Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Популяции, их структура и экологические характеристикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Студент должен: знать: - об отношениях организмов в популяциях: понятие популяций, их демографическую структуру, динамику численности популяций и ее регуляцию в природе; уметь: - использовать количественные характеристики популяций при обсуждении демографических вопросов; объяснять механизм регуляции и устойчивости в популяциях; рассчитывать плотность популяций в лесу, в поле, в водоеме.
26. Можно ли считать популяцией: - стаю грачей - _________________________________________________________________ - стадо антилоп - _______________________________________________________________ - карасей, населяющих небольшой пруд- ___________________________________________ - высаженный на фермерском поле картофель - _____________________________________ - всех птиц, населяющих городской парк - _________________________________________ - население большого города - ___________________________________________________ - птичий базар - ________________________________________________________________ - обитателей муравейника - ______________________________________________________
27. Приведите несколько примеров растений и животных, популяции которых занимают малые территории (А), большие территории (В). А - _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
В - _____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
28. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.
29. Представьте себя экологом, изучающим популяцию дикого голубя. Предварительные наблюдения позволили установить, что ее плотность в вашем районе составляет 130 особей/га. За период размножения (у голубя раз в году) из одной кладки яиц в среднем выживает 1,3 детеныша. В популяции равное число самцов и самок. Смертность голубя постоянна, в среднем за год погибает 27 % особей. На основании имеющихся данных определите, как будет меняться плотность популяции голубя в течение 5 ближайших лет. При расчетах отбрасывайте дробную часть чисел. Произведя вычисления, заполните таблицу, руководствуясь приведенным ниже примерам расчета изменения численности за первый год. (рождаемость) = (плотность самок) * (плодовитость) = 130 / 2 * 1,3 = 84 (смертность) = (общая плотность) * (удельная смертность) = 130*27 / 100 = 35 Плотность популяции к началу следующего года есть ее плотность к началу данного года плюс рождаемость и минус смертность. Таким образом, к началу второго года плотность популяции составит: 130 – 35 + 84 = 179
30. Что называется динамикой популяций? В чем заключается значение этого явления? _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Тема 5. Экосистемы. Биогеоценоз
Структура и типы экосистем
Студент должен: знать: - определение терминов "экосистема", "биогеоценоз", взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем; состав экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах (цепи питания, экологические пирамиды); основные типы экосистем; уметь: - изображать графически цепи питания и строить экологические пирамиды; замечать нарушения равновесия в экосистемах и уметь делать прогнозы состояния экосистем.
31. В пределах одной зоологической группы (например, класса птиц) можно наблюдать почти все разнообразие типов питания. Внимательно просмотрите таблицу и составьте правильные пары - кто чем кормится (укажите цифру и букву).
32. Что будет, если в одной экосистеме окажутся популяции двух видов с одинаковыми экологическими потребностями? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
33. В чем связь между понятиями "биогеоценоз" и "ландшафт"? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
34. В чем различие между понятиями: "сообщество" и "экосистема"? _______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
35. В известной русской народной сказке "Теремок" в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, заяц, волк …. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном биогеоценозе? Если да, то какой состав растительного сообщества должен быть характерен для данной экосистемы? Как может называться такой фитоценоз? _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие Студент должен: знать: - определение экологического равновесия, обратимые и необратимые изменения в экосистемах; понятие об экологических нишах и их дифференциации; основные типы взаимодействий организмов в экосистемах: нейтральные, конкурентные, взаимовыгодные; о явлении паразитизма; уметь: - определять, находится ли экосистема в равновесии и каким образом можно вернуть нарушенное равновесие; какой тип взаимоотношений устанавливается между отдельными видами в конкретной экосистеме. 36. По своим личным наблюдениям и на основе знаний из биологии приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения: - Симбиоз - ____________________________________________________________________ - Мутуализм - __________________________________________________________________ - Паразитизм - __________________________________________________________________ - Конкуренция межвидовая - ______________________________________________________ - Конкуренция внутривидовая - ___________________________________________________ - Хищничество - ________________________________________________________________ - Нейтрализм - _________________________________________________________________
37. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, за какие природные ресурсы конкурируют между собой растения, а за какие - животные (Если конкуренции за данный ресурс нет - отмечать не надо).
38. Объясните кратко, каким образом кормящиеся на деревьях насекомоядные птицы избегают межвидовой конкуренции в поисках добычи? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
39. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
40. Экологическая ниша животного включает в себя не только его местообитание (жилище), но и местообитания потребляемых пищевых ресурсов. Так, птицы, гнездящиеся на деревьях, не редко кормятся на земле, и наоборот. Конкурентные отношения видов (за жилье или пищу) приводят к пространственному разделению экологических ниш. Ниже вписаны названия животных в соответствии с ярусами их обитания (кто где живет). Укажите, используя свои знания по биологии, кто чем питается (или где кормится) - сплошной линией и кто с кем конкурирует - пунктиром. Попробуйте цветными карандашами обозначить пространственные ниши конкурирующих видов.
Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы, их загрязнения Студент должен: знать: - естественные и искусственные экосистемы, сельскохозяйственные агроэкосистемы, их продуктивность: виды загрязнений в сельскохозяйственных экосистемах и методы определения загрязнений; уметь: - устанавливать и описывать основные виды почвенной эрозии, составить схему искусственной агроэкосистемы.
41. В какой форме передается энергия в экосистеме? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
42. Какие изменения экосистем называют сукцессиями? Приведите примеры. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
43. За последнее столетие на нашей планете подвергалось эрозии около 2 млрд. га поверхности суши. Это составляет 27 % всех обрабатываемых земель. Подсчитайте, какова площадь обрабатываемых земель на нашей планете? ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
44. Сформулируйте понятие "агроценоз" и покажите его отличие от биоценозов. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
45. Кратко охарактеризуйте влияние внесения различных веществ в сельскохозяйственные экосистемы. _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.008 с.) |