Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о функциональных стилях речи



 

Это типы литературного языка: 1)обслуживающие определённые сферы деятельности людей; 2)возникающие на экстролингвистической основе; 3)тесно связанные с целями и задачами коммуникации; 4)отличающиеся принципами отбора сочетания и функционирования языковых единиц. Для выделения стилей выделено 3 функции языка: сообщение(деловой и научный стиль), общение(обиходно бытовой стиль), воздействие(публицистический, художественно – литературный). Кожина Маргарита Николаевна в 1968 разрабатывает концепцию функциональных стилей речи. В основу классификации положила форму общественного сознания (наука, политика, право, искусство). 1)Экстролингвистические факторы – внеязыковые, относящиеся к реальной действительности факторы, то, что окружает язык: форма общественного сознания которую обслуживает данный тип речи; форма стиля (общение, сообщение, воздействие); форма мысли (конкретный, обощенно – обстрактный); адресант и адресат (обобщенный и конкретный). 2)Стилеобразующие факторы: жанровость, стандарт или экспрессия, точность (невозможность истолкования или наоборот), стилевая окраска (долженствование, приказ), наличие или отсутствие реквизитов(время, место, адрес). 3)Собственно – лингвистические факторы (лексические факторы, морфологические, синтаксические особенности).

 

Разговорный стиль речи

 

Этот стиль нужен для бытового общения, происходит обмен информации по бытовым вопросам. Неофициальность и непринужденность, неподготовленность, преобладание устной формы, характер мышления конкретный. Форма общения диалог. Функция – общение. Стилевые черты: непринуждённость, эмоциональность, оценочность, жесты и мимика, неполнота действий, обращение к образам, а не понятиям. Лексика: эмоциональная лексика и фразеология(картошка, книжка, доченька, кот наплакал), употребление простроречных, сниженных слов, низкий процент отвлеченных слов, наличие окказиональных слов, жаргон. Словообразование суффиксальное, повторы слов. Морфология: глагольный характер, редки краткие прилагательные. Синтаксис: много информации, эллитичность, сочинительная связь, изобилие вводных слов и междометий, избытычность речи. Жанры: дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма.

 

Научный стиль речи

 

Бывает: собственно – научный, научно – популярный, научно – технический. Сфера деятельности – наука. Цель – раскрытие существующих научных явлений. Функция – сообщение. Характер мышления – общественно – абстрактный. Адресат – обобщенный. Адресант – обобщенный. Стилевые черты: обобщенный характер, логичность, объективность, точность изложения, жанровость выражена слабо, научная тематика.. Лингвистические параметры: метофоризация со стертой образностью; терминология; абстрактная лексика; много имен, прилагательных; авторское МЫ вместо Я; множественное число используется там, где в нейтральном стиле его нет (ГЛИНЫ, ШУМЫ); Существительное на ЕНИЕ (глагол + существительное вместо глагола). Синтаксис: причинно-следственные конструкции; простое предложение со значением причины; нейтрализация временных отношений; структура с семантикой выделения (много вводных слов); обороты (по мнению, как сказал); неопределенно-личные, пассивные конструкции; цепочки родительного падежа; прямой порядок слов. Тенденции: стирание резких отличий в текстах разных наук, лаконизм изложения, увеличение клеше. В научно-популярном появляется доступность, эмоции, и функция воздействия.

Такие слова, как классификация, валентность, буря, горение, романтизм. Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, нацчный доклад, лекция.

 

Официально-деловой стиль речи

 

Бывает административный (канцелярский), юридический, дипломатический. Сфера деятельности – право. Тип мышления – обобщенно абстрактный. Адресат – обобщенный(те люди, которые работают с юр. Актами); Адресант – тоже обобщенный (государство). Функция – сообщение. Жанровость ярко выражена. Стилевые черты: стандартизированность; точность, невозможность истолкования; стилевая окраска – долженствование; наличие реквизитов; неличный характер текста; именной характер речи, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности. Лингвистические параметры: лексика (терминология, слова и обороты со стилевой окраской, отстутствие эмоциональности, архаизмы); морфология(существительные с названием должности, существительные называющие лиц по функциональному признаку – клиент, пассажир, квартиросъемщик, замена глаголов на отглаголенные существительные с суфф. ЕНИЕ); Синтаксис (обороты и однородные члены, использование пассивных конструкций-вопрос решается, именной характер речи, использование причинно –специальных придаточных порядков слов. Слова: истец, ответчик, полномочия, надбавка, данный, нижеследующий, довести до сведения. Жанры: законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги.

 

Религиозно и рекламный стиль

 

РП. Форма общественного познания – религия. Функция воздействия – характер общения абстрактно конкретный. Стилевые черты: экспрессивность, эмоциональность, создание образов, образность. В основе лежит старо-славянский язык. Лексика: (литургия, молебек, владыка) слова используются в нейтральном стиле, имеют другое значение. Жупел (в церковно-славянском) – смола для грешников; в современном языке – нечто внушающее страх. Котавасия – песнопение; в современном языке – суета. Морфологические признаки: человеки, владыка; обилие причастий, трудности, связанные с системой глагольных форм, 2 формы прошедшего времени.

Рекламный стиль обслуживает рыночные отношения (экономику). Функции: информирование, продвижение товара, экономическое. Адресат – конкретен. Адресант – обощен. Стилевые черты: образность, оценочность, чувственный характер речи. Лексика: метафора, эпитеты, название товаров услуг. Мофрология: сравнительная, превосходная степени сравнения(лучшие, первые, низкие). Синтаксис: экспрессивность, именительный темп, повелительное наклонение, манипуляция.

 

Газетно публицистический стиль речи

 

Форма обслуживания – политическая жизнь, газеты, журналы, телевидение. Функция воздействие и убеждение с целью формирования какой либо позиции, побуждение к действию, сообщение с целью привлечь внимание к важному вопросу. Основная задача- воздействие, жанровость, выразительность, экспрессия, наличие стандарта, штамп. Стилевые особенности: логичность, открытая оценочность и эмоциональность, призывность, простота и доступность речи. Лексика: много разговорных слов, окказиональная лексика(авторские неолгизмы), трансформированные неологизмы, демократизация речи, изобразительно – выразительные средства (метафоры, сравнения, аллегории). Жанры: статья, очерк, проблемный очерк, эссе, мышления о жизни, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании.

Понятие и слово

 

Лексикология – наука изучающая словарный состав языка. Объект изучения –слова.

Понятие – обобщенное отражение в сознании сюдей, основные представления о свойствах реального мира.

Слово – называет эти реалии, предметы, явления. Признаки слова: фонетическая оформленность; наличие одного ударения; соотнесенность знаменательных слов с понятиями; непроницаемость слова; отнесенность к частям речи; воспроизводимость. Слово рассматривается на всех языковых уровнях: фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом. Лексикология изучает 2 типа отношений: парадигматические(образец) и синтакгматические (нечто соединенное). Парадигматические указывают на объединение слов в разные группы на основе определенных признаков(синонимы, антонимы паронимы амонимы). Синтагматические указывают на закономерости сочетания слов друг с другом. Лекикологич изучает фразеологизмы. Синтаксис – свободную связь слов.

Слово имеет внешние и внутренние стороны. Внешняя сторона- звуковое произношение слова. Внутренняя сторона – то, что это слово означает. Значение слова – это известное отображение предмета, явления в сознании, входящие в структуру слова в качестве его внутренней стороны, по отношению к которой, звучание слова выступает как материальная оболочка, необходимая для выражения значения, сообщения его людям.

Типы лексических значений бывают по соотнесенности с действительностью (прямые - ветвь дерева, переносные – железнодорожная ветвь); по степени мотивированности (непроизводные – ветвь дерева, производные – железнодорожная ветвь); по лексической сочетаемости (свободные – черная ворона, несвободные: фразеологические(белая ворона), синтаксически обусловленные в переносном значении используются позиция сказуемого, конструктивно – ограниченные в переносном значении и в родительном падеже, по характеру выполнения функции); по характеру выполнения функции(номенативная – ворона каркнула, экспрессивная – несешь ахинею).

 

Определение семы. Типы сем

 

Сема – наименьшая единица значения слова. Семема – внутренняя сторона слова, значение слова, состоит из сем. Выделяют архисему (родовую сему) и дифференциальную сему (отличающие данный предмет от других). Стакан – сосуд, для питья, форма цилиндрическая, из стекла без ручки. Семы делятся на: ядерные (именно по ядерным силам предметы объединяются в понятия); периферийные (вероятностные, непостоянные признаки предмета создают образность, экспрессивность). Выделяют компоненты лексического значения: декотативный (самый главный, понятный, логический, отражает общие понятийные признаки); коннотативный (оценочный по отношению к предмету, имеет микрокомпоненты – эмоциональные, экспрессивные, оценочные); Эмпирический (образный имеют чувственно – наглядный образ). Типы лексических значений бывают по соотнесенности с действительностью (прямые - ветвь дерева, переносные – железнодорожная ветвь); по степени мотивированности (непроизводные – ветвь дерева, производные – железнодорожная ветвь); по лексической сочетаемости (свободные – черная ворона, несвободные: фразеологические(белая ворона), синтаксически обусловленные в переносном значении используются позиция сказуемого, конструктивно – ограниченные в переносном значении и в родительном падеже, по характеру выполнения функции); по характеру выполнения функции(номенативная – ворона каркнула, экспрессивная – несешь ахинею).

 



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.01 с.)