Экология городской среды, методы ее оздоровления.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экология городской среды, методы ее оздоровления.



 

Городская среда представляет собой совокупность антропогенных объектов, компонентов природной среды, природно-антропогенных и при­родных объектов. В последние десятилетия обострились экологические проблемы городской среды. К ним относятся: химическое, физическое и биологическое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв и растительного покрова. Отдельной Проблемой является удаление и переработка городского мусора и отходов производства. В процессе развития городов возникают природно-техногенные опасности для геологической среды (подтопления, карстово-суффозионные провалы, техногенные физические поля). Некачественные архитектурно-планиро­вочные решения в ходе создания искусственной городской среды приводят к появлению видеозагрязнения (видеоэкология).

Причиной возникновения экологических проблем городской среды яв­ляются: территориальный рост городов, увеличение числа агломераций, появление огромных урбанизированных районов. Серьезной причиной для крупнейших городов мира является высокая плотность населения.

Источниками загрязнения городской среды являются промышленные предприятия, теплоэнергетический комплекс, автомобильный транспорт. Основной загрязнитель воздушной среды города - автомобильный транс­порт. Так, доля загрязняющих веществ, выбрасываемых автотранспортом, в суммарном загрязнении воздушной среды г. Омска составила в 2000 г. 50%. Уровень автомобилизации в России достиг 200 автомобилей на 1000 жителей и продолжает быстро расти. Рост автомобильного парка практи­чески не поддается управлению и контролю.

, в январе 2002 г. принят новый федеральный закон «Об охране окружающей среды:

*соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспе­чения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружаю­щей среды и экологической безопасности;

• ответственность органов государственной власти РФ и ее субъек­тов, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной ок­ружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов, почв значи­тельно превышает установленные нормативы, растут площади земель, отчуждаемых под размещение отходов. Все это отрицательно сказывается на здоровье населения, особенно детей. Возникает необходимость принятия соответствующих мер по оздоровлению и охране городской среды. Оздо­ровление городской среды предполагает улучшение качества окружающей среды и санитарно-гигиенических условий жизни населения.

Федеральные целевые программы в области охраны окружающейсреды. Согласно ст.15 Закона ООС [10] планирование, разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды осуществляются в составе федеральных программ в области экологического развития РФ и це­левых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ. Фе­деральные целевые программы других направлений жизнедеятельности общества тоже имеют косвенное отношение к охране окружающей среды. В качестве примера следует назвать федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», которая включает вопросы экологии и безопасности дорожного движения. Целевая федеральная программа «Жилище» (2002-2010 гг.) содержит вопросы вне­дрения энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальное хозяй­ство, использование экологически чистых материалов.

В настоящее время разработана, утверждена постановлением Прави­тельства РФ №860 от 7.12.01 г. и осуществляется федеральная целевая про­грамма «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» [31]. Рас­смотрим основные положения этой программы.

Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)» в рамках отдельных программ включает:

• мероприятия по решению долгосрочных наиболее важных проблем федерального значения;

• мероприятия, направленные на научно-методическое, технологиче­ское и нормативно-правовое обеспечение решения экологических и природно-ресурсных проблем;

• текущие работы, связанные с решением программных задач в рам­ках деятельности министерств и ведомств.

Целевые программы в области охраныокружающей среды субъек­тов РФ разрабатываются в рамках федеральных программ и могут само­стоятельно решать конкретные экологические проблемы субъекта. Целе­вые программы субъектов РФ учитывают их географические, природные, Социально-экономические и другие особенности.

Для оздоровления городской среды наиболее эффективна разработка и реализация программ регионального уровня

Первая региональная программа в области охраны окружающей среды разработана для г. Москвы в 1994 г. [32]. Программа включает проведение целевых природоохранных мероприятий до 2005 г. Основные цели про­граммы следующие:.

• объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от всех видов источников не должны превышать уровня 1994-1995 гг.;

• снижение водопотребления и сокращение сбросов загрязняющих веществ;

• утилизация и переработка 95% промышленных отходов.

Например, к природоохранным мероприятиям по снижению негатив­ного влияния автотранспортного комплекса, который вносит основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города, относятся:

• отказ от использования бензинов, содержащих тетраэтилсвинец, переход к использованию на территории Москвы моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками;

• применение альтернативных видов топлива, организация работы по
переводу городского автотранспорта на сжатый природный газ;

• оснащение муниципального автотранспорта средствами нейтрали­зации отработавших газов и фильтрами-нейтрализаторами;

• создание и совершенствование современной системы технического
обслуживания, ремонта и хранения автомобилей;

• сбор, утилизация и вторичное использование отходов от автотранс­портной деятельности.

Реализация программы осуществляется через создание региональной законодательной базы - соответствующих законов Москвы и распоряже­ний мэра.

Региональной экологической программой, проводимой в г. Омске, яв­ляется «Программа мониторинга грунтовых вод на территории г. Омска» (1999-2005 гг.). ………………………………………………………………

Охрана природных компонентов, восстановление и создание благо­приятных санитарно-гигиенических и экологических условий и, в ко­нечном итоге, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности является основной задачей экологического благоустройства жилых территорий. Оно является частью экологических программ по оздоровлению городской среды и безусловно является важным этапом в экологизации жилищно-коммунального хозяйства города.

Эксплуатационные организации должны способствовать проведению городской экологической политики на местах путем реализации комплексных мероприятий по стабилизации экологической обстановки и снижения загрязнения среды до установленных нормативов. В пределах жилых территорий основные задачи, определяющие сущность эколо­гического благоустройства, включают в себя:

• обеспечение оптимальных микроклиматических условий;

• охрану атмосферного воздуха от загрязнения;

• защиту жилых территорий от городских шумов;

• санитарную очистку территории.

Обеспечение оптимальных микроклиматических условий в пределах жилой застройки во многом определяется ландшафтно-климатическими характеристиками местности, архитектурно-планировочными решениями жилой застройки и благоустройства территорий.

Наряду с инсоляцией жилых помещений обязательно должна инсолироваться и территория жилой застройки. Нормы и правила обеспечения инсо­ляции на жилой территории, прежде всего, касаются мест, непосредственно используемых населением: детских игровых площадок, пешеходных дорожек и аллей, площадок отдыха, хозяйственных площадок и др. Они учтены на стадии разработки проектов застройки, но в процессе эксплуатации за счет дополнительной посадки или напротив вырубки деревьев, переноса площадок, корректировки трасс пешеходных путей нарушаются.

Аэрация жилых территорий обеспечивается не только клима­тическими факторами, но и определенными приемами их планировки и застройки, озеленения и благоустройства. Все мероприятия по регулированию ветрового режима должны быть направлены на создания благоприятных скоростей ветра в пределах жилой застройки от 0,5 до 5,0 м/с И прежде всего на участках детских дошкольных и школьных учреждений, зон отдыха, в направлении пешеходных коммуникаций. Одним из наиболее эффективных приемов формирования оптимальных ветровых режимов средствами благоустройства является комплекс мероприятий, включающий создание ветрозащитных полос, или наоборот, аэрационных зеленых коридоров для усиления проветривания, создание условий для горизонтального и вертикального проветривания, посредством под­бора ассортимента зеленых насаждений, создание искусственных открытых водоемов, обеспечивающих формирование микроциркуляции воз­душных масс, снижение доли твердых покрытий и др.

Основными источниками загрязнения воздуха жилых территорий явля­ются промышленные предприятия, отопительные котельные и автомобиль­ный транспорт. Состояние воздушного бассейна территорий, на которых располагается жилая застройка, в значительной мере предопределяется функционально-планировочной организацией территории города, разрабо­танной на стадии генерального плана. Для снижения воздействия предпри­ятий, загрязняющих вредными выбросами атмосферу, создаются санитарно-защитные зоны между селитьбой и промышленными предприятиями, шири­на которых определяется санитарными нормами и правилами. Принятые решения по взаимному расположению селитебных и промышленных рай­онов уточняются на стадии проектов детальной планировки и проектов за­стройки. По требованию эксплуатационных организаций при соответст­вующем обосновании и поддержке органов санэпиднадзора нормативная ширина санитарно-защитной зоны может быть увеличена при расположе­нии промышленных предприятий с наветренной стороны по отношению к эксплуатируемым жилым территориям.

В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха отопительные ко­тельные, работающие на твердом и жидком топливе, необходимо переводить на газ и предусматривать их вынос с жилых территорий в коммунальные рай­оны при проведении реконструкции жилых микрорайонов и кварталов.

Значительную долю (до 87%) загрязнения атмосферного воздуха в пределах жилых территорий вносит автотранспорт. Для защиты населе­ния от воздействия выхлопных газов автомобильного транспорта, пере­двигающегося на прилегающих к жилым территориям магистралям, можно рекомендовать мероприятия административно-организацион­ного (запрещение или ограничение движения и, в частности, грузового), инженерно-транспортного (организация непрерывного движения) и градостроительного характера (устройство пыле- и газозащитных зеленых полос вдоль напряженных транспортных артерий). Непросматриваемые полосы древесно-кустарниковых насаждений, устойчивых к воздействи­ям выхлопных газов автомобилей и пыли, существенно (до 10%) снижа­ют уровень загазованности примагистральных территорий.

Следует учитывать, что массовая парковка и хранение автомобилей на придомовых территориях особенно ухудшает состояние приземного (до 2 м) слоя атмосферы, что пагубно сказывается на здоровье детей и престарелых, значительную часть своего времени проводящих возле до­ма. Основными эколого-ориентированными мероприятиями в этом случае могут стать меры административного характера, запрещающие парковку и предложения по строительству подземных, многоярусных гаражей, позволяющих решить эту проблему.

На зашумленность межмагистральных территорий, в пределах которых располагаются жилые территории, в значительной части оказывают приемы, их планировки и застройки. Зонирование застройки по отношению к ис­точнику шума с организацией вдоль транспортной магистрали в первом эшелоне учреждений культурно-бытового, торгового и коммунального на­значения, административно-хозяйственных предприятий позволяет снизить уровень шума на 10 — 25 дБА и разместить в пределах зоны акустического комфорта с уровнем шума до 55 дБА значительную часть жилых зданий, детские дошкольные и школьные учреждения. Однако воспользоваться только территориальными разрывами и зонированием для создания оптимального шумового режима на территории застройки невозможно, так как зона дискомфорта примагистральных территорий простирается на сотни метров. В этом случае следует дополнительно использовать размещение спе­циальных шумозащитных полос, позволяющих обеспечить дополнительно снижение уровня шума на 2 — 5 дБА.

Особенно трудные проблемы по улучшению экологического состоя­ния возникают в районах со сложившейся застройкой, где практически невозможно их решить без комплексной реконструкции кварталов, пу­тем преобразования старой переуплотненной застройки в современные жилые образования, обеспечивающие комфортные условия проживания.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.008 с.)