Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.



Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций, компетенции, полномочий). Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

1. гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;

2. формирует Правительство РФ;

3. предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);

4. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;

5. вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;

6. определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);

7. вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;

8. вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между ОИВ РФ и ОИВ СРФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти.

9. представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

10. по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

11. представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

12. формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

13. формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;

14. утверждает военную доктрину РФ;

15. назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;

16. назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

17. утверждает систему и структуру ФОИВ, вносит в них изменения и дополнения;

18. может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае

19. агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии;

20. издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Важные функции ИВ выполняет администрация Президента РФ, координирующая деятельность органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Установлена Положением об АП РФ 2004 г. О структурном подразделении АП также приняты положения (контрольное управление, управление по обеспечению КПГ, ГПУ).

Администрация президента готовит законопроекты для внесения их Президентом, заключения на законопроекты, проекты документов, актов Президента РФ, обеспечивает деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ОИВ, взаимодействие Президента с ПП, общественными объединениями, ТПП, диалог с гражданским обществом, учитывает и анализирует обращения граждан, информацию об обстановке в стране и за рубежом. Руководство Администрацией осуществляет Президент РФ, Президенту в администрации подчиняются руководитель администрации, секретарь Совбеза, пресс-секретарь, замруководителя, помощники и советники Президента, полпреды в ФО, в ОГВ.

 

26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Президент РФ в процессе реформы ОИВ утвердил указом от 13.05.2000 №849 Положение о полпреде Президента в федеральных округах. В РФ – восемь ФО – Ц, СЗ, ПВ, Ю, СК, ДВ, УР, СИБ. Образование округов осуществляет федеральный контроль на уровне субъектов РФ, разрешает конфликты между ОИВ.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ, на срок полномочий Президента или на меньший срок, определенный Президентом. Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью.

Назначение на должность заместителей полномочных представителей Президента РФ, помощников полномочных представителей Президента РФ, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента РФ.

Основными задачами полномочного представителя являются:

организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;

организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;

организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;

принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур

вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ,; выполняет также представительские функции, выполняет представительские функции (вручение наград, представление к ним, вручение удостоверений судей)

Полпред имеет право пользоваться всей государственной информацией, запрашивать материалы у ОГВ, вносить предложения о взыскании Президенту, работать с Контрольным управлением администрации, требовать от них проверок и анализа ситуации.

 

27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.

Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ, н/п/а Президента РФ.

ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»1;

Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260;

Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260

Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30;

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452.

Правительство РФ возглавляет единую систему ИВ, осуществляет государственную власть в РФ, это де-факто высший ОИВ, это коллегиальный орган.

От других федеральных органов Правительство РФ отличается предметом и сферой деятельности. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

а) организует исполнение КРФ, ФКЗ, ФЗ, указов Президента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением ФОИВ и ОИВ субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти, соответствующим должностным лицам.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период времени.

По Указу Президента от 2008 г. Председатель Правительства имеет девять заместителей, в т.ч. двух первых, зама-руководителя Аппарата, и зама-Министра финансов.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД, освобождается от должности Президентом по отставке или в случае невозможности исполнения полномочий. Освобождение от должности Председателя влечет отставку всего Правительства. Зампреды и федеральные министры назначаются и освобождаются Президентом РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства образуется аппарат Правительства, который состоит из департаментов, управлений, секретариатов председателя и зампредов и Руководителя аппарата.

Правительство руководит работой федеральных министерств и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные ФОИВ подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение задач. К общим полномочиям Правительства относятся реализация внутренней и внешней политики России, регулирование в социально-экономической сферы, обеспечение единства ИВ, формирование ФЦП, реализация права законодательной инициативы, устанавливаются также полномочия в отдельных сферах.

Правительство принимает постановления и распоряжения.

Они подписываются премьером, публикуются и обязательны к исполнению по всей РФ, публикуются в течение 15 дней или безотлагательно. Акты Правительства могут быть оспорены в суде. Они вступают в силу не ранее дня официального опубликования, исключение – распоряжения и некоторые постановления со дня подписания, если самими актами не определен порядок вступления в силу.

Основные акты и решения принимаются на заседаниях Правительства, которые проводятся не реже раза в месяц. При Правительстве могут образовываться комиссии (для координации ИВ) и советы (консультативные органы).

Президент может отменять акты Правительства. В предусмотренных случаях также председатель правительства исполняет обязанности Президента.

Между Правительством РФ и субъектов устанавливаются вертикальные связи, по многим вопросам – прямое подчинение, координация действий (по вопросам РФ, совместного ведения)

В процессе реформы внедряются новые ИКТ, проводится концепция «Электронного правительства».

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

1. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

2. обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3. обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4. осуществляет управление федеральной собственностью;

5. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

6. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

 


28. Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации: организационно-правовые формы, система, структура, функции. Административная реформа и система федеральных органов исполнительной власти. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30). Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Регламент федерального органа исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства). Административный регламент федерального органа исполнительной власти по исполнению государственной функции. Административный регламент федерального органа исполнительной власти по предоставлению государственной услуги.

КРФ устанавливает систему ОИВ в РФ. Основной критерий органов – разграничение полномочий между РФ и субъектами. К ведению РФ относятся установление системы ФОИВ, порядка их организации и деятельности. формирование ФОИВ. В совместном ведении – установление общих принципов организации системы ОГВ.

Сейчас акты – смотри выше, плюс положения о ФОИВ. Положения разрабатываются на основе НПА, Типового регламента взаимодействия. ФОИВ разрабатывают административные регламенты исполнения функций, предоставления услуг, должностные регламенты государственных служащих.

Административный регламент ФОИВ составляют регламент ФОИВ, регламенты исполнения функций, предоставления услуг, должностные регламенты.

Административные регламенты исполнения функций и предоставления услуг утверждаются федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении федерального министерства, государственными внебюджетными фондами по согласованию с федеральными министерствами.

Постановление Правительства от 11.11.05 утвердило порядок разработки и утверждения админ-х регламентов, установил общие требования, сроки и последовательность действий ФОИВ, порядок взаимодействия между структурными подразделениями, ДЛ, взаимодействия с другими ФОИВ и организациями при исполнении гос-х функций. Админ-е регламенты разрабатываются ФОИВ на основе федеральных законов, Типовых регламентов. В админ-й регламент включаются разделы «Общие положения», «Административные процедуры», «Требования к порядку предоставления государственной услуги» - для услуг. Регламенты разрабатываются с учетом методических рекомендаций.

Цель разработки – устранение избыточных административных процедур, упрощение действий, сроков, предоставление информации о действиях гражданам, возможность установления персональной ответственности за соблюдение требований регламентам.

Регламенты представляются ФОИВ на гос регистрацию в Минюст, подлежат опубликованию.

Федеральное министерство имеет право осуществлять функцию нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности. Федеральная служба и агентство также могут принимать индивидуальные акты, но не могут осуществлять нормативное регулирование кроме отдельных случаев.

Система ОГВ субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно в соответствии с общими принципами организации ОГВ, КРФ.

Система ФОИВ – совокупность ОГУ, установленных КРФ, ФЗ, ФКЗ, имеющих свое специальное назначение, организационную структуру, нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.

В систему ФОИВ входят упомянутые органы.

Функции ФОИВ – по принятию НПА, по контролю и надзору (в т. ч. выдача лицензий), по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг.

Федеральное министерство – ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента сферой деятельности. Оно осуществляет самостоятельно правовое регулирование, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению госимуществом (специальные органы).

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб и агентств, утверждает ежегодный план и показатели деятельности, вносит проект положения о них, предложения по финансированию в Минфин, в Правительство – НПА, дает поручения службам и агентствам, назначает на должность и освобождает от должности руководителей, имеет право отменить противоречащее закону решение их, назначает на должность и освобождает от должности руководителей территориальных органов.

Федеральное министерство осуществляет координацию внебюджетных фондов.

Федеральная служба – ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, ГБ, защиты и охраны границы, проведения борьбы с преступностью. Возглавляет – директор службы.

Федеральное агентство – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением контрольно-надзорных. Возглавляет руководитель, может быть коллегиальным органом. Принимает индивидуальные правовые акты, как и служба, может быть подведомственно Президенту РФ.

Сейчас действует структура ФОИВ, установленная указом 2008 г. «Вопросы…»

В регламент ФОИВ включаются разделы, которые определяют общие правила деятельности ФОИВ, в т.ч. общие положения, порядок планирования, подготовки решений, исполнения поручений в ФОИВ, проектов, рассмотрения запросов, деятельности подразделений ФОИВ, взаимодействия министерства с находящимися в его ведении службами и агентствами, правила организации деятельности ТО, взаимодействия с ТО, работы с обращениями граждан, обеспечения доступа к информации о деятельности ФОИВ. Конкретный регламент утверждается с учетом требований типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти.

Типовой регламент взаимодействия ОИВ - устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.

Регламенты федерального министерства, государственного комитета, федеральной службы и федерального агентства разрабатываются ими на основе федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, положения о федеральном органе исполнительной власти и настоящего Типового регламента и утверждаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Типовой регламент устанавливает порядок осуществления функций ФОИВ, координации и контроля, формирования планов и показателей, деятельности ТО ФОИВ, исполнения поручений, участия в законопроектной деятельности, подготовки проектов заключений, рассмотрения запросов и обращений, организации документооборота, межведомственных координационных и совещательных органов.

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. История развития системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Высшее должностное лицо и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Взаимодействие и координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (см.: Положение о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: Утв. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725).

Деятельности ОИВ субъектов осуществляется во всех субъектах РФ (их 83). КРФ определяются общие начала в образовании региональных ОИВ. ОИВ создаются и действуют: 1) в республиках (имеются свои конституции); 2) в краях и областях (система ОИВ закрепляется в уставах); 3) в автономных образованиях (одна область и округа); 4) в городах фед-го значения (Москва и Питер).

Порядок формирования системы ОИВ в субъектах РФ регламентируется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Субъекты формируют ИВ самостоятельно в соответствии с законом. Это вопрос совместного ведения. Система ИВ устанавливается самостоятельно, перечень ИВ определяется ВДЛ субъекта в соответствии с основным актом субъекта

Гражданин РФ наделяется полномочиями ВДЛ по представлению Президента законодательным органом субъекта. Кандидатуры представляются Администрацией Президента РФ не менее чем за 90 дней до истечения срока полномочий или за 10 дней до досрочного прекращения полномочий.

Предложение о кандидатуре ВДЛ вносятся в законодательный орган за 35 дней до истечения срока, проводятся консультации по кандидатуре. Законодательный орган рассматривает за 14 дней кандидатуру, принимает решение простым большинством от установленного числа депутатов, если отклоняет – повторно, при повторном отклонении – назначается временный исполняющий на 6 месяцев. Президент после представления в третий раз кандидатуры вправе распустить орган законодательной власти субъекта. Назначение происходит указом. ВДЛ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет; наделяется полномочиями на срок не более 5 лет. ВДЛ не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, замещать должности в ОГВ. ВДЛ представляет субъект вовне, обнародует законы, формирует высший исполнительный ОГВ субъекта РФ, требует внеочередного заседания, участвует в работе законодательного ОГВ субъекта, обеспечивает координацию деятельности, осуществляет полномочия по назначению госслужащих и на государственные должности (в правительстве). ВДЛ издает указы и распоряжения (или постановления вместо указов), которые обязательны на территории субъекта. Возможно досрочное прекращение, отрешение от должности. Решение ОГВ субъекта РФ направляется на рассмотрение президента РФ для отрешения от должности. Возможно по представлению Генпрокурора временное отстранение ВДЛ от должности, что может обжаловаться в ВС РФ.

Высший ИОГВ субъекта РФ является постоянно действующим ОИВ субъекта и обеспечивает исполнение КРФ, ФЗ и других НПА на территории субъекта. Наименование этого органа, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта. Данный орган обладает права юр лица, имеет гербовую печать.

Формирование – за счет бюджета субъекта. Высший ОИВ субъекта разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития, проводит единую политику в области финансов, имеет полномочия – по защите ПСЧГ, борьбе с преступностью, общественному порядку, разрабатывает проект бюджета субъекта, обеспечивает его исполнение, формирует иные ОИВ субъекта, распоряжается собственностью субъекта РФ, вправе предложить ОМСУ или иному ДЛ МСУ привести акты в соответствие с ФЗ, обратиться в суд, заключает договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, осуществляет иные полномочия.

Законодательный орган может выразить недоверие руководителям органов, принятие решения о недоверии влечет освобождение их от должности или иные последствия по уставу субъекта.

В краях и областях ОИВ является администрация, в иных – правительство (ИВ в краях и областях осуществляет губернатор и возглавляемое им правительство или администрация) Существует система ОИВ – органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции, формируются исходя из исторических традиций (в ВО – Правительство, губернатор-ВДЛ).

Стоит также отметить, что в пределах субъекта также действуют территориальные органы ФОИВ, ВДЛ по указу Президента РФ от 2 июля 2005г. № 773 имеет полномочия по организации взаимодействия и координации ОИВ субъекта и ТО ФОИВ МВД, МЧС, Минюста, Федеральной службы исполнения наказаний, ФС судебных приставов и т.д. Федеральные министры до принятия решения о назначении руководителя ТО согласовывают решение с ВДЛ субъекта, существуют в случае отказа в согласовании согласительные процедуры, 2 месяца после отказа – назначение руководителя или представление к назначению в установленном порядке, информирование о несогласование высшие ФОИВ.

 

Понятие, комплексность, структура и источники института государственной службы. Институт государственной службы в системе административного права. История формирования и развития государственной службы в России (XVII - XX вв.). Конституционно-правовые основы государственной службы. Этапы реформы государственной службы. Формирование публичного служебного права.

Институт государственной службы — это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, виды, реестр государственных должностей и служащих), статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а также механизма прохождения государственной службы. Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений: 1) формирование системы государственной службы; 2) создание статуса государственного служащего и гарантий его осуществления; 3) механизм прохождения государственной службы.

Государственная служба — комплексный правовой институт, который включает в себя правовые нормы различных отраслей права.

Комплексность (сложность) института государственной службы обусловлена, по крайней мере, двумя основными факторами:

1) он состоит из отдельных весьма обособленных подинститутов (например: принципов государственной службы, правового статуса государственных служащих и т.д.);

2) он объединяет в себе множество правовых норм других отраслей права (конституционного, административного, трудового и т. д.).

Рассматривая структуру института государственной службы, следует брать во внимание предыдущие 2 фактора комплексности. Следовательно, по 1му фактору необходимо выделить следующие составляющие:

1) институт принципов государственной службы;

2) институт статута государственной должности;

3) институт правового статуса государственного служащего;

4) институт реализации государственно-служебных функций служащими (определение количества, видов, структуры и содержания основных документов, регламентирующих управленческую деятельность государственных служащих);

5) институт прохождения, перемещения и продвижения по службе:

1. система средств и инструментов, использующихся для мотивации действий служащих;

2. институт аттестации, критерии и порядок проведения оценки работы служащих (текущая оценка и в форме аттестации);

3. порядок присвоения специальных званий, степеней, рангов и т. п.;

4. стимулирование (поощрение) и ответственность служащих;

6) институт служебной дисциплины;

7) институт условий государственной службы (денежное содержание, отпуск; пенсионное обеспечение и т. д.);

8) институт прекращения государственно-служебных отношений;

9) институт управления государственной службой (органы по вопросам государственной службы, кадровая служба государственного органа и т. д.).

По 2му фактору комплексности институт государственной службы включает в себя нормы многих правовых отраслей, регламентирующих государственно-служебные отношения. Стоит рассмотреть ряд основных отраслей, регламентирующих эти отношения:

1. Конституционное право. Конституция РФ использует термин "государственная служба", устанавливает конституционные основы государственной службы в РФ. Государственная служба должна функционировать на установленных КРФ принципах и положениях, относящихся: к основам конституционного строя (ст. 1—16); правам и свободам человека (ст. 17—64); федеративному устройству, разграничению пределов ведения между Федерацией и ее субъектами (ст. 65—79); институту президентства (ст. 80—93); Правительству РФ (ст. 94—109); судебной власти (ст. 118—129); местному самоуправлению (ст. 134—137).

2. Международное право. КРФ устанавливает важное положение о приоритете норм международного права над правом национальным. Поэтому многие положения международно-правовых документов и договоров также являются источником государственной службы как правового института. К таковым, например, относятся: принятая 17 декабря 1979 г. Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН "Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка"; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., определяющий, что каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации, и без необоснованных ограничений право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (п. "с" ст. 25).

3. Трудовое право. Трудовое законодательство регулирует те отношения, которые обеспечивают государственному служащему выполнение его должностных полномочий (содержание этих полномочий устанавливается нормами административного права). Нормы трудового законодательства применяются в процессе регулирования государственно-служебных отношений в случае, если они соответствуют законодательству о государственной службе.

Отношения государственной службы регулируются всем комплексом источников права: КРФ, К. республик, ФЗ, подзаконными актами государственных органов, локальными актами и др. н/п/а.

Основным документом является ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", а так же ФЗ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ".

Институт государственной службы в системе административного права. Государственная служба является наиболее важным в административно-правовой науке понятием — административно-правовой категорией, отражающей свойства и характерные черты административно-правовой действительности. Эта категория отличается глобальностью, длительностью исторического существования, а также исключительно важной ролью в действующем административном праве.

Государственная служба отражает управленческие связи и отношения, которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм государственно-служебного характера; к таковым относятся:

o отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти;

o отношения, возникающие между исполнительными органами системы местного самоуправления, а также между ними и вышеназванными субъектами;

o отношения, возникающие в процессе организации и функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры (так называемые внутриорганизационные отношения).

Особенность этих отношений состоит в том, что их основным связующим звеном является человек — служащий (чиновник), а в общественных объединениях — их уполномоченные должностные лица, которые осуществляют управленческую деятельность внутри этого объединения.

Вообще функционирование государственной службы возможно при использовании следующих традиционных административно-правовых методов правового регулирования: 1) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренное различными правовыми нормами (в большей мере административно-правовыми); 2) запрещение определенных действий; 3) предоставление субъекту государственно-служебных отношений (государственному служащему) возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами; 4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать либо не совершать установленные административно-правовой нормой действия.

Этапы реформы государственной службы.

1й этап (1992-1997 годы). В 1992 году была разработана концепция реформирования государственной службы, предусматривающая принятие рамочного закона о государственной службе, который послужил бы отправным этапом для дальнейшего нормативного правового регулирования в этой сфере. Однако закон не был принят.

Конституцией РФ 1993 года впервые были заложены основы законодательного регулирования института государственной службы как важнейшего элемента государственного управления. На протяжении последнего времени вся система российской государственной службы формируется на основе ее принципов.

В 1993 году Президент РФ издал Указ, утвердивший Положение о государственной службе только в государственных органах федерального уровня4. Данное Положение стало первым комплексным нормативным правовым актом о государственной службе. В нем впервые было дано определение государственной службы.

Впоследствии становилось очевидным, что одними указами и подзаконными актами нельзя отрегулировать всю сферу государственной службы. Необходимость принятия закона стала очевидной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.215.110.142 (0.108 с.)