Адаптивные биологические ритмы организмов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптивные биологические ритмы организмов



Студент должен:

знать:

- основные пути и механизмы адаптации организмов к неблагоприятным условиям; виды и типы биоритмов; роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов; связь биоритмов с приемом лекарств и действием токсических веществ; зависимость сопротивляемости организма человека и некоторых заболеваний от нарушения биоритмов;

уметь:

- учитывать естественные биоритмы организмов, а также индивидуальные биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течении дня, приеме некоторых лекарственных препаратов; строить график эффективного труда, отдыха и лечения с учетом биоритмов.

 

56. Какова связь между погодой и здоровьем человека?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

57. Почему изучение адаптационных возможностей человека имеет важное практическое значение?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

58. Перечислите профессии и виды деятельности, где важно учитывать адаптивные возможности человека.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

59. Что может сделать каждый из нас для улучшения собственного здоровья и здоровья окружающих людей?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

60. Дайте определение понятия "здоровья". Как вы понимаете зависимость здоровья от образа жизни? Приведите примеры.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Тема 7. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере и

Ноосфере. Круговорот элементов в биосфере

Студент должен:

знать:

- о биосфере как о глобальной экосистеме; о месте человека в экосистеме Земли; экологические связи человечества, современные отношения человека и природы; характер формирования биосферы и техносферы; совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы: учение В.И. Вернадского;

уметь:

- объяснять принципы обратных связей в природе, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

 

61. Что такое биосфера?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

62. Какие вещества составляют биосферу?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

63. Какие важные события произошли в природной среде Земли в результате деятельности биоты?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

 

64. Изобразите в виде схемы влияние живого вещества на все компоненты окружающей природной среды. В свою очередь определите, какие природные условия обеспечивают существование жизни на нашей планете. Сделайте выводы.

 

65. А. Платонов писал: "Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадает в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве". Разделяете ли вы эту точку зрения? Какое значение для человечества имеет разнообразие всего живого на Земле?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раздел II Рациональное природопользование

Тема 8. Научные основы и принципы рационального

Природопользования. Перспективы развития энергетики

Студент должен:

знать:

- современный смысл термина "природопользование", исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли; масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы; источники дополнительных ресурсов для жителей Земли; дополнительные источники энергии;

уметь:

- применять экологические законы при оценке воздействия любого производства на устойчивость биосферы; соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности; определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий.

 

66. Что такое природопользование?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

67. Объясните, как вы понимаете, что такое рациональное природопользование, в чем его смысл?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

68. Какие виды деятельности необходимо осуществлять для охраны окружающей среды и восстановления природных ресурсов?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

69. В каких направлениях ведутся поиски решения экологических проблем энергетики?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

70. Как необходимо проводить лесоразработки, чтобы при этом не наносить вреда экосистеме лева?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Тема 9. Охрана окружающей среды.

Охрана животного и растительного мира. Красная книга.

Использование ресурсов Мирового океана.

Рациональное использование и охрана лесов

Студент должен:

знать:

- каким образом должна быть организована охрана природы; почему необходимо охранять те или иные виды животных, растений, территории; структуру и назначение Красной книги; заповедники, заказники, национальные парки, их назначение; природные богатства Мирового океана и возможности их использования; богатства лесов и их значение в биосфере;

уметь:

- определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, подкармливать птиц и охотниче-промысловых животных; соблюдать культурные принципы поведения человека в лесах и парках, заповедниках.

 

71. Что такое "охрана природы"?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

72. Докажите правомерность следующего высказывания: "Не может быть прогресса на пути к устойчивому и экологически безопасному развитию без участия широких слоев населения, информированных и осознающих проблемы окружающей среды и развития".

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

73. С какими общепланетарными экологическими движениями вы познакомились?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

74. Считаете ли вы, что на нашей планете экологическая катастрофа неизбежна? Что можно сделать для преодоления экологического кризиса?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

75. Почему каждый человек несет личную ответственность за состояние природной сферы?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Тема 10. Правовые и социальные аспекты экологии.

Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг

Студент должен:

знать:

- об экологических кризисах; научно обоснованных мерах их предотвращения; схемы безотходных производств; об экономии энергии и разработке новых источников энергии; об отношении общества к жизненной среде человека (материалы конференции в Рио - де - Жанейро, 1992 г.); об экологизации образования; о праве на здоровую жизненную среду; о Белой книге, экологически чистых производствах и технологиях;

уметь:

- разбираться в экологических справочниках и нормативно-правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.

 

76. Дайте определение "экологический кризис"?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

77. Дайте определение экологического права?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

78. Какие органы осуществляют контроль за рациональным использованием земель, лесов и гор?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

79. Назовите методы деятельности экологических организаций.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

80. Схематично составьте прогноз состояния окружающей среды для вашего региона.

 

Темы рекомендуемых рефератов

1. Экологическая ситуация в моем городе (районе, селе).

2. Кто хозяин на нашей Земле? (исторический анализ прошлого и современности).

3. Основные типы автотрофных и гетеротрофных систем знакомой вам территории (край, область).

4. Язык химических сигналов у растений и животных. Феромоны и другие вещества.

5. Влияние человека на экосистемы и смену биоценозов.

6. Агроэкосистемы будущего - без химии: фантазия или реальность?

7. Инженерные находки - на службу экологии (опыт внедрения малоотходных и экологически безопасных технологий в промышленности).

8. Как решить проблему мусора?

9. Электромагнитное излучение и здоровье человека.

10. Последствия шумового загрязнения городской среды для здоровья человека.

11. Роль иммунной системы в адаптивных возможностях человека.

12. Биоритмы. Причины и последствия нарушения биоритмов.

 

 

Контрольная работа

1 вариант

1. Опишите последствия влияния транспорта на: а) воду; б) воздух; в) городскую среду.

2. Почему самые высокие темпы роста населения отличаются в развивающихся странах?

3. Согласны ли вы с точкой зрения, что, может быть, и не так опасно для вас лично, для граждан России, для всего человечества катастрофическое загрязнение и гибель малых рек?

 

2 вариант

1. Опишите последствия, связанные с использованием радиоактивных материалов в ВПК.

2. Почему рост населения ведет к сверэксплуатации сельскохозяйственных земель?

3. Известный натуралист и публицист Ричард Фиттер, член комиссии по выживанию видов Международного союза охраны природы и природных ресурсов, одну из своих статей назвал "Если бы все животные исчезли …" Спрогнозируйте и вы что произойдет, если исчезнут все виды животных.

 

 

Словарь терминов

 

 

Абиотический - неживой; определенный или независимый от живых существ (фактор, воздействие, условие, среда и т.п.).

Абсорбция - поглощение вещества или энергии всей массой поглощающего тела.

Автотроф - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии Солнца (гелиотроф) или энергии, освобождаемая при химических реакциях (хемотроф). В пищевой цепи автотрофы являются продуцентами.

Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

Адсорбция - поглощение вещества из раствора или газа поверхностным слоем жидкости или твердого тела.

Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми границами.

Анаэробный - существующий или протекающий в отсутствие кислорода (организм, процесс и т.д.).

Антропогенный - обязанный своим происхождением деятельности человека.

Ареал - область распространения (организма, вида, сообщества).

Аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов.

Атмосфера - газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяного пара и пыли.

Аэрация - естественное или искусственное поступление воздуха в какую-либо среду.

Аэробный - существующий или протекающий в присутствии кислорода.

Биогенное вещество - возникшее в результате жизнедеятельности организмов, например: уголь, нефть, известняки и др.

Биогеоценоз - природная система, состоящая из взаимосвязанных организмов - биоценоза - и его абиотической среды, вместе с занимаемым им участком земной поверхности - биотопом.

Биосфера (экосфера) - оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых организмов (биота), веществ, их составляющих, и среды их обитания.

Биота - исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающий на какой-то крупной, изолированной любыми барьерами территории.

Биотический - присущий живым организмам, произведенный или обусловленный живым существам.

Вид - совокупность особей, сходный по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Гетеротроф - организм, использующий для своего питания только (или преимущественно) органические вещества, произведенные другими видами, и не способный синтезировать вещества своего тела из неорганических веществ.

Гидросфера - совокупность всех вод Земли: материковых, океанических, атмосферных.

Глобальный - относящийся ко всей планете в целом.

Гумус - органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами.

Дампинг отходов - сброс, захоронение отходов в океане и морях.

Дератизация - уничтожение грызунов (прежде всего крыс) в помещениях или каких-либо территориях.

Иерархия - расположение и функциональное подчинение (вхождение в более крупную совокупность) элементов целого (его подсистем) в порядке от низшего к высшему (или от высшего к низшему).

Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам.

Инверсия (атмосферная) - смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы.

Искусственный отбор - отбор организмов с полезными признаками, осуществляемый человеком в течение определенного времени.

Канцероген - вещество (химикат), физический агент (радиация) или биологические организмы (вирусы), способствующие возникновению или развитию злокачественных новообразований.

Коагуляция - процесс слипания частиц при каком-либо внешнем воздействии (изменении температуры, воздействии электрического поля).

Конвергентная эволюция - возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды.

Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же, обычно ограниченных ресурсов.

Консумент - организм, питающийся органическим веществом.

Литосфера - "твердая" оболочка планеты, включающая земную кору и верхнюю мантию Земли.

Локальный - относящийся к ограниченной местности, не выходящий за определенные пределы.

Миграция - перемещение, перераспределение кого-либо и чего-либо.

Мониторинг - система регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее, параметров окружающей среды, имеющих значение для человека.

Мутация - изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменении физиологических, морфологических и других признаков.

Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого их двух видов становится обязательным для обоих, каждый их сожителей получает относительно равную пользу и партнеры не могут существовать друг без друга.

"Нахлебничество" - форма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Нейтрализм - тип биотической связи, при которой совместно обитающие организмы (или виды) не влияют друг на друга.

Ноосфера - сфера разума, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизации.

Озон - трехатомная молекула кислорода О3, обладающая большой химической активностью и токсичностью.

Озоновая "дыра" - значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50 %) содержанием озона.

Озоносфера - слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов.

Ойкумена - часть земной поверхности, заселенная и используемая людьми.

Пандемия - эпидемия, охватывающая население целой страны или ряда стран.

Паразитизм - форма, при которой представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.

Популяция - совокупность особей одного вида, занимающая определенное пространство и способная в течение большого числа поколений через размножение поддерживать свое существование.

Почва - верхний слой земной коры, возникший в результате совместных действий живых организмов и абиотических факторов, биокосное вещество.

Правило Аллена - выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) у теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, так как в первом случае тепло потери ниже.

Правило Бергмана - у теплокровных животных размеры тела особей одного вида или группы близких видов определяются температурными условиями среды: размеры особей больше в популяциях, живущих в более холодном климате.

Правило Глогера - животные в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее (т.е. особи темнее), чем в холодных и сухих.

Региональный - относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету.

Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников.

Рецудент - организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами.

Симбиоз - биотическая связь видов, при которой оба партнера или один из них получают пользу от этих отношений.

Сообщество - совместно живущие в определенном пространстве автотрофы и гетеротрофы (или один из них).

Среда обитания - все, что окружает организм.

Стенобионт - организм, требующий строго определенных условий среды.

Стресс - состояние напряжения организма - совокупность защитных физиологических реакций в организме животных и человека в ответ на воздействие. Стресс неблагоприятных (холода, голода, загрязнения окружающей среды и т.д.) или некмочительно благоприятных (радости и т.д.) факторов.

Сукцессия - последовательная смена биоценозов, возникающая по одной и той же территории под влиянием природных, антропогенных факторов или их взаимодействие.

Тератоген - вещество, при воздействии на организм вызывающее возникновение уродств и других аномалий в его развитии.

Толерантность - способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений.

Эволюция - необратимое, направленное историческое развитие живой природы.

Эврибионт - организм, способный жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды.

Экологическая ниша - положение, которое занимает вид в экосистеме, определенное его местообитанием, пищей, партнерами, врагами и т.д.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой.

Экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором биотические и абиотические компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.

Эпидемия - быстрое и непрерывное распространение инфекционных заболеваний в пределах какой-либо совокупности организмов или определенного региона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.182 с.)