Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8.Основные теории мотивации

Поиск

Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.

Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.

Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.

Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).

Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

Ø содержательные теории основаны на изучении потребностей человека, побуждающих человека к действию. Авторами наиболее известных содержательных теорий являются; Абрахам Маслоу(теория иерархии потребностей), Фредерик Герцберг (двухфакторная теория), Мак-Клелланд (теория приобретенных потребностей), Клейтон Альдерфер (теория ERG);

 

Ø процессуальные теории мотивации более совершенны, основное внимание в них уделяется типам поведения людей при достижении целей, удовлетворяющие конкретные человеческие потребности. Согласно процессуальным теориям поведение личности определяется функциями восприятия и ожидания. Наиболее интересными являются теория ожидания Виктора Врума, теория справедливости и комплексная процессуальная теория, включающая элементы обеих вышеназванных теорий (авторы Лайман Портер и Эдвард Лоулер).

Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:

Ø физиологические потребности (уровень 1);

Ø потребность в безопасности (уровень 2);

Ø социальные потребности (уровень 3);

Ø потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);

Ø потребность в самовыражении (уровень 5)

Первичные потребности (обусловлены генетически)
Вторичные потребности (формируются в ходе познания, опыта)

Рисунок 15.Теория потребностей Маслоу

 

Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.

В основе теории Маслоу лежат следующие положения:

  • потребности делятся на первичные и вторичные и образу­ют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;
  • поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
  • после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.

Экспериментальные исследования частично подтвердили теорию Маслоу и позволили сформулировать следующие недостатки:

1. Четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу не существует

2. Удовлетворение одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей человека.

3. Теории Маслоу не удалось учесть индивидуальные отличия людей.

В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности.

С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.

Потребности низших уровней (как правило) удовлетворены

Рис. 16. Теория МакКлелланда

Теория ERG К. Альфреда построена на предположении, что все потребности человека могут быть объединены в три отдельные группы – потребности существования (existence), связи (resistance) и роста (growth).

Потребности существования включают две нижние группы потребностей иерархической пирамиды Маслоу: физиологические и безопасности, не считая групповую безопасность.

Потребности связи, по Альфреду сюда включаются: потребность в групповой безопасности, и часть потребностей признания как стремление человека иметь определенный социальный статус в обществе, в котором он вращается.

Потребности роста связаны со стремлением к развитию собственного потенциала, самосовершенствованию. Процесс движения вверх по уровням потребностей иерархической структуры Альфреда называется процессом удовлетворения потребностей, процесс движения вниз – процессом фрустрации (неудачи в стремлении удовлетворения потребностей).

 

Потребности роста
Потребности существования
Потребности связи
Не удовлетворены
Процесс фрустрации
Удовлетворены
Процесс удовлетворения
Рисунок 17.Модель теории мотивации К. Альдерфа

 

 


В качестве критических замечаний к теории Альдерфера следует отметить, что она относительно новая и не имеет большого количества эмпирических подтверждений, как другие содержательные теории мотивации.

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

  • потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
  • наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
  • для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
  • для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
  • Потребности
    • Гигеинические факторы
      • Размер оплаты
      • Условия труда
      • Межличностные отношения
      • Характер контроля
    • Мотивирующие факторы
      • Ощущение успеха
      • Продвижение по службе
      • Ответственность
      • Рост возможностей

Процессуальные теории мотивации.

Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане, нежели содержательные теории. Согласно им, поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Теория ожиданий основывается на том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием моти­вации человека на достижение определенной цели. Человек должен надеяться не на то, что выбранный им тип поведения действительно при­ведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

Входы: усилия
Уровень исполнения
Выходы: ресурсы
Ожидания, что усилия приведут к желаемому уровню исполнения E→P
Закрепление утверждения. Что полученные результаты при данном трудовом процессе аналогичным образом будут получены при последующем трудовом процессе.
Мотивация
Ожидания, что уровень исполнения принесет желаемые результаты P→O

 

 


Рис. 19. Элементы теории ожидания

Рис. 20. Модель мотивации по Вруму

1. Ожидания и отношении затрат труда - результатов (З-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. То есть если люди чувствуют, что прямой связи между затрагиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать.

2. Ожидания в отношении результатов - вознаграждений (Р—В) - Ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Здесь необходима полная взаимосвязь, иначе мотивация будет ослабевать.

3. Валентность - это предполагаемой степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Если валентность низка, те. ценность получаемою вознаграждения для человека но слишком велика, то но теории ожиданий, мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.

Экспериментальные исследования обычно свидетельствуют в пользу теории ожидания.

Теория справедливости отталкивается от того, что люди субъек­тивно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показыва­ет дисбаланс, то у человека возникает психологическое напряжение.

Основной вывод теории справедливости для практики теории управления состоит в том, что до тех пор, пока люди не стонут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труде

Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В модели фигурируют пять пе­ременных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

Согласно модели Портера -Лоулера, устанавливается соотно­шение между вознаграждением и. результатами, т.е человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за дос­тигнутые результаты.

 

 

Рис.21. Модель Портера -Лоурели

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.007 с.)