Тема 3.1. Население и трудовые ресурсы мира: состояние и структура



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.1. Население и трудовые ресурсы мира: состояние и структура



Задание 1. Прочитать в учебнике раздел по теме семинара и написать конспект:

(1)это общая тенденция к увеличению численности населения. В 50-е гг. численность населения на земном шаре составляла - 2,5 млрд чел, в 1996 г. - 5,7 млрд чел. Быстрые темпы роста численности составляют - 2% ежегодно. При таких темпах население планеты удваивается каждые 35 лет. Умеренные темпы роста - меньше 2% ежегодно, низкие темпы - 1 % и меньше. Для традиционного типа воспроизводства характерны высокие темпы рождаемости, высокие темпы смертности, средняя продолжительность жизни 45 лет. За период 50-70-х гг. прирост населения достигался в основном за счет Среднего Востока и Африки (около 3% в год). В развитых странах произошло снижение уровня смертности и снижение рождаемости. Показатель воспроизводства населения: брутто-коэффициент - это число девочек, которых рожает одна женщина в среднем с 15 до 50 лет. Нетто-коэффициент - это сколько девочек доживут до возраста матери, в котором она родила. Динамика населения зависит от возрастной структуры населения. Основной прирост населения обеспечивают развивающиеся страны.

(2)обычно для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения и ВВП на душу населения. Данные последних десятилетий показывают, что, за рядом исключений, повышение уровня экономического развития часто соотносится с низким коэффициентом воспроизводства населения и более высокой продолжительностью жизни. вряд ли правильно делать вывод из арифметического, избитого положения о том, что если бы население не росло столь быстро, то уровень экономического развития повысился бы сильнее. При этом игнорируется тот факт, что прирост населения вносит свой вклад в производство ВВП. Он стимулирует капиталовложения и технические усовершенствования, открытие и разработку минеральных ресурсов, выпуск продукции.

(3) Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Основные направления демографической политики включают: - государственную помощь семьям с детьми;

- создание условий для совмещения активной профессиональной - деятельности с выполнением семейных обязанностей;

- снижение заболеваемости и смертности;

- увеличение продолжительности жизни;

- улучшение качественных характеристик населения;

- регулирование миграционных процессов;

- урбанизации и расселения и т.п.

(4) Меры демографической политики:

- экономические меры:

оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости

преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости

- административно-правовые меры:

законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение

матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

- воспитательные и пропагандистские меры:

формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

политика планирования семьи

половое образование молодёжи

гласность по вопросам половых отношений

Задание 2. Ответить на вопросы:

1. Все показатели, дающие количественную оценку различных сторон качества жизни делятся на позитивные и негативные. Назовите их.

К первой группе относятся, например, такие многомерные показатели, как ВВП надушу населения, ожидаемая продолжительность жизни, коэффициент материнской смертности, доля государственных расходов на здравоохранение, количество инвалидов, а также такие частные показатели, как количество газет и других видов СМИ на 100 чел. населения, продолжительность рабочей недели, число килокалорий, потребляемых на душу населения, и т.н.Вторая группа показателей, скорее, отражает низкое качество жизни, но имеет огромное значение для анализа сто динамики в странах, население которых составляет пока еще подавляющее большинство в мире. Это такие показатели, как число случаев недоедания, учитываемых, прежде всего, для детей до 5 лет; доля во всем населении семей, не имеющих доступа к безопасной воде, рассчитываемая, прежде всего, для сельской местности; численность и доля населения, не доживающего до 40-летнего возраста; доля населения, не имеющего доступа к услугам в области здравоохранения или к другим базовым социальным услугам. К этой группе негативных показателей относятся также уровень экологической деградации в маргинальных районах, сравнение доли военных расходов в ВВП с долей военных расходов в совокупных расходах государства на образование и здравоохранение, выявляющее реальное бремя населения и потенциальную нагрузку, снижающую как качество жизни, так и возможности его повышения.

 

2. Индекс развития человека, индекс нищеты являются интегральными показателями. Что это такое? Как они определяются?

 

Интегральными индексами (composite indices) называют те, которые позволяют вместить в одну шкалу несколько показателей, выявляющих различия по исследуемым объектам с разных сторон, с позиций разных методик. В теории человеческого развития и других смежных областях экономики используют такие интегральные показатели как индексы качества жизни, гендерного неравенства, бедности, здоровья и другие.

Индекс человеческого развития (ИЧР) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Индекс нищеты населения (ИНН)характеризует уровень обездоленности в трёх важнейших элементах жизни человека: продолжительности жизни, знании и достойном уровне жизни. Он вычисляется отдельно для развивающихся стран (ИНН-1) и для развитых стран (ИНН-2).

ИНН-1содержит следующие показатели:

Р1 – процент населения, которое, как ожидается, не доживёт до возраста 40 лет.

Р2 – процент неграмотного взрослого населения.

Р3 – обеспеченность экономическими ресурсами

 

ИНН-2 предназначен для развитых стран и обобщает информацию по следующим четырём показателям:

Р1 – процент населения, которое, как ожидается, не доживёт до 60 – ти лет.

Р2 – процент функционально неграмотного населения.

Р3 – процент населения, живущего ниже черты бедности.

Р4 – процент безработных в течение 12 месяцев и более в общей численности рабочей силы.

 

3. Назовите теоретические подходы к определению уровня жизни и дайте их характеристику.

 

Задание 3. Решить тест.

1. Что характерно для традиционного типа воспроизводства населения?

1. высокие темпы;

2. слабые темпы;

3. не ограничиваемые рождаемость и смертность;

4. не ограничиваемая смертность;

5. ограничение рождаемости.

2. Какой показатель используется для характеристики уровня воспроизводства населения?

1. региональный коэффициент;

2. этнический показатель;

3. стационарная возрастная структура;

4. нетто-коэффициент воспроизводства;

5. соотношение рождаемости и смертности.

3. С каких позиций теория Т.Р. Мальтуса трактовала причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф?

1. идеализма;

2. демографического детерминизма;

3. материализма;

4. с философских позиций;

5. с психологической точки зрения.

4. Какой тезис сформулирован Д. Рикардо в связи с ростом народонаселения?

1. о производной экономических факторов;

2. об ограниченности ресурсов;

3. о давлении населения на средства существования;

4. об исчерпаемости сырья;

5. об ограниченности природных ресурсов.

5. Какие события мировой истории стали практическим опровержением теоретических положений мальтузианства?

1. промышленная революция;

2. научно-технический прогресс;

3. промышленный переворот;

4. прогресс техники;

5. развитие промышленных технологий.

Задание 4. Решить задачи.

1. Рассчитайте прирост населения с 1950 по2008гг

Страна 1950г., млн.чел. 2012 г. Прогноз на
Всего, млн.чел Площадь, млн.км Плотность населения, чел/км2 2025г 2050г. 2075г.
Китай 9,597
Индия 3,288 1407,7
США 304,5 9,826 355,7
Индонезия 1,919 291,9 343,1
Бразилия 8,512 228,9
Пакистан 0,804 228,9 271,2
Бангладеш 0,144 180,1 215,1 199,2
Нигерия 0,924
Россия 17,075 120,8
Япония 127,7 0,378 119,3

 

2. Данные по ряду субъектов РФ с наиболее тяжелой и наиболее благополучной демографической ситуацией приведены в таблице (2005 и 2010 годы, данные указаны через /, источник - Росстат).Прокомментируйте данные.

Область, республика Коэффициент рождаемости Коэффициент смертности Естественный прирост или убыль Изменение численности населения за период 1990-2010, %
Псковская область 8,8/10,5 24,5/21,2 -15,7/-10,7 -15,1
Тульская область 7,8/9,5 22/19,5 -14,2/-10 -14,5
Тверская область 9,3/10,4 23,1/18,4 -13,8/-8 -15,2
Новгородская область 9,3/11,3 22,5/20 -13,2/-8,7 -11,7
Чеченская республика 24,9/29,9 5,1/5,6 +19,8/+24,3 +9,3
Республика Ингушетия 14,0/27,1 3,8/4,5 +10,2/+22,6 +159,7
Республика Дагестан 15,5/18 5,9/5,9 +9,6/+12,1 +48,8
Ханты-Мансийский автономный округ(Югра) 13,5/16,4 7,1/6,8 +6,4/+9,6 +17,2

 

3. В таблице приведены данные прироста населения в России по годам. Прокомментируйте эти данные.

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме.

1. Костаков В. – Демографический фактор в социально-экономическом развитии // Экономист. – № 11.– 2013.– С. 20-24

2. Щербакова Е. Перспективы мирового населения: оценки ООН пересмотра 2012 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2013/0561/barom01.php

3. Щербакова Е. Старение населения: мировые тенденции, 2013– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0601/barom02.php

4. Антонов А.Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0601/analit03.php

5. Вишневский А.Мировой демографический взрыв и антропогенное давление на климат. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://demoscope.ru/weekly/2004/0173/analit01.php



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.008 с.)