Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции общения – это то, для чего предназначено общение.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальные функции общения ☻ Организация совместной деятельности ☻ Управление поведением и деятельностью ☻ Контроль Психологические функции общения ☻ Функция обеспечения психологического комфорта личности ☻ Удовлетворение потребности в общении ☻ Функция самоутверждения Современная наука выделяет следующие основные этико-психологические принципы управленческого общения. 1. Принцип создания условий для проявления личностного потенциала сотрудников, их профессиональных знаний, опыта, способностей. Этому во многом способствует делегирование полномочий руководителя, т.е. передача подчиненным ряда задач или некоторых видов деятельности из сферы действий руководителя. Техника делегирования полномочий предполагает: ▪ подбор подходящих сотрудников, ▪ распределение сфер ответственности, ▪ координацию выполнения порученных задач, ▪ стимулирование и консультирование подчиненных, ▪ контроль и оценку их деятельности. Не подлежат делегированию такие функции руководителя, как: ► установление целей, ► окончательную формулировку целей, планов, программ, ► принятие решений, ► контроль результатов, ► руководство сотрудниками и мотивация их деятельности, ► задачи особой важности и высокой степени риска, ► актуальные срочные дела строго доверительного характера. 2. Принцип полномочий и ответственности. Каждый работник должен четко знать свою должностную компетенцию, т.е. задачи, обязанности и права по их реализации Руководитель призван заботиться о создании социального, служебного и персонального статусов своих сотрудников. Социальный статус – это соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, определенных правопорядком и моралью. Служебный статус – это регламентация служебных прав и обязанностей работника, использование его в соответствии с профессиональной квалификацией, систематическая и справедливая оценка личностно-деловых качеств. Персональный статус означает удовлетворенность работников своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей 3. Принцип поощрения и наказания. Всякий человек стремится к самоутверждению, и большинство из нас – к признанию своей значимости именно в производственной сфере. Поэтому руководитель должен уметь видеть не только наиболее активных и добросовестных работников, но и отмечать отдельные, пусть небольшие, успехи каждого подчиненного. Отдавая дань традиционным формам поощрения, руководитель должен помнить, что новизна и «штучность» поощрения – мощные стимулы развития творческой активности личности. Несвоевременная и неадекватная оценка личности руководителем и коллективом вызывает у нее желание восстановить справедливость, что в случае недооценки заслуг кого-либо из сотрудников чревато снижением уровня его трудовых достижений, повышением уровня конфликтности и появлением у него чувства неудовлетворенности и обиды. Наказания как меры воздействия на подчиненного не может быть главенствующим, и применять его нужно только строго индивидуально, в соответствии с проступком. При этом следует помнить, что оценке подлежит именно поступок, а не личность «нарушителя» в целом. 4. Принцип рационального использования рабочего времени руководителя. Исследования показывают, что из каждой сотни менеджеров лишь один имеет достаточно рабочего времени, десятерым требуется на 10% больше времени, сорока менеджерам нужно дополнительно 25% времени, остальным не хватает и дополнительных 50%. Описано много принципов и приемов использования рабочего времени. В качестве главного можно назвать принцип приоритетов. Суть принципа приоритетов проста: распределять дела в порядке их значимости и начинать с самого существенного. Согласно принципу В. Парето («80-20»), в процессе работы за 20% расходуемого времени менеджер достигает 80% результатов а остальные 80% затраченного времени дают лишь 20% общего итога.
Содержание общения Механизм процесса обмена информацией между отправителем сообщения и получателем через информационный канал можно описать четырьмя основными этапами (рис. 2). Рис. 2. Организация (технология) общения Содержание общения – совокупность элементов коммуникации, связанных между собой таким образом, чтобы с максимальным эффектом передать сообщение и получить на него ответ (квитанцию) (рис. 3).
Рис. 3. Содержание коммуникации (общения) Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная[2]. В структуре управленческого общения, как, впрочем, и любого другого вида общения выделяют три составляющие – коммуникативную, интерактивную и перцептивную . 1.2.1. Коммуникативная составляющая общения – это обмен информацией, ее понимание. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Коммуникативное взаимодействие можно классифицировать по разным основаниям: - с точки зрения особенностей психического отражения (интеллектуальное, эмоциональное, образное, ассоциативное); - с точки зрения сосредоточения интересов сторон (противоборство компромисс, сотрудничество, уход, нейтралитет); - по числу, характеру и степени вовлеченности субъектов в процесс взаимодействия (монолог, диалог, полилог); - по организационным формам коммуникативного воздействия (деловая беседа, совещание, прием по личным вопросам, пресс-конференция); - по средствам коммуникации общение бывает двух видов – речевое и неречевое (невербальное). Невербальные средства общения в свою очередь делятся на: - оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика), - паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность), - экстралингвистические (паузы, плач, смех), - пространственно-временные (взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и др.). Состояние людей, их отношения, намерения, характерологические особенности наглядно проявляются в мимике, жестах, позах, походке и т.д. Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются и поэтому оказываются для руководителя важнейшим источником достоверной информации, необходимой для выбора правильной стратегии общения с конкретной аудиторией. Используя жесты, вызывающие положительную реакцию подчиненных, руководитель может добиться их расположения, повысить свои статус. При помощи невербальных средств общения он может управлять вниманием и состоянием аудитории. Элементами невербальной коммуникации являются мимика (выражение лица, ширина зрачка, контакт глазами и др.), частота дыхания, жесты, походка, одежда, символы статуса, тембр голоса и интонация, пространство, разделяющее говорящих. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 90% коммуникаций осуществляется с помощью невербальных средств выражения. При этом вербальный канал используется главным образом для передачи информации, тогда как невербальные сигналы служат выражением межличностных отношений, а в некоторых случаях применяются вместо словесных сообщений. Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека (у детей они читаются легче), пола, национальности (сравните, например, жестикуляцию итальянцев и шведов), типа темперамента, социального статуса, уровня профессионализма (чем выше социально-экономическое положение и профессионализм человека, тем меньше развита у него жестикуляция и беднее телодвижения) и других показателей. Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, нужно руководствоваться следующими правилами: (1) Судить следует не по отдельным жестам (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а по их совокупности (это можно сравнить с фразой). (2) Жесты нельзя трактовать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные на груди руки) на переговорах может означать скованность, нежелание участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек, стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке, наверняка попросту замерз. (3) Следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно разные значения. (4) Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому. (5) Помните о «второй натуре», т.е. о той роли, которую в данный момент и в течение длительного отрезка времени (иногда в течение всей жизни) играет человек. Эта роль может быть избрана для маскировки, компенсации негативных качеств. Человек, играющий роль высокомерного, отважного, использует и соответствующие роли жесты, скрывая свою неуверенность или трусость. Важно отличать эту «вторую натуру» от истинной, чтобы невербальные сигналы не ввели вас в заблуждение. (6) Другие факторы, оказывающие влияние на интерпретацию жестов. Это может быть состояние здоровья. К примеру, у близоруких зрачки всегда расширены, а у дальнозорких сужены. Больной полиартритом предпочитает избежать рукопожатия, опасаясь боли в суставах. На ширину зрачка также влияет яркость света, на стремление избежать рукопожатия – профессия. Последнее касается художников, музыкантов, хирургов и людей других профессий, где требуются чуткие пальцы. Организация пространства. Эффективность общения руководителя с аудиторией или несколькими собеседниками непосредственно зависит от размещения участников диалога друг относительно друга. Выделяется несколько зон общения. (1) Интимная зона (до 50 см) В нее допускаются только очень близкие люди, и всякая непрошенная попытка нарушить это пространство вызывает негативную реакцию. Деликатность, умение держать дистанцию – непременное условие плодотворного общения. (2) Личная зона (от 50 см до 1,2 м). Это зона общения хорошо знакомых людей и заинтересованных друг в друге партнеров. (3) Социальная зона (от 1,2 м до 3,5 м). Зона общения с большинством людей. Сила индивидуального психологического воздействия в этой зоне общения значительно слабее. (4) Общественная зона (более 3,5 м). Это зона общения в аудитории. На расстоянии более 8 м эффективность общения резко снижается. Для руководителя важно правильно выбрать расстояние не только между ним и собеседником, но также учесть компактность и конфигурацию размещения слушателей в зависимости от цели и формы общения. Рассредоточенная в большом зале, аудитория значительно меньше поддается влиянию говорящего, легче «выключается» из общения. Если преимущественно монологические формы общения (лекция, доклад) допускают традиционное расположение – оратор лицом к аудитории, сидящей рядами, то диалогические формы общения при таком расположении непродуктивны. Вот некоторые, наиболее эффективные варианты размещения аудитории при диалогических (полилогических) формах общения (См.: Горелов И. Н. и др. Умеете ли вы общаться? М., 1991). (1) Единая команда. В центре – организатор обсуждения, остальные участники – круг заинтересованных людей. (2) Блочный метод. Такое расположение подходит для организации диспутов, «круглых столов». Участники обеспечены микрофонами. При необходимости микрофоны устанавливаются в зале. (3) Расположение участников друг напротив друга. Этот способ размещения эффективен, когда предстоит обсуждение, участники которого придерживаются противоположных взглядов. (4) «Треугольник». Участников немного, и они могут общаться непосредственно. В центре – организатор (лидер общения). (5) «Круглый стол». Роль организатора общения минимальна. Все участники находятся в равном положении. Если участников дискуссии много, то возможен еще один (внешний) круглый ряд. 1.2.2. Другая составляющая общения – интерактивная, характеризующая общение как взаимодействие. В истории социальной психологии известно несколько попыток описать структуру взаимодействия. Большое распространение получила «теория социального действия», в которой в различных вариантах описывается индивидуальный акт действия. Фиксировались компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменение. К этой идее обращались социологи М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и социальные психологи Янг, Фримен и др. В качестве примера можно рассмотреть реализацию этой идеи в теории Парсонса. По его мнению, в основе деятельности лежат межличностные взаимодействия и на них строится человеческая деятельность как результат единичных действии. В качестве элементов предлагаемой им схемы выступают: а) «деятель» (субъект действия), б) «другой» (объект, на который направлено действие), в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые защищает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. У Щепаньского центральным понятием описания социального поведения оказывается понятие социальная связь. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта, в) социального контакта (совместная деятельность), г) взаимодействия, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действия). Во взаимодействии, прежде всего, выделяют два противоположных его вида: - кооперацию - конкуренцию. Разные авторы обозначают эти два вида различными терминами: согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация и т.д. В одном случае анализируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности, в другом – «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой препятствия для нее. 1.2.3. Третья – перцептивная составляющая общения – это восприятие одним партнером по общению другого. Механизмы процесса восприятия таковы: 1) идентификация (уподобление себя другому, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место); 2) стереотипизация (восприятие на основе «социального стереотипа» – схематического, стандартного образа человека как представителя определенной социальной группы. В соответствии со стереотипом профессор, например, рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни, а все англичане худощавы, надменны и хладнокровны); 3) рефлексия. В социальной психологии слово «рефлексия» употребляется не в том значении, в котором оно обычно употребляется в философии, – как познание субъектом самого себя. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению; 4) обратная связь (основывается на ответных реакциях партнера по общению); 5) эмпатия (это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, восприятие на основе чувств). Восприятие зависит от личностных особенностей воспринимающего, от его жизненного опыта, от установки, обстоятельств и т.д. (см.: Приложение 1)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.009 с.) |