Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки



Рабочая тетрадь

для студентов среднего профессионального образования

 

Предисловие

Рабочая тетрадь является частью учебного комплекса и предназначена как для самостоятельной работы студентов, так и для работы во время урока. Она содержит различные задания, в том числе в виде таблиц, схем, графиков и рисунков, а также вопросы для контрольной работы по всему учебному курсу экологии. В содержание рабочей тетради включены также темы рекомендуемых рефератов.

 

Раздел 1 Основы экологии

Тема 1. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки

Студент должен:

знать:

- об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера; методы экологических исследований;

уметь:

- определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.

 
 

 


Схема 1. Структура современных экологических знаний (по Н.Ф. Реймеррси, 1994,

с изменениями)

1. Какое значение имеет природа в жизни человека?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

3. Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

4. Экология как самостоятельная наука сформировалась в 20 веке. Правильно ли утверждение, что экологические знания накапливались с древнейших времен? Свой ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

5. Заполните таблицу о вкладе отечественных ученых в экологическую проблематику:

 

Ученый Годы жизни Вклад в экологию
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды.

Соответствие между организмами и средой их обитания

Студент должен:

знать:

- термины "факторы среды"; "условия существования организмов"; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы; основные положения теории Ч. Дарвина; о параллельной и конвергентной эволюции;

уметь:

- определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды; приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания; различать многообразные жизненные формы растений и животных.

 

6. Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.

 

Среда обитания Основные факторы
Суша  
 
Вода  
 
Почва  
 

 

7. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизни организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Какое экологическое значение имеет такое приспособление, как разновременность созревания семян и плодов у растений? Приведите известные вам примеры и результаты этого явления.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

9. Изменение абиотической среды под воздействием живых организмов - важнейший экологический фактор формирования экосистем. Приведите известные вам из курса биологии примеры изменения окружающей среды под влиянием организмов: на суше, в почве, в воде. Какие организмы играют основную роль в этих процессах?

 

Среда Организмы Изменение среды
Суша    
   
Почва    
   
Вода    
   

 

10. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы.

 

Природные ресурсы среды Растения Животные Грибы
Территория      
Растительная птица      
Минеральные вещества      
Животная птица      
Органические остатки      
Солнечный свет      
Тепло      
Вода      
Кислород      
Гумус почвы      

 

Тема 3. Основные среды жизни

Наземно-воздушная среда. Атмосфера

 

Студент должен:

знать:

- строение и состав атмосферы и воздуха; примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека; температура - терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека; состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы; патологии в световосприятии; смог "Классический" и "фотохимический";

уметь:

- приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодействии факторов наземно-воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту; создавать искусственный микроклимат.

 

11. Почему в крупных промышленных центрах в безветренную погоду наблюдается разное ухудшение самочувствия жителей, увеличение числа заболевших и умерших людей?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

12. Приведите известные вам примеры влияния погодных условий на самочувствие человека.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

13.Что такое "парниковый эффект" и "озоновая дыра"? Причины этих явлений.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

14. Расскажите об основных загрязнителях атмосферы.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

15. Какие основные меры применяются для уменьшения загрязнения атмосферы, какова их эффективность?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Почва как среда обитания

Студент должен:

знать:

- определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере: почвообразование и самоочищение почвы; возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву, и способы их уничтожения в процессе минерализации, генетическое значение почвы;

уметь:

- предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового опада в парках, садах, на городских зонах.

-

Схема. Состав почвы

 

 
 

 

 


Схема. Основные виды эрозии почв

 

 

21. Что такое детрит и гумус? Какова их роль в почве?

 

Детрит – это _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Гумус – это _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

22. Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7 % верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохраняются? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100 %.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

23. Как влияет химический состав почвы на здоровье человека?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

24. Почему необходимо постоянно вносить удобрения в почву?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

25. Назовите основные принципы рационального использования земель. Что такое рекультивация земель и кто ее проводит?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Структура и типы экосистем

 

Студент должен:

знать:

- определение терминов "экосистема", "биогеоценоз", взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем; состав экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды); основные типы экосистем;

уметь:

- изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушения равновесия в экосистемах и уметь делать прогнозы состояния экосистем.

 

31. В пределах одной зоологической группы (например, класса птиц) можно наблюдать почти все разнообразие типов питания. Внимательно просмотрите таблицу и составьте правильные пары - кто чем кормится (укажите цифру и букву).

 

Птицы Пищевой рацион
1. Вороны, грачи, сороки А. Рыба
2. Клесты, щеглы, зяблики Б. Моллюски
3. Дрозды, скворцы, попугаи В. Нектар цветков
4. Колибри Г. Плоды
5. Дятлы, ласточки, стрижи Д. Зерна, семена
6. Кулики, гаги, турпаны Е. Насекомые
7. Бакланы, крачки Ж. Пресмыкающиеся
8. Птица - секретарь З. Мелкие пресмыкающие
9. Цапли И. Падаль
10. Совы, канюки, луки К. Земноводные
11. Грифы, поморники Л. Все съедобное

 

32. Что будет, если в одной экосистеме окажутся популяции двух видов с одинаковыми экологическими потребностями?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

33. В чем связь между понятиями "биогеоценоз" и "ландшафт"?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

34. В чем различие между понятиями: "сообщество" и "экосистема"?

_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

35. В известной русской народной сказке "Теремок" в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, заяц, волк …. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном биогеоценозе? Если да, то какой состав растительного сообщества должен быть характерен для данной экосистемы? Как может называться такой фитоценоз?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

Экологическое равновесие

Студент должен:

знать:

- определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; понятие об экологических нишах и их дифференциации; основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные; о явлении паразитизма;

уметь:

- определять, находится ли экосистема в равновесии и каким образом можно вернуть нарушенное равновесие; какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме.

36. По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:

- Симбиоз - ____________________________________________________________________

- Мутуализм - __________________________________________________________________

- Паразитизм - __________________________________________________________________

- Конкуренция межвидовая - ______________________________________________________

- Конкуренция внутривидовая - ___________________________________________________

- Хищничество - ________________________________________________________________

- Нейтрализм - _________________________________________________________________

 

37. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, за какие природные ресурсы конкурируют между собой растения, а за какие - животные (Если конкуренции за данный ресурс нет - отмечать не надо).

 

Природные ресурсы среды Растения Животные
Территория    
Растительная пища    
Минеральные вещества    
Животная пища    
Органические остатки    
Солнечный свет    
Тепло    
Вода    
Кислород    
Углекислый газ    
Гумус почвы    

 

38. Объясните кратко, каким образом кормящиеся на деревьях насекомоядные птицы избегают межвидовой конкуренции в поисках добычи?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

39. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

40. Экологическая ниша животного включает в себя не только его местообитание (жилище), но и местообитания потребляемых пищевых ресурсов. Так, птицы, гнездящиеся на деревьях, не редко кормятся на земле, и наоборот. Конкурентные отношения видов (за жилье или пищу) приводят к пространственному разделению экологических ниш.

Ниже вписаны названия животных в соответствии с ярусами их обитания (кто где живет). Укажите, используя свои знания по биологии, кто чем питается (или где кормится) - сплошной линией и кто с кем конкурирует - пунктиром. Попробуйте цветными карандашами обозначить пространственные ниши конкурирующих видов.

 

                                                                     
   
Сова
   
Белка
       
Синица
 
Иволга
 
 
 
   
Дятел
 
Клест
 
 
   
Жуки
 
Личинки
 
Бабочка
 
   
Поползень
 
Пауки
 
 
   
Зарянка
 
Синица
 
   
Лягушки
 
Личинки
 
 
 
Мухи
   
Мыши
   
Пауки
 
 
 
 
Клещи
 
Жужелицы
 
Муравьи
       
Улитки
 
 
 

 


На организм человека

Студент должен:

знать:

- о последствиях шумового загрязнения городской среды для здоровья человека, меры борьбы с шумовыми воздействиями; о действии радиоактивных частиц на живые ткани, о роли иммунной системы в адаптивных возможностях человека; о веществах - радиопротекторах, об отрицательном воздействии электромагнитных полей на человека (естественного геомагнитного поля и искусственных электромагнитных полей от различных источников излучения);

уметь:

- определять источники излучений и их потенциальную опасность, оценивать допустимые, контрольные и смертельные дозы от облучения от радиоактивных веществ; применять средства защиты и лечения при облучении.

 

51. Заполните схему:

 
 

 

 

               
       

 


52. Врачи, зная, что шум оказывает вредное влияние на организм человека, решили поместить больных санатория в отдельные палаты с полной звукоизоляцией. Как вы думаете, какие результаты даст такой метод лечения?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

53. Заполните таблицу:

 

Источник шума Уровень шума (в децибелах) Влияние шума на организм человека
Шелест листвы, журчание ручья, щебет птиц    
Негромкий разговор, небольшое уличное движение    
Громкая речь, крики, интенсивное уличное движение, метро    
Громкая музыка, шум реактивного самолета при взлете, шум при работе дробильной установки или пресса    

 

54. В чем заключается опасность радиоактивного загрязнения?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

55. Известно, что на каждого человека только ядерного оружия приходится в пересчете на тринитротолуоловый эквивалент 10 т. А чтобы уничтожить одного человека, необходимо всего 400 г. тринитротолуола.

Выскажите свое отношение к гонке ядерных вооружений в мире. На решение каких проблем человечество смогло бы потратить средства, сэкономленные от прекращения гонки вооружений? ранжируйте направления этих средств по значимости. Свои подходы к ранжированию обоснуйте.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

Контрольная работа

1 вариант

1. Опишите последствия влияния транспорта на: а) воду; б) воздух; в) городскую среду.

2. Почему самые высокие темпы роста населения отличаются в развивающихся странах?

3. Согласны ли вы с точкой зрения, что, может быть, и не так опасно для вас лично, для граждан России, для всего человечества катастрофическое загрязнение и гибель малых рек?

 

2 вариант

1. Опишите последствия, связанные с использованием радиоактивных материалов в ВПК.

2. Почему рост населения ведет к сверэксплуатации сельскохозяйственных земель?

3. Известный натуралист и публицист Ричард Фиттер, член комиссии по выживанию видов Международного союза охраны природы и природных ресурсов, одну из своих статей назвал "Если бы все животные исчезли …" Спрогнозируйте и вы что произойдет, если исчезнут все виды животных.

 

 

Словарь терминов

 

 

Абиотический - неживой; определенный или независимый от живых существ (фактор, воздействие, условие, среда и т.п.).

Абсорбция - поглощение вещества или энергии всей массой поглощающего тела.

Автотроф - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии Солнца (гелиотроф) или энергии, освобождаемая при химических реакциях (хемотроф). В пищевой цепи автотрофы являются продуцентами.

Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

Адсорбция - поглощение вещества из раствора или газа поверхностным слоем жидкости или твердого тела.

Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми границами.

Анаэробный - существующий или протекающий в отсутствие кислорода (организм, процесс и т.д.).

Антропогенный - обязанный своим происхождением деятельности человека.

Ареал - область распространения (организма, вида, сообщества).

Аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.

Атмосфера - газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяного пара и пыли.

Аэрация - естественное или искусственное поступление воздуха в какую-либо среду.

Аэробный - существующий или протекающий в присутствии кислорода.

Биогенное вещество - возникшее в результате жизнедеятельности организмов, например: уголь, нефть, известняки и др.

Биогеоценоз - природная система, состоящая из взаимосвязанных организмов - биоценоза - и его абиотической среды, вместе с занимаемым им участком земной поверхности - биотопом.

Биосфера (экосфера) - оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых организмов (биота), веществ, их составляющих, и среды их обитания.

Биота - исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающий на какой-то крупной, изолированной любыми барьерами территории.

Биотический - присущий живым организмам, произведенный или обусловленный живым существам.

Вид - совокупность особей, сходный по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Гетеротроф - организм, использующий для своего питания только (или преимущественно) органические вещества, произведенные другими видами, и не способный синтезировать вещества своего тела из неорганических веществ.

Гидросфера - совокупность всех вод Земли: материковых, океанических, атмосферных.

Глобальный - относящийся ко всей планете в целом.

Гумус - органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами.

Дампинг отходов - сброс, захоронение отходов в океане и морях.

Дератизация - уничтожение грызунов (прежде всего крыс) в помещениях или каких-либо территориях.

Иерархия - расположение и функциональное подчинение (вхождение в более крупную совокупность) элементов целого (его подсистем) в порядке от низшего к высшему (или от высшего к низшему).

Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам.

Инверсия (атмосферная) - смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы.

Искусственный отбор - отбор организмов с полезными признаками, осуществляемый человеком в течение определенного времени.

Канцероген - вещество (химикат), физический агент (радиация) или биологические организмы (вирусы), способствующие возникновению или развитию злокачественных новообразований.

Коагуляция - процесс слипания частиц при каком-либо внешнем воздействии (изменении температуры, воздействии электрического поля).

Конвергентная эволюция - возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды.

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же, обычно ограниченных ресурсов.

Консумент - организм, питающийся органическим веществом.

Литосфера - "твердая" оболочка планеты, включающая земную кору и верхнюю мантию Земли.

Локальный - относящийся к ограниченной местности, не выходящий за определенные пределы.

Миграция - перемещение, перераспределение кого-либо и чего-либо.

Мониторинг - система регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее, параметров окружающей среды, имеющих значение для человека.

Мутация - изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменении физиологических, морфологических и других признаков.

Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого их двух видов становится обязательным для обоих, каждый их сожителей получает относительно равную пользу и партнеры не могут существовать друг без друга.

"Нахлебничество" - форма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Нейтрализм - тип биотической связи, при которой совместно обитающие организмы (или виды) не влияют друг на друга.

Ноосфера - сфера разума, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизации.

Озон - трехатомная молекула кислорода О3, обладающая большой химической активностью и токсичностью.

Озоновая "дыра" - значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50 %) содержанием озона.

Озоносфера - слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов.

Ойкумена - часть земной поверхности, заселенная и используемая людьми.

Пандемия - эпидемия, охватывающая население целой страны или ряда стран.

Паразитизм - форма, при которой представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.

Популяция - совокупность особей одного вида, занимающая определенное пространство и способная в течение большого числа поколений через размножение поддерживать свое существование.

Почва - верхний слой земной коры, возникший в результате совместных действий живых организмов и абиотических факторов, биокосное вещество.

Правило Аллена - выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) у теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, так как в первом случае тепло потери ниже.

Правило Бергмана - у теплокровных животных размеры тела особей одного вида или группы близких видов определяются температурными условиями среды: размеры особей больше в популяциях, живущих в более холодном климате.

Правило Глогера - животные в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее (т.е. особи темнее), чем в холодных и сухих.

Региональный - относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.

Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников.

Рецудент - организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами.

Симбиоз - биотическая связь видов, при которой оба партнера или один из них получают пользу от этих отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.197 с.)