Тема 1. 1. Мировая экономика как наука. Современные тенденции в развитии и глобальные проблемы мирового хозяйства 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Мировая экономика как наука. Современные тенденции в развитии и глобальные проблемы мирового хозяйства



Задание 1. Прочитать в учебнике раздел по теме семинара и написать конспект:

Мировая экономика как наука — это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движение рабочей силы, капиталов и финансовых потоков.

 

Мировую экономику составляют следующие разделы:

-Теория «чистой», т.е. без всяких ограничений, международной торговли и приносимой ею выгоды.

-Теория коммерческой политики, изучающая причины и результаты различных лимитов на обмен товарами, услугами, движение факторов производства и т.д.

-Концепции платежных балансов, в которых анализируются соотношение общих доходов и расходов данной страны относительно другой, а также ее текущий курс обмена валюты.

-Концепции неуравновешенного платежного баланса и методов их выравнивания в условиях различных международных денежных систем.

 

1)Определяющая тенденция к глобализации мирового хозяйства:

-всепланетное воздействие национальных экономик, взаимопроникновение и взаимное переплетение

-универсализация или гомогенизация экономической жизни, которая тяготеет к единым стандартам, принципам и ценностям под влиянием обмена знаниями, людьми, товарами, культурными ценностями и так далее.

2)Тенденция к углублению кризиса индустриальной цивилизации с такими признаками:

-безграничная, бессистемная, бесконтрольная утилизация вещества природы, максимизация экономического возрастания, а не его оптимизация

-подчинение живого труда прошедшему, то есть усиление зависимости человека от системы машин, доминирование технических подходов и ослабление антропогенного начала в социально-экономическом развитии

-взаимное переплетение цивилизационных и формационных разногласий

 

Задание 2. Ответить на вопросы:

1. Насколько изменились экономические отношения между субъектами мировой экономики за всю историю ее развития?

 

 

2. Какие показатели можно использовать для характеристики экономического потенциала страны и ее положения в мире?

 

3. «Новые» проблемы нового тысячелетия.

 

 

4. «Богатый Север» и «бедный Юг»: неравномерность экономического развития регионов мира.

 

 

Задание 3. Решить тест.

  1. Определение мирового хозяйства следующее:

1. глобальный хозяйственный механизм, в котором его отдельные части (национальные хозяйства) находятся во взаимосвязи посредством международных экономических отношений;

2. простая сумма хозяйств отдельных стран;

3. отраслевая структура всех стран мира, созданная на основе МРТ;

4. совокупность стран, связанных системой международных экономических отношений;

5. все ответы верны.

 

2. Этапы становления мирового хозяйства:

1. конец XIX до нач. 1950-х гг., 1950 – 1970-е гг., 1980 и до нашего времени;

2. конец XIX – начало XX в., 30 – 60-е гг. XX в., 1970 – 2000-е гг.;

3. XVII – XIX вв., 20 – 40-е гг. XX в., 50 – 80-е гг. XX в., 90-е гг. и до нашего времени;

4. все ответы верны.

 

3. Субъектами мирового хозяйства являются:

1. международная торговля;

2. иностранные инвестиции;

3. национальные экономики, ТНБ и ТНК;

4. валюта и валютный курс;

5. все ответы верны.

4. Формирующееся глобальное мировое хозяйство включает в себя национальные экономики:

1. промышленно развитых стран;

2. развивающихся стран;

3. стран с экономикой переходного типа;

4. стран с командно-административной системой управления;

5. новых индустриальных стран;

6. стран – поставщиков сырья.

5. Какие показатели особенно подчеркивают разницу в уровнях развития между центром и периферией:

1. общий объем ВВП;

2. производство промышленной продукции;

3. ВВП на душу населения;

4. природно-ресурсный потенциал;

5. все ответы верны.

Задание 4. Решить задачи.

1. Функции внутреннего спроса и предложения для определенного товара в условной стране имеют следующий вид: QD = 700 – 2P и QS = -100 + 2P. Мировая цена на данный товар составляет 175 ден. ед. Определите, как в условиях свободной мировой торговли изменится объем импорта данного товара в страну, если спрос на него в рассматриваемой стране сократится, по прогнозам экономистов, на 50%.

 

 

2. В стране А функция спроса на конкретный товар имеет вид: QDА = 6 – 0,2PА, а функция предложения QSА = 1 + 0,2PА. В стране В соответствующие функции на тот же товар таковы: QDВ = 3 – 0,1PВ и QSВ = -1 + 0,4PВ. Определите, на сколько единиц общий объем продаж в условиях свободной торговли (с нулевыми транспортными издержками) превысит общий объем продаж данного товара в условиях автаркии (отсутствия внешней торговли).

 

 

3. Функции спроса и предложения для конкретного товара в стране А имеют вид QDА = 100 – 10P; QSА = -50 + 20P. В стране В соответствующие функции для того же товара формализуются следующим образом: QDВ = 50 – 5P; QSВ = 20 + 10P. Какими будут цена и объем продаж рассматриваемого товара на мировом рынке при установлении торговых отношений между странами А и В при условии, что товар присутствует в экспорте (импорте) только этих двух стран?

 

Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме.

1.ТНК на развивающихся рынках: в поисках успешной бизнес-модели
// Мировая экономика и международные отношения. – № 10. – 2014. – С. 5-17

2. Развивающиеся страны: проблемы экологии и развития
// Мировая экономика и международные отношения. – № 11. – 2014. –. 22-34

3. Основные регионы и цивилизационные общности мира в XXI веке: попытка прогноза развития
// Мировая экономика и международные отношения. – № 6. – 2014.– С. 110-123

4. Основные регионы и цивилизационные общности мира в XXI веке: попытка прогноза развития (окончание)
// Мировая экономика и международные отношения. – № 7. – 2014.– С. 107-119

5. Развивающийся мир: глобализация или регионализация?
// Мировая экономика и международные отношения. – № 7. – 2000. –. 77-85

 

 


Тема 1.2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Международное разделение труда (МРТ), специализация и кооперирование производства

Задание 1. Прочитать в учебнике раздел по теме семинара и написать конспект:

Задание 2. Ответить на вопросы:

1. Основные причины участия стран в международном разделении труда.

 

2. Единство и различия внутригосударственного и международного разделения труда.

 

 

3. Показатели и факторы развития МРТ: международные и национальные.

 

Задание 3. Решить тест.

1. Отметить основные причины развития разделения труда между странами:

1. различия в природно-климатических условиях;

2. трудовые факторы;

3. геополитические особенности положения страны;

4. факторы научно-технического развития;

5. использование информационных преимуществ;

6. уровень заработной платы;

7. проведение политики импортозамещения.

 

2. В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда:

1. технологическое;

2. подетальное;

3. общее;

4. отраслевое;

5. сырьевое;

6. частное;

7. поузловое;

8. единичное.

 

3. Основным побудительным мотивом участия стран в международном разделении труда является:

1. получение доступа к новым технологиям и знаниям;

2. передел сфер влияния между странами;

3. получение экономических выгод;

4. доступ к источникам сырья и энергии.


4. Экономические выгоды от участия страны в международном разделении труда заключаются:

1. в получении новейшей информации о конкурентах;

2. в экономии национальных затрат на отказе от внутреннего производства товаров и услуг за счет их более дешевого импорта;

3. в получении земельной ренты;

4. в получении разницы (выгоды) между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров.


5. Россия продает в Германию сырую нефть, а Германия в Россию – станки. Можно ли считать это:

1. международным разделением труда;

2. международной кооперацией;

3. международным разделением факторов производства;

4. верно а и b;

5. верно b и c.

Задание 4. Решить задачи.

1. Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна В может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, используя при этом также одну единицу ресурсов. Обоснуйте специализацию каждой страны на основе закона сравнительного преимущества. Приведет ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства?

 

 

2. Для производства 5м сукна или 10л вина в стране А потребуется 1 час, а в стране В для производства 30м сукна и 40 л вина также потребуется 1 час. Определите сравнительное преимущество производства сукна и вина и обоснуйте специализацию каждой страны. На сколько изменится суммарное производство вина и сукна при специализации стран А и В?
После установления торговых отношений в стране А произошли следующие изменения: объем потребления сукна и его цена изменились на 30%, объем производства сукна отечественными производителями изменился на 20%. Определите интересы производителей, потребителей и страны в целом после установления торговых отношений со стороной В.

 

 

3. Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Товар Россия Германия
Сыр, кг/ч.    
Трикотаж, м2/ч.    

Подсчитайте выигрыш России от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 1 м2 трикотажа.

 

Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме.

1. Ресурсные и территориальные факторы модернизации
// Мировая экономика и международные отношения. – № 4. – 2014.

2. В. Конышев, А. Сергунин Арктика на перекрестье геополитических интересов // Мировая экономика и международные отношения.– №9.–2010.

3. В. Воронов Арктические горизонты стратегии России: современная динамика// Мировая экономика и международные отношения. – №9. –2010.

4. В. Кондратьев Минерально-сырьевые ресурсы как фактор глобальной конкурентоспособности // Мировая экономика и международные отношения.–№6. –2010.

5. Е. Ковалев Мировой продовольственный кризис: эскалация проблем // Мировая экономика и международные отношения.–№4.–2010.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.005 с.)