Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Норма на разных уровнях. Тенденции её развития.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Литературный язык – это нормированный язык и норма проявляется на разных уровнях. Уровни: орфоэпическая, орфографическая, словообразующая, лексическая, грамматическая, пунктационная. Нарушение нормы могут демонстрировать: неграмотность, волнение. Ступени нормы: норма стандарт (строгая разновидность); норма нейтральная (допускает колебания и варианты); разговорная (разговорный стиль речи). Трёхступенчатость нормы связана с расширением социальной базы говорящего. Сейчас язык гораздо более демократичен, чем до перестройки. Сегодня происходит экономия речевых средств из-за больших объемов информации. Норма в течении 100 лет менялась. В 1920 – произошла ломка нормы. В 1940-50 – происходит возврат к пержней норме. В 1950 -70 – литературная норма устоялась. Кодификация – закрепление нормы в словаре, справочнике. Кодификация предписывает, указывает на жесткую регламентацию; отражает описывает, фиксирует состояние языковой нормы; предсказывает, указывает тенденции в развитии нормы. Норма бывает строгая (дикторская речь) и младшая (свободная, допустимая). Существует лексическая, синтаксическая норма. Лексическая норма- ошибки в словоупотреблении: тавтология – повтор в одном предложении одного или того же слова; плеоназм – сочетание слов, полностью или частично повторяют по смыслу друг друга(смелый риск); употребление слов, похожих по звучанию, но имеющих разное значение (дипломат – дипломант); нарушение лексической сочетаемости (большой уровень знаний, пожилая лошадь); снижение, искажение фразеологизмов (как сквозь землю кануть); неправильное использование иностранных слов (новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной работы); злоупотребление канцеляризмами (все вышеуказанные проблемы –если используется в речи); Норма в грамматике – род у существительных (м.р. – занавес, банкнот, ласт, корректив, путь, рельс; ж.р. – бакенбарда, вуаль, катаракта, мозоль); род названий лиц женского пола по профессии (педагог, врач, техник, физик); род несклоняемых существительных (неодушевленные предметы – депо, пальто; животные мужского рода – какаду, шимпанзе; географические названия – солнечный Тбилиси); склонение иностранных фамилий (я люблю жюля верна); русские и иностранные фамилии, оканчивающиеся на согласную склоняются, если относятся к мужчинам и не склоняются, если относятся к женщинам (сергею бондарчуку, но наталье бондарчук); не склоняются фамилии на –аго,-яго,-его,-ово, -ых, -их(Живаго); не склоняются, если оканчиваются на гласный звук; окончание родительного падежа множественного числа(пара сапог, валенок, чулок); название национальностей (англичан, болгар, грузин, осетин, лезгин, румын, турок, но киргизов, узбеков, якутов); названия единиц измерения (20 ампер, ватт, вольт, 5 аршин); материализованное окончание –ов у фруктов(томатов, мандаринов, апельсинов); числительные (нет двух тысяч пятисот семидесяти трех друзей). Синтаксическая норма – ошибки, связанные с нормами управления (обидеться на кого, что; обрадован кем, чем; рассердиться на кого-либо, что-либо); используются не те предлоги(приехал из москвы, узнал от тебя, скучаю по вам); создание двусмысленности в результате не различения субъекта родительного падежи и объекта родительного падежа (на стене висели портреты репина- толи работы, толи он сам); ошибки при однородных членах (нельзя цепляться и висеть на подножках); использование деепричастного оборота (выходя из транспорта у меня слетела шляпа); употребление однородных членов (в книге описывается происхождении религии и какими обрядами она сопровождалась).
Фонология как раздел языкознания
Фонология – это часть фонетики, изучающая структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Основы заложил де Куртене. Позиционное чередование звуков нужно чередовать в фонемы. Фонемы – это ряд позиционно чередующихся звуков; две фонемы могут совпадать в одной позиции: сомА, сАма (фонема А). Фонемы а, э, и в безударном слоге после мягкого согласного нейтрализуются: лягушка, весна, лиса. Выделяют 5 главных фонем(московская фонемная школа) – А, О, Э, И, У (Ы – нет в начале слова). Питерская школа – А,О,Э,И,У,Ы. Согласные звуки: 1) на конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими (ду[б]ы –ду[п], ро[з]а –ро[с]); 2) не может быть сочетания шумных согласных, не одинаковых по глухости или звонкости, перед глухими звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глугих согласных (ска[з]очка – ска[ск]а, ло[ж]ечка – ло[шк]а), перед звонкими глухие заменяются звонкими и возникает сочетание звонких согласных (про[с’]ить – про[з‘б]), перед «в» замена глухого согласного звонким происходит только тогда, когда после «в» произносится звонкий шумный(с врачом, с вами); 3)сонорные согласные на конце слова и перед глухими могут факультативно заменяться полуглухими или глухими (вихрь, вопли, ритм, песня), такие же звуки возможны в начале слова перед глухими (ртуть, льстить, мстить). 4) зубные перед мягкими зубными(мо[ст] – мо[с’т’]ик, ле[сн]ой – ле[с‘н’]ик); перед т’,д’,с’,з’ обычен и н’(бант – бантик, романс- о романсе); на месте мягкого согласного в этой позиции иногда наблюдается произношение твердого в конце приставки или предлога(расьтирать и растирать), после твердого согласного(по[лст’]и - по[лст’]и), звуки «л» и «ль» не учавствуют в действии этой закономерности. Твердый л не заменяется мягким(полный – полнЕй); 5)перед «чь», «шь» звук «н» заменятется «нь»(вагон – вагончик, тонкий –утонченный); Гласные звуки: 1) после твердых согласных звуки переднего ряда «и», «э» отодвигаются назад (игры – сыгран, эра – веру)
Фонетика как раздел языкознания
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Бывают гласные и согласные звуки. К фонетическим единицам относятся: звук, слог, такт, фраза. Фонетика изучает материальную сторону языка, работу произносительного аппарата, акустическую х-ку звуковых явлении. При произношении звука – тоны и шумы. Тон – гласные произносятся. Тон+шум- звонкие согласные. Шум – глухие согласные.Артикуляционное характеристика гласных включает движение языка по горизонтали(ряд) и по вертикали(подъем). Существует низкий, средний и верхний подъем. Лабиализация (участие губ) – гласные О,У. Артикуляционная характеристика согласных выделяет активные (верхняя губа) и пассивная (нижняя губа) органы. По месту образования: губно-губные, губно-зубные, язычные(зубные; передненебные(Ш, Ш’, Р, Р’, Ж, Ж’); средне-небные (Й); задненебные (К, К’, Г, Г’, Х, Х’). По способу образования: смычные(при прохождении воздуха проход закрыт), щелевые(если воздух проходит через щель). Смычные бывают: носовые(Н, Н’, М, М’); взрывные (П, П’, Т, Т’, Д, Д’, К, К’, Г, Г’); дрожащие (Р, Р’); африканты (при произношении Африкантов смычка переходит в щель и с шумом проходит сквозь неё, Ч и Щ). Щелевые бывают: боковые (Л, Л’); срединные (В, В’, С, С’, З, З’, Ф, Ф’). Теория письма
Корни письма лежат в основе фикикийского письма, Далее заимствовано греческое – архаическое письмо, восточно- греческое, классическое греческое письмо, византийское письмо, славяно – кирилловское письмо, далее была придумана современная азбука кирилла и мефодия. Кириллическое письмо исп. Греческие буквы. Славянское письмо создали для Болгарского языка. Кириллица хотя и связана с именем Кирилла, была создана последователями великих просвятителей в конце 9-10 вв. Цель- перевод библии на славянский язык. Буквенный состав соответствовал древней ботарской речи, буквы были стилизованы по византийскому образцу, а в алфавите были добавлены буквы Ж и Ш. В алфавит введены дублетный И. К 11-14 вв. письменность х-сь типом письма – устав. К 15 в. Развивается полуустав (Кириллический вид письма) – буквы теряют строиге формы, появляются варианты написания одной буквы. Приходит скоропись – письмо, которым пользуются сейчас. Петр 1 развил скоропись. До 1918 года русское письмо оставалось традиционным, а в 1918г. удалость упростить русскую графику, убрать дублетную И, букву «ять». Орфография – это исторически сложившаяся система единообразного написания. Применяются 3 принципа – Морфологический, фонетический и традиционный. Морфологический-основной, его суть – в обоначении одинаковым способом позиционно чередующихся фонем, при этом сохранить графическое единообразие фонем(вода-водный). Все морфемы гипотетически должны писаться одинаково. Фонетический – его суть как слышу, так и пишу. В русском языке прявляется в: приставках з, с (беззаботный, бессовестный); Переход буквы и в букву ы после русских приставок на согласные (безынтересный, предынфарктный). Традиционный – все заимствования из праязыка (корень раст, рос, лаг, лож); Чередование шипящих (в женском роде – мышь, ночь; в мужском роде такого нет – нож, грач); в инфинитиве на конце Ъ – стричъ, брить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.24 (0.007 с.) |