Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Среда как экологическое понятие. Факторы среды.



Соответствие между организмами и средой их обитания

Студент должен:

знать:

- термины "факторы среды"; "условия существования организмов"; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды, неоднозначность факторов и их взаимное действие на организмы; основные положения теории Ч. Дарвина; о параллельной и конвергентной эволюции;

уметь:

- определять оптимальное и ограничивающее действие факторов среды; приводить примеры приспособления организмов к различным условиям обитания; различать многообразные жизненные формы растений и животных.

 

6. Какие абиотические факторы влияют на организмы, живущие на суше, в воде, в почве? Впишите названия факторов в таблицу и подчеркните важнейшие из них в каждой среде.

 

Среда обитания Основные факторы
Суша  
 
Вода  
 
Почва  
 

 

7. Какой экологический фактор или ресурс может ограничить нормальное развитие и жизни организма - вплоть до полного вымирания? Как это можно показать (на каком примере)?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Какое экологическое значение имеет такое приспособление, как разновременность созревания семян и плодов у растений? Приведите известные вам примеры и результаты этого явления.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

9. Изменение абиотической среды под воздействием живых организмов - важнейший экологический фактор формирования экосистем. Приведите известные вам из курса биологии примеры изменения окружающей среды под влиянием организмов: на суше, в почве, в воде. Какие организмы играют основную роль в этих процессах?

 

Среда Организмы Изменение среды
Суша    
   
Почва    
   
Вода    
   

 

10. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, какие природные ресурсы среды используют для своей жизнедеятельности растения, животные и грибы.

 

Природные ресурсы среды Растения Животные Грибы
Территория      
Растительная птица      
Минеральные вещества      
Животная птица      
Органические остатки      
Солнечный свет      
Тепло      
Вода      
Кислород      
Гумус почвы      

 

Тема 3. Основные среды жизни

Наземно-воздушная среда. Атмосфера

 

Студент должен:

знать:

- строение и состав атмосферы и воздуха; примеси, озоновый экран, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека; температура - терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека; состав светового потока и влияние световых волн разной длины (УФ, ИК) на живые организмы; патологии в световосприятии; смог "Классический" и "фотохимический";

уметь:

- приводить примеры различных типов терморегуляции у растений, животных и человека; применять знания о взаимодействии факторов наземно-воздушной среды для достижения состояния комфорта в быту; создавать искусственный микроклимат.

 

11. Почему в крупных промышленных центрах в безветренную погоду наблюдается разное ухудшение самочувствия жителей, увеличение числа заболевших и умерших людей?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

12. Приведите известные вам примеры влияния погодных условий на самочувствие человека.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

13.Что такое "парниковый эффект" и "озоновая дыра"? Причины этих явлений.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

14. Расскажите об основных загрязнителях атмосферы.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

15. Какие основные меры применяются для уменьшения загрязнения атмосферы, какова их эффективность?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

Водная сфера обитания. Вода в природе

Студент должен:

знать:

- виды и формы воды; запасы пресной воды, источники питьевой воды; круговорот воды в природе; химический состав воды и его влияние на здоровье населения; эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов в воде; бытовые методы очистки воды; источники загрязнения водоемов: промышленные, хозяйственно-бытовые, сельско-хозяйственные;

уметь:

- пользоваться водой из открытых источников и очищать в быту воду для питья; определять приблизительно состояние водоемов - нет ли "Заморов", "цветения воды"; составлять индивидуальные таблицы расхода воды и применять их для экономии воды.

 

16. Какова роль воды в развитии жизни на Земле?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

17. Каков состав природной воды?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

18. Назовите основные источники загрязнения гидросферы.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

19. Как определяют степень загрязнения воды?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

20. Какие существуют способы очистки воды?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Таблица 1

 

Уникальные физико-химические свойства воды и их значение

Свойства воды Их значение
1. Только вода в нормальных земных условиях находится в трех агрегатных состояниях. 1. Условие, обеспечивающее круговорот воды в природе и ее "запасы" в ледниках.
2. При переходе из одного состояния в другое, либо требуется затрата тепла (испарение, таяние), либо тепло выделяется (конденсация, замерзание) 2. Регулирование теплового режима окружающей среды
3. При охлаждении ниже +40 С плотность воды уменьшается, объем увеличивается, причем в момент замерзания происходит резкое увеличение объема на 10 % от объема жидкости. 3. Плотность льда меньше плотности воды, лед остается на поверхности, предостерегая водоем от промерзания.
4. Высокая теплоемкость. В значительно большей степени, чем другие вещества, вода способна поглощать тепло. У всех тел теплоемкость при росте температуры увеличивается. У воды с повышением температуры от 0 до 270С она попадет, затем начинает расти. Интервал между 300 и 400 С - вторая точка "плавления" (изменение структуры) воды. 4. Вода играет на планете роль главного аккумулятора и распределителя тепла. Теплые океанические течения благоприятно влияют на климат огромных территорий. Даже небольшие водоемы оказывают смягчающие влияния на микроклимат.
5. Вода - сильнейший инертный растворитель. Это свойство связано с двухполюсной структурой молекулы воды (диполь). Под воздействием диполей воды связи между атомами и молекулами на поверхности погруженных в нее веществ ослабевают в 80 раз. 5. Вода - растворитель и переносчик всех веществ, участвующих в жизнедеятельности, и в первую очередь питательных веществ. Именно благодаря воде в организме происходят сложные химические реакции. Она обеспечивает выведение из организма продуктов обмена, защищая его от вредного накопления. Водный обмен - важнейшая функция организма, обеспечивающая принцип постоянства внутренней среды организма.
6. Большое поверхностное натяжение и смачивающая способность 6. Поднимается по капиллярам, пронизывающим почву и другие породы, движется вверх в растениях, доставляя растворы питательных веществ. С этим свойством связано также движение крови и тканевых жидкостей в организме человека и животных.
7. Чем большее давление испытывает вода, тем выше температура ее замерзания. 7. Океаническая вода не замерзает при температуре - 30С на глубине 4 тыс. метров

 

 

Почва как среда обитания

Студент должен:

знать:

- определение почвы, ее состав, воздушный и водный режимы; роль почвенной флоры и фауны в общем круговороте элементов в биосфере: почвообразование и самоочищение почвы; возбудителей инфекционных заболеваний, передающихся через почву, и способы их уничтожения в процессе минерализации, генетическое значение почвы;

уметь:

- предотвращать эрозию и истощение почвы путем бережного отношения к насаждениям, сохранением листового опада в парках, садах, на городских зонах.

-

Схема. Состав почвы

 

 
 

 

 


Схема. Основные виды эрозии почв

 

 

21. Что такое детрит и гумус? Какова их роль в почве?

 

Детрит – это _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Гумус – это _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

22. Ученые установили, что в результате нерационального ведения сельскохозяйственного производства каждые 10 лет теряется около 7 % верхнего, наиболее плодородного слоя почвы. Сколько времени потребуется для полного исчезновения сельскохозяйственных угодий, если темпы деградации почвы сохраняются? Общую массу верхнего слоя почвы сельскохозяйственных угодий примите за 100 %.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

23. Как влияет химический состав почвы на здоровье человека?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

24. Почему необходимо постоянно вносить удобрения в почву?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

25. Назовите основные принципы рационального использования земель. Что такое рекультивация земель и кто ее проводит?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.091 с.)