики Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»;

Территориальное управление Петрозаводского региона Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»;

Дирекцию управления движением Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»;

Дорожный центр научно-технической информации Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»;

Музей Октябрьской железной дороги;

Государственное казенное учреждение Республики Карелия Национальный архив Республики Карелия;

Национальный музей Республики Карелия;

 

Липаева С. В., Молодцова В. Н., Меладзе Э. М., Шаранова П. И., Черниговского Ю. М., группу студентов Д-357 Петрозаводского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I».

 

 

Содержание

Вступительное слово................................................................................. Проект железнодорожной магистрали к Ледовитому океану – пути решения и реализация (1870–1915)......................................................... Ввод в эксплуатацию головного участка магистрали............................. Фронтовая магистраль Гражданской войны........................................... Мирный труд на благо Родины................................................................ Кировская магистраль во Второй мировой войне.................................. Восстановление магистрали в послевоенный период............................ Северный ход Октябрьской железнодорожной магистрали.................. От СССР к России: реформа российского железнодорожного транспорта и перспективы его развития на Северо-Западе............................ Кузница кадров северного хода Октябрьской магистрали.................... Заключение................................................................................................ Библиографический список......................................................................    

 

 

Научное издание

 

Голубев Александр Анатольевич

 

МАГИСТРАЛЬ К ОКЕАНУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.194 (0.009 с.)