Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Общая характеристика современного мирового хозяйства↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Тема 1.1. Мировая экономика как наука. Современные тенденции в развитии и глобальные проблемы мирового хозяйства Задание 1. Прочитать в учебнике раздел по теме семинара и написать конспект: Мировая экономика как наука — это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движение рабочей силы, капиталов и финансовых потоков.
Мировую экономику составляют следующие разделы: -Теория «чистой», т.е. без всяких ограничений, международной торговли и приносимой ею выгоды. -Теория коммерческой политики, изучающая причины и результаты различных лимитов на обмен товарами, услугами, движение факторов производства и т.д. -Концепции платежных балансов, в которых анализируются соотношение общих доходов и расходов данной страны относительно другой, а также ее текущий курс обмена валюты. -Концепции неуравновешенного платежного баланса и методов их выравнивания в условиях различных международных денежных систем.
1)Определяющая тенденция к глобализации мирового хозяйства: -всепланетное воздействие национальных экономик, взаимопроникновение и взаимное переплетение -универсализация или гомогенизация экономической жизни, которая тяготеет к единым стандартам, принципам и ценностям под влиянием обмена знаниями, людьми, товарами, культурными ценностями и так далее. 2)Тенденция к углублению кризиса индустриальной цивилизации с такими признаками: -безграничная, бессистемная, бесконтрольная утилизация вещества природы, максимизация экономического возрастания, а не его оптимизация -подчинение живого труда прошедшему, то есть усиление зависимости человека от системы машин, доминирование технических подходов и ослабление антропогенного начала в социально-экономическом развитии -взаимное переплетение цивилизационных и формационных разногласий
Задание 2. Ответить на вопросы: 1. Насколько изменились экономические отношения между субъектами мировой экономики за всю историю ее развития?
2. Какие показатели можно использовать для характеристики экономического потенциала страны и ее положения в мире?
3. «Новые» проблемы нового тысячелетия.
4. «Богатый Север» и «бедный Юг»: неравномерность экономического развития регионов мира.
Задание 3. Решить тест.
1. глобальный хозяйственный механизм, в котором его отдельные части (национальные хозяйства) находятся во взаимосвязи посредством международных экономических отношений; 2. простая сумма хозяйств отдельных стран; 3. отраслевая структура всех стран мира, созданная на основе МРТ; 4. совокупность стран, связанных системой международных экономических отношений; 5. все ответы верны.
2. Этапы становления мирового хозяйства: 1. конец XIX до нач. 1950-х гг., 1950 – 1970-е гг., 1980 и до нашего времени; 2. конец XIX – начало XX в., 30 – 60-е гг. XX в., 1970 – 2000-е гг.; 3. XVII – XIX вв., 20 – 40-е гг. XX в., 50 – 80-е гг. XX в., 90-е гг. и до нашего времени; 4. все ответы верны.
3. Субъектами мирового хозяйства являются: 1. международная торговля; 2. иностранные инвестиции; 3. национальные экономики, ТНБ и ТНК; 4. валюта и валютный курс; 5. все ответы верны. 4. Формирующееся глобальное мировое хозяйство включает в себя национальные экономики: 1. промышленно развитых стран; 2. развивающихся стран; 3. стран с экономикой переходного типа; 4. стран с командно-административной системой управления; 5. новых индустриальных стран; 6. стран – поставщиков сырья. 5. Какие показатели особенно подчеркивают разницу в уровнях развития между центром и периферией: 1. общий объем ВВП; 2. производство промышленной продукции; 3. ВВП на душу населения; 4. природно-ресурсный потенциал; 5. все ответы верны. Задание 4. Решить задачи. 1. Функции внутреннего спроса и предложения для определенного товара в условной стране имеют следующий вид: QD = 700 – 2P и QS = -100 + 2P. Мировая цена на данный товар составляет 175 ден. ед. Определите, как в условиях свободной мировой торговли изменится объем импорта данного товара в страну, если спрос на него в рассматриваемой стране сократится, по прогнозам экономистов, на 50%.
2. В стране А функция спроса на конкретный товар имеет вид: QDА = 6 – 0,2PА, а функция предложения QSА = 1 + 0,2PА. В стране В соответствующие функции на тот же товар таковы: QDВ = 3 – 0,1PВ и QSВ = -1 + 0,4PВ. Определите, на сколько единиц общий объем продаж в условиях свободной торговли (с нулевыми транспортными издержками) превысит общий объем продаж данного товара в условиях автаркии (отсутствия внешней торговли).
3. Функции спроса и предложения для конкретного товара в стране А имеют вид QDА = 100 – 10P; QSА = -50 + 20P. В стране В соответствующие функции для того же товара формализуются следующим образом: QDВ = 50 – 5P; QSВ = 20 + 10P. Какими будут цена и объем продаж рассматриваемого товара на мировом рынке при установлении торговых отношений между странами А и В при условии, что товар присутствует в экспорте (импорте) только этих двух стран?
Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме. 1.ТНК на развивающихся рынках: в поисках успешной бизнес-модели 2. Развивающиеся страны: проблемы экологии и развития 3. Основные регионы и цивилизационные общности мира в XXI веке: попытка прогноза развития 4. Основные регионы и цивилизационные общности мира в XXI веке: попытка прогноза развития (окончание) 5. Развивающийся мир: глобализация или регионализация?
Тема 1.2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Международное разделение труда (МРТ), специализация и кооперирование производства Задание 1. Прочитать в учебнике раздел по теме семинара и написать конспект: Задание 2. Ответить на вопросы: 1. Основные причины участия стран в международном разделении труда.
2. Единство и различия внутригосударственного и международного разделения труда.
3. Показатели и факторы развития МРТ: международные и национальные.
Задание 3. Решить тест. 1. Отметить основные причины развития разделения труда между странами: 1. различия в природно-климатических условиях; 2. трудовые факторы; 3. геополитические особенности положения страны; 4. факторы научно-технического развития; 5. использование информационных преимуществ; 6. уровень заработной платы; 7. проведение политики импортозамещения.
2. В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда: 1. технологическое; 2. подетальное; 3. общее; 4. отраслевое; 5. сырьевое; 6. частное; 7. поузловое; 8. единичное.
3. Основным побудительным мотивом участия стран в международном разделении труда является: 1. получение доступа к новым технологиям и знаниям; 2. передел сфер влияния между странами; 3. получение экономических выгод; 4. доступ к источникам сырья и энергии.
1. в получении новейшей информации о конкурентах; 2. в экономии национальных затрат на отказе от внутреннего производства товаров и услуг за счет их более дешевого импорта; 3. в получении земельной ренты; 4. в получении разницы (выгоды) между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров.
1. международным разделением труда; 2. международной кооперацией; 3. международным разделением факторов производства; 4. верно а и b; 5. верно b и c. Задание 4. Решить задачи. 1. Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна В может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, используя при этом также одну единицу ресурсов. Обоснуйте специализацию каждой страны на основе закона сравнительного преимущества. Приведет ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства?
2. Для производства 5м сукна или 10л вина в стране А потребуется 1 час, а в стране В для производства 30м сукна и 40 л вина также потребуется 1 час. Определите сравнительное преимущество производства сукна и вина и обоснуйте специализацию каждой страны. На сколько изменится суммарное производство вина и сукна при специализации стран А и В?
3. Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа представлены в табл. 1. Таблица 1
Подсчитайте выигрыш России от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 1 м2 трикотажа.
Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме. 1. Ресурсные и территориальные факторы модернизации 2. В. Конышев, А. Сергунин Арктика на перекрестье геополитических интересов // Мировая экономика и международные отношения.– №9.–2010. 3. В. Воронов Арктические горизонты стратегии России: современная динамика// Мировая экономика и международные отношения. – №9. –2010. 4. В. Кондратьев Минерально-сырьевые ресурсы как фактор глобальной конкурентоспособности // Мировая экономика и международные отношения.–№6. –2010. 5. Е. Ковалев Мировой продовольственный кризис: эскалация проблем // Мировая экономика и международные отношения.–№4.–2010. Задание 3. Решить тест. 1. В рамках мировой экономики страной считается территориальная единица, для которой характерны следующие черты: 1. проводит самостоятельную независимую политику; 2. ведет отдельный статистический учет своего экономического развития; 3. имеет систему национальных счетов; 4. имеет национальный герб, флаг и гимн; 5. имеет национальные представительства и дипломатические отношения не менее чем с 50 странами мира. 2. Отметить группы стран в мировой экономике в соответствии с классификацией ООН: 1. развитые страны с рыночной экономикой; 2. социалистические страны; 3. развивающиеся страны и территории; 4. страны с централизованной плановой экономикой; 5. новые индустриальные страны. 3. Согласно уставу, членами ООН могут стать 1. все государства 2. только развитие страны 3. суверенные государства, которые примут на себя все обязательства и желают, выполнит их. 4. все государства кроме враждующих
4. Чтобы стать членом ООН государство подает заявление 1. Генеральной ассамблей ООН 2. Совету безопасности ООН 3. Генеральному секретарю ООН 4. Обращается к каждому члену ООН
5. К специализированным органам ООН не относятся 1. ЮНИДО и ВОЗ 2. МВФ и МБРР 3. ЮНЕСКО и МОТ 4. Генеральная ассамблея и Совет безопасности Задание 4. Решить задачи. Заполните таблицу, внеся в нее данные о следующих международных объединениях:
Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме. 1. Автомобильная промышленность стран БРИК 2. Политическая экономия международной помощи 3. Заемский В. Ключевые вопросы реформы ООН // Мировая экономика и международные отношения.– 2008.– № 7. – С. 3–13. 4. Заемский В. Дискуссия вокруг реформы СБ ООН // Мировая экономика и международные отношения. –2008. –№ 11. – С. 24–31.
Задание 3. Решить тест. 1. Функции стран в иерархической структуре мировой экономики по критерию технической вооруженности труда распределяются следующим образом (установить соответствия):
2. В рамках мировой экономики страной считается территориальная единица, для которой характерны следующие черты: 1. проводит самостоятельную независимую политику; 2. ведет отдельный статистический учет своего экономического развития; 3. имеет систему национальных счетов; 4. имеет национальный герб, флаг и гимн; 5. имеет национальные представительства и дипломатические отношения не менее чем с 50 странами мира. 3. Отметить группы стран в мировой экономике в соответствии с классификацией ООН: 1. развитые страны с рыночной экономикой; 2. социалистические страны; 3. развивающиеся страны и территории; 4. страны с централизованной плановой экономикой; 5. новые индустриальные страны. 4. Какая из перечисленных ниже тенденций развития мировой экономики считается наиболее современной: 1. интернационализация; 2. глобализация; 3. интеграция; 4. транснационализация. 5. Общие черты экономики развивающихся стран: 1. многоукладность; 2. низкий уровень развития производительных сил; 3. финансовая зависимость; 4. специализация на сырьевых товарах и полуфабрикатах; 5. все ответы верны.
Задание 4. Решить задачи. На основе данных таблицы 2 рассчитать среднедушевой объем ВВП по группам стран: Таблица 2
Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме. 1. Перспективы мировой энергетики до 2040 г. 2. Атомная энергетика ЕС: экономика против экологии 3. Мировая экономика в поисках новой модели роста 4. Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий: состояние и эффективность использования Задание 4. Решить задачи. 1. Допустим, что в Чехии (малой стране) земля является специфическим фактором для производства продовольствия, капитал – специфическим для производства одежды, а труд – мобильным фактором, который используется в обеих отраслях. Расходы владельцев земли, владельцев капитала и работников равномерно распределяются между продуктами питания (50%) и одеждой (50%). Как повлияет на доходы владельцев земли и капитала рост сельскохозяйственных угодий? К чему приведет увеличение притока капитала из-за рубежа: увеличению доходов владельцев земли, сокращению зарплаты, увеличению зарплаты, или возникает какая-либо комбинация этих последствий? В результате чего могут возрасти доходы владельцев земли: роста рабочей силы, роста цен на продовольствие, увеличения притока капитала, какой-либо комбинации? Кто – владельцы земли, владельцы капитала или рабочие – будут активнее всего возражать против введения ограничений на торговлю одеждой?
2. Предположим, что в условиях используемой в стране технологии производство 1 т стали требует затрат 2 ед. труда и 8 ед. капитала, а производство 1 м ткани – 5 ед. труда и 5 ед. капитала. Располагаемые объемы труда и капитала в стране составляют 1200 и 2600 ед. соответственно. Определите: Как изменится структура производства в стране, если объем капитала, которым страна располагает, увеличится на 20%? Какую теорему иллюстрируют результаты вашего расчета? Размер заработной платы в стране (цену за единицу труда) и ставки процента (цену за капитал), если цена 1 т стали равна 20 ден. ед., а 1 м ткани – 40 ден. ед.
Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме. 1. Высокотехнологичные стартапы в мире и в России 2. Аргентинская модель посткризисного развития 3. Критерии оценки эффективности социальной политики государства 4. Перу: восходящий региональный гигант 5. Новый путь Турции? 6. И ндия: городские ниши малых предприятий Задание 3. Решить тест. 1. Что характерно для традиционного типа воспроизводства населения? 1. высокие темпы; 2. слабые темпы; 3. не ограничиваемые рождаемость и смертность; 4. не ограничиваемая смертность; 5. ограничение рождаемости. 2. Какой показатель используется для характеристики уровня воспроизводства населения? 1. региональный коэффициент; 2. этнический показатель; 3. стационарная возрастная структура; 4. нетто-коэффициент воспроизводства; 5. соотношение рождаемости и смертности. 3. С каких позиций теория Т.Р. Мальтуса трактовала причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф? 1. идеализма; 2. демографического детерминизма; 3. материализма; 4. с философских позиций; 5. с психологической точки зрения. 4. Какой тезис сформулирован Д. Рикардо в связи с ростом народонаселения? 1. о производной экономических факторов; 2. об ограниченности ресурсов; 3. о давлении населения на средства существования; 4. об исчерпаемости сырья; 5. об ограниченности природных ресурсов. 5. Какие события мировой истории стали практическим опровержением теоретических положений мальтузианства? 1. промышленная революция; 2. научно-технический прогресс; 3. промышленный переворот; 4. прогресс техники; 5. развитие промышленных технологий. Задание 4. Решить задачи. 1. Рассчитайте прирост населения с 1950 по2008гг
2. Данные по ряду субъектов РФ с наиболее тяжелой и наиболее благополучной демографической ситуацией приведены в таблице (2005 и 2010 годы, данные указаны через /, источник - Росстат).Прокомментируйте данные.
3. В таблице приведены данные прироста населения в России по годам. Прокомментируйте эти данные.
Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме. 1. Костаков В. – Демографический фактор в социально-экономическом развитии // Экономист. – № 11.– 2013.– С. 20-24 2. Щербакова Е. Перспективы мирового населения: оценки ООН пересмотра 2012 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2013/0561/barom01.php 3. Щербакова Е. Старение населения: мировые тенденции, 2013– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0601/barom02.php 4. Антонов А.Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2014/0601/analit03.php 5. Вишневский А.Мировой демографический взрыв и антропогенное давление на климат. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2004/0173/analit01.php Задание 3. Решить тест. 1. Международная трудовая миграция – это (выберите наиболее точный ответ): 1. выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж; 2. выезд из страны и въезд в страну трудоспособного населения по экономическим причинам; 3. выезд высококвалифицированных специалистов из данной страны за рубеж; 4. въезд в страну трудоспособного населения из-за рубежа. 2. Укажите показатели, используемые для оценки размеров международной трудовой миграции: 1. масштабы выбытий эмигрантов; 2. количество денежных переводов работников-мигрантов в страну, из которой они выбыли; 3. масштабы прибытий иммигрантов; 4. объем вывоза имущества эмигрантов из страны выбытия; 5. сальдо миграции. 3. Какая из перечисленных ниже характеристик принимающей страны-импортера окажет решающее влияние на рост трудовой миграции: 1. географическое местоположение и размеры принимающей страны; 2. либерализация правил въезда в страну из-за рубежа; 3. повышение уровня реальной заработной платы в принимающей стране; 4. либерализация правил выезда из страны за рубеж. 4. Человек, находящийся менее года в стране, в которой он не является резидентом, сотрудником правительственного учреждения другой страны или членом его семьи и не работает на резидента, считается в международной экономике: 1. туристом; 2. путешественником; 3. эмигрантом; 4. иммигрантом; 5. экскурсантом. 5. Какая из перечисленных мер регулирования миграции отностится к ограничениям личного характера: 1. требования к уровню образования и стажу работы по специальности; 2. установление максимального срока пребывания иммигранта в принимающей стране; 3. готовность инвестировать в экономику принимающей страны определенную сумму; 4. установление численности мигрантов; 5. требования к состоянию здоровья. Задание 4. Решить задачи. 1. Рынок труда в двух странах (X и Y) характеризуется следующими данными. Функция спроса на труд в стране X имеет вид: DL = 5000 – 20W, а в стране Y: DL = 3500 – 5W. Функция предложения труда в стране X имеет вид: SL = 2000 + 10W, а в стране Y: SL = 1500 + 5W. Каков уровень равновесной заработной платы (долларов в месяц) и уровень равновесной занятости (тыс. человек) в каждой из стран? Предположим, что в обеих странах сняты все ограничения на перемещение рабочей силы. Какими будут направление миграции рабочей силы и ее величина? Предположим, что в результате передвижения рабочей силы в стране эмиграции равновесная часовая ставка заработной платы выросла на 10 долларов. Как изменится объем эмиграции из этой страны? Каким будет новый уровень равновесной заработной платы в принимающей стране?
2. Рынок труда в двух условных странах – Закидонии и Трудоголии – характеризуется следующими данными. Функция спроса на труд в Закидонии имеет вид QD1 = 140 – 5W,а функция предложения труда QS1 = -100 + 10W, где W – реальная заработная плата (долл./ч). В Трудоголии соответствующие функции имеют вид: QD2 = 400 – 10W и Q S2 = -100 + 10W. 3. В стране А всего насчитывается 10 млн. работников, уровень средней заработной платы составляет 3 единицы в час, в стране В количество работников составляет 5 млн человек, уровень средней заработной платы составляет 6 единиц в час. На основе приведенных данных с помощью графической модели определите интересы страны эмиграции и страны иммиграции. Задание 5. Написать конспект одного из предложенных источников дополнительной литературы по теме. 1. Сотрудничество России и ЕС в сфере миграции 2. Глобальный экономический кризис и рынок труда мигрантов 3. Экономический цикл и международная миграция населения 4. Шведский опыт формирования миграционной “политики согласия” 5. Новые тенденции в социально-трудовой сфер
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.011 с.) |