Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8.Основные теории мотивацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия. Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций. Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом. Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических). Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха). Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации: Ø содержательные теории основаны на изучении потребностей человека, побуждающих человека к действию. Авторами наиболее известных содержательных теорий являются; Абрахам Маслоу(теория иерархии потребностей), Фредерик Герцберг (двухфакторная теория), Мак-Клелланд (теория приобретенных потребностей), Клейтон Альдерфер (теория ERG);
Ø процессуальные теории мотивации более совершенны, основное внимание в них уделяется типам поведения людей при достижении целей, удовлетворяющие конкретные человеческие потребности. Согласно процессуальным теориям поведение личности определяется функциями восприятия и ожидания. Наиболее интересными являются теория ожидания Виктора Врума, теория справедливости и комплексная процессуальная теория, включающая элементы обеих вышеназванных теорий (авторы Лайман Портер и Эдвард Лоулер). Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей: Ø физиологические потребности (уровень 1); Ø потребность в безопасности (уровень 2); Ø социальные потребности (уровень 3); Ø потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4); Ø потребность в самовыражении (уровень 5)
Рисунок 15.Теория потребностей Маслоу
Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня. В основе теории Маслоу лежат следующие положения:
Экспериментальные исследования частично подтвердили теорию Маслоу и позволили сформулировать следующие недостатки: 1. Четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу не существует 2. Удовлетворение одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей человека. 3. Теории Маслоу не удалось учесть индивидуальные отличия людей. В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности. С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.
Рис. 16. Теория МакКлелланда Теория ERG К. Альфреда построена на предположении, что все потребности человека могут быть объединены в три отдельные группы – потребности существования (existence), связи (resistance) и роста (growth). Потребности существования включают две нижние группы потребностей иерархической пирамиды Маслоу: физиологические и безопасности, не считая групповую безопасность. Потребности связи, по Альфреду сюда включаются: потребность в групповой безопасности, и часть потребностей признания как стремление человека иметь определенный социальный статус в обществе, в котором он вращается. Потребности роста связаны со стремлением к развитию собственного потенциала, самосовершенствованию. Процесс движения вверх по уровням потребностей иерархической структуры Альфреда называется процессом удовлетворения потребностей, процесс движения вниз – процессом фрустрации (неудачи в стремлении удовлетворения потребностей).
В качестве критических замечаний к теории Альдерфера следует отметить, что она относительно новая и не имеет большого количества эмпирических подтверждений, как другие содержательные теории мотивации. В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:
Процессуальные теории мотивации. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане, нежели содержательные теории. Согласно им, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Теория ожиданий основывается на том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен надеяться не на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Рис. 19. Элементы теории ожидания Рис. 20. Модель мотивации по Вруму 1. Ожидания и отношении затрат труда - результатов (З-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. То есть если люди чувствуют, что прямой связи между затрагиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. 2. Ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р—В) - Ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Здесь необходима полная взаимосвязь, иначе мотивация будет ослабевать. 3. Валентность - это предполагаемой степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Если валентность низка, те. ценность получаемою вознаграждения для человека но слишком велика, то но теории ожиданий, мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать. Экспериментальные исследования обычно свидетельствуют в пользу теории ожидания. Теория справедливости отталкивается от того, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс, то у человека возникает психологическое напряжение. Основной вывод теории справедливости для практики теории управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не стонут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труде Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В модели фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера -Лоулера, устанавливается соотношение между вознаграждением и. результатами, т.е человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Рис.21. Модель Портера -Лоурели
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.007 с.) |