Функциональное зонирование городской территории



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональное зонирование городской территории



 

С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территориявключает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

При соблюдении санитарно-гигиенических и других требований к совместному размещению объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.

В селитебную территорию входят: общественные центры, жилая застройка и селитебная территория сельского поселения.

Производственная зона включает промышленную зону, научную и научно-производственную, коммунально-складскую зону и производственную зону сельского поселения.

Рекреационная зона – это парки, скверы, озелененные территории, зоны отдыха и курортные зоны.

Планировочная структура жилой застройки

 

Жилой район проектируется в виде единого территориального целого (в пределах межмагистральной территории) или состоящим из нескольких микрорайонов, разделенных магистралями. Микрорайон может также решаться как единый жилой комплекс или состоять из кварталов или первичных жилых комплексов.

Одним из средств планировочной организации территории жилого района является правильное функциональное зонирование, рациональное распределение территории по значению.

В состав функциональных зон жилого района входят: микрорайоны или другие жилые образования с учреждениями повседневного обслуживания; общественные центры и другие учреждения периодического пользования; зеленые массивы районного значения- сады, скверы, бульвары; спортивные комплексы и спортивные площадки в садах жилых районов; коммунально-хозяйственные мероприятия; площади, занятые магистральными и жилыми улицами.

При функциональном зонировании жилого района учитывают интенсивность использования территории в зависимости от этажности застройки.

На основании таблиц можно подсчитать численность населения жилого района к магистральным осям этих улиц; к скоростным городским дорогам, магистральным улицам и дорогам общегородского значения, дорогам грузового движения и железным дорогам- по красным линиям; при наличии местного проезда вдоль застройки- по внешней кромке местного проезда.

В расчетную территорию не включаются участки административных, общественных, культурно-бытовых и коммунальных учреждений общегородского значения.

В жилом районе могут быть размещены учреждения и предприятия, не имеющие профессиональной вредности (предприятия легкой или местной промышленности, учебные заведения и т. п. ). При расчете численности населения территории, занятые этими объектами, должны быть исключены из общей площади жилого района.

Данные расчетного баланса территории жилого района позволяют определить размеры и взаимное расположение функциональных зон.

Для застройки микрорайонов выбираются территории, наиболее благоприятные по природным данным для размещения жилья и строительства зданий (по условиям инсоляции, рельефа, состояния грунтов и др.), в пределах пешеходной доступности от учреждений повседневного обслуживания и остановок общественного транспорта.

Сады жилых районов и спортивные сооружения размещаются с учетом существующих зеленых насаждений, вблизи водоемов, общественные центры- исходя из общей градостроительной ситуации района с учетом взаимного расположения жилой и рекреационной зон, удобной транспортной и пешеходной доступности от жилья.

При проектировании микрорайонов на первом этапе осуществляется зонирование их территорий. Площадь последних принимается в границах красных линий, условно отделяющих территорию микрорайона от прилегающих улиц (по внешней границе тротуаров). На ней выделяются следующие зоны: жилая(жилые дома, проезды, тротуары, хозяйственные площадки, озелененные участки); участки школ; детских дошкольных учреждений; учреждений и предприятий обслуживания; гаражей; спортивных сооружений; зеленых насаждений общего пользования, не вошедших в жилые.

Зонирование территории микрорайонов подчинено планировочной организации жилого района, в состав которого они входят. Школу рекомендуется размещать в центральной зоне микрорайона рядом со спортивным комплексом и зелеными насаждениями общего пользования, детские дошкольные учреждения – рассредоточено, вблизи обслуживаемых ими групп жилых зданий. Жилые зоны тяготеют к прилегающим улицам, остановкам общественного транспорта.

Зонирование производится в соответствии с расчетным балансом элементов территории микрорайона, выполняется по СНиП в зависимости от этажности застройки.

 

 

6. Городская инженерная инфраструктура – характеристика систем жизнеобеспечения города (инженерные коммуникации, транспортная система)

 

Инженерная инфраструктура города, т.е. совокупность транспортных, водохозяйственных, энергетических и других коммуникаций и учреждений, обслуживающих социально-экономический комплекс города и способствующих эффективному его функционированию, представляет собой чрезвычайно важную и сложную для проектирования систему. Сложность планировочной структуры для большинства районов предопределяет и трудности в функциональном использовании их территорий. В этих условиях выбор рациональных трасс транспортных и инженерных коммуникаций, местоположение соответствующих сооружений и устройств диктуются не только их функциональным назначением, но и стремлением “вписать” их в планировочную структуру города, увязав с важнейшими функциональными зонами.

Функциональная организация градостроительного объекта и взаимное размещение городских элементов в значительной степени определяют требования к инженерной инфраструктуре- с одной стороны, и сами обуславливаются ею с другой.

Значение инженерной инфраструктуры определяется следующими ее функциями: созданием оптимальных условий производства и жизнедеятельности населения во всех элементах города, рациональным использованием городских территорий, сокращением затрат на коммуникации и.т.д.,

В связи с этим решаются проблемы: формирования и развития транспортной инфраструктуры: повышения уровня инженерного обеспечения градостроительных процессов, что связанно с формированием инженерных сетей, объектов и сооружений инженерного оборудования, интенсификации использования городских территорий, защиты и оздоровление окружающей среды.

Одной из наиболее активно влияющих на организацию города инженерных систем является транспортно-коммуникационная инфраструктура, исследования которой относятся к стратегическим задачам градостроительной теории.

На формирования городов и систем расселения в большей мере влияет развитие технической базы городского и внешнего транспорта создания новых видов транспорта, увеличения скорости движения, вместимости комфортабельности транспортных средств. Эти сдвиги в значительной степени определяют условия жизнедеятельности города и изменения в его планировочных параметрах.

Транспортная система города

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах[1].

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»[2] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например,аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей — задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств — механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

протяжённость путей сообщения,

численность занятых,

грузо- и пассажирооборот.

 

8. Генеральный план города, его содержание. Совершенствование нормативно-законодательной базы. Создание безбарьерной среды города.

Генеральный план - это документация о градостроительном планировании развития территорий городов и сельских поселений. Генеральный план разрабатывается в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства:

· условия формирования среды жизнедеятельности;

· направления и границы развития территорий городов и сельских поселений;

· зонирование территорий;

· развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

· экологическому и санитарному благополучию.

2) В генеральном плане городского или сельского поселения определяются:

· основные направления развития территории поселения с учетом особенностей социально-экономического развития, природно-климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;

· зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;

· меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

· соотношение застроенной и незастроенной территории городского или сельского поселения;

· территории резерва для развития городского или сельского поселения.

В генеральных планах городских и сельских поселений содержатся предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселений.

3) Генеральный план города и его пригородной зоны может разрабатываться как единый документ на основе заключения соглашения между органами местного самоуправления сопредельных территорий.

4) Генеральный план города с численностью населения до пятидесяти тысяч человек и генеральный план сельского поселения могут разрабатываться вместе с проектом планировки территорий указанных поселений как единый документ.

5) При разработке генерального плана исторического поселения учитываются историко-архитектурный опорный план такого поселения и проекты зон охраны памятников истории и культуры.

6) Генеральные планы городских и сельских поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в порядке, установленном Градостроительным кодексом.

Генеральный план города и его пригородной зоны утверждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Генеральные планы городов Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются и утверждаются органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.007 с.)