Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация моделей поведения человека.

Поиск

В контексте понятия культуры предложена классификация моделей поведения человека:

Личностные характеристики

Существует модель «программирования мышления и поведения человека», отраженная на рисунке 1., показывающая, насколько поведение человека определяется его личностными характеристиками, а насколько – культурной принадлежностью. Несомненно, современные менеджеры, работающие в условиях кросс‑культурной среды, должны учитывать эти обстоятельства. Это поможет более грамотно общаться с коллегами, а в конечном итоге повысит эффективность бизнеса.

Рис. 1. Модель поведения человека

Данная схема отражает то, что присуще каждому, независимо от нации и культуры. С другой стороны, отмечается, какие проблемы будут индивидуальными, а какие произрастают из факторов культурной принадлежности.

Модели поведения людей разных национальностей, например финнов и итальянцев, представлены на рисунках 2. и 3. Финская культура во многом зависит от таких приобретенных характеристик как честность, внутренняя сила, надежность, а с другой стороны пессимизм и недоверие к словам, итальянская же культура предполагает коммуникативность, шарм, эмоциональность и во многом архаичные законы, часто приукрашенную правду. Интересным является тот факт, что именно унаследованные характеристики, общие для всех людей, являются направляющим вектором, который позволяет соединять столько различий.

Рис. 2. Модель поведения финна

Рис. 3. Модель поведения итальянца.

Очень большой отпечаток на приобретенные характеристики народов накладывает история – на наш взгляд, российская модель формируется во многом через историческое и религиозное влияние. Культурная принадлежность указывает на толерантность, честность, отзывчивость, а с другой стороны недисциплинированность и легкомыслие.

Рис. 4. Модель поведения русского человека

Мышление и поведение разных народов никогда не станут одинаковыми. Однако в условиях работы в полинациональной среде, будь то ТНК или российская компания c персоналом разных национальностей, небольшая адаптация к другой культуре поможет избежать непреднамеренных оскорблений и возможных конфликтов, при этом нужно знать меру и не стараться скрывать свои национальные особенности.

Ценностные характеристики

При прогнозировании развития цивилизаций целесообразно учитывать особенности поведения народов, их ценности и жизненную философию, которая настолько глубоко сидит в людях, что никакие экономические и политические новшества не смогут существенным образом изменить ее даже за сотни лет.

Такой подход Ричард Льюис называет «культурным детерминизмом». В его основе лежит анализ истории развития различных цивилизаций и, прежде всего, моральных ценностей человека и их проявлений в коммуникативной деятельности.

В работах по межкультурным коммуникациям употребляются термины: «мужские ценности» и «женские ценности», причем в основе мужских ценностей лежат власть и материальное благополучие, а в основе женских – нематериальные блага.

Таблица 1.
Мужские и женские ценности

Мужские ценности Женские ценности
  Факты Чувства
  Логика Интуиция
  Соперничество Сотрудничество
  Рост Развитие
  Продукт Отношение
  Храбрость Утонченность
  Действия Мысль
  Результат Решение
  Прибыль Репутация
  Быстрые решения Верные решения
  Скорость Своевременность
  Материальный прогресс Социальный прогресс
  Индивидуальная карьера Коллективный комфорт

Культуры, в которых преобладают признаки, указанные в левой колонке, принято считать мужскими, а признаки в правой колонке характерны для женских культур.

Конец прошлого века с его громкими научными открытиями, погоней за материальными благами, эксплуатацией природных ресурсов привёл к социальному кризису. Это кризис мужских ценностей, характерных для западных стран и США. Он выражается в быстроразвивающемся чувстве одиночества, отчуждённости от семьи и общества. Следствием его стали распады семей, рост преступности, загрязнение окружающей среды, негативное отношение к политическим деятелям и крупным бизнесменам, недоверие к правительству.

Ричард Тарнас отмечает, что сейчас для Запада пришло время перехода от мужских ценностей, которые долгое время были доминирующими, к женским ценностям, находившимся в тени в течение многих лет.

Элементы данных характеристик культур взаимодействуют сразу на нескольких уровнях и формируют своеобразную сеть информационных контактов.

Бизнес – культура страны имеет тенденцию отражать её общую культуру. «Великий раздел» между культурами влияет на ведение бизнеса с самого начала и до конца любых коммерческих взаимоотношений.

Ричард Гестеланд рассматривает методику классификации культурных переменных, из – за которых возникает большинство проблем при проведении международных сделок.

Таблица 2.
Классификация территориальных единиц по проведению международных сделок

Сосредоточенные на сделке Умеренно сосредоточенные на сделке Сосредоточенные на взаимоотношениях
  Северная Европа, Германия Южная Африка Страны арабского мира
  Великобритания Южная Европа Африка
  Северная Америка Центральная и Восточная Европа Латинская Америка
  Австралия Чили Азия
  Новая Зеландия Южная Бразилия
  Северная Мексика
  Гонконг
  Сингапур

В этом и состоят различия в культуре ведения бизнеса. Если внимание сосредоточено на сделке, то участники думают в основном о выполнении задания, а если внимание сосредоточено на взаимоотношениях, то участники скорее думают о людях.

Когда экспортеры, сосредоточенные на сделке, пытаются вести бизнес с людьми, сосредоточенными на взаимоотношениях, возникают конфликты.

Многообразие культурных различий привело исследователей к идее построения кластеров – совокупности стран (культур), обладающих схожими свойствами. Одну из таких классификаций предложили Ронен и Шенкар. Они выделили:

1. скандинавский кластер: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания;

2. германский кластер: Германия, Австрия, Швейцария;

3. англоязычный кластер: США, Великобритания, Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия, Ирландия;

4. романский кластер: Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия;

5. латиноамериканский кластер: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу;

6. дальневосточный кластер: Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам;

7. Арабский: Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;

8. ближневосточный кластер: Турция, Греция, Иран.

Некоторые из рассмотренных авторами классификации стран (Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один кластер.

Познавательном значение этой классификации, безусловно, однако следует в то же время согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречивость: так, например, с культурной точки зрения, помещать в одном кластере Турцию и Грецию, по-видимому, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере и т.д. Вообще говоря, эта кластеризация должна рассматриваться просто как один из шагов будущей достаточно сложной и многомерной классификации.

В классификации Ричарда Льюиса всё многообразие мировых культур разделяется на три категории:

1. Моноактивные.

В моноактивных компаниях (Германия, Швеция, Голландия, Америка) принято систематически планировать будущее, причем делается это в мельчайших подробностях и деталях. Вся работа осуществляется в строго фиксированное время, проекты разбиваются на этапы. Здесь любят графики и расписания, строго придерживаются планов, стараются опираться строго на факты, прописывают все процедуры, каждый отдел выполняет установленный круг функций. Система покровительства отсутствует; в работе приветствуется официальность, точность и своевременность выполнения поручений; ценится профессиональная компетентность; профессиональное и личное разграничивается.

2. Полиактивные.

Образ жизни полиактивных фирм (Бразилия, Италия, Португалия, Испания, Латинская Америка, культуры исламского мира) несколько иной. Планирование осуществляется только в общих чертах; работа делается в любое время суток; график непредсказуем, проекты могут накладываться друг на друга. Как правило, конечный результат интересует меньше, чем процесс. Изменившиеся обстоятельства принимаются во внимание и могут удлинить время исполнения проекта. Предпочтение отдаётся информации, полученной из первых рук, как правило, устной. Сотрудники могут заниматься делами всех подразделений, используют связи, ищут протекции. Часто в полиактивных компаниях работают родственники. Можно наблюдать разговоры часами, пометки делаются редко, личное и профессиональное обычно смешивается.

3. Реактивные.

Компании с реактивным типом культуры трудно назвать западными. В более традиционной классификации это фирмы с так называемым японским подходом. Специфика работы в них настолько ярко выражена, что, принимая приглашение на работу в подобную компанию, необходимо пройти специальный тренинг для минимизации последствий «культурного шока», который в таком случае может быть достаточно сильным.

Таблица 3.
Общая характеристика трех типов кросс‑культурных коммуникаций.

Моноактивные Полиактивные Реактивные
  Систематически планируют будущее Планируют только в общих чертах Сверяют только с общими принципами
  В данное время делают только одно дело Делают одновременно несколько дел Реагируют по ситуации
  Разбивают проекты на этапы Дают проектам пересекаться Рассматривают картину в целом
  Строго придерживаются плана Меняют планы Вносят легкие коррективы
  Бесстрастны Эмоциональны Ненавязчиво заботливы
  В споре опираются на логику В споре эмоциональны Избегают конфронтации
  Редко перебивают Часто перебивают Не перебивают
  Сдержанная жестикуляция и мимика Эмоциональная жестикуляция и мимика Едва уловимая жестикуляция и мимика

Россия – страна, на менталитет которой наложили отпечатки и культура Азии, и культура Европы. Используя предложенную классификацию, Россию можно частично отнести к реактивным культурам.

Особенности исторического развития и географического положения России дают возможность сыграть уникальную роль интеллектуального моста между Востоком и Западом. В настоящее время сближении таких разных культур как Восток и Запад является одной из основных тенденций мировой экономики. В частности, западные модели бизнеса уже давно успешно взаимодействуют с менталитетом Востока. Но теперь возможно и обратное движение. Именно Россия, находящаяся на грани типов культур и континентов, – занимает ключевое место в складывающемся новом культурном и экономическом порядке.

Сравнивая Восток и Запад, нами сравниваются «женские» и «мужские» ценности. Наличие общих черт даёт повод предположить, что активизация женских ценностей на Западе неизбежно приведёт к его сближению с Востоком и, как следствие, к признанию и применению многих моделей поведения, характерных для восточных культур, в том числе и экономических. И если Запад хочет работать на этом рынке, ему придётся учиться общаться с восточными людьми. Для этого нужно знать особенности их менталитета и их ценности.

Таблица 4.
Мировые ценности

Западные Восточные
  Демократия Иерархия
  Равенство Неравенство
  Вера в себя Вера в судьбу
  Индивидуализм Коллективизм
  Равные права мужчин и женщин Доминирование мужчин
  Факты и цифры Отношения
  Напористость и энергичность Спокойствие и мудрость
  Линейное время Цикличное время
  Ориентация на результат Ориентация на гармонию

Таблица 5.
Коммуникационные стили

Западные Восточные
  Прямой стиль общения Непрямой стиль общения
  Резкий Дипломатичный
  Вежливый Осторожный
  Многословный Сдержанный
  Убеждающий Рекомендательный
  Умеренный зрительный контакт Слабый зрительный контакт
  Однозначный Двусмысленный
  Ориентированный на решение проблемы Ориентированный на принятие ситуации такой, какая она есть
  Концентрация на проблемах Концентрация на согласованных вопросах
  Прерывание собеседника при разговоре Выслушивание собеседника

Особенности в стилях коммуникации могут приводить к недопониманию в общении представителей восточных и западных культур. Принципы организации профессиональной деятельности на Западе и на Востоке также во многом отличаются.

Процесс сближения Запада с Востоком, несомненно, пойдёт на пользу Европе, так же, как в своё время «американизация» восточных стран дала им толчок к экономическому развитию. Восточные государства, прежде всего Япония и Южная Корея, давно обратили внимание на необходимость учитывать национальные особенности западных клиентов и партнёров по бизнесу.

Западные компании, успешно оперирующие в Европе и США, много раз ошибались, пытаясь автоматически перенести свои принципы организации бизнеса на восточные рынки. На сегодняшний день, в крупнейших транснациональных компаниях уделяется большое внимание кросс‑культурной подготовке персонала.

Тема 3. Кросс‑культурные стратегии в управлении организацией



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 4153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.009 с.)