Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адаптивные биологические ритмы организмов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Студент должен: знать: - основные пути и механизмы адаптации организмов к неблагоприятным условиям; виды и типы биоритмов; роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов; связь биоритмов с приемом лекарств и действием токсических веществ; зависимость сопротивляемости организма человека и некоторых заболеваний от нарушения биоритмов; уметь: - учитывать естественные биоритмы организмов, а также индивидуальные биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течении дня, приеме некоторых лекарственных препаратов; строить график эффективного труда, отдыха и лечения с учетом биоритмов.
56. Какова связь между погодой и здоровьем человека? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
57. Почему изучение адаптационных возможностей человека имеет важное практическое значение? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
58. Перечислите профессии и виды деятельности, где важно учитывать адаптивные возможности человека. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
59. Что может сделать каждый из нас для улучшения собственного здоровья и здоровья окружающих людей? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
60. Дайте определение понятия "здоровья". Как вы понимаете зависимость здоровья от образа жизни? Приведите примеры. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Тема 7. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере и Ноосфере. Круговорот элементов в биосфере Студент должен: знать: - о биосфере как о глобальной экосистеме; о месте человека в экосистеме Земли; экологические связи человечества, современные отношения человека и природы; характер формирования биосферы и техносферы; совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы: учение В.И. Вернадского; уметь: - объяснять принципы обратных связей в природе, применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.
61. Что такое биосфера? ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
62. Какие вещества составляют биосферу? ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
63. Какие важные события произошли в природной среде Земли в результате деятельности биоты? ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
64. Изобразите в виде схемы влияние живого вещества на все компоненты окружающей природной среды. В свою очередь определите, какие природные условия обеспечивают существование жизни на нашей планете. Сделайте выводы.
65. А. Платонов писал: "Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадает в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве". Разделяете ли вы эту точку зрения? Какое значение для человечества имеет разнообразие всего живого на Земле? ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Раздел II Рациональное природопользование Тема 8. Научные основы и принципы рационального Природопользования. Перспективы развития энергетики Студент должен: знать: - современный смысл термина "природопользование", исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы Земли; масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы; источники дополнительных ресурсов для жителей Земли; дополнительные источники энергии; уметь: - применять экологические законы при оценке воздействия любого производства на устойчивость биосферы; соблюдать принципы рационального природопользования в любой хозяйственной деятельности; определять рациональные возможности малоотходных и безотходных технологий.
66. Что такое природопользование? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
67. Объясните, как вы понимаете, что такое рациональное природопользование, в чем его смысл? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
68. Какие виды деятельности необходимо осуществлять для охраны окружающей среды и восстановления природных ресурсов? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
69. В каких направлениях ведутся поиски решения экологических проблем энергетики? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
70. Как необходимо проводить лесоразработки, чтобы при этом не наносить вреда экосистеме лева? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Тема 9. Охрана окружающей среды. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Использование ресурсов Мирового океана. Рациональное использование и охрана лесов Студент должен: знать: - каким образом должна быть организована охрана природы; почему необходимо охранять те или иные виды животных, растений, территории; структуру и назначение Красной книги; заповедники, заказники, национальные парки, их назначение; природные богатства Мирового океана и возможности их использования; богатства лесов и их значение в биосфере; уметь: - определять редкие и реликтовые формы растительного и животного мира, подкармливать птиц и охотниче-промысловых животных; соблюдать культурные принципы поведения человека в лесах и парках, заповедниках.
71. Что такое "охрана природы"? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
72. Докажите правомерность следующего высказывания: "Не может быть прогресса на пути к устойчивому и экологически безопасному развитию без участия широких слоев населения, информированных и осознающих проблемы окружающей среды и развития". ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
73. С какими общепланетарными экологическими движениями вы познакомились? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
74. Считаете ли вы, что на нашей планете экологическая катастрофа неизбежна? Что можно сделать для преодоления экологического кризиса? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
75. Почему каждый человек несет личную ответственность за состояние природной сферы? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Тема 10. Правовые и социальные аспекты экологии. Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг Студент должен: знать: - об экологических кризисах; научно обоснованных мерах их предотвращения; схемы безотходных производств; об экономии энергии и разработке новых источников энергии; об отношении общества к жизненной среде человека (материалы конференции в Рио - де - Жанейро, 1992 г.); об экологизации образования; о праве на здоровую жизненную среду; о Белой книге, экологически чистых производствах и технологиях; уметь: - разбираться в экологических справочниках и нормативно-правовых документах, использовать справочные показатели для составления прогнозов состояния окружающей среды.
76. Дайте определение "экологический кризис"? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
77. Дайте определение экологического права? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
78. Какие органы осуществляют контроль за рациональным использованием земель, лесов и гор? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
79. Назовите методы деятельности экологических организаций. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
80. Схематично составьте прогноз состояния окружающей среды для вашего региона.
Темы рекомендуемых рефератов 1. Экологическая ситуация в моем городе (районе, селе). 2. Кто хозяин на нашей Земле? (исторический анализ прошлого и современности). 3. Основные типы автотрофных и гетеротрофных систем знакомой вам территории (край, область). 4. Язык химических сигналов у растений и животных. Феромоны и другие вещества. 5. Влияние человека на экосистемы и смену биоценозов. 6. Агроэкосистемы будущего - без химии: фантазия или реальность? 7. Инженерные находки - на службу экологии (опыт внедрения малоотходных и экологически безопасных технологий в промышленности). 8. Как решить проблему мусора? 9. Электромагнитное излучение и здоровье человека. 10. Последствия шумового загрязнения городской среды для здоровья человека. 11. Роль иммунной системы в адаптивных возможностях человека. 12. Биоритмы. Причины и последствия нарушения биоритмов.
Контрольная работа 1 вариант 1. Опишите последствия влияния транспорта на: а) воду; б) воздух; в) городскую среду. 2. Почему самые высокие темпы роста населения отличаются в развивающихся странах? 3. Согласны ли вы с точкой зрения, что, может быть, и не так опасно для вас лично, для граждан России, для всего человечества катастрофическое загрязнение и гибель малых рек?
2 вариант 1. Опишите последствия, связанные с использованием радиоактивных материалов в ВПК. 2. Почему рост населения ведет к сверэксплуатации сельскохозяйственных земель? 3. Известный натуралист и публицист Ричард Фиттер, член комиссии по выживанию видов Международного союза охраны природы и природных ресурсов, одну из своих статей назвал "Если бы все животные исчезли …" Спрогнозируйте и вы что произойдет, если исчезнут все виды животных.
Словарь терминов
Абиотический - неживой; определенный или независимый от живых существ (фактор, воздействие, условие, среда и т.п.). Абсорбция - поглощение вещества или энергии всей массой поглощающего тела. Автотроф - организм, синтезирующий из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии Солнца (гелиотроф) или энергии, освобождаемая при химических реакциях (хемотроф). В пищевой цепи автотрофы являются продуцентами. Адаптация - процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды. Адсорбция - поглощение вещества из раствора или газа поверхностным слоем жидкости или твердого тела. Акватория - водное пространство, ограниченное естественными, искусственными или воображаемыми границами. Анаэробный - существующий или протекающий в отсутствие кислорода (организм, процесс и т.д.). Антропогенный - обязанный своим происхождением деятельности человека. Ареал - область распространения (организма, вида, сообщества). Аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов. Атмосфера - газообразная оболочка Земли, состоящая из смеси различных газов, водяного пара и пыли. Аэрация - естественное или искусственное поступление воздуха в какую-либо среду. Аэробный - существующий или протекающий в присутствии кислорода. Биогенное вещество - возникшее в результате жизнедеятельности организмов, например: уголь, нефть, известняки и др. Биогеоценоз - природная система, состоящая из взаимосвязанных организмов - биоценоза - и его абиотической среды, вместе с занимаемым им участком земной поверхности - биотопом. Биосфера (экосфера) - оболочка Земли, состоящая из совокупности всех живых организмов (биота), веществ, их составляющих, и среды их обитания. Биота - исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающий на какой-то крупной, изолированной любыми барьерами территории. Биотический - присущий живым организмам, произведенный или обусловленный живым существам. Вид - совокупность особей, сходный по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Гетеротроф - организм, использующий для своего питания только (или преимущественно) органические вещества, произведенные другими видами, и не способный синтезировать вещества своего тела из неорганических веществ. Гидросфера - совокупность всех вод Земли: материковых, океанических, атмосферных. Глобальный - относящийся ко всей планете в целом. Гумус - органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков, а также продуктов жизнедеятельности организмов и синтеза гумусовых органических веществ микроорганизмами. Дампинг отходов - сброс, захоронение отходов в океане и морях. Дератизация - уничтожение грызунов (прежде всего крыс) в помещениях или каких-либо территориях. Иерархия - расположение и функциональное подчинение (вхождение в более крупную совокупность) элементов целого (его подсистем) в порядке от низшего к высшему (или от высшего к низшему). Иммунитет - невосприимчивость организма к заболеваниям, вредителям или загрязняющим веществам. Инверсия (атмосферная) - смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы. Искусственный отбор - отбор организмов с полезными признаками, осуществляемый человеком в течение определенного времени. Канцероген - вещество (химикат), физический агент (радиация) или биологические организмы (вирусы), способствующие возникновению или развитию злокачественных новообразований. Коагуляция - процесс слипания частиц при каком-либо внешнем воздействии (изменении температуры, воздействии электрического поля). Конвергентная эволюция - возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды. Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же, обычно ограниченных ресурсов. Консумент - организм, питающийся органическим веществом. Литосфера - "твердая" оболочка планеты, включающая земную кору и верхнюю мантию Земли. Локальный - относящийся к ограниченной местности, не выходящий за определенные пределы. Миграция - перемещение, перераспределение кого-либо и чего-либо. Мониторинг - система регулярных, длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов на будущее, параметров окружающей среды, имеющих значение для человека. Мутация - изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменении физиологических, морфологических и других признаков. Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого их двух видов становится обязательным для обоих, каждый их сожителей получает относительно равную пользу и партнеры не могут существовать друг без друга. "Нахлебничество" - форма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого. Нейтрализм - тип биотической связи, при которой совместно обитающие организмы (или виды) не влияют друг на друга. Ноосфера - сфера разума, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизации. Озон - трехатомная молекула кислорода О3, обладающая большой химической активностью и токсичностью. Озоновая "дыра" - значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50 %) содержанием озона. Озоносфера - слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов. Ойкумена - часть земной поверхности, заселенная и используемая людьми. Пандемия - эпидемия, охватывающая население целой страны или ряда стран. Паразитизм - форма, при которой представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания. Популяция - совокупность особей одного вида, занимающая определенное пространство и способная в течение большого числа поколений через размножение поддерживать свое существование. Почва - верхний слой земной коры, возникший в результате совместных действий живых организмов и абиотических факторов, биокосное вещество. Правило Аллена - выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины) у теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, так как в первом случае тепло потери ниже. Правило Бергмана - у теплокровных животных размеры тела особей одного вида или группы близких видов определяются температурными условиями среды: размеры особей больше в популяциях, живущих в более холодном климате. Правило Глогера - животные в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее (т.е. особи темнее), чем в холодных и сухих. Региональный - относящийся к какой-либо значительной территории, но не охватывающий всю планету. Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности человека путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки, связанной с посещением национальных парков, архитектурных и исторических памятников. Рецудент - организм, в ходе своей жизнедеятельности превращающий органические остатки в неорганические вещества, пригодные для использования продуцентами. Симбиоз - биотическая связь видов, при которой оба партнера или один из них получают пользу от этих отношений. Сообщество - совместно живущие в определенном пространстве автотрофы и гетеротрофы (или один из них). Среда обитания - все, что окружает организм. Стенобионт - организм, требующий строго определенных условий среды. Стресс - состояние напряжения организма - совокупность защитных физиологических реакций в организме животных и человека в ответ на воздействие. Стресс неблагоприятных (холода, голода, загрязнения окружающей среды и т.д.) или некмочительно благоприятных (радости и т.д.) факторов. Сукцессия - последовательная смена биоценозов, возникающая по одной и той же территории под влиянием природных, антропогенных факторов или их взаимодействие. Тератоген - вещество, при воздействии на организм вызывающее возникновение уродств и других аномалий в его развитии. Толерантность - способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений. Эволюция - необратимое, направленное историческое развитие живой природы. Эврибионт - организм, способный жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды. Экологическая ниша - положение, которое занимает вид в экосистеме, определенное его местообитанием, пищей, партнерами, врагами и т.д. Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Экосистема - единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором биотические и абиотические компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Эпидемия - быстрое и непрерывное распространение инфекционных заболеваний в пределах какой-либо совокупности организмов или определенного региона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.116 (0.01 с.) |