Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 147



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 147



собора в 1210 г. было запрещено читать книги Аристотеля по ес­тественнонаучным вопросам под угрозой отлучения от церкви. В 1215 г. студентам Парижского университета, не достигшим 21 года, запрещалось читать лекции по свободным искусствам.

Формами обучения в это время были лекции и диспуты. На лекциях читали вслух и комментировали какой-либо каноничес­кий текст. А основным средством закрепления знаний был дис­пут. Диспут — это ритуализированная форма общения, осуществ­ляемая по строгим правилам и нормам. Средневековой диспут — это спор сознаний, по-разному интерпретирующих канонические тексты, причем каждый из спорящих претендует на подлинность и достоверность своей интерпретации. В глубине этого «диспути­рующего» сознания скрыто убеждение в существовании одной-единственной истины, которая открывается, когда будет элими­нирована неадекватность интерпретаций, вызванная неадекватно­стью человеческого восприятия Священного писания, заключаю­щего истину. В этом вроде бы диалоге коренится скрытая моно­логичность средневекового сознания. Она обнаруживается и в том, что в это время отсутствует авторство, и в специфическом типе работы, при котором ученый ориентирован на собирание ранее высказанных мыслей, на свод цитат, где границы между своей и чужой мыслью зыбки, извилисты, запутаны1.

Так как в Средние века преподавание и научная работа нераз­рывно связаны друг с другом, то диспут к ХП в. становится веду-, щей формой организации не только учебного процесса, но и науч­ной работы. Диспуты существовали в двух формах: ординарные и публичные. Ординарные — имели непосредственное отношение к изучаемому предмету и служили цели более глубокого пости­жения его. Но постепенно диспут стал вырождаться, превраща­ясь в бесплодные споры, а из средств достижения истины стано­вился лишь риторическим и схоластическим упражнением.

Но диспуты оказали большое влияние на научные изыска­ния. Так, в дискуссиях между последователями Сигера Брабан-ского и Фомы Аквинского обсуждались такие проблемы природо-знания, как вечность мира, вечность вида земных существ, соот­ношение необходимости и случайности в природном мире, а в

1 См.: Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988. С. 158.


148 Основы философии науки

дискуссии атомистов-финитистов и континуалистов выкристал­лизовывались идеи атомизма.

По мере же развития рационально-научного знания католи­ческая церковь начинает прибегать к запрещению дискуссий. Вес­ной 1586 г. должен был состояться диспут, к которому Д. Бруно написал 120 тезисов против физики Аристотеля, где защищал по­зиции атомизма. Хотя диспут и состоялся, но после него Д. Бру­но вынужден был покинуть Париж.

В Средние века существовали многообразные варианты дис­циплинарного расчленения наук. В основе одной из них лежит христианский миф о творении мира. И все существовавшие в то время науки классифицировались по дням творений. Такой образ науки был наивно догматичен и представлял собой своего рода комментарий к книге «Бытие» Библии на основе существовавших в то время сведений по тем или иным вопросам.

Наряду с этим существовал и другой дисциплинарный образ науки, основанный на принципах, предполагавших расчленение наук по уровню абстрактности и отдаленности от чувственного бытия, по целям, задачам, средствам различных наук и т. д. Одна из первых попыток такого рода — классификация Августина в «Христианской доктрине». Она строилась на основе восхождения от чувственного знания к абстрактному, что соответствовало за­дачам образования того времени. В основе этой классификации лежала история, от нее через географию осуществлялось восхож­дение к астрономии, а потом к арифметике, риторики и диалектике.

Наиболее известной и признанной была система 7 «свобод­ных» искусств, предложенная Марцианом Капеллой и усовершен­ствованная Боэцием и Кассиодором. В этой системе в качестве спутниц высшей мудрости — Филологии — выступают на началь­ном этапе познания грамматика, риторика, диалектика (триви­ум), а на последующем — арифметика, геометрия, астрономия и музыка (квадривиум). Эти свободные искусства были положены в основу средневекового образования и рассматривались как ка­нон обучения и совокупность всего «мирского» знания. А после реформы образования Карлом Великим эта система стала этало­ном всего европейского образования.

Боэций вместо филологии усмотрел в философии универсаль­ную науку. Кассиодор виды знания, принадлежащие тривиуму, называет свободными искусствами, а принадлежащие квадриви-


Глава II. Возникновение науки и основные стадии ее развития 149

уму — дисциплинами. Научная дисциплина для него — это апо­диктическое знание, следующее непреложным правилам. Но уже и в это время намечаются попытки расширить состав квадривиу-ма, включив в него такие дисциплины, как астрология, медици­на, механика и т. д.

И если дисциплинарная структура наук строилась в Средние века сначала на основе принципов классификации форм знания античности, то в XI—ХП вв. добавляется новый источник — араб­ская культура, благодаря которой европейцы познакомились с мно­гими работами древнегреческих мыслителей, в частности, Арис­тотеля, Диофанта, Птолемея, а также и с самобытными идеями самих арабов.

Оригинальную классификацию научных дисциплин, оказав­шую большое влияние на европейскую культуру, создал на осно­ве учений Аристотеля и собственных изысканий выдающийся арабский мыслитель Ибн Сина. Он разделил все знание на теоре­тическое и практическое. К теоретическому отнес физику, мате­матику и метафизику, причем математика заняла промежуточное место между высшей и низшей науками (метафизикой и физи­кой). Теоретическая физика исследует такие проблемы, как мате­рия, форма, движение и перводвигатель, возникновение и унич­тожение, влияние небесных тел на земную жизнь, минералы, растения, животная и человеческая душа. Теоретической физике подчинены практические физические дисциплины, такие как ме­дицина, астрология, физиогномия, толкование снов, толкование символов, магия и алхимия. Математика, изучающая количество, также распадается на две группы наук: теоретическую и практи­ческую. С теоретической арифметикой связано практическое ис­кусство исчисления и алгебра. С теоретической геометрией — прак­тическая геодезия, механика, наука о весах и различных инстру­ментах. С теоретической астрономией — практические: астроло­гия и науки о составлении астрологических атласов и календарей. С теорией музыки — искусство изготовления музыкальных инст­рументов.

На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) происходит су­щественный культурно-исторический сдвиг в отношении челове­ка к природе и вслед за этим и к природознанию. Возникает но­вый дух — дух исканий. Свидетельство тому — географические открытия Колумба, Васко де Гама, Магеллана и др. Изобретен-


150___________________________________ Основы философии науки

ное Гуттенбергом в середине XV в. книгопечатание быстро рас­пространяется по всей Европе, делая духовное общение людей более интенсивным. Все это подрывает идеалы и нормы средне­вековой учености. Научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей). Они перемещаются в кружки интеллектуалов, лю­бителей философии, истории, литературы и т.д. А в XVI в. в Ита­лии возникают такие новые формы организации интеллектуаль­ной жизни, как академии.

Гуманисты Возрождения выступают против принудительно­го характера преподавания, культивируемого в средние века, тре­буют от воспитания не только умственного, но и физического раз­вития, радикально меняют содержание изучаемых дисциплин и сам характер образования. Они выдвигают новый идеал — обра­зование как формирование и развитие личности в целостности ее способностей. Мыслители Возрождения решительно выступают против внешней и внутренней дисциплины не только в обучении, но и в изложении своих взглядов. Так, например, Леонардо да Винчи записывал свои мысли по архитектуре, технике в том по­рядке, в каком они приходили ему на ум, и никогда не пытался каким-либо образом их классифицировать или систематизировать. М. Монтень пишет свои «Опыты» как не связанные друг с другом эссе по различным вопросам.

Культ свободы, пронизывающий эту эпоху, связан и со сво­бодой выбора литературных форм, и с отказом от следования тра­диционным схемам и образцам последовательного систематичес­кого развертывания своих мыслей. Излюбленной литературной формой становится диалог — подвижный, переливающийся, ис­крящийся остроумием (в отличие от диалога «вопрос — ответ», или схоластических диспутов эпохи средневековья).

В это время начинает складываться прослойка, состоящая из учителей, врачей, странствующих студентов, магистров и т. д., которые находятся в оппозиции к существующим культурным цен­ностям и вне официальных организационных структур. И если для средневековья было характерно стремление подчинить инди­вида внешним дисциплинарным уставам, правилам и нормам, а структуру наук интерпретировать как совокупность дисциплинар­ных структур, то у представителей этой интеллигентской прослой­ки торжествует культ произвола, фантазий, неприятия всех норм,



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.017 с.)