Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности судебно-психиатрического освидетельствования подростков и судебно-психиатрическая оценка психических нарушений в подростковом возрасте При судебно-психиатрическом освидетельствовании подростков не- обходимо помнить не только о влиянии возраста на клиническую картину и течение психических заболеваний, но и на возможности развития пато- логического пубертатного криза как абсолютно самостоятельного болез- ненного расстройства психической деятельности подростков. 280 В данных случаях оно квалифицируется как временное болезненное расстройство психической деятельности, и экспертные вопросы решаются в зависимости от степени его патологического проявления. Наиболее часто пубертатный криз протекает аномально у лиц с теми или иными психическими отклонениями и заболеваниями. Следует учитывать, что основными особенностями психических за- болеваний несовершеннолетних в пубертатном возрасте являются стер- тость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики, превалирование в общей клинической картине характерологических, невротических и пове- денческих нарушений. Тем не менее ко всем признанным невменяемыми подросткам при- меняются меры медицинского характера, а все решения принимаются только на основе квалифицированных психиатрических (чаще всего ком- плексных) экспертных заключений по исследованиям, проводимым в от- ношении конкретных подэкспертных лиц. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних. Значение этого вида экспертизы состоит в том, что в связи с увеличением числа психологов со специальной подготовкой и расширением спектра вопросов, ставящихся перед экспертами, комплекс- ная экспертиза несовершеннолетних становится все более необходимым инструментом в судебно-следственной практике. Междисциплинарный характер этих экспертиз предопределяет значи- тельно бóльшую доказательность экспертных выводов, возможность реше- ния более широкого круга вопросов и их согласования (психиатры, психо- логи, сексопатологи, судебные медики и др.), использование более широко- го спектра знаний по смежным подростковым дисциплинам. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних (КСППЭН) применяются чаще всего в практике освидетельствования несо- вершеннолетних в период следствия (подозреваемые, обвиняемые), а также при экспертизе потерпевших и свидетелей – детей и подростков. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несо- вершеннолетних обвиняемых назначается и проводится в соответствии со статьями УПК РБ. Все чаще используется в ставящихся вопросах форму- лировка, согласно которой нужно «выяснить степень умственной отстало- сти несовершеннолетнего, т. е. мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Перед экспертизой стоят две задачи, которые заключаются в выясне- нии, во-первых, «степени умственной отсталости несовершеннолетнего», и, во-вторых, «мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в281 какой мере мог руководить ими». Первая является промежуточной, вспо- могательной для решения второй, основной. Важность значения решаемых задач предопределяет тот факт, что в связи с этим вопросы следствия и су- да к экспертам должны формулироваться наиболее корректным образом. Вопросы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы: 1) имеются ли у несовершеннолетнего отклонения в психическом развитии, и если да, то в чем они проявляются; 2) мог ли несовершеннолетний с учетом уровня его психического развития полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими. На практике перед экспертами основной задачей часто оказывается установление соответствия психического развития несовершеннолетнего календарному возрасту 14 или 16 лет для ответа на вопрос о том, может ли он быть привлечен к уголовной ответственности. Не менее важна и другая задача КСППЭН, заключающаяся в необхо- димости определения, мог ли несовершеннолетний «полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими». Цель уста- новления этих обстоятельств заключается в индивидуализации ответствен- ности несовершеннолетнего и применяемых к нему коррекционных мер. Экспертное решение о том, в полной или ограниченной мере несо- вершеннолетний мог сознавать значение своих действий и руководить ими, должно опираться на определенные комплексные психолого- психиатрические критерии оценок. Одна из основных предпосылок для та- кого вывода – выделение клинических характеристик нарушений развития, которые не исключают вменяемости, но могут ограничивать способность несовершеннолетнего сознавать значение своих действий и руководить ими. Анализ клинического материала позволяет выделить критерии, ле- жащие в основе экспертной оценки не только невменяемости, но и ограни- ченной способности по вменению. Для точной правовой оценки судом действий обвиняемых и установ- ления степени их виновности важное значение имеют анализ поведения и психическое состояние потерпевших в криминальной ситуации, учет по- следствий преступления для психического здоровья жертвы. Кроме того, потерпевшие, правовые гарантии которых закреплены дей- ствующим уголовно-процессуальным кодексом, являются участниками судеб- но-следственного процесса и тем самым могут активно влиять на его исход. Возрастные особенности психики малолетних (незрелость, внушае- мость, подчиняемость, недостаточность жизненного опыта, неумение пол-282 но и критично оценить ситуацию и прогнозировать ее развитие, неосве- домленность в вопросах половых отношений и др.) часто определяют вик- тимное поведение несовершеннолетних. Подростки зачастую становятся объектами криминальных действий сверстников в ситуациях «необосно- ванного доверия» или «быстротечных знакомств». Риск совершения про- тивоправных действий еще более повышается в отношении несовершенно- летних, у которых имеются психические расстройства, сопровождающиеся неправильным, отклоняющимся поведением.
Понятие о симуляции. Под симуляцией принято понимать нарочитое преподнесение отсут- ствующих на деле симптомов психических расстройств. Главный критерий симуляции – осознанная демонстрация не- существующих феноменов. Наряду с симуляцией выделяют аггравацию (усиление реально имеющихся симптомов), диссимуляцию (сокрытие имеющихся психических расстройств), метасимуляцию (привнесение в клиническую картину феноменов, имевшихся в прошлом). Все перечис- ленные формы наряду с отказом от сотрудничества с врачом объединяют понятием «установочное поведение». Выявление симуляции основано на обнаружении демонстрируемых феноменов с реальной клинической кар- тиной, т. е. на выявлении неправдоподобия в клинических феноменах и их динамике. Применяемую виновными лицами с целью избежать судебной ответ- ственности симуляцию подразделяют на три временные категории: 259 1) предварительная или превентивная симуляция, проводимая в пе- риод, предшествующий преступлению; такого рода симуляция осуществ- ляется заранее с целью создать мнение о противоправном действии, как об акте, совершенном в состоянии психического заболевания; 2) в период правонарушения преднамеренно осуществляемая си- муляция с целью сокрытия его истинной мотивации; 3) последующая симуляция, проводимая после совершения право- нарушения, как сознательное, целенаправленное поведение с целью избе- жать ответственности. В судебно-психиатрической практике чаще наблю- дается последний вариант. Способы симуляции: – симуляция самого психического заболевания, когда своим пове- дением и высказываниями пытаются воспроизвести патологическое со- стояние психики, которого нет и не было. Иногда для этого принимаются специальные лекарственные средства, временно вызывающие состояние, которое может произвести впечатление психического заболевания; – симуляция анамнеза, когда симулирующие сообщают ложные сведения о якобы имевшем место в прошлом патологическом состоянии, часто подкрепляемые подложными документами и вымышленными сведе- ниями специально проинструктированных родных. Таким образом созда- ется впечатление о перенесенном в прошлом душевном заболевании, кото- рого в действительности не было Понятие об аггравации. Симулятивное поведение. Симуляция на патологической почве проявляется в умышленном преувеличении симптомов имеющегося в на- стоящее время заболевания (аггравация); в сознательном продолжении или изображении перенесенного в прошлом психического заболевания (мета- симуляция) или в изображении симптомов, не свойственных имеющемуся в действительности психическому заболеванию (сюрсимуляция). Аггравация – умышленное преувеличение симптомов имеющегося заболевания. В судебно-психиатрической клинике аггравация встречается сравнительно часто, основная цель аггравации – добиться желаемого ре- шения экспертных вопросов. При аггравации всегда прослеживается определенная зависимость преувеличиваемых симптомов от существующих или перенесенных в прошлом и сохранившихся остаточных болезненных расстройств. Наибо- лее часто аггравация отмечается у лиц с органическим поражением голов- ного мозга травматического или сосудистого характера, а также при оли- гофрении и соответственно проявляется в преувеличении отмечающейся интеллектуальной недостаточности. Так, при олигофрении больные стремятся показать бóльшую степень умственного недоразвития, чем она есть в действительности, что значи- тельно затрудняет оценку степени имеющихся особенностей умственной недостаточности. У больных церебральным атеросклерозом особенно часто утрируют- ся расстройства памяти, способность запоминания и удерживания в памяти текущих событий, а также некоторые проявления перенесенного инсульта или динамического нарушения мозгового кровообращения, если оно отме- чалось в прошлом. Иногда преувеличенные жалобы на постоянные головные боли, го- ловокружения сочетаются с проявлениями отмечавшейся в прошлом афа- зии, слабости конечностей и нарушений походки. У лиц с последствиями травмы головы обычно усиливаются или возобновляются тики, заикание, дрожь отдельных частей тела – конечностей, головы. Выбор аггравируемых симптомов и форма их предъявления отража- ют характер и глубину действительно имеющихся изменений психики: чем глубже степень интеллектуальных расстройств, тем более нелепы и гроте- скны проявления аггравации и тем более обнаженно выявляется целевая установка при аггравации. 268 Иногда аггравация повторяется неоднократно в одной и той же фор- ме, особенно если первоначально аггравационное поведение увенчалось успехом. В подобных случаях аггравация становится привычной формой реагирования личности в любой трудной жизненной ситуации. Следует подчеркнуть, что сама форма аггравации, характер ее проявлений отража- ют степень имеющихся психических расстройств. Данные клинического анализа в совокупности с результатами сома- тического, неврологического и экспериментально-психологического об- следований, а также объективные анамнестические сведения способствуют судебно-психиатрической оценке состояния подэкспертных.
Понятие о диссимуляции. Диссимуляция психических расстройств – преднамеренное утаи- вание, сокрытие имеющегося психического заболевания или отдельных его симптомов. При полной диссимуляции больные отрицают у себя какие бы то ни было психические расстройства как на момент обследования, так и в прошлом. При частичной диссимуляции скрываются только отдельные клинические проявления, а о других больные рассказывают достаточно подробно. К частичной диссимуляции относятся такие случаи, когда все имеющиеся психические расстройства больные относят к прошлому, пол- ностью отрицая их на момент обследования. К диссимуляции прибегают больные, которые опасаются госпитали- зации в психиатрический стационар, лишения гражданских прав или же стремятся выписаться из психиатрической больницы, особенно в период пребывания на принудительном лечении. В судебно-психиатрической практике встречаются случаи, когда диссимулируют бредовые больные с целью выписки из стационара для по- лучения возможности реализации бредовых идей, представляющих по сво- ему содержанию высокую социальную опасность (преследование мнимых «преследователей», бредовая месть и т.п.). Больные в состоянии депрессии также могут диссимулировать, стре- мясь к осуществлению намерений покончить с собой. Избранная больными форма диссимуляции во многом зависит от то- го, в какой степени они могут критически осознать, что именно из особен- ностей их поведения воспринимается окружающими как признак болезни. Проявления диссимуляции зависят также от того, насколько имеющиеся психопатологические расстройства позволяют больным кон- тролировать свое поведение. Таким образом, способность к диссимуляции свидетельствует о час- тичной критике к своим болезненным переживаниям. В то же время нали- чие диссимуляции отражает недостаточный учет больными всех особенно- стей реальной ситуации и недостаточно полное прогнозирование послед- ствий своего состояния и поведения. Особенно часто это отмечается у больных шизофренией. Распознавание диссимуляции, препятствующей своевременной диаг- ностике истинного характера заболевания, в судебно-психиатрической практике нередко представляет значительные трудности. Следует подчерк- нуть, что преднамеренное утаивание больными болезненной симптоматики является одной из главных причин ошибочных диагностических и эксперт- ных заключений. Несвоевременная диагностика в свою очередь приводит к запоздалому применению активного лечения и снижению его эффективно- сти. При этом возможна преждевременная выписка из психиатрического стационара подобных больных, что является одной из причин совершения психически больными повторных общественно опасных действий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.18 (0.01 с.) |