Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мать о ее переживании трансформации тела 8 июня 1966 года

Поиск

 

Теперь это стало самим движением клеточного сознания. Вся слабость, все ответы враждебным внушениям, все ежеминутные явле­ния в клетках - все охвачено в самом движении подношения. И иногда оно приходит в волнах такой степени, что тело чувствует, будто теряет сознание под штурмом, и затем наступает свет такой теплый, такой глубокий, такой сладкий, сильный, он помещает все снова в порядок на места, открывая путь к трансформации. Это очень трудные периоды в жизни тела. У вас чувство, что есть только одна вещь, которая решает - Верховная Воля. Нет более поддержки привычки, знания, воли. Всякая поддержка исчезла, есть только Верховный. Но устремление в клеточном сознании - это абсолютная искренность посвящения, кото­рая санкционирует существование. Малейшая претензия есть альянс с силами распада и смерти. Таким образом, это как песня клеток: “Твоя воля, о Владыка!”. Очевидно, что совершенство искренности возможно только в наиболее материальной части сознания. Это там человек мо­жет быть, существовать, делать без оглядки на свое собственное бытие, существование, делание - с абсолютной искренностью.

 

Предстоящая физиологическая трансформация будет значительно большей, чем те изменения, которые произошли в эволюции от неандертальца до современного состояния человека, Полному растворению подлежат пищеварительные и половые органы, расширится и будет доминировать функция легких, которые являются перспективным физиологическим органом. Человек станет жить праной, поглощаемой из воздуха.

 

В этой здоровой и сбалансированной жизни новая гармония будет проявляться в теле, отражая гармонию более высоких сфер, которые дадут ему совершенные пропорции и идеальную красоту фор­мы. Эта гармония будет прогрессирующей, поскольку правда сущест­вования никогда не статична, она в постоянном состоянии роста. Все большее и большее всестороннее совершенство будет возможно для тела, как скоро оно научится следовать движению прогрессирующей гармонии.

Должен быть взаимообмен сил, циркулирующих энергий. Не­обходимость постоянно есть исчезнет. Строение тела будет совершенно другим, все эти выработанные органы исчезнут и будут заменены пси­хологическими функциями.

Безусловная невосприимчивость к болезням в ее полной абсо­лютности может придти только с супраментальным изменением.

Все это стадии. В реальности вопрос в том, чтобы знать, что из двух в этом беге жизненного пути к трансформации придет первым: то, что хочет трансформировать тело в образ Всевышней правды, или старая привычка этого тела к разложению до тех пор, пока оно так деформируется, что не может более продолжать жить в своей внешней форме. Это состязание в скорости между Трансформацией и Смертью. Одна из этих двух вещей: завоеванная цель или внезапно прерванная жизнь, что кладет на время конец маршу вперед.

 

БЕССМЕРТИЕ

 

Смерть не имеет отдельного существования сама по себе, это только результат источника разрушения в теле, и этот источник уже заложен там, он часть физической натуры. Смерть приходит потому, что источник распада здесь в подсознательном и в Материи, в которую вы пытаетесь спустить интуицию и над-разум. В то же самое время она не была бы неизбежна, если бы человек мог иметь необходимое созна­ние и силу. Разложение и смерть не неизбежны, но получить это созна­ние во всю материальную натуру - наиболее трудная вещь изо всего, во всяком случае так, чтобы аннулировать источник разложения.

Победа над смертью означает победу над болезнями и над пси­хологической и практической необходимостью смерти тела. Это один из идеалов Йоги, но это может быть выполнено только тогда, когда сверх-разумное пустит корни в материи. Все, что действовало здесь до сих пор, это над-разумная Сила, которая постепенно супраментализируется по частям. Наибольшее, что она может сделать в этом отноше­нии - это отдалить смерть, и это было сделано. Отсутствие смерти в Ашраме в течение стольких лет было обязано этому.

Через непрерывный процесс трансформации возможно будет избежать необходимости распада и уничтожения. Таким образом не­преклонный закон смерти не будет иметь причины существовать более.

 

- Если Вы говорите, что сверх-разум один может побе­дить смерь, то тот, кто стал им, очевидно и следова­тельно, бессмертен. Логически следует, что Вы бес­смертны.

 

Ваш силлогизм следующий: “Человек, который стал сверх-разумным, может победить смерть. Шри Ауробиндо стал сверх-разумным. Шри Ауробиндо победил смерть”. Если первая посылка правильна, то вторая посылка преждевременна, заключение, по край­ней мере, преждевременно и, во всяком случае, чрезмерно, поскольку “может победить” обращено в “уже победил”, т. е. бессмертен. Пра­вильно было бы: “Тот, кто становится полностью супраментален, по­беждает смерть. Шри Ауробиндо супраментализируется. Шри Ауробиндо преодолевает смерть”. Есть разница между настоящим и будущим. Я никогда не говорил, что я уже супраментален, я всегда говорил, что я достиг надразума и опускаюсь в сверх-разум. Это про­цесс, и до тех пор, пока процесс не завершен, не может быть сказано “я супраментален”. Я говорил о надразумной силе, которая супраментализируется по частям. Надразум в процессе супраментализации - не сверх-разум. Только уже супраментальный может победить смерть.

 

- Может супраментализация быть сделана по частям -ум первым, виталическое следующее и физическое последним?

 

Почему бы нет? Опять эта идея, что должно быть немедленное, одновременное, абсолютное чудо и ничего кроме! Если не знать ничего об культурных процессах ума, жизни и всего остального, можно думать только о божественных чудесах. Но чтобы сверх-разумный Дух мог выразить себя в материи, он должен пройти через процесс трансформа­ции ближайшего умственного, виталического и прочего. Поэтому по­чему не может быть процесса по частям? Бессмертие также может прийти по частям. Первым умственное существо становится бессмерт­ным и не теряется, не растворяется в и после смерти, затем виталиче­ское, в то время как физическое бессмертие приходит только последним. Такова возможная эволюция, узнанная путем оккультного знания.

 

РАДОСТЬ И АНАНДА СВЕРХ-РАЗУМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

За эволюцией бытия зтная-Гносиса будет следовать эволю­ция бытия блаженства, как последствие существования, дающего бла­женство. Если в освобождении души от неведения первым фундаментом является мир, тишина, молчание Вечного и Бесконечно­го, то совершенная мощь и еще большая формация спиритуального восхождения заменяет это блаженством Вечного и Бесконечного. Мир и экстаз прекращают быть различными и становятся одним. Сверх-ра­зум, примиряющий и сплавляющий все различия так же, как все про­тиворечия, выявляет и это единство. Широкая тишина и глубокий восторг все-существования находятся среди его первых шагов само­осознания, но эта тишина и этот восторг, как одно состояние, поднима­ются вместе в возрастающую интенсивность и кульминируют в вечном блаженстве. В гностическом сознании в любой стадии будут всегда эти фундаментальные спиритуальные переживания восторга существова­ния во всей глубине существа, но также все движения натуры и все действия и реакции жизни и тела будут пропитаны этим. Ничто не может избежать закона Ананды.

Из “Лайф Дивайн”.

 

БОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ

 

Гностическое сверх-человечество - следующая отдаленная триумфальная победа, которая будет завоевана духом, спускающимся в земную натуру.

Жизнь гностических существ, ведущих эволюцию к высшему сверх-разумному статусу, может быть характеризована как божест­венная жизнь, ибо это жизнь во Всевышнем, жизнь начал спиритуаль­ного божественного света, силы и радости, проявленных в материальной натуре. Это жизнь спиритуального и сверх-разумного

человечества, но это ни эгоистическое сверх-человечество, хватающе­еся за умственное и виталическое господство над человечеством, но верховная власть Духа над его собственными инструментами, его вла­дение собой и его владение жизнью в силе духа, нового сознания, в котором само человечество найдет свое собственное само-осуществление и само-превышение.

Новая совершенная коллективная жизнь в земной натуре тре­бует появления не только отдельных изолированных развитых инди­видуальностей, действующих в неразвитых массах, но многих гностических индивидуальностей, образующих новый вид существ и новую общую жизнь, стоящую выше теперешнего индивидуального и общественного существования... Неизбежность единства свободы и по­рядка будет законом коллективной жизни, это будет свободой разнооб­разной игры Бесконечного в святых душах, порядком сознающих единение душ, который является законом сверх-разумной беспредель­ности. Само-устройство и естественный порядок духа будет существо­вать в общественной жизни различных степеней и стадий развитого гностического бытия. Единство в разнообразии, взаимность и гармония должны быть неизбежным законом общественной и коллективной гно­стической жизни. Какую форму она сможет принять - будет зависеть от воли эволюционизирующего проявления сверх-натуры, но это будет ее основным характером и принципом... В гностическом сознании раз­личие не будет вести к разладу, а к спонтанной естественной адапта­ции, чувству дополнительного изобилия и богатства многостороннего исполнения объекта коллективно познанного и сделанного в жизни... Единственным правилом гностической жизни будет само-выражение духа, воли Всевышнего бытия. Эта воля, это самовыражение сможет проявляться через чрезвычайную простоту или через чрезвычайную сложность и богатство, или в их естественном равновесии, ибо красота и изобилие, скрытая сладость и смех в материальных предметах, ве­селье и радость жизни - также суть силы и выражения духа. Во всех направлениях дух в определенном законе Натуры будет определять каркас жизни и ее детали и обстоятельства... Это будет самосотворением, бесконечно выявляющим Бесконечное в форму бытия. Восторг Духа будет всегда нов, формы красоты, которые он принимает - бес­численны, его божественность - всегда молода и неисчерпаема. Гно­стическое проявление жизни будет плодотворным, счастливым и постоянным чудом.

 

Словарь

 

А

Абхьяса - определенная посто­янная практика.

Аватар - воплощение (инкар­нация); нисхождение божества на зем­лю; откровение Божества в человече­ской природе; Божественное проявле­ние в человеческом образе; слово Ава­тар означает нисхождение; это - со­шествие вниз Божественного ниже чер­ты, отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.

Авеста - священные книги некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана; ранние части Авесты приписываются предани­ем пророку Заратустре (Зороастру).

Адеша - голос, побуждение, указание.

Аджняна - неведение, незнание.

Адхара (Адхар) - то, в чем сейчас содержится сознание, ум - жизнь - тело; дословно “сосуд, опора, транспор­тное средство”

Адхарма - все, что противоре­чит Дхарме (см.)

Акарта - бездействующий.

Акартавья - то, что делать не должно.

Амрита - бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов; бессмертное блаженство божест­венного экстаза.

Ананда - восторг, наслажде­ние, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся самой при­родой трансцендентного и бесконечного существования.

Анима - “тонкость”, одна из восьми йогических способностей (Сиддхи, см.) - способность изменять тело, произвольно уменьшая его физическую массу и плотность.

Аниша - не господин, подчи­ненный.

Анна - пища; грубая зримая материя; по своему происхождению оз­начает просто субстанцию или сущест­во.

Анрита - ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи (см.) в ментальной или телесной деятельно­сти.

Антахкарана - внутренний инстру­мент; ум; ум и виталическое в противо­положность телу.

Анума (н) та - дающий санкцию.

Апана - одна из пяти Пран (см.); сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности, выделительными - выделяющими те части пищи, которые должны быть уда­лены из тела, и те вещества, что порож­даются телом; тесно связана с разложе­нием и смертью; дыхание смерти, по­скольку отдает из тела витальную силу.

Артха - интерес (один из четырех человеческих интересов); ма­териальные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова).

Асакти - привязанность.

Асана - фиксированная по­за, жестко заданное положение тела в Хатха-Йоге; положение и фиксирован­ная поза (в которой должны сидеть Риши (см.) до тех пор, пока они не получат Сиддхи (см.).

Асиддха - несовершенный.

Асур (а) - божество; в Ведах (см.) и Авесте (см.) не только божество, но и его проявления; в нескольких гим­нах упоминается как Титан тьмы; силь­ный, могущественный Титан, враждеб­ное существо ментализированного ви­тала.

Атмаджняна - знание Сущности.

Атман - Сущность; Дух; из­начальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), явля­ющаяся нашей собственной истинной и наивысшей сущностью.

Аханкар (а) - чувство эго; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому существу возможность постичь себя как независимую лич­ность; Саттвическая Аханкара - эгоизм, выражен­ный в чувстве добродетели и правиль­ности, Раджасическая Аханкара - динамический эго­изм; Тамасическая Аханкара - эгоизм, выражен­ный в невежестве и инертности.

Ашуддха - нечистый. Ашуддхи - нечистота

Б

Брахман - священное или вдох­новленное слово, выражающее сердце или душу; Сердце, Ведическое слово или Мантра (см) в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интуи­ции, проистекающей из глубины души или существа; Душа, возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души, в Веданте Реальность Вечность, Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует, по отношению к вселенной Высший есть Брахман, един­ственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их источ­ником, опорой и владельцем, космиче­ский и супракосмический Дух.

Буддхи - разум; интеллект, воля ума, понимание; мыслящий ум;

распознающий принцип ума и воли одновременно.

Бхава - состояние существа, становление, субъективное состояние, одно из вторичных субъективных становлении Природы (состояния ума, бо­лезни желаний, побуждения страстей, реакции чувств, ограниченная и двой­ственная игры разума, склонности чувств и моральных ощущений); эмо­циональная природа; общее ощущение.

Бхакта - любящий и предан­ный Божественному

Бхакти - любовь и предан­ность Божественному.

Бхарта - поддерживающий; хозяин.

Бхога - наслаждение, обладание

Бхокта - тот, кто наслаждается.

Бхрашта - уход с пути Йоги.

Бхукти - наслаждение. Удо­вольствие.

 

В

 

Вайрагья - отвращение, отвра­щение к миру; полное пресечение привязанностей и желаний.

Вак - речь; Богиня Речи.

Васана - мысль или менталь­ное ощущение, возникающее из Читты (см.).

Веда - знание; знание Бо­жественного; книга знания, общее имя самой древней индийской священной литературы. Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда, каждая из которых делится на две части - Мантра и Брахмана; термин “Веда” обычно предназначается для Мантр или метри­ческих гимнов, в особенности гимнов Риг-Веды.

Веданта - конечная цель или кульминация Веды (см.), Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основан­ная на Упанишадах и обучающая наи­высшему знанию Абсолюта, считающа­яся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (см.)

Вибхути - божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия, сила Бога в че­ловеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества

Вивека - проницательность, умение различать.

Виджняна - идеальный ум; сво­бодный духовный или божественный разум, каузальная Мысль; Истина; Гносис; высший ум; всеохватывающий ас­пект истинного объединяющего знания, великое всеохватывающее сознание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, и цель знания, и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных аспектах

Викара - искажение, разло­жение, деформация; в философии Санкхьи - продукт или производное Пракрити (см)

Вишуддха - чистый, наименова­ние третьей Чакры (см.).

Вриндаван - место на земле в северной Индии, где Кришна (см) тан­цевал с Гопи (пастушками); у вайшнавов - небеса вечной Красоты и Бла­женства

Вьяна - одна из пяти Пран (см), пронизывает все тело и распре­деляет витальные энергии по всему те­лу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по всему телу сущностной части съеденной и переваренной пищи

Вьякта - проявление

Г

Гхрина - сожаление, отвра­щение

Гуна - качество, характер, свойство, три Гуны - три образа при­роды. 1. Саттва - образ света, уравно­вешенности, мира; сила уравновешива­ния; переводится также в качестве гар­монии, счастья, света; 2. Раджас - образ действия, желания, страсти; ки­нетическая сила, переводится в качест­ве борьбы усилия, страсти и действия, 3. Тамас - образ невежества и инер­ции; сила несознательности, перево­дится в качестве неспособности и без­действия.

Д

Даршан - видение, самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Ин­дии позволяет себе быть увиденной, шесть Даршан - шесть систем орто­доксальной индийской философии Пурва-Миманса, Уттара-Миманса (Ве­данта), Ньяя, Вайшешика, Санкхъя, Йога

Двандва - двойственность, па­ра противоположностей

Двсша - непривязанность, отталкивание.

Джива - живое создание, су­щество; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин - Дживатма).

Джняна - знание, мудрость;

высшее самопознание; сущностный ас­пект истины объединенного знания, не­посредственное духовное осознание вы­сшего Бытия

Джнята - Знающий, Госпо­дин

Доша - недостаток, дефект, неясность

Дхарма - буквально - то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе. Закон, закон бытия, ме­рило Истины, правило или закон дея­тельности, коллективная индийская концепция религий, поведений и соци­альных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов - этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни; Самаджа Дхарма - общественный за­кон, Лаукик Дхарма - правила, тра­диции, Санатана Дхарма - вечный закон

Дхарма-Санкара - подмена дхармы од­ной области Дхармой другой

Дхаирья - спокойствие, стой­кость

И

 

Индрии - чувства ощущений;

их десять пять воспринимающих - глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять дей­ствующих - пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детород­ный. Объекты Индрии, соответствую­щие пяти воспринимающим чувствам - форма (“вид”), звук, осязаемость, запах и вкус

Ишвара - господин; Хозяин; Божественный, Бог

 

К

 

Кайя-Сиддхи - совершенство тела. Кайя-Шуддхи - очищение тела.

Кади - Мать всего и разру­шительница всего; ужасный образ Бо­жественной Матери

Кали-Юга - последняя из четы­рех эпох. Железная эпоха (см Юга).

Кальпа - эра, мировой цикл.

Кама - вожделение, один из четырех интересов человека - удов­летворение желаний всех видов.

Камана - желание, страсть.

Канта - красивый, желан­ный.

Карана - причина, инстру­мент.

Карма - деятельность, рабо­та; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемствен­ности и развития как субъективная и объективная сила определяет природу и возможность повторных существовании души на определенных планах

Картавья - то, что должно быть сделано, долг.

Кришна - божество. Господин Ананды (см.). Любви и Бхакти (см.), считается одной из десяти инкарнаций Вишну, как инкарнация Он проявляет единство мудрости (Джняна - см.) и труда и посредством этого руководит и ведет земную эволюцию к единству с Божественным при помощи Ананды, Любви и Бхакти.

Кумбхака - в практических уп­ражнениях Пранаямы (см) удержива­ние Праны (см.); остановка, задержка естественного дыхания

Кундалини - свернутая в кольцо и спящая змея внутренней Энергии.

Л

 

Лагхима - “легкость”, способ­ность делать тело легким, произвольно уменьшая вес - одно из восьми Сиддхи (см).

Лайя - растворение, исчезновение; уничтожение индивидуальной души в Бесконечном.;

Лила - игра, забава, косми­ческая игра

Липса - желание, страстное желание, тяга

Лобха - жадность, алчность, скупость, завистливость

М

 

Майя - всестороннее твор­ческое знание, мудрость, существую­щая исстари, первоначально выражен­ная в Ведах (см.), впоследствии обма­нутая вторичным и производным чувст­вом, хитростью, магией, иллюзией; фе­номенальное сознание, сила самоиллюзии в Брахмане (см.).

Манявада - доктрина, считаю­щая, что мир есть Майя (см.), т. е. иллюзия.

Майявадин - приверженец Майявады (см.)

Манас - ум; ум присущий в отличие от интеллекта (Буддхи); восп­ринимающий ум.

Мантра - священный слог, имя или мистическая формула; интуи­тивное и тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед, строфы, открывающие тайную силу и являющи­еся источником не обычного, но боже­ственного вдохновения

Марга - путь, дорога Махакарана - первопричина. Махас Патха - великий путь

Махима - “огромность”, спо­собность произвольно увеличивать фи­зическую массу и плотность - одно из восьми Сиддхи (см)

Мукти - освобождение.

Муладхара - корень, основание сосуда или обиталища, центр физиче­ского сознания - нижняя Чакра (см.)

Мумукшутва - стремление к осво­бождению, желание свободы.

 

Н

 

Нади - нервные каналы

Ниграха - подавление, обузда­ние

Ниргуна - лишенный качеств; Безличный;

 

П

 

Парабрахман - высший Брахман (см); высший Непостижимый; Боже­ственный

Парамешвара (Парамишвара) - верховный Госпо­дин

Правритги - побуждение к дейст­вию и работе; движение вперед и вовне; эволюция души в действии.

Праджна - Сущий, находящий­ся в глубоком сне (Сушупти - см.), господин и творец вещей. Хозяин Муд­рости и Знания

Пракамья - абсолютное страст­ное желание ума и чувств.

Пракрита - “детальная разра­ботка”; Природа; Природная Сила; Ду­ша Природы; исполняющая или дейст­вующая сила.

Прана - жизненная энергия; жизнь; дыхание жизни, пять Пран - пять проводников жизненной силы:

Прана, Алана (см.), Вьяна (см.). Сама­на (см.), Удана (см.), собственно Прана - превосходящее дыхание жизни, по­скольку приносит универсальную силу в физическую систему и предоставляет ее для распределения, действует в вер­хней части тела

Пранаяма - управление и конт­роль дыхания, регулируемая циркуля­ция и задержка витальных токов энер­гии в теле, посредством дыхательных упражнений

Пратьякша - знание того, что есть, опережающее зрение; непосредст­венное, прямое знание.

Пуруша - Субъект, Сознатель­ное Бытие; Сознающая Душа, Душа, сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити (см.); Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто является господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся, держате­лем и источником, санкционирующим действия Природы

Пурушотамма - Высший божествен­ный Субъект; Высшее Бытие, которое как меняющееся Бытие, так и Неизмен­ное; Божественное Бытие

Р

 

Рага - склонность, привя­занность; в Индийской классической музыке - особый вид или строй звуков или созвучий.

Рага-Двеша - притяжение и оттал­кивание, симпатии и антипатии, при­вязанность и непривязанность

Раджасический- относящийся к каче­ству действия и страсти - Раджасу (см. Гуна).

Рас, Рас Лила - хоровод Кришны с пастушками в залитых лунным светом рощах Вриндавана, своего рода танец божественного Восторга с освобожден­ными душами в мире Блаженства, скрытом внутри нас

Риши - видящий.

 

С

Садхак - тот, кто получает или старается получить реализацию;

тот, кто посредством практической Садханы (см) ищет Сиддхи (см)

Садхана - практика Йоги, практика, посредством которой дости­гается совершенство (Сиддхи - см.), духовное упражнение и тренировка са­мого себя.

Сакши - свидетель.

Самадхи - йогический транс, в котором ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоя­нием бодрствования деятельности в вы­сшее и свободное состояние сознания, в Гите - покой, отсутствие желаний, лишенная огорчений неподвижность Буддхи (см.) в самоуравновешенности и самопознании.

Самана - одна из пяти Пран (см.); сила, расположенная в центре тела и регулирующая чередование Праны и Аланы (см.) в месте их встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее важным фактором в поддер­жании равновесия витальных сил и их функций; посредник в усвоении пищи.

Самата - равенство, равное отношение ко всему, уравновешен­ность.

Саньяма - самоконтроль, отказ или самоотделение; концентрация, со­знательное руководство или сознатель­ное пребывание, посредством которого человек становится осознающим все, что есть в объекте.

Самкара (Самкара) - смешивание, смеше­ние, путаница.

Санскара - ассоциация, фикси­рованное представление, впечатление, привычная реакция, формируемая че­ловеческим прошлым.

Сат - бытие, существова­ние; Чистое Существование; все, что истинно; справедливость, высшее или лучшее, или действительное благо.

Саттвический - относящийся к каче­ству света и чистоты - Саттва (см. Гуна)

Сатья - правда; истина; ис­тина бытия.

Сахасрадала - (также Сахасрара) тысячелепестковый лотос, самый верх­ний центр сознания - Чакра (см.).

Свабхава - “собственное бы­тие”, “собственное становление”; прин­цип самостановления; природа, реаль­ная природа; сущностная природа и присущий самому себе принцип бытия каждого становления; чистое качество духа в присущей ему силе сознательной воли и в его характерной силе действия, духовный темперамент, врожденная натура, сущностный характер

Свапна - сонное состояние, сознание, соответствующее тонкому жизненному плану и стоящему за ним умственному плану

Сиддха - совершенный, пол­ный, законченный; совершенная душа, совершенный человек.

Сиддханта - заключение, логический аргумент.

Сиддхи - совершенство, за­вершение, осуществление целей само­дисциплины посредством Йоги; необы­чайные или оккультные силы

Стхула - грубый.

Стхула Деха - грубое тело - Прана (см.) и физическое вместе.

Сукха - счастье. Сукшма - тонкий. Сукшма Деха - тонкое тело.

Сукшма Прана - тонкая жизненная сила

Сундара - прекрасный.

Сурья - Солнце, Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий лу­чи Знания, которое просвещает ум; ду­ша и энергия, и тело духовного света.

Сушупти - глубокий сон; Сон­ное Состояние, сознание, соответствую­щее Супраментальному плану, прису­щему гносису, которое находится поза­ди нашего опыта, потому что наше ка­узальное тело или оболочка гносиса не развито в нас, его способности неактив­ны в нас, и мы таким образом по отно­шению к этому плану находимся в со­стоянии сна без сновидений

 

Т

 

Тантра - система Йоги, кото­рая по своей природе является синтети­ческой и ведет начало от великого цен­трального принципа Природы, от вели­кой динамической силы Природы: в Ведических методах йоги (т. е. Тримарга - см.) господином йоги является Пуруша (см.). Сознательная Душа, но в Тантре это скорее Пракрити (см.), Душа Природы, Энергия, исполнитель­ная Сила Воли в универсуме, именно, благодаря изучению и применению сек­ретов Силы Воли, благодаря ее методу, ее Тантре, Тантра-йогин двигался к це­лям своей дисциплины - мастерству, совершенству, освобождению, блажен­ству; методом тантрической дисципли­ны является достижение Природы в человеке в проявлении силы духа.

Тапасья - старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетиче­ская сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления умом, витальным и физическим и изменения их или для низведения высшего сознания, или для некоторых других йогических или высших целей.

Тригунатита - находящийся позади или выше трех Гун (см.).

Тримарга - тройственный путь Знания (Джняна Йога)), Преданности (Бхакти Йога) и Труда (Карма Йога)

 

У

 

Удана - одна из пяти Пран (см.), сила, движущаяся из тела вверх из тела к макушке головы и являюща­яся регулярным каналом связи между физической жизнью и более высокой жизнью духа.

Удасината - занимающий место выше - высший по отношению к фи­зическим и ментальным контактам; безразличный.

Упалабадхи - опыт, переживание.

Упасана - служение, поклоне­ние, преданность.

Х

 

Хашья - активная сторона Сукха (см.); состоит в активном внут­реннем состоянии и веселья, которое невраждебно опыту ментального или физического, могущего быть потрево­женным.

 

Ч

 

Чайтанья - сознание.

Чакра - колесо; круг, центр сознания в тонком теле, ганглийный центр в нервной системе; группа Садхаков (см.).

Чешта - усилия разнообраз­ных видов.

Чит - сущностное созна­ние.

Читта - основное сознание, вещество ума; основное вещество мен­тального сознания; пассивная память, “сердце и ум”.

Читташуддхи - очищение Читты (см.).

 

Ш

 

Шакти - Энергия, Сила, Кре­пость, Воля, Мощь; самосуществующая, самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина, которая выра­жает себя в деятельности Пракрити (см).

Шакти - покой, мир; духов­ный покой.

Шива - добрый, благой;

“благоприятствующий”. Благословля­ющий; имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина Тапаса (см.); член индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в особенности, с работой по разрушению.

Шубха - свет, наслаждение, благость

Шуддха - чистый, очищен­ный.

Шуддхи - очищение.

 

Ю

 

Юга - период или эпоха четверичного цикла: Сатья Юга (или Крита Юга) - Эпоха Истины; Трета Юга - Эпоха, в которой три части принадлежат Истине, а одна часть не­вежеству, отсутствию Истины; Двапара Юга - Эпоха, в которой Истина и Невежество содержатся в равных час­тях; Кали Юга - Эпоха Невежества, отсутствия Истины; Чатур Юга - все четыре эпохи вместе.

Я

 

Янтра - механизм, средство, инструмент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.026 с.)