Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни градостроительного проектирования, задачи совершенствования градостроительного законодательства.

Поиск

Уровни градостроительного проектирования, задачи совершенствования градостроительного законодательства.

 

Законодательство должно регулировать отношения в области создания системы расселения, градостроительного плани­рования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и соци­альной инфраструктур, рационального природопользова­ния, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспе­чения благоприятных условий проживания населения.

Обозначить компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регули­ровании использования территории Российской Федера­ции, а также ответственность за нарушение законодатель­ства Российской Федерации о градостроительстве.

Градостроительные системы организованы иерархически - в виде соподчиненного ряда объектов от относительно малых по территории комплексов-улиц и площадей, жилых и производственных зон, сельских и городских поселений-до обширных территориальных систем, вплоть до системы расселения страны (рис. 1).

1. Единая система рас­селения страны -территория СССР

2. Региональные систе­мы расселения - терри­тории союзных республик и крупных эконо­мических районов

3. Субрегиональные си­стемы расселения - тер­ритория областей, кра­ев, АССР, союзных рес­публик, не имеющих об­ластного деления, и ло­кальные - администра­тивные районы и их группы, агломерации и групповые системы на­селенных мест

4. Города, поселки, про­мышленные узлы, груп­пы. сельскохозяйствен­ных предприятий

5. Жилые и производст­венные комплексы, об­щественные центры, зо­ны отдыха и другие эле­менты города.

А) Генеральная схема расселения СССР

Б) Региональные схемы расселения

В) Схемы и проекты районной планиров­ки

Г) Генеральный план

Д) Проект детальной планировки, проект застройки

Этом верхнем уровне градостроительного планирования определяется общая направленность формирования расселения страны, градостроительного освоения территории, и развития поселений.

Единую систему расселения форми­руют системы расселения разных уров­ней. Принято различать региональные и локальные системы расселения. Градо­строительные концепции развития ре­гиональных систем расселения разра­батываются в схемах регионального расселения. Содержание градострои­тельных задач на этом уровне опреде­ляется требованиями развития и совер­шенствования территориальной струк­туры единого народнохозяйственного; комплекса страны, специализации и про­порционального развития хозяйства со­юзных республик и крупных экономических районов. При определении границ градостроительных систем на регио­нальном уровне учитываются как эконо­мические факторы (формирования тер­риториально-производственных комп­лексов макроуровня), так и неэконо­мические - национальные, природные, административные.

Социально-экономическая програм­ма регионального расселения опреде­ляется в первую очередь рациональным размещением и организацией производства.

Региональные системы расселения подразделяются на системы субрегионального и локального уровней, ко­торые являются объектами районной планировки. Задачи районной планиров­ки составляют наиболее рациональное решение территориально-хозяйственно­го устройства проектируемого района, формирование его архитектурно-плани­ровочной структуры и функционального зонирования в целях обеспечения опти­мальных условий для организации про­изводства и социального воспроизвод­ства, формирования поселений, охраны и улучшения окружающей среды при эф­фективном и комплексном использова­нии естественных, экономических и тру­довых ресурсов [30].

В нашей стране имеется два вида рай­онной планировки: схемы районной пла­нировки и проекты районной планиров­ки. Объекты схем районной планировки системы расселения края, области, автономных и союзных республик, не имеющих областного деления. Проекты районной планировки разрабатывают на административные районы и их группы.

Отличием работ по районной плани­ровке является рассмотрение наряду с основной народнохозяйственной функ­цией района также внутренних функций обеспечения хозяйства и населения. Определяются перспективы развития населенных мест, функциональное зони­рование территории района, структура транспортных и инженерных коммуникаций.

Организация межселенныхтрудовых связей, систем межселенного обслуживания, отдыха.

Основы формирования урбанизированных территорий

Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Процесс урбанизации идёт за счёт:

- естественного прироста городского населения;

- преобразования сельских населённых пунктов в городские;

- формирования широких пригородных зон;

- миграции из сельской местности в городскую.

 

Города и сельские поселения развиваются во взаимосвязи, но различаются по своим функциям. Современный город концентрирует промышленное производство, науку, управление, многочисленные отрасли обслуживания населения, т.е. все сферы деятельности, не требующие территориального рассредоточения. Город представляет богатый выбор профессионального трудоустройства и обучения, бытового и социально-культурного обслуживания. Это определяет его привлекательность для населения. Поэтому урбанизация, перемещение населения из села в город, не только результат взаимосвязанных процессов развития промышленности, интенсификации с/х производства (и, соответственно высвобождения населения, занятого в с/х), но и сохраняющегося различия между городом и деревней в уровне жизни населения. Город может быть определен как относительно крупное поселение, обладающее многообразием социально-экономических функций, с высокой плотностью населения, занятого в неаграрных сферах деятельности. Территориальная организация города определяется задачами осуществления всех протекающих в городе функциональных процессов: производства, непроизводственных сфер народного хозяйства, организации труда, быта и отдыха населения. Для того чтобы город мог успешно выполнять свои функции, около половины его жителей должны быть трудоспособными. Трудовые ресурсы города, т.е. население, способное участвовать в общественном производстве, подразделяется на две группы:

градообразующую – включая трудящихся предприятий, учреждений и организаций, формирующих народно-хозяйственную основу развития города (промышленное производство, строительство, наука, управление, высшее образование);

обслуживающую – включающую трудящихся предприятий и учреждений, связанных с обслуживанием городского населения (народное образование, здравоохранение, торговля, общественное питание, хозяйственно-бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание).

 

 

Планировочная структура жилой застройки

 

Жилой район проектируется в виде единого территориального целого (в пределах межмагистральной территории) или состоящим из нескольких микрорайонов, разделенных магистралями. Микрорайон может также решаться как единый жилой комплекс или состоять из кварталов или первичных жилых комплексов.

Одним из средств планировочной организации территории жилого района является правильное функциональное зонирование, рациональное распределение территории по значению.

В состав функциональных зон жилого района входят: микрорайоны или другие жилые образования с учреждениями повседневного обслуживания; общественные центры и другие учреждения периодического пользования; зеленые массивы районного значения- сады, скверы, бульвары; спортивные комплексы и спортивные площадки в садах жилых районов; коммунально-хозяйственные мероприятия; площади, занятые магистральными и жилыми улицами.

При функциональном зонировании жилого района учитывают интенсивность использования территории в зависимости от этажности застройки.

На основании таблиц можно подсчитать численность населения жилого района к магистральным осям этих улиц; к скоростным городским дорогам, магистральным улицам и дорогам общегородского значения, дорогам грузового движения и железным дорогам- по красным линиям; при наличии местного проезда вдоль застройки- по внешней кромке местного проезда.

В расчетную территорию не включаются участки административных, общественных, культурно-бытовых и коммунальных учреждений общегородского значения.

В жилом районе могут быть размещены учреждения и предприятия, не имеющие профессиональной вредности (предприятия легкой или местной промышленности, учебные заведения и т. п.). При расчете численности населения территории, занятые этими объектами, должны быть исключены из общей площади жилого района.

Данные расчетного баланса территории жилого района позволяют определить размеры и взаимное расположение функциональных зон.

Для застройки микрорайонов выбираются территории, наиболее благоприятные по природным данным для размещения жилья и строительства зданий (по условиям инсоляции, рельефа, состояния грунтов и др.), в пределах пешеходной доступности от учреждений повседневного обслуживания и остановок общественного транспорта.

Сады жилых районов и спортивные сооружения размещаются с учетом существующих зеленых насаждений, вблизи водоемов, общественные центры- исходя из общей градостроительной ситуации района с учетом взаимного расположения жилой и рекреационной зон, удобной транспортной и пешеходной доступности от жилья.

При проектировании микрорайонов на первом этапе осуществляется зонирование их территорий. Площадь последних принимается в границах красных линий, условно отделяющих территорию микрорайона от прилегающих улиц (по внешней границе тротуаров). На ней выделяются следующие зоны: жилая(жилые дома, проезды, тротуары, хозяйственные площадки, озелененные участки); участки школ; детских дошкольных учреждений; учреждений и предприятий обслуживания; гаражей; спортивных сооружений; зеленых насаждений общего пользования, не вошедших в жилые.

Зонирование территории микрорайонов подчинено планировочной организации жилого района, в состав которого они входят. Школу рекомендуется размещать в центральной зоне микрорайона рядом со спортивным комплексом и зелеными насаждениями общего пользования, детские дошкольные учреждения – рассредоточено, вблизи обслуживаемых ими групп жилых зданий. Жилые зоны тяготеют к прилегающим улицам, остановкам общественного транспорта.

Зонирование производится в соответствии с расчетным балансом элементов территории микрорайона, выполняется по СНиП в зависимости от этажности застройки.

 

 

6. Городская инженерная инфраструктура – характеристика систем жизнеобеспечения города (инженерные коммуникации, транспортная система)

 

Инженерная инфраструктура города, т.е. совокупность транспортных, водохозяйственных, энергетических и других коммуникаций и учреждений, обслуживающих социально-экономический комплекс города и способствующих эффективному его функционированию, представляет собой чрезвычайно важную и сложную для проектирования систему. Сложность планировочной структуры для большинства районов предопределяет и трудности в функциональном использовании их территорий. В этих условиях выбор рациональных трасс транспортных и инженерных коммуникаций, местоположение соответствующих сооружений и устройств диктуются не только их функциональным назначением, но и стремлением “вписать” их в планировочную структуру города, увязав с важнейшими функциональными зонами.

Функциональная организация градостроительного объекта и взаимное размещение городских элементов в значительной степени определяют требования к инженерной инфраструктуре- с одной стороны, и сами обуславливаются ею с другой.

Значение инженерной инфраструктуры определяется следующими ее функциями: созданием оптимальных условий производства и жизнедеятельности населения во всех элементах города, рациональным использованием городских территорий, сокращением затрат на коммуникации и.т.д.,

В связи с этим решаются проблемы: формирования и развития транспортной инфраструктуры: повышения уровня инженерного обеспечения градостроительных процессов, что связанно с формированием инженерных сетей, объектов и сооружений инженерного оборудования, интенсификации использования городских территорий, защиты и оздоровление окружающей среды.

Одной из наиболее активно влияющих на организацию города инженерных систем является транспортно-коммуникационная инфраструктура, исследования которой относятся к стратегическим задачам градостроительной теории.

На формирования городов и систем расселения в большей мере влияет развитие технической базы городского и внешнего транспорта создания новых видов транспорта, увеличения скорости движения, вместимости комфортабельности транспортных средств. Эти сдвиги в значительной степени определяют условия жизнедеятельности города и изменения в его планировочных параметрах.

Транспортная система города

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах[1].

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»[2] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например,аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

протяжённость путей сообщения,

численность занятых,

грузо- и пассажирооборот.

 

8. Генеральный план города, его содержание. Совершенствование нормативно-законодательной базы. Создание безбарьерной среды города.

Генеральный план - это документация о градостроительном планировании развития территорий городов и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства:

· условия формирования среды жизнедеятельности;

· направления и границы развития территорий городов и сельских поселений;

· зонирование территорий;

· развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

· экологическому и санитарному благополучию.

2) В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:

· основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;

· зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;

· меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения;

· территории резерва для развития городского или сельского поселения.

В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.

3) Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.

4) Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.

5) При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко-архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.

6) Генеральные планы городских и сельских поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в порядке, установленном Градостроительным кодексом.

Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Генеральные планы городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом.

 

Типы дорожных одежд. Требования к дорожным одеждам.

Дорожная одежда представляет уложенную на поверхность земляного полотна твердую многослойную конструкцию.

Дорожная конструкция определяется в зависимости от расчетных нагрузок, от гидрогеологических условий грунта и от климатических условий местности. Земельное полотно представляет собой выемку (дорожное корыто) для укладки в нем искусственных материалов, глубина корыта зависит от толщины дорожной одежды.

Покрытие – верхний наиболее прочный влагонепроницаемый слой, относительно тонкий, хорошо сопротивляющийся истирающим нагрузкам, а также природным факторам.

Подстилающий слой – выполняет дренирующие функции.

Основание – обеспечивает прочность дорожной одежды, передает часть нагрузки на грунт земельного полотна.

Дорожные одежды бывают жесткие и не жесткие.

К не жестким относят асфальто-бетонные покрытия, мостовые.

К жестким – из цементо-бетона монолитного или сборного в виде жесткой плиты, лежащей на упругом основании.

Типы покрытий:

1. Усовершенствованные:

- капитальные – цементно-бетонные; асфальто-бетонные; мостовые.

- облегченные – из битумно-минеральной смеси, щебеночные, брусчатые мостовые.

2. Пешеходные:

- грунто-асфальтовые

- щебеночногравийные

- из вяжуще-грунтовых смесей

- булыжные мостовые

3. Простейшие:

- грунтовые, улучшенные минеральными материалами;

- из щебня, гравия и шлака.

 

Благоустройство зон отдыха.

Зоны отдыха - это места для отдыха населения (парки, скверы.бульвары, сады, гор леса, лесопарки, пляжи)

Курортная зона должна обладать лечебными факторами и санитарно-гигиеническими условиями. В ней размещают санитарно-курортные учреждения, оздоровительные учреждения, учреждения отдыха и туризма, развлекательные учреждения.

Скверы предназначены для кратковременного отдыха, S= 0,2-2 га.

Бульвары - линейные элементы озеленение города, предназначенные для массового пешеходного движения шириной = 18-25 м.

Пешеходные зоны - улицы изолированные от транспорта, улицы с ограниченным движением, одноуровневые, двухуровневые улицы, крытые галереи, подземные пешеходы.

Зимние сады - закрытые помещения с искусственно - климатической средой.

Уборка городских территорий

Летом - подметание, мойка, полив.(подметально-помывочные машины).

Зимой - регулярная уборка (между снегопадами),

периодическая уборка (снегопад).

Новые способы монтажа т/пр.

Понятие микротоннелирование применяется здесь как общий термин для описания дистанционно управляемой механической тоннельной системы, в которой грунт удаляется из выемочной головной части продавливаемой трубы. Микротоннельные машины могут работать из подготовительных шахт при почти любых грунтовых условиях. Управление микротоннельными машинами осуществляется, как правило, с панели управления из кабины, расположенной на поверхности. Местонахождение и ориентация машины постоянно контролируется обычно с помощью лазерной контрольной системы.

Микротоннелирование широко применяется для канализационных работ там, где поверхностные нарушения должны быть минимальными. Микротоннельные системы значительно уменьшают влияние прокладки т/пр. на окружающую среду. Минимизируется также нарушения транспортного потока и уровни шума.

Системы проходки коротких участков.

Проходка коротких участков т/пр. осуществляется с помощью относительно недорогих и управляемых систем.

При шнековом бурении для выемки грунта используется вращающаяся головка. Грунт транспортируется буровыми шнеками. Шнековое бурение применяется в диапазоне диаметров 100-1000 мм.

Широко применяется ударное бурение при кот. Ударный инструмент запускается из стартовой шахты.

Стержневое продавливание – это метод, при кот. Скважина диаметром около 50 мм формируется смешением грунта. Стержень продвигается под воздействием прямого гидравлического нажима, и направляющее отверстие может быть расширено до требуемых размеров движением в обратном направлении. Метод применяется для прокладки труб и коллекторов диаметром до 150 мм, длиной 30-40 м.

Уплотнение труб и напорное бурение – сходные процессы, при кот. Футляр обычно стальной проходит через грунт из стартовой шахты в выходную. При уплотнении труб футляр продвигается с помощью пневмопробойника, тогда как при напорном бурении продвижение осуществляется под действием прямого гидравлического нажима. При малых диаметрах футляр может быть закрытым, а при больших он имеет открытую переднюю часть, через которую грунт удаляется сжатым воздухом или водой.

Контролируемое бурение.

При контролируемом бурении применяется компактная легкая установка, кот. Головной частью производит выемку или смещение грунта. Установка быстро подготавливается к работе

Уровни градостроительного проектирования, задачи совершенствования градостроительного законодательства.

 

Законодательство должно регулировать отношения в области создания системы расселения, градостроительного плани­рования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и соци­альной инфраструктур, рационального природопользова­ния, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспе­чения благоприятных условий проживания населения.

Обозначить компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регули­ровании использования территории Российской Федера­ции, а также ответственность за нарушение законодатель­ства Российской Федерации о градостроительстве.

Градостроительные системы организованы иерархически - в виде соподчиненного ряда объектов от относительно малых по территории комплексов-улиц и площадей, жилых и производственных зон, сельских и городских поселений-до обширных территориальных систем, вплоть до системы расселения страны (рис. 1).

1. Единая система рас­селения страны -территория СССР

2. Региональные систе­мы расселения - терри­тории союзных республик и крупных эконо­мических районов

3. Субрегиональные си­стемы расселения - тер­ритория областей, кра­ев, АССР, союзных рес­публик, не имеющих об­ластного деления, и ло­кальные - администра­тивные районы и их группы, агломерации и групповые системы на­селенных мест

4. Города, поселки, про­мышленные узлы, груп­пы. сельскохозяйствен­ных предприятий

5. Жилые и производст­венные комплексы, об­щественные центры, зо­ны отдыха и другие эле­менты города.

А) Генеральная схема расселения СССР

Б) Региональные схемы расселения

В) Схемы и проекты районной планиров­ки

Г) Генеральный план

Д) Проект детальной планировки, проект застройки

Этом верхнем уровне градостроительного планирования определяется общая направленность формирования расселения страны, градостроительного освоения территории, и развития поселений.

Единую систему расселения форми­руют системы расселения разных уров­ней. Принято различать региональные и локальные системы расселения. Градо­строительные концепции развития ре­гиональных систем расселения разра­батываются в схемах регионального расселения. Содержание градострои­тельных задач на этом уровне опреде­ляется требованиями развития и совер­шенствования территориальной струк­туры единого народнохозяйственного; комплекса страны, специализации и про­порционального развития хозяйства со­юзных республик и крупных экономических районов. При определении границ градостроительных систем на регио­нальном уровне учитываются как эконо­мические факторы (формирования тер­риториально-производственных комп­лексов макроуровня), так и неэконо­мические - национальные, природные, административные.

Социально-экономическая програм­ма регионального расселения опреде­ляется в первую очередь рациональным размещением и организацией производства.

Региональные системы расселения подразделяются на системы субрегионального и локального уровней, ко­торые являются объектами районной планировки. Задачи районной планиров­ки составляют наиболее рациональное решение территориально-хозяйственно­го устройства проектируемого района, формирование его архитектурно-плани­ровочной структуры и функционального зонирования в целях обеспечения опти­мальных условий для организации про­изводства и социального воспроизвод­ства, формирования поселений, охраны и улучшения окружающей среды при эф­фективном и комплексном использова­нии естественных, экономических и тру­довых ресурсов [30].

В нашей стране имеется два вида рай­онной планировки: схемы районной пла­нировки и проекты районной планиров­ки. Объекты схем районной планировки системы расселения края, области, автономных и союзных республик, не имеющих областного деления. Проекты районной планировки разрабатывают на административные районы и их группы.

Отличием работ по районной плани­ровке является рассмотрение наряду с основной народнохозяйственной функ­цией района также внутренних функций обеспечения хозяйства и населения. Определяются перспективы развития населенных мест, функциональное зони­рование территории района, структура транспортных и инженерных коммуникаций.

Организация межселенныхтрудовых связей, систем межселенного обслуживания, отдыха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.01 с.)