Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.



Особенности судебно-психиатрического освидетельствования подростков и судебно-психиатрическая оценка психических нарушений в подростковом возрасте При судебно-психиатрическом освидетельствовании подростков не- обходимо помнить не только о влиянии возраста на клиническую картину и течение психических заболеваний, но и на возможности развития пато- логического пубертатного криза как абсолютно самостоятельного болез- ненного расстройства психической деятельности подростков. 280 В данных случаях оно квалифицируется как временное болезненное расстройство психической деятельности, и экспертные вопросы решаются в зависимости от степени его патологического проявления. Наиболее часто пубертатный криз протекает аномально у лиц с теми или иными психическими отклонениями и заболеваниями.

Следует учитывать, что основными особенностями психических за- болеваний несовершеннолетних в пубертатном возрасте являются стер- тость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики, превалирование в общей клинической картине характерологических, невротических и пове- денческих нарушений. Тем не менее ко всем признанным невменяемыми подросткам при- меняются меры медицинского характера, а все решения принимаются только на основе квалифицированных психиатрических (чаще всего ком- плексных) экспертных заключений по исследованиям, проводимым в от- ношении конкретных подэкспертных лиц. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних. Значение этого вида экспертизы состоит в том, что в связи с увеличением числа психологов со специальной подготовкой и расширением спектра вопросов, ставящихся перед экспертами, комплекс- ная экспертиза несовершеннолетних становится все более необходимым инструментом в судебно-следственной практике.

Междисциплинарный характер этих экспертиз предопределяет значи- тельно бóльшую доказательность экспертных выводов, возможность реше- ния более широкого круга вопросов и их согласования (психиатры, психо- логи, сексопатологи, судебные медики и др.), использование более широко- го спектра знаний по смежным подростковым дисциплинам. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних (КСППЭН) применяются чаще всего в практике освидетельствования несо- вершеннолетних в период следствия (подозреваемые, обвиняемые), а также при экспертизе потерпевших и свидетелей – детей и подростков. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несо- вершеннолетних обвиняемых назначается и проводится в соответствии со статьями УПК РБ.

Все чаще используется в ставящихся вопросах форму- лировка, согласно которой нужно «выяснить степень умственной отстало- сти несовершеннолетнего, т. е. мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Перед экспертизой стоят две задачи, которые заключаются в выясне- нии, во-первых, «степени умственной отсталости несовершеннолетнего», и, во-вторых, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в281 какой мере мог руководить ими».

Первая является промежуточной, вспо- могательной для решения второй, основной. Важность значения решаемых задач предопределяет тот факт, что в связи с этим вопросы следствия и су- да к экспертам должны формулироваться наиболее корректным образом. Вопросы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы: 1) имеются ли у несовершеннолетнего отклонения в психическом развитии, и если да, то в чем они проявляются; 2) мог ли несовершеннолетний с учетом уровня его психического развития полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими. На практике перед экспертами основной задачей часто оказывается установление соответствия психического развития несовершеннолетнего календарному возрасту 14 или 16 лет для ответа на вопрос о том, может ли он быть привлечен к уголовной ответственности. Не менее важна и другая задача КСППЭН, заключающаяся в необхо- димости определения, мог ли несовершеннолетний «полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими».

Цель уста- новления этих обстоятельств заключается в индивидуализации ответствен- ности несовершеннолетнего и применяемых к нему коррекционных мер. Экспертное решение о том, в полной или ограниченной мере несо- вершеннолетний мог сознавать значение своих действий и руководить ими, должно опираться на определенные комплексные психолого- психиатрические критерии оценок.

Одна из основных предпосылок для та- кого вывода – выделение клинических характеристик нарушений развития, которые не исключают вменяемости, но могут ограничивать способность несовершеннолетнего сознавать значение своих действий и руководить ими. Анализ клинического материала позволяет выделить критерии, ле- жащие в основе экспертной оценки не только невменяемости, но и ограни- ченной способности по вменению.

Для точной правовой оценки судом действий обвиняемых и установ- ления степени их виновности важное значение имеют анализ поведения и психическое состояние потерпевших в криминальной ситуации, учет по- следствий преступления для психического здоровья жертвы. Кроме того, потерпевшие, правовые гарантии которых закреплены дей- ствующим уголовно-процессуальным кодексом, являются участниками судеб- но-следственного процесса и тем самым могут активно влиять на его исход. Возрастные особенности психики малолетних (незрелость, внушае- мость, подчиняемость, недостаточность жизненного опыта, неумение пол-282 но и критично оценить ситуацию и прогнозировать ее развитие, неосве- домленность в вопросах половых отношений и др.) часто определяют вик- тимное поведение несовершеннолетних. Подростки зачастую становятся объектами криминальных действий сверстников в ситуациях «необосно- ванного доверия» или «быстротечных знакомств». Риск совершения про- тивоправных действий еще более повышается в отношении несовершенно- летних, у которых имеются психические расстройства, сопровождающиеся неправильным, отклоняющимся поведением.

 

Понятие о симуляции.

Под симуляцией принято понимать нарочитое преподнесение отсут- ствующих на деле симптомов психических расстройств. Главный критерий симуляции – осознанная демонстрация не- существующих феноменов. Наряду с симуляцией выделяют аггравацию (усиление реально имеющихся симптомов), диссимуляцию (сокрытие имеющихся психических расстройств), метасимуляцию (привнесение в клиническую картину феноменов, имевшихся в прошлом).

Все перечис- ленные формы наряду с отказом от сотрудничества с врачом объединяют понятием «установочное поведение». Выявление симуляции основано на обнаружении демонстрируемых феноменов с реальной клинической кар- тиной, т. е. на выявлении неправдоподобия в клинических феноменах и их динамике.

Применяемую виновными лицами с целью избежать судебной ответ- ственности симуляцию подразделяют на три временные категории: 259 1) предварительная или превентивная симуляция, проводимая в пе- риод, предшествующий преступлению; такого рода симуляция осуществ- ляется заранее с целью создать мнение о противоправном действии, как об акте, совершенном в состоянии психического заболевания; 2) в период правонарушения преднамеренно осуществляемая си- муляция с целью сокрытия его истинной мотивации; 3) последующая симуляция, проводимая после совершения право- нарушения, как сознательное, целенаправленное поведение с целью избе- жать ответственности. В судебно-психиатрической практике чаще наблю- дается последний вариант. Способы симуляции: – симуляция самого психического заболевания, когда своим пове- дением и высказываниями пытаются воспроизвести патологическое со- стояние психики, которого нет и не было. Иногда для этого принимаются специальные лекарственные средства, временно вызывающие состояние, которое может произвести впечатление психического заболевания; – симуляция анамнеза, когда симулирующие сообщают ложные сведения о якобы имевшем место в прошлом патологическом состоянии, часто подкрепляемые подложными документами и вымышленными сведе- ниями специально проинструктированных родных. Таким образом созда- ется впечатление о перенесенном в прошлом душевном заболевании, кото- рого в действительности не было

Понятие об аггравации.

Симулятивное поведение. Симуляция на патологической почве проявляется в умышленном преувеличении симптомов имеющегося в на- стоящее время заболевания (аггравация); в сознательном продолжении или изображении перенесенного в прошлом психического заболевания (мета- симуляция) или в изображении симптомов, не свойственных имеющемуся в действительности психическому заболеванию (сюрсимуляция).

Аггравация – умышленное преувеличение симптомов имеющегося заболевания. В судебно-психиатрической клинике аггравация встречается сравнительно часто, основная цель аггравации – добиться желаемого ре- шения экспертных вопросов.

При аггравации всегда прослеживается определенная зависимость преувеличиваемых симптомов от существующих или перенесенных в прошлом и сохранившихся остаточных болезненных расстройств. Наибо- лее часто аггравация отмечается у лиц с органическим поражением голов- ного мозга травматического или сосудистого характера, а также при оли- гофрении и соответственно проявляется в преувеличении отмечающейся интеллектуальной недостаточности.

Так, при олигофрении больные стремятся показать бóльшую степень умственного недоразвития, чем она есть в действительности, что значи- тельно затрудняет оценку степени имеющихся особенностей умственной недостаточности. У больных церебральным атеросклерозом особенно часто утрируют- ся расстройства памяти, способность запоминания и удерживания в памяти текущих событий, а также некоторые проявления перенесенного инсульта или динамического нарушения мозгового кровообращения, если оно отме- чалось в прошлом. Иногда преувеличенные жалобы на постоянные головные боли, го- ловокружения сочетаются с проявлениями отмечавшейся в прошлом афа- зии, слабости конечностей и нарушений походки.

У лиц с последствиями травмы головы обычно усиливаются или возобновляются тики, заикание, дрожь отдельных частей тела – конечностей, головы. Выбор аггравируемых симптомов и форма их предъявления отража- ют характер и глубину действительно имеющихся изменений психики: чем глубже степень интеллектуальных расстройств, тем более нелепы и гроте- скны проявления аггравации и тем более обнаженно выявляется целевая установка при аггравации. 268 Иногда аггравация повторяется неоднократно в одной и той же фор- ме, особенно если первоначально аггравационное поведение увенчалось успехом. В подобных случаях аггравация становится привычной формой реагирования личности в любой трудной жизненной ситуации. Следует подчеркнуть, что сама форма аггравации, характер ее проявлений отража- ют степень имеющихся психических расстройств. Данные клинического анализа в совокупности с результатами сома- тического, неврологического и экспериментально-психологического об- следований, а также объективные анамнестические сведения способствуют судебно-психиатрической оценке состояния подэкспертных.

 

Понятие о диссимуляции.

Диссимуляция психических расстройств – преднамеренное утаи- вание, сокрытие имеющегося психического заболевания или отдельных его симптомов. При полной диссимуляции больные отрицают у себя какие бы то ни было психические расстройства как на момент обследования, так и в прошлом. При частичной диссимуляции скрываются только отдельные клинические проявления, а о других больные рассказывают достаточно подробно. К частичной диссимуляции относятся такие случаи, когда все имеющиеся психические расстройства больные относят к прошлому, пол- ностью отрицая их на момент обследования.

К диссимуляции прибегают больные, которые опасаются госпитали- зации в психиатрический стационар, лишения гражданских прав или же стремятся выписаться из психиатрической больницы, особенно в период пребывания на принудительном лечении. В судебно-психиатрической практике встречаются случаи, когда диссимулируют бредовые больные с целью выписки из стационара для по- лучения возможности реализации бредовых идей, представляющих по сво- ему содержанию высокую социальную опасность (преследование мнимых «преследователей», бредовая месть и т.п.). Больные в состоянии депрессии также могут диссимулировать, стре- мясь к осуществлению намерений покончить с собой. Избранная больными форма диссимуляции во многом зависит от то- го, в какой степени они могут критически осознать, что именно из особен- ностей их поведения воспринимается окружающими как признак болезни. Проявления диссимуляции зависят также от того, насколько имеющиеся психопатологические расстройства позволяют больным кон- тролировать свое поведение.

Таким образом, способность к диссимуляции свидетельствует о час- тичной критике к своим болезненным переживаниям. В то же время нали- чие диссимуляции отражает недостаточный учет больными всех особенно- стей реальной ситуации и недостаточно полное прогнозирование послед- ствий своего состояния и поведения. Особенно часто это отмечается у больных шизофренией. Распознавание диссимуляции, препятствующей своевременной диаг- ностике истинного характера заболевания, в судебно-психиатрической практике нередко представляет значительные трудности. Следует подчерк- нуть, что преднамеренное утаивание больными болезненной симптоматики является одной из главных причин ошибочных диагностических и эксперт- ных заключений.

Несвоевременная диагностика в свою очередь приводит к запоздалому применению активного лечения и снижению его эффективно- сти. При этом возможна преждевременная выписка из психиатрического стационара подобных больных, что является одной из причин совершения психически больными повторных общественно опасных действий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.019 с.)