Федеральная авиационная служба России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная авиационная служба России



ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

УПРАВЛЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Рыльск 1999


 

Авторский коллективпод руководством Ю. Мосеева(ФАС России)

 

 

Под редакцией В. Погорловского

 

 

   
 
В Н И М А Н И Е!   Настоящий материал содержит информацию ограниченного распространения. Распространение или раскрытие его содержания должно быть ограничено персоналом, которому по роду работы необходимо ознакомление с данным материалом для выполнения своих служебных обязанностей.
 
 
Пользователи учебного пособия должны обеспечить конфиденциальность содержащейся в нем информации!    
 
 
  Копирование запрещено без предварительного письменного разрешения авторов.  

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Предисловие.........................................................................................................4

 

Введение...............................................................................................................5

 

Глава 1. Понятие о терроризме. Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Состояние авиационной безопасности в гражданской авиации..………………………….................................…....…5

 

Глава 2. Стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО по авиационной безопасности. Нормативная правовая база обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской федерации……………....32

 

Глава 3. Обеспечение авиационной безопасности аэропорта (авиапредприятия).............................................................................................41

 

Глава 4. Средства, используемые в диверсионно-террористических целях и их отличительные признаки. Способы несанкционированной доставки на воздушное судно предметов и веществ, запрещенных к перевозке. Методы их выявления…………………………………........……..…………………....77

 

Глава 5. Оборудование воздушных судов с целью обеспечения авиационной безопасности. Организация разрешенной перевозки оружия и боеприпасов, изъятых на время полета........................……..................…….95

 

Глава 6. Действия авиаперсонала в чрезвычайных ситуациях, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.………..............................................................................…………..101

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

1.Нормативные правовые документы по авиационной безопасности....................................................................................................112

2.Хронология отечественного воздушного терроризма……….....……….117

3.Из истории отечественного терроризма.......................................………..128

 

 

Предисловие

 

Предлагаемое учебное пособии по дисциплине «Авиационная безопасность» предназначено для руководителей аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов), руководства служб авиационной безопасности (САБ).

Публикуемый информационный материал представляет собой учебное пособие по начальной подготовке.

Отдельные главы пособия могут быть использованы преподавателями учебных заведений гражданской авиации, в качестве методического материала по вопросам авиационной безопасности при обучении авиаперсонала аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов) и сотрудников организаций, связанных с деятельностью гражданской авиации.

Редакционная коллегия обращается к читателям с просьбой: принять активное участие в подготовке аналогичных учебных пособий и прислать в адрес УАБ ФАС России или Рыльского авиаколледжа: г. Рыльск Курской обл., ул. Дзержинского, 18 свои замечания и предложения по их содержанию, а также имеющиеся материалы по вопросам подготовки сотрудников САБ и авиаперсонала аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов) для включения в полное издание учебного пособия.

В присылаемых замечаниях и предложения по подготовке учебного пособия предлагается осветить следующие вопросы:

Какие темы следует раскрыть подробно (в большем объеме), а какие – кратко, сжато.

Как должно выглядеть учебное пособие (формат и объем, иллюстрации и таблицы, дополнительный методический материал).

Какой справочный и информационный материал следует включить в приложения к данному учебному пособию (определения и термины по АБ и ГА, типовые положения и инструкции, методики обучения, перечень нормативных правовых документов по авиационной безопасности и т. д.).

 

.

Введение

Курс предназначен для подготовки авиаперсонала по вопросам авиационной безопасности, применительно к конкретным условиям деятельности аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов) гражданской авиации.

Цель обучения - дать сотрудникам необходимые основы теоретических знаний и практических навыков для соблюдения ими мер авиационной безопасности в аэропорту (авиакомпании) в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Курс подготовки может применяться при начальной, текущей подготовки и при повышении квалификации:

· для совершенствования знаний членов экипажей вопросам авиационной безопасности;

· для обучения различных категорий авиаперсонала и работников аэропорта (авиакомпании) мерам авиационной безопасности.

ГЛАВА 1.

Понятие о терроризме и авиационной безопасности в гражданской авиации.

Акты незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Состояние авиационной безопасности в гражданской авиации

История терроризма

Терроризм, как явление человеческой жизни, известен давно. В первом веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика – кинжал, короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителей, враждебных народу.

В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и в Китае.

В 1848 году немецкий радикал Карл Гейнцен доказывал, что убийство применимо в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов» человечества. Гейнцен является основоположником теории современного терроризма. В его работах можно найти немало идей, созвучных идеологическим воззрениям современных террористов.

Карл Гейнцен считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. Гейнцен призывал использовать отравляющий газ, ракеты, а также рекомендовал искать новые средства уничтожения. Это и есть так называемая «философия бомбы», которая появилась в XIX веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в истории Греции и Рима.

Концепция «философии бомбы» получила дальнейшее развитие и совершенствование в «теории разрушения» Бакунина. Он отстаивал в своих научных работах мысль о признании лишь одного действия – разрушения. В качестве средства борьбы Бакунин предлагал яд, нож и веревку.

«Революционеры, - считал Бакунин, - должны быть глухи к стенаниям обреченных и не идти ни на какие компромиссы. Русская почва должна быть очищена огнем и мечом.».

Доктрина «пропаганды действием» была выдвинута анархистами в 70-е годы. Суть ее в том, что не слова, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство.

Эта же мысль проходит и у Кропоткина, когда он определяет анархизм как «постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита».

ã Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века. Его представители:

русские народники;

радикальные националисты Ирландии, Македонии, Сербии;

анархисты Франции 90-х годов;

националисты и анархисты Италии и Испании;

расисты США.

До первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но по существу к нему прибегали индивидуалисты без политических платформ, а также националисты, далеко не левых социалистических ориентаций.

После окончания первой мировой войны терроризм взяли на свое вооружение: правые национал-сепарасисты и фашисты (Германия, Франция, Венгрия), «Железная гвардия» (Румыния). Крупнейшими террактами того времени были политические убийства Карла Ликбнехта и Розы Люксембург в 1919 году, югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 году.

В основе этих движений лежат разные идеологические платформы, но фактически и те и другие руководствуются положениями доктрин «философии бомбы» и «пропаганды действием».

Завершается XX век, но ничего не изменилось в природе терроризма. Более того, терроризм теперь – спектр самых разнообразных явлений, начиная от политических убийств и кончая массовой гибелью людей в пламени гражданских войн.

И если для русских народовольцев, первомартовцев и эссеров совершение терракта это безусловно есть акт самопожертвования (самоуничтожения) во имя блага народа, то для националистов, расистов, фашистов, «красных бригад» – акт самоутверждения.

Фашистская Германия на глазах у всего мира растоптала Польшу. Был дан урок всей Европе, да и миру. Многие капиталистические государства поспешили проявить лояльность к соседу – бандиту. Что поделаешь - бандит силен.

ã У современного терроризма одна цель - захват политической власти. В процессе распада СССР попытка насилием добиться националистических целей, дала новый дикий росток на древе государственного терроризма. В междоусобные войны были втянуты Армения, Азербайджан, Осетия, Молдова, Чечня.

По данным независимых международных организаций только за одно десятилетие (с 1970 по 1980 год.) в мире совершено 8114 террористических актов. Тысячи людей стали жертвами разнузданного насилия бандитов. Однако 80-е годы оказались неизмеримо более жестокими. Только за первые 5 лет, с 1980 по 1985 год, количество террактов удвоилось. И далее их число неуклонно растет: в 1986 году –774, в 1987 году – 832, в 1988 году - 856.

 

 

Рис.1 Террористическая деятельность

è Материально-техническвя база и финансирование террористов:

Базы и центры подготовки террористов в странах, поддерживающих их политические цели;

Наличие значительных финансовых средств из различных источников:

поддержка терроризма состоятельными соотечественниками;

наркобизнес;

продажа оружия;

игорный бизнес, рэкет, вымогательство;

деятельность легальных и нелегальных (подставных) экономических структур.

Дешевле и выгоднее осуществлять ведение скрытых (террористических) действий, чем открытых (военных).

è Причины терроризма:

Политические.

Идеологические.

Националистические.

Религиозные.

Криминального (уголовного) характера.

Экономические.

Социальные.

Личностно - патологические.

Экологического характера.

На очереди – терроризм ядерный, биологический, химический.

è Цель террора:

Изменение политического строя.

Захват власти в государстве, регионе.

Отделение от государства, образование самостоятельного государства, требование автономии, независимости и т.д.

Удовлетворение экономических требований.

Изменение законодательства: правового, экономического, социального.

Месть.

Уничтожение или ослабление конкурентов.

è Цель терракта (не считая политических целей) – в минимальный срок совершить максимальный ущерб. Террористы – нерациональные люди, они действуют оперативно и жестоко.

è Методы действий террористов:

Взрыв или поджег на объекте, вблизи объекта, в месте скопления людей, транспортного средства

Стрельба по объектам, людям (в том числе обстрел с закрытых позиций).

Захват ВС, объектов, авиационных комплексов, заложников.

Поломка, порча, разрушение, саботаж (ВПП, ВС, навигационного и светотехнического оборудования).

Организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с использованием ложных объявлений, слухов и т.д.).

Отравление помещений, воды, пищи, одежды.

Подкуп персонала.

Ложные сообщения, угрозы (по телефону, по почте) о применении взрывного устройства (ВУ).

Радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех в каналах управления.

Отвлечение внимания, провоцирующие действия.

è Средства осуществления террактов:

Взрывные устройства (ВУ) с замедлением срабатывания (установка на заданное время, с задержкой срабатывания и др.).

Взрывные устройства с дистанционным подрывом по проводам.

Взрывные устройства с дистанционным подрывом по радиосигналу.

Взрывные устройства, срабатывающие при изменении атмосферного давления (при подъеме на высоту с барометрическими датчиками); скорости движения объекта и т.д.

Взрывные устройства в движущемся транспорте, срабатывающие при соударении с объектом.

Взрывные устройства в транспорте, срабатывающие при запуске системы движения.

Взрывные устройства – мины «ловушки», срабатывающие при поднятии, переворачивании. Мины «ловушки» натяжного, накольного действия и т. д.

Взрывные устройства – «сюрпризы» в почтовых отправлениях, посылках, багаже, ручной клади, бытовых электронных приборах, в урнах, туалетах и т.д.

Средства ближнего боя (ручные гранаты, гранатометы), ракеты, минометы, стрелковое оружие, артиллерия, авиация,

Зажигательные и пиротехнические средства, пороха, бинары, в том числе вещества, самовоспламеняющиеся при вскрытии от соприкосновения с кислородом воздуха (тетраэтилаллюминий и др.).

Источники (материалы) ионизирующего излучения.

Агрессивные среды и вещества.

Средства радиоэлектронного подавления (мегафоны, радиостанции, излучатели и генераторы электромагнитных колебаний).

Отравляющие вещества, токсины и т.п.

Наиболее предпочтительный вид взрывчатых веществ у террористов – пластиковые бомбы с контактными детонаторами.

Рис. 2 Терроризм на воздушном транспорте

И только начиная с 1967 года, когда по Америке, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

ã Наибольшее количество АНВ отмечено в период с 1970 по 1979 год. За эти 10 лет в мире зарегистрировано более 700 случаев захватов и угонов ВС, погибло более 1.100 человек, ранено более 1.000 человек. За этот же период зарегистрировано более 10.000 угроз о захвате ВС и диверсиях. Высокий процент успешных попыток захватов и угонов самолетов в первые годы активизации преступных действий, явился результатом попустительства ряда государств, не принявших практически никаких мер по отношению к лицам, виновным в угоне ВС на их территорию.

Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности:

è Гражданская авиация может быть уязвима для нападения в любом месте и в любое время, если не принять соответствующие превентивные меры авиационной безопасности, потому что:

а) сам характер авиационной отрасли позволяет преступнику приступить к нарушению авиационной безопасности, не находясь в непосредственной близости от намеченного объекта;

б) действующие в настоящее время группы террористов более организованы и располагают значительными современными средствами для нападения на воздушные суда;

Нападения на ВС ГА, а также другие транспортные средства, их захват, угон и уничтожение остается на сегодняшний день одной из самых распространенных и опасных форм терроризма.

Гражданская авиация стала подвергаться более зловещим, с летальным исходом, методам нападения террористов.

 

è Высокая угроза в адрес деятельности гражданской авиации носит динамичный характер и представляет собой последовательность различных степеней интенсивности, требующих применения соответствующего набора мер по степени возрастания их сложности.

 

è Слабая организация работ по обеспечению авиационной безопасности, оснащенность техническими средствами обеспечения АБ (досмотра, охраны) и недостаточная квалификация персонала служб авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний в целом создают реальную угрозу террористических актов на воздушном транспорте России.

 

è Противодействие применению террористами взрывных устройств (ВУ) стало новой проблемой в обеспечении безопасности воздушных судов.

Небольшое количество современных ВВ имеет большую разрушительную силу, чем обычно принято.

Современные ВУ требуют много усилий для обнаружения, особенно если они спрятаны в электронных устройствах.

В связи с этим, необходимо осуществлять досмотр всего зарегистрированного багажа.

è Увеличивается использование ухищренных способов проноса на борт ВС оружия и боеприпасов (пистолеты, газовое оружие, патроны, гранаты):

è Увеличиваются случаи выявления и изъятия большого количества боевого оружия и боеприпасов у отдельных пассажиров.

è Увеличиваются случаи использования лиц женского пола с детьми и лиц пожилого возраста для проноса на борт ВС оружия и боеприпасов.

Методы террористов становятся с каждым годом все более изощренными, хорошо продуманными, отработанными. Они используют электронные приборы как средство внедрения взрывчатых веществ в коммерческие авиационные системы, что свидетельствует об их целеустремленности и способности угрожать безопасности гражданской авиации.

 

Обстоятельства, способствующие захватам ВС:

è Просчеты в деятельности различных служб аэропортов и авиакомпаний (примерно 60-90% от общего количества АНВ).

è Проникновение преступников в охраняемые зоны аэропортов и на борт ВС по вине сотрудников САБ и других служб.

è Подкуп членов экипажа ВС и сотрудников аэропорта (авиакомпании).

è Ошибки и просчеты сотрудников САБ:

s не достаточный уровень подготовки сотрудников групп досмотра (недостаточное ориентирование в ухищренных способах проноса запрещенных предметов на борт ВС, способах маскировки запрещенных веществ и предметов, установления подделки документов, подчистки, травления, дописок, исправлений, замены фотографий, подделки подписей).

s отступление от утвержденной технологии предполетного досмотра пассажиров, их ручной клади, багажа, грузов и бортпитания (недостаточно эффективное применение существующих методов досмотра).

s нарушение правил использования технических средств досмотра.

 

Рис. 3 Контртеррористическая операция

 

В эти годы многие авиационные компании США и других стран, обеспокоенные разгулом воздушного терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА.

К числу таких мероприятий относится:

s принятие международных конвенций по борьбе с воздушным терроризмом;

s заключение двусторонних государственных соглашений о выдаче и наказании преступников;

s введение национальных законов, предусматривающих самые строгие меры наказания за действия, направленные против безопасности полётов в гражданской авиации;

s введение обязательного 100 % досмотра пассажиров и их ручной клади на всех международных и внутренних линиях;

s создание в авиакомпаниях и аэропортах специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий.

Мировое сообщество своевременно осознало надвигающуюся на воздушный транспорт опасность и адекватно отреагировало на тенденцию роста случаев воздушного терроризма.

n Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом.

n Заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте:

â Токийская конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенные на борту ВС;

â Гаагская конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом ВС:

â Монреальская конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию).

Активное осуществление превентивной программы безопасности, на которую только авиакомпании США ежегодно тратят около 150 млн. долларов, дало весьма ощутимые результаты. Если за период с 1968 по 1972 год (5 лет) в США было зарегистрировано свыше 130 случаев попыток захвата и угонов ВС, то в последующие 6 лет (с 1973 по 1978 г.) - 37 таких случая, что составляет примерно 20 % от АНВ предыдущего периода.

Таким образом, был сбит накал воздушного терроризма в США.

К середине 80-х годов многие международные аэропорты оснащаются новейшими техническими средствами контроля и досмотра. Государства выделяют значительные средства на обеспечение отечественной авиационной безопасности.

Так, Израиль на безопасность своего аэропорта «Бен-Гурион», который находится в одной из самых взрывоопасных зон мира, тратит 25 % от общего бюджета, выделяемого на безопасность страны. В настоящее время система авиационной безопасности в аэропорту «Бен Гурион» считается самой эффективной и надежной.

Ежегодно Израиль тратит примерно 3 млрд. долларов на безопасность 2-х аэропортов страны.

В последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в России, резко возросло количество террористических актов с применением взрывчатых веществ. Гражданская авиация столкнулась с новой проблемой, от решения которой во многом зависит ее судьба.

Слабая защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ стала очевидна после того, как в декабре 1988 года был взорван над Локкерби самолет Боинг-747 авиакомпании «PAN AM». Самодельное взрывное устройство, содержащее пластическое ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне и в багаже доставлено на борт. В результате взрыва погибли все пассажиры и экипаж самолета.

Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ.

В 1989г. Совет Безопасности ООН и Генеральная ассамблея ООН призвали все государства сотрудничать в выработке и осуществлении мер по предотвращению актов международного терроризма, направленных против гражданской авиации.

Федеральный акт США 1990 года по авиационной безопасности, явившийся следствием катастрофы самолета Боинг-747 авиакомпании «PAN AM», определил курс и запланировал дальнейшее развитие авиационной безопасности. Это событие послужило причиной для тщательного пересмотра основных подходов к проблеме авиационной безопасности.

Катастрофа над Атлантикой, вылетевшего 17.07.96 из аэропорта Нью-Йорк воздушного судна "Боинг-747" американской авиакомпании «TWA», в которой погибло 230 пассажиров и экипаж, заставила Президента и Правительство США принять дополнительные меры.

Эти меры способствовали повышению безопасности полетов и авиационной безопасности американских авиакомпаний, ускорили внедрение во всех аэропортах США повышенных мер безопасности, предусмотренных новым Федеральным актом по авиационной безопасности.

Как заявил в своей речи в международном аэропорту Кеннеди (Нью-Йорк) Президент США Клинтон: "Безопасность полетов и авиационная безопасность американских граждан должна стать самой главной нашей задачей и США срочно предпримут самые решительные меры, чтобы остановить терроризм".

Была создана комиссия под председательством вице-президента США Гора.

Комиссия отметила (несмотря на существующий высокий уровень обеспечения авиационной безопасности в США):

* неудовлетворительное состояние уровня безопасности в американских аэропортах;

* несоответствие уровня безопасности вызовам современного терроризма.

Комиссия выделила для реализации три основных блока проблем: организационный, финансовый и научно-технический.

 

 

n Организационный блок:

4 пересмотр (совершенствование) существующих норм, правил и процедур обеспечения авиационной безопасности без снижения эффективной деятельности аэропортов и авиакомпаний;

4 разработка и внедрение программ авиационной безопасности во всех аэропортах страны;

4 введение обязательного предполетного досмотра самолетов;

4 введение более тщательной проверки багажа и грузов на международных и внутренних авиалиниях;

4 введение новых правил фотоидентификации всех пассажиров старше 18 лет;

4 личный досмотр подозрительных пассажиров, особенно прибывающих или направляющихся в определенные страны (Иран, Ливия, Северная Корея, Судан, Сирия и др.);

4 подготовка высоко профессионального персонала служб авиационной безопасности, способного: обеспечить соблюдение повышенных мер авиационной безопасности и эффективно использовать новые автоматизированные системы авиационной безопасности.

ПРИМЕЧАНИЕ: Поддержание постоянной бдительности операторов рентгеновских установок на необходимом уровне считается наиболее трудным звеном во всей системе обеспечения авиационной безопасности.

4 оснащение всех аэропортов США новым высокотехнологичным, более чувствительным досмотровым оборудованием для обнаружения взрывчатых веществ (в том числе пластиковых).

В настоящее время в США действуют 3 такие установки (одна в а/п Сан-Франциско и две в а/п Атланта).

n Финансовый блок:

4 финансирование реализации организационного блока проблем;

4 финансирование научно-исследовательских работ по созданию высокотехнологичного и высокочувствительного досмотрового оборудования, способного обнаруживать взрывчатые вещества, в том числе пластиковые;

4 оснащение аэропортов техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, внедрение новейших систем обеспечения авиационной безопасности в существующую систему (технологию, процедуру) обработки пассажиропотока, багажа и грузов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Стоимость комплекта такого оборудования колеблется в пределах 200 тысяч - 1 млн. долларов США.

n Научно-технический блок:

4 проведение научно-исследовательских работ по созданию высокотехнологичного и высокочувствительного досмотрового оборудования;

4 разработка высоких технологий в области авиационной безопасности, которые ФАУ США считает крайне необходимыми.

Многие авиакомпании США, а также некоторые иностранные авиакомпании, уже предприняли шаги к повышению безопасности.

Так например, израильская авиакомпания «Эль-Аль» срочно заказала новую автоматическую систему CTX-5000 для поиска бомб и взрывных устройств стоимостью в 1 миллион долларов для установки на своем терминале в нью-йоркском международном аэропорту им. Дж. Ф. Кеннеди, а ещё 3 такие же системы она уже установила на своих терминалах в Израиле.

Системы по обнаружению ВВ будут установлены в США повсеместно, в том числе и в зарубежных аэропортах после достижения договоренности об этом.

США уже объявили о том, что они вводят у себя нормы авиационной безопасности, которые во многих случаях выше стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и не будут разрешать иностранным авиакомпаниям летать в США, если их программы безопасности не соответствуют нормам США.

Отмечается, что предстоящие затраты США на АБ колоссальны, но обязательны.

Существующие в США проблемы повышения уровня авиационной безопасности, соответствуют проблемам авиационной безопасности Российской Федерации.

К числу основных проблем обеспечения авиационной безопасности на воздушном транспорте в Российской Федерации следует отнести:

è 1. Необходимость технического переоснащения авиапредприятий аппаратурой обнаружения оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, отвечающей современным международным требованиям.

è 2. Реорганизация к 2000 году системы предполетного обслуживания авиапассажиров в международных аэропортах для обеспечения 100 % досмотра багажа.

è 3. Разработка и организация серийного выпуска отечественной аппаратуры досмотра, отвечающей требованиям мировых стандартов, в целях экономии валютных средств, расходуемых в настоящее время на приобретение зарубежного оборудования.

è 4. Проведение комплекса работ по техническому обеспечению Монреальской конвенции "О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения".

è 5. Обучение, переподготовка и сертификация сотрудников служб авиационной безопасности и другого персонала аэропортов (авиапредприятий, эксплуатантов).

Цели обеспечения защиты деятельности ГА:

è предупреждение нападения;

è сведение к минимуму ущерба при нападении;

è поддержание системы общей безопасности аэропорта в экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия, отказ аварийных систем и т.п.).

Меры обеспечения авиационной безопасности:

è составление Программ безопасности аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта);

è планирование, отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА;

è подготовка специалистов САБ в области авиационной безопасности;

è обучение авиаспециалистов мерам авиационной безопасности;

è ограждение аэродромов и объектов авиапредприятий;

è оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические средства досмотра и охраны);

è охрана аэропорта и жизненно важных объектов;

è организация и поддержание пропускного и внутриобъектового режима аэропортов;

è специальный предполетный осмотр ВС на безопасность;

è досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование технологии досмотра;

è производство специальной досмотровой техники, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию принципиально новых типов такой техники;

è создание и совершенствование национального законодательства в области авиационной безопасности страны.

Мировой опыт показывает, что основные меры безопасности должны выполняться на земле, до посадки пассажиров в ВС.

В настоящее время борьба с воздушным терроризмом приобретает все большее значение в деятельности мирового сообщества.

Во многих странах мира созданы высокопрофессиональные подразделения по борьбе с терроризмом.

Международные совещания по борьбе с терроризмом, прошедшие в 1996 году на уровне глав правительств, министров иностранных и внутренних дел в Египте и во Франции (в Лионе и в Париже) будут продолжены - проблемы авиационной безопасности будут по-прежнему одним из главных вопросов повестки дня.

Высказываются мнения о создании единой всемирной системы АБ.

 

ФАС России считает обеспечение авиационной безопасности одной из приоритетных задач при функционировании воздушного транспорта и поддерживает основные направления ИКАО в области авиационной безопасности международной гражданской авиации.

ГЛАВА 2.

Приложение 17 к Чикагской конвенции ИКАО. Нормы, правила и процедуры ИКАО по авиационной безопасности

 

Приложение 17 к Чикагской конвенции - “Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства” содержит “Стандарты и Рекомендуемую практику” для обеспечения безопасности гражданской авиации, предъявляемые ИКАО ко всем странам-участницам.

Приложение 17 принято 22.03.74, применяется с 27.02.75 Позднее (11.09.92) принята поправка 8 к Приложению 17, применяется с 01.04.93.

Технические требования приняты 08.12.73, в них рекомендуется проводить проверку/досмотр пассажиров и ручной клади (пункт 9.2, Приложение 9), применяется с 15.07.74.

ИКАО разработано несколько приложений к Чикагской конвенции. Приложения содержат технические данные, которые страны-участницы согласились соблюдать.

Приложение 17 ("Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства") содержит требования по охране, предъявляемые ИКАО и применяющиеся ко всем странам-участницам. Три другие Конвенции (Токийская, Гаагская и Монреальская) послужили основой для Приложения 17 "Стандарты и Рекомендуемая практика для организации охраны".

Эти требования разделены на 2 раздела: "Стандарты" и "Рекомендуемая практика" (САРПС) для программ обеспечения безопасности.

САРПС также является руководящими принципами при оценке систем безопасности в иностранных аэропортах.

p Стандарт ИКАО (Рекомендуемая практика ИКАО) - любая инструкция, содержащая физические характеристики, описание конструкции, материала, персонала или процедур, стандартное применение которых считается необходимым для обеспечения безопасности полетов международными рейсами. В соответствии с Чикагской конвенцией подписывающие контракт страны должны соблюдать эти стандарты.

p Охрана (обеспечение безопасности) - комбинация мер с использованием человеческих и материальных ресурсов с целью защитить международную авиацию от актов незаконного вмешательства в её деятельность.

p Обеспечение безопасности - система мер, направленных на то, чтобы предотвратить пронос оружия, взрывчатых веществ и предметов, которые могут быть использованы для незаконного вмешательства в операции международной гражданской авиации.

p Программа обеспечения безопасности (охраны) аэропорта - документ, составленный организацией, эксплуатирующей аэропорт. Он содержит процедуры безопасности, описание объектов в аэропорту, распределение ответственности по их охране, а также описание действий по охране аэропорта. То есть меры, предпринимаемые для защиты от АНВ.

Другими словами, это документ с Приложениями, подготовленный и используемый эксплуатантом аэропорта и содержащий инструкции, а также описание объектов, перечень ответственности, а также те действия, которые эксплуатант принимает для обеспечения безопасности гражданской авиации.

Руководство ИКАО по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Дос. 8973). Назначение и основное содержание

 

В целях оказания помощи государствам в обеспечении безопасности гражданской авиации и принятии мер и правил, изложенных в Приложении 17 Ассамблея ИКАО 1970 года поручила Генеральному секретарю ИКАО разработать Руководство по безопасности и осуществлять постоянный контроль за этим Руководством, обеспечивая его обновление и изменение через определенные промежутки времени. Первое Руководство ИКАО по обеспечению безопасности (“Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства”) издано в ноябре 1971г. и впоследствии изменялось в 1974г., 1977г. Оно значительно пересмотрено в 1982г. (Doc 8973/2), вновь изменено в 1987г. (Doc 8973/3), в 1989г. (Doc 8973/4). В связи с принятием поправки 8 к Приложению 17 и изменением характера проблем обеспечения безопасности международной гражданской авиации и её служб в 1996г. ИКАО выпустило пятое издание Руководства (Doc 8973/5), в которое включен обновленный инструктивный материал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.158 с.)