Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура западной европы в 12-13 вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура западноевропейского средневековья охватывает более чем двенадцативековой отрезок трудного, чрезвычайно сложного пути, пройденного народами этого региона. В эту эпоху были существенно раздвинуты горизонты европейской культуры, сформировалось историко-культурное единство Европы при всей неоднородности процессов в отдельных ее частях, образовались жизнеспособные нации и государства, сложились современные европейские языки, были созданы произведения, обогатившие историю мировой культуры, достигнуты значительные научные и технические успехи. Культура средневековья — неотторжимая и закономерная часть общемирового культурного развития, обладающая в то же время своим глубоко самобытным содержанием и оригинальным обликом. Мировоззрение. Теология, схоластика, мистика. Христианство являлось идейным стержнем культуры и всей духовной жизни средних веков. Средневековая философия, как и вся культура феодальной Западной Европы, еще с первых этапов своего развития обнаруживает тяготение к универсализму. XII столетие - век «средневекового гуманизма», которому характерны: рост интереса к античному наследию, упрочение рационализма, возникновение европейской светской литературы, индивидуализация веры, зарождение особой культуры городов.В XII в. сопротивление авторитету церкви оказал Петр Абеляр (1079—1142 гг.), которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Он рационализировал отношение веры и разума, поставив обязательным предварительным условием веры понимание. В своем сочинении «Да и нет» Абеляр развил методы диалектики, чем значительно продвинул схоластику вперед, был сторонником концептуализма. Противником Абеляра был Бернард Клервоский - один из наиболее ярких представителей средневековой мистики. Сущность столкновения между Абеляром и Бернардом Клервоским в том, что Абеляр воплощал в себе оппозицию авторитету церкви, а Бернард выступал как ее защитник и крупнейший деятель, как апологет церковной организации и дисциплины. Получил широкое распространение мистицизм: экзальтированное тяготение к Богу-искупителю, пределом мистической медитации было слияние человека с творцом. В философии нарастание интереса к греко-римскому наследию выражается в более углубленном изучении древних мыслителей. На латинский язык переводятся сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена. Ассимилировать аристотелевское учение начал Альберт Великий, а синтез аристотелизма и католической теологии попытался осуществить его ученик Фома Аквинский (1125/26—1274), чья деятельность стала вершиной и итогом теолого-рационалистических поисков зрелой схоластики. Учение Фомы сначала было встречено церковью довольно настороженно. Но с конца XIII в. фомизмстановится официальной доктриной католической церкви. Идейными противниками Фомы Аквинского были аверроисты —они требовали освобождения философии от вмешательства теологии и догмы, настаивали на отделении разума от веры (представление о едином универсальном разуме, общем всему человеческому роду). Образование. Школы и университеты. Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств: грамматика, диалектика, основы философии и логики, риторика, арифметика, музыка, геометрия и астрономия. С XI в. начинается устойчивый подъем средневековых школ (монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские) и светских, городских, а также гильдейских и муниципальных школ, не подвластные юрисдикции церкви. В XII—XIII вв. кафедральные школы в крупнейших городских центрах Европы превращались во всеобщие школы, а затем в университеты. В XIII в. такие высшие школы существовали в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде, Салерно и других городах. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Университет подразделялся на факультеты. Младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистический, на котором в полном объеме изучались «семь свободных искусств», затем шли юридический, медицинский, богословский (последний существовал не во всех университетах). С XII в. книга становится более дешевой, открываются городские мастерские по переписке книг, в которых работают не монахи, а ремесленники. До XII в. книги были преимущественно сосредоточены в церковных библиотеках. В XII—XV вв. появляются многочисленные библиотеки при университетах, королевских дворах, у крупных феодалов, клириков и состоятельных горожан. Знания о природе. В XII в. определенный прогресс наметился в области механики и математики. В XIII в. оксфордский профессор Роджер Бэкон пришел к исследованию природы. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. За ним укрепилась репутация мага и волшебника. Продолжателями его дела стали Уильям Оккам и его ученики Николай Отрекур, Буридан и Николай Орезмский (Орем), которые немало сделали для дальнейшего развития физики, механики, астрономии. Так, Орем, например, приблизился к открытию закона падения тел, развил учение о суточном вращении земли, обосновал идею применения координат. Николай Отрекур был близок к атомизму. Под покровительством сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый «Салернский кодекс» Арнольда да Вилланова. В нем давались разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различных растений, ядов и противоядий и т.п. Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть Западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей «Книге», которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках. Место истории в средневековом миросозерцании. История не рассматривалась как наука или как занимательное чтение; она была существенной частью миросозерцания. Различного рода «истории», хроники, летописи, биографии королей, описания их деяний и прочие исторические сочинения были излюбленными жанрами средневековой словесности. Сама история представлялась как путь спасения человечества Богом. История была средством самопознания общества и гарантом его мировоззренчески-социальной стабильности, (хроники Отгона Фрейзингенского, Гвиберта Ножанского, «Хеймскрингла» («Круг земной») исландца Снорри Стурлусона, посвященная истории Норвегии). В XIII в. в средневековой историографии возникли новые тенденции, связанные с развитием городов («Хроника» францисканца Салимбене). Героический эпос. В западноевропейском эпосе можно выделить два слоя: исторический (героические сказания, имеющие реальную историческую основу) и сказочный, более близкий к фольклору. Связанный с определенным типом исторического осмысления мира героический эпос средневековья был средством ритуально-символического отражения и переживания действительности,. Рыцарская культура. Своими корнями идеология рыцарства уходит в глубины самосознания варварских народов и в развитую христианством концепцию служения, вначале толковавшегося как чисто религиозное, но в средние века приобретшего намного более широкое значение и распространившегося на область чисто светских отношений, вплоть до служения даме сердца. Рыцарский кодекс требовал от того, кто должен ему следовать, множества достоинств, ибо рыцарь, по выражению Раймонда Луллия, автора известного наставления, — это тот, кто «благородно поступает и ведет благородный образ жизни». С рыцарством связано возникновение куртуазной культуры, особого стиля поведения, быта, выражения чувств. Культ дамы стал важнейшим элементом куртуазности. Избраннице сердца поклонялись как богине, ее воспевали в прекрасных стихах, в ее честь совершали рыцарские подвиги. Рыцарские турниры, имитировавшие настоящие сражения, приобрели особую пышность в XIII—XIV вв., когда на них собирался цвет рыцарства из разных уголков Европы. В конце XI в. в Провансе появляются трубадуры — поэты-рыцари. Они не только слагали стихи, главным образом о любви, но и распевали их нередко в музыкальном сопровождении(Гильём IX, Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борней-ля). Трубадуры-женщины — Беатрис де Диа, Мария Шампанская. Рыцарская литература была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала (кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, история Тристана и Изольды, поэт XII в. Кретьен де Труа) Городская культура. Возрастал спрос на «массовую» литературу, которой в то время были жития святых, рассказы о видениях и чудесах. По сравнению с ранним средневековьем они психологизировались, в них усиливались художественные элементы. Излюбленной «народной книгой» стала составленная в XIII в. «Золотая легенда» епископа Генуи Иакова Ворагинского, к сюжетам которой европейская литература обращалась вплоть до XX в. Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии). Складывался городской сатирический эпос («Роман о Лисе», «Роман о Розе», писавшийся последовательно двумя авторами — Гильомом де Лоррисом и Жаном де Меном). Венчает средневековье и в то же время высится у истоков Возрождения величественная фигура итальянского поэта и мыслителя, флорентийца Данте Алигьери (1265—1321). «Божественная комедия» — грандиозная картина мироздания, природы, бытия общества и человека. Средневековая ментальность и народная культура. Христианство лежало в основе мироощущения, массовых представлений средневековья, но не поглощало их целиком. Сознание той эпохи в его элитарных и низовых формах равно исходило из констатации дуализма мира. К этому дуализму восходили универсализм, символизм и аллегоризм, бывшие неотъемлемыми чертами средневекового миросозерцания и культуры. Средневековое сознание стремится более к синтезу, чем к анализу. Его идеал — целостность. Иным, чем в современную эпоху, было и представление о времени, где временные ориентиры были расплывчаты, необязательны. Показательно, что история человечества имела те же возрасты, что и жизнь отдельного человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. В средние века восприятие человеческих возрастов было иным: человек, перешагнувший рубеж сорокалетия, считался стариком. Детализированный этикет — тоже порождение средневековой культуры. Художественный идеал. Новый этап в развитии средневекового искусства и архитектуры знаменовало возникновение в середине XII в. готики. В отличие от романского, готический собор необозрим, часто асимметричен, устремлен ввысь. Его стены становятся ажурными, легкими, с высокими узкими окнами, украшенными цветными витражами. Каждый портал имеет особое оформление. Соборы символизировали не только могущество церкви, но и силу и вольность городов. Эти грандиозные сооружения возводились десятки, а нередко и сотни лет. Отличаясь большим единством, готический стиль, однако имел свои особенности в различных странах. Франция была страной классической готики (собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Лане, Сансе и др.).
Развитие культуры Византии. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии. Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV-V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные – о месте его в Троице. В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. В христианской философии этой эпохи возвышается фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо-Дионисия Ареопагита. Его религиозно-философская система соединяет неоплатонизм с христианством. VI век был богат выдающимися историческими сочинениями (Прокопий Кесарийский, «Тайная история»). В VI – VII в. византийские художники сумели создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира. Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры (храм св. Софии в Константинополе, 532-537). Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии. В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно складывается христианская догматика. С 1 ¼ VIII в. богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества (тезис о неописуемости и непознаваемости божества). В VIII - 1 пол. IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х в. был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов. В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй». Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности. В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических, поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров В XIV – 1 пол. XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет («Палеологовское Возрождение»). Он характеризуется стремлением художников выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры 23. Германия 10-15вв. Особенности: отсутствие наследственности власти, выборность, династии есть,лишь если сильный правитель заставляет князей признать своего сына следующим правителем, влияние личности короля на внутр. процессы, отсутствие постоянного королевского домена → невозможность централизированного объединения после раздробленности, объединения осуществляются князьями, стремившимися не допустить усиления императорской власти. Номинально есть император, но нет реальной власти → раздрай, разбой на дорогах и прочая + двухуровневость полит жизни: местный с князьями и имперский – номинальный император и отождествление всех земель с наследием Рима (Германию и называли тогда Священной Римской Империей). Нидерланды – одно из самых развитых мест средневековья. Нет единой системы мер и весов, очень много таможень. 9-11вв: 9 в – образование восточно-франкского королевства. Архаичное, слабо дифференцированное общество (только на юге чуть лучше – римское наследство). Слабое, но более пестрое положение дел с подчинением вотчины ее владельцу. Оттон 1 – германский король в 10 веке – становится королем италии, затем и императором римской империи с 962 года. Любил церковь – это средство власти, наделял землей, привелегиями, но влиял сильно на нее и сам – высшие должности под его контролем – имперская церковь. Подъем культуры при Оттонах – оттоновское возрождение – контакты с италией и византией, женитьба оттона 2 на византийской принцессе, слабое возрождение но все же. 11 век. Начался процесс феодализации. Быстрый темп. Борьба за инвеституру между папой и королем (передача властных полномочий посредством символического вручения знамени (светские полномочия) и кольца и посоха (церковные). Из-за инвеституры епископов. Генрих 4 и папа григорий7. Окончание борьбы за инвеституру - 1122 – Вормский конкордат: император уступает инвеституру, но процедура в присутствии короля – условность полномочий короля в этом вопросе.Это «удар по имперской церкви». Далее усиливается роль местных князей из-за ослабления короля. 12 век. Династия Штауфенов – 1138-1254 Характерная черта их политики – стремление подчинить всю Италию, сделать ее своей опорой – столкновения с папами и Сицилийским королевством (1176 – поражение при Леньяно, отказывается от ряда претензий в северной Италии, после еще при др.императорах борьба, но с тем же успехом). Крестовые походы. Сер 12 века - развитая городская община на западе. Становление цехов. На рубеже 13 века – появление городского совета – члены совета – это консулы. Советы образовывались с согласия синьоров, чтобы облегчить тем обязанности по управлению (в отличие от Франции, но с 13 века тоже выступления против синьоров). Церковь и знать основывают новые города, т.к. свой город – это выгодно (мюнхен, лейпциг). Купцы северных городов назывались гАнза – братство, гильдия. 3 торговые области – северная, южная и средняя, как связь между первыми двумя → только посредническая функция + внутренняя торговля. 13 век. 1254 – умирает последний штауфен. Междуцарствие – ок.30 лет. раздробленность. южная германия – развивается горный промысел – серебро для торговли. Глубокие шахты уже умели делать с 12 века. Железная руда. Использование энергии падающей водя для раздувания мехов. Колонизация на восток в это время – ливония, пруссия. 14 век. Расцвет ремесел, торговли. Нет четких и устойчивых границ ни внутри империи, ни внешних (до 2/2 15 века так). 1291 - образование швейцарского союза на территории империи. (3 свободные общины объединились против попыток габсбургов захватить торговый путь в италию, начало века – победили габсбургскую конницу. Признание полит независимости швейцарии лишь в 1648 году.). ГАнза становится союзом, подобным государству, ведет войны – победа над данией – городской патрициат представлял в ней власть, а каждый город – автономия. Возникают и другие союзы городов – Швабский, Рейнский. 1356 – золотая булла – закрепление правовое политической раздробленности – подтверждала выборный порядок избрания императоров коллегией из 7 князей-курфюрстов. Габсбурги с 1438г. после люксембургской династии. 15 век. «замыкание цеха» - появление вечных подмастерьев. Середина века – книгопечатание. К концу века – около 50 центров книгопечатания. Потери территорий (Шлезвиг и гольштайн – дании, прованс –франции, верхняя и нижняя австрия – венгрии. Формировавшееся с 14 века сословно-представительная власть получает название Рейхстага в конце 15 в – совещательный орган. Также сформированы ландтаги (органы территориального управления в отд.княжествах, нерегулярный характер.). Особенности: Номинальная власть династии га
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.011 с.) |