По курсу «русский язык и культура речи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «русский язык и культура речи»



Контрольные работы

ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Контрольная работа 1

Определение языковой нормы.

Характерные признаки языковой нормы

 

1. Познакомьтесь с различными определениями нормы литературного языка. Сравните эти определения. Какие признаки нормы называются в каждом определении?

Норма языковая - совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации. Норма, как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литературного языка национального периода. В более широкой трактовке Норма трактуется как неотъемлемый атрибут языка на всех этапах его развития (Лингвистический энциклопедический словарь- М., 1990. -С. 337).

 

Норма. Принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида (Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.- М., 1966. - С. 270).

 

Норма. Наиболее распространённые из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1985. - С. 152).

Норма - это совокупность наиболее пригодных (“правильных”, “предпочитаемых”) для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. -М., 1974. -С. 259-260).

 

Норма языковая, норма литературная - принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств (Русский язык: Энциклопедия.- М., 1997).

 

Напишите своё определение.

 

Норма языковая –  

 


2. Обратите внимание, что типы норм соответствуют языковым уровням. Заполните таблицу 1.

 

  1. Заполните таблицу, используя материалы справки.

 

Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания Типы норм
Звуки, фонемы Фонетический Фонетика а) б)
Морфемы (части слова) Морфемный Морфемика (словообразование) словообразовательные
Формы и классы слов      
Слова (лексемы)     а) б)
Словосочетание Предложение      

 

Справка.

Уровни языка: морфологический, лексический, синтаксический.

Разделы языкознания: морфология, лексикология и фразеология, синтаксис.

Типы норм: нормы произношения (орфоэпические), нормы ударения (акцентологические), морфологические (грамматические), лексические, фразеологические, синтаксические (грамматические).

 

3.1.Какие правила устанавливают орфоэпические, грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, орфографические, пунктуационные нормы литературного языка?

 

ПРАВИЛА НОРМЫ
ударения акцентологические
произношения  
употребления слов и устойчивых сочетаний слов  
образования слов словообразовательные
образования грамматических форм  
объединения слов в словосочетания и предложения  
написания слов  
постановки знаков препинания  

 

3.2.Исправьте предложения. Укажите, какие типы норм нарушены.

Образец:

Давно хочу посмотреть на этот загадочный Хуанхэ. (Нарушены морфологические нормы).

Давно хочу посмотреть на эту загадочную Хуанхэ.

 

1. Вот тебе, дедушка и Юрьев день!

2. Нам нужны проводы для уроков физики.

3. Мы приняли действия, которые от нас требуются.

4. Сейчас распространяют много порочных сведений об известных политиках.

5. В работе семинара активно участвовали 21 человек.

6. Акцизу сейчас легко подделать.

7. Меньшая часть домов в поселке камены.

8. Чья тУфля? – Моя туфлЯ!

9. Пожелание избирателя: «Увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в Рос­сии».

10. Он преступил все доступные нормы.

Контрольная работа 2

Заимствования

Справка-подсказка

ГРЕЧЕСКИЕ ПРИСТАВКИ

а(н)- (отрицательная частица) атеизм.

ана- (наверх, снова, назад, вне, от) анабиоз, анахронизм, анод

амфи- (с обеих сторон, вокруг, около, против) амфитеатр

анти- (против) Антарктида

апо- (от, вдали от) апогей

гипо- (под, ниже) гипотония

гипер- (над, выше) гипертрофированный

диа - (между, врозь, раз-) диалог, диаграмма

дис- (не-, без-) диспропорция

кат(а)- (усиление, завершённость, сверху вниз, против, сообразно) катод

мета- (за, вместо, через, после, вне, пере-) метафизика

пара- (против, около,мимо) парапсихология

пери- (вокруг) периметр

син- / сим -/сис- (с, вместе с) симфония, система

экзо- (снаружи) экзотермический

эндо- (внутри) эндокринология

эпи-/эф- (после, на, над, возле, при) эпиграф

ГРЕЧЕСКИЕ КОРНИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ТЕРМИНОВ

аут-/авт- (сам) аутогенный, автограф

алл- (другой) параллель

антроп- (человек) филантроп

арх(е,а,и)- (древний, начальный, начало, власть) археология

аэр- (воздух) аэронавт

био- (жизнь) симбиоз

ге- (земля) апогей

ген- (род) генеалогия

гидр- (вода) гидроним

глосс- / глотт- (язык) полиглот

гно- (знание, мнение) прогноз

гом(о, ео)-/омо- (одинаковый) гомогенный, омоним

грамм(ат)- (черта, надрез, буква) телеграмма

граф- (пишу) эпиграф

ди- (дважды) дифтонг

динам- (сила) гиподинамия

дром- (бег, путь) ипподром

зоо- (живое существо) эпизоотия

ев- /эв-/эй- (хорошо) эвфемизм, эйфория

изо- (равный, одинаковый, подобный) изоглосса

кине- (двигаю) кинематограф

косм- (порядок, устроенность, украшение) косметика, космос

крат- (сила, мощь) технократия

лог- (слово, учение, понятие) -логия, эпилог

мания (безумие, влечение) клептомания

макр- (длинный) макрокосм

мега- (большой) мегафон

метр- (мера, измерение) симметрия

микр- (малый) микрон

мон- (единственный) монолог

нес- /нез- (остров) Индонезия

ном- (закон, правило) автономия

(г)омо- (одинаковый) гомогенный

оном-/оним- (имя) топоним

орт- / орф- (прямой) ортопед, орфография

пан- / пант- (всякий, весь) пантомима

пат- / паф- (страсть, страдание) пафос

пед- (ребёнок) педиатр

поли(с)- (город) мегаполис, политика

поли- (много) поли

прото- (первый) протон

сема- (знак) семантика

теле- (далеко) телепатия

те-/фе- (кладу, ставлю) тезис, тема, метатеза, библиотека, анафема

топ - (место) изотоп

физ - (природа) физика

фил - (любить) филантроп

фон - (звук) фонема

фот -/ фос- (свет) фотон

хрон - (время) хронометр

эко -/ ойко- (дом) экология

-(о)ид (вид) астероид

-скоп (смотрю) телескоп

-фор (нести) семафор

ЛАТИНСКИЕ ПРИСТАВКИ

а-/аб-/абс- (удаление) абстрагироваться

де - (устранение, удаление, движение сверху вниз) депрессия

дез- (через фр.) (устранение, удаление, движение сверху вниз) дезодорант

дис-/ди- (разделение) дислокация

е-/экс- (извлечение) экспонат

ин-/им- (движение внутрь) импульс

интер - /интр(а,о)- (между, среди, внутри) интернациональный, интроверт

инфра- (ниже) инфракрасный

ком/кон / кол- /кор- (вместе) коммунизм, коллектив, контракт

контр- (против) контрреволюция

лок - (место) локализация

об - /оп- (противодействие) оппозиция

оптим - (лучший) оптимальный

пер - (доведение действия до конца) перфорация

пост - (после) постскриптум

про - (движение вперёд) процесс

пре - (нахождение впереди) префикс

ре - (вновь, обратно) реконструкция, регресс

суб - (под) субстанция

супер - (сверх, над) суперрегенератор

транс - (через, по ту сторону) трансатлантический

ультра - (крайне) ультрамарин

экс - (из) экстракт

экстра - (сверх, вне, дополнительно) экстремальный и др.

ЛАТИНСКИЕ КОРНИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ТЕРМИНОВ

авиа- (птица) авиация

аква- (вода) акватория

агр- (поле) агрикультура

акт- (действие) актуальный

би - (два) бином

виз - (видеть, зрение) телевизор, виза

вок - (голос) вокал

гуман - (человеческий) гуманизм

домин - (господин) кондоминиум

ект - (бросать) объект, проект

квази - (мнимый) квазар

лок - (место) локатор

максим - (наибольший) максимальный

мин/миним - (наименьший) минус

мот - (движение) мотор

нейтр - (ни тот, ни другой) нейтральный, нейтралитет

псевдо - (ложный) псевдоним

радик - (корень) радикулит (редька, редиска)

 

1. Назовите 10 терминов вашей специальности, содержащие древнегреческие и латинские словообразовательные элементы.

   
   
   
   
   

2. «Переведите» следующие слова:

  значение словообразовательных элементов значение слова (по словарю иностранных слов)
Мегаполис «большой» + «город» город с многомиллионным населением
  1. параллель
   
  1. симбиоз
   
  1. гомогенный
   
  1. семафор
   
  1. паноптикум
   
  1. филармония
   
  1. псевдоним
   
  1. меломания
   
  1. графоман
   
  1. катастрофа
   

 

3. Старославянизмы, пришедшие на Русь вместе со Священным Писанием после крещения, имели следующие отличительные особенности:

Старослав. Русск.
-ра-, -ла-, -ре-, -ле- между согласными в составе одной морфемы -оро-, -оло-, -ере-, -еле-, -ело
ра-, ла- в начале слова ро-, ло-
жд ж
щ ч
е о
е ё
воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-  
суффиксы -стви(е), -ени(е), ани(е), -знь, -тв(а), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-  
Сложные основы с типичными для старославянских слов элементами  

Распределите слова из упражнения на две группы: русские слова и старославянизмы. Обратите внимание на более высокую стилистическую окраску старославянизмов.

Млечный, молоко, поздороваться, здравствовать, чрезмерный, чересполосица, солод, сладость, работа, хлебороб, равный, ровный, невежа, невежда, единица, один, Есенин, осень, небо, нёбо, окрестности, крёстный отец, восстать, встать, выгнать, изгнать, переступить, преступить,житие, житьё, Ксения, Аксинья, Иван, Иоанн, Авдотья, Евдокия, поющий, певучий, стоячий, стоящий.

 

Старослав. Русск.
  1. млечный
молоко
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4.Варваризмы - это иноязычные вкрапления в русскую речь. Заимствованиями они не являются и словарями русского языка часто не фиксируются. Что означают приведённые ниже словосочетания? Приведите свои примеры.

иноязычное словосочетание значение
De jure юридически
  1. de facto
 
  1. post factum
 
  1. post scriptum
 
  1. alma mater
 
  1. nota bene
 
  1. шерше ля фам
 
  1. гратис
 
  1. гонорис кауза
 
  1. homo sapiens
 
  1. memento mori
 
docendo discimus обучая, учимся

 

Справка - подсказка: человек разумный; фактически; почётный; помни о смерти; ищите женщину; мать питающая - о родном вузе; бесплатно; после сделанного; после написанного; хорошенько запомни.

5. Проверьте ваше знание заимствованных слов, объясните их значение.

заимствованное слово значение
  1. импозантный
 
  1. тет-а-тет
 
  1. бестселлер
 
  1. консенсус
 
  1. спичмейкер
 
  1. диверсификация
 
  1. идентифицировать
 
  1. инсинуация
 
  1. адюльтер
 
  1. презентация
 
  1. визави
 
  1. индифферентно
 
  1. детерминировать
 
  1. канонический
 
  1. легитимный
 

6. Приведите примеры заимствованных слов, наиболее часто употребляемых Вами. Объясните их значение.

 

 

Контрольная работа 3

I. Орфоэпические нормы

 

1. Распределите по колонкам слова иноязычного происхождения: слева напишите слова, в которых при произношении сохраняется безударный [о], справа – слова с редуцированным безударным звуком [ ٨ ] (звук близкий к [а]). Заполните таблицу 1.

 

Досье, фойе, шоссе, боа, бомонд, какао, прогресс, вето, кредо, профессор, маэстро, адажио, каприччио, роман, координатор.

(15 слов).

 

Слова с безударным [о] Слова с редуцированным безударным звуком [٨]
бордо   б[٨]кал (бокал)

2. Напишите, какое правило соблюдается при произношении иноязычных собственных имен: Золя, Роден, Шопен, Флобер, Оноре де Бальзак.

 

 

 

3. Продолжите ряды слов, распределенные на группы в зависимости от произношения ударных звуков: звука [э], обозначаемого буквой е и звука [о], обозначаемого буквой ё.

а) с буквой е, на месте которой звучит [э]:афера, опека, …

 

 

б) с буквой ё, на месте которой звучит [о]: манёвры, свёкла, привёзший, …

 

4. Распределите слова в зависимости от произношения твердого и мягкого звука.

Темп, бассейн, музей, берет, вексель, вензель, бизнес, адепт, бутерброд, декольте, тент, тендер, академия, Академгородок, термин, тезис, декор, компьютер, рейтинг, патент, паштет, пресса, депрессия, девальвация, демилитаризация, дезодорант, тенденция, конгресс, прогресс, менеджмент. (30 слов).

Твёрдое произношение Мягкое произношение Вариантное произношение
[дэ]нди   [де]магог [де]по - [дэ]по

5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «чн».

Горчичник, булочная, конечно, скучно, нарочно, порядочный, сердечный, очечник, яичница, Ильинична, Никитична, Кузьминична, кое-что, нечто, девичник, молочный, гречневый, коричневый, скворечник, подсвечник, стрелочник, фарфоровая перечница, чертова перечница, полуночник, пустячный. (25 слов).

[шн] [чн] [чн] и [шн] вариантное произношение
праче[шн]ая   зада[чн]ик копее[шн]ый - копее[чн]ый  

 

6. Обратите внимание на частотные орфографические ошибки, которые появились в результате неправильного произношения слов. Распределите слова в зависимости от типа ошибки:

пропуск буквы вставка лишней буквы перестановка букв
  дикообраз – дикобраз  

Беспрецендентный, дермантин, подскользнуться, сверсник, скурпулезный, юристконсульт, инциндент, компроментировать, экскорт, конкурентноспособный, инугурация, энтогенез, конфинденциальный, флюрография, протвень. (15 слов).

II. Акцентологические нормы

NB! Ударение в слове обозначается с помощью прописной буквы: каталОг.

1. Поставьте ударение в данных словах:

бензопровод, водопровод, газопровод, путепровод, нефтепровод.

 

2. Выделите ударный слог в приведенных ниже словах:

1) археолог, астролог, биолог, политолог, психолог, криминолог, филолог, кардиолог;

2) генеалог, минералог;

3) диалог, залог, каталог, монолог, налог, некролог, подлог, пролог, эпилог.

4) аналог, полог.

 

3. Приведите глаголы с корнем –звон-. Поставьте ударение в неопределенных формах (на –ть) и в личных формах (я позвоню, ты перезвонишь, он позвонил и т.п.

 

 

 

4. Обратите внимание, что ударение в личных формах глаголов с корнем -лож- падает на корень, кроме формы я положУ ( ты полОжишь, он полОжит).

4.1. Укажите, где стоит ударение в формах прошедшего времени:

положил, положила, положило, положили, переложил, переложила, переложили.

4. Поставьте правильное ударение. Отметьте номер слога.

Образец: ва-ло-вОй  
оп-то-вый   кра-си-ве-е на-ча-ли   пиц-це-ри-я  
за-ня-той   ме-ди-ка-мент на-ча-та   квар-тал  
за-ня-тый   а-пар-та-мен-ты на-чал-ся   пу-ло-вер  
(она) за-ня-та   от-ча-сти про-дан   фе-тиш  
кра-си-вей-ший   при-го-вор про-да-на   ну-во-риш  
оп-то-вый   со-сре-до-то-че-ни-е соз-ван   ка-тар-сис  
за-ня-той   та-мож-ня соз-ва-на   ге-не-зис  
за-ня-тый   де-шев у-су-гу-бить   без го-ду не-де-ля  
(она) за-ня-та   де-ше-ва у-ло-жил   хо-да-тай-ство-вать  
кра-си-вей-ший   об-лег-чить ба-ло-вать   за-ня-та  
пар-тер         о-бес-пе-че-ни-е  

6. Назовите словари, которыми Вы пользовались.

Контрольная работа 5

Синтаксические нормы

1. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подле­жащим, выраженным собирательным существительным.

  1. На конгрессе присутствовал.. 117 делегатов, причем большин­ство их был., представителями стран-участниц.
  2. Ряд конст­рукторских проектов, которые были разработаны в нашем бюро, внедрен., в производство.
  3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был., готов… к новым играм.
  4. Большинство книг А.А.Сидорова (сотни редких, уникальных монографий, альбомов) посвящен.. искусст­ву.
  5. Ряд сотрудников нашего института направлен.. в Сибирь, часть командиру…ся на Дальний Восток.
  6. Премирован., три картины из 70, поступивших на конкурс.
  7. В работе семинара активно участвовал.. 21 человек.
  8. Со дня операции прошл.. полмесяца.
  9. В современном здании Дома быта труд.тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса.
  10. В результате смелой операции патриотов был.. убит.. 9 солдат противника.

2. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сде­лайте исправления.

1. После случившегося отец с ребенком решили перебраться в другой город.

2. Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь.

3. Вал со шпонкой опускается на два подшипника.

4. Писатель со своей семь­ей провели лето в Комарове.

5. Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения.

3. Верно ли выбрана форма согласования сказуемого с подлежа­щим, выраженным вопросительным, относительным или неопределен­ным местоимением? Укажите возможные варианты; при необходимости сделайте исправления.

 

1. Первые, кто запи­сался в научный кружок, уже выступили с интересными науч­ными докладами.

2. Вы те, кто придут нам на смену.

3. Мы долго спорили и выясня­ли, кто же из девочек оказался победителем в беге.

4. Как и предполагалось, трудную задачу решила не кто иной, как Маша.

5. В команде играют теперь те, кто несколько лет назад были учениками, гоняли мяч во дворах и на площадках.

4. Определите, какие значения имеет каждое из предложений. Объясните, чем вызвана двусмысленность, устраните ее. Дайте по два варианта каждого предложения.

 

1. — Старшине объяснить обстановку!

2. Пришлось твоей сест­ре уступить комнату.

3. Мне писать некому.

5.Проанализируйте ошибки, допущенные при употреблении при­частий и причастных оборотов; исправьте предложения.

1. Прочитанный курс лекций им не был издан, как это обыч­но практиковалось, поскольку освещенные вопросы на лекциях были достаточно полно изложены в незадолго до этого опублико­ванной книге.

2. На занятиях были все студенты, кроме двух, от­сутствующих по уважительным причинам.

3. Докладчик усиленно готовит­ся к заседанию, состоявшемуся через неделю.

4. Необходимо установить доску показателей, отражавшую бы ход соревнования пловцов.

5. Не могущие устареть произведения композитора будут жить всегда, помогая людям мира найти общий язык.

Контрольная работа 6

Лексические нормы

Контрольная работа 7

Научный стиль

1. Выберите правильный вариант. При необходимости сделайте комментарий.

Совершенствоваться 1) в различных аспектах языка 2) по различным аспектам языка  
1. Находится между 1) двух полюсов 2) двумя полюсами  
2. Привести цифры в подтверждение 1) этих предположений 2) этим предположениям  
3. Иметь способность 1) к неограниченному росту 2) неограниченного роста 3) на неограниченный рост  
4. Главная причина 1) торможения дислокаций 2) торможению дислокаций  
5. Привести пример 1) применения коронного разряда 2) применению коронного разряда 3) на применение коронного разряда  
6. Принять участие в экспедиции по наблюдению 1) солнечного затмения 2) над солнечным затмением 3) за солнечным затмением  
7. Загрязнение рек 1) отходами производства 2) от отходов производства  
8. Составная часть 1) курса культуры речи 2) от курса культуры речи 3) из курса культуры речи  
9. Первые опыты 1) использования новых материалов 2) на предмет использования новых материалов 3) по использованию новых материалов  
10. Поставить задачу 1) изучения ряда природных явлений 2) об изучении ряда природных явлений 3) по изучению ряда природных явлений    

2. Ответьте на вопросы и выполните задания, пользуясь Электронным пособием пособие «Русский язык и культура речи» / Александрова О.М., Зинковская Н.Я., Колесникова Н.И., Мышлявцева Е.В., Тум Е.А. – НГТУ, 2004.

1. Назовите первичные черты научного стиля.

   
   
   

2. Запишите название стиля, которому соответствует данная характеристика:

Через систему образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-то для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

 

3. Выпишите порядковые номера, относящиеся к научной речи:

1. Очерк. 2. Пьеса. 3. Отчет. 4. Роман. 5. Рассказ. 6. Репортаж. 7. Поэма. 8. Повестка. 9. Заявление. 10. Акт. 11. Фельетон. 12. Конспект. 13. Докладная. 14. Диалог. 15. Диссертация. 16. Реферат.

______________________________________________________________________

 

4. Назовите подстиль научного стиля, имеющего следующие характеристики:

 

Доступное и наглядное изложение. Подробное объяснение научных терминов. Использование многочисленных примеров, иллюстраций.

________________________________________________________________

5. Назовите, какие жанры относятся к научно-информативным.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

6. Среди данных слов и словосочетаний характерными для научной речи являются:

1. Междометные. 2. Канцеляризмы. 3. Абстрактные. 4. Просторечные. 5. Книжные. 6. Диалектные. 7. Жаргоны. 8. Термины.

__________________________________________________________________

7. Назовите, какие жанры относятся к письменным жанрам научной речи.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Впишите вместо многоточия определяемое слово.

 

......... – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

 

9. По данной структуре текста определите, к какому жанру он относится.

 

1. Вступление.

2. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье.

3. Анализ самых важных вопросов, по мнению автора, из перечисленных выше.

4. Выводы.

 

1. Учебный реферат. 2. Библиографический реферат. 3. Аннотация.

 

10. Для современной научной речи характерно употребление глаголов... (какого вида? в какой форме?)

______________________________________________________________________

11. Какие стили современного русского языка относятся к книжным?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

12. Назовите подстили научного стиля.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Модель аннотации

Иванов И.И. Название статьи /Название сборника. – Место: Изд-во Название, 0000 (год издания). – С. 00 -00.

Статья посвящена … (чему?) (общая проблематика.). Автор статьи останавливается на следующих вопросах … (перечисление вопросов).

Для … (кого?).

 

 

Образец аннотации

Смирнов Ф. Юзер-гад по культуре речи, или Как правильно интернетиться по-русски? / Мир ПК. – М.: Изд-во: Прогресс, 2004. – № 4. – С. 55-59.

В статье анализируются языковые процессы, происходящие под влиянием информационных технологий. Автор статьи показывает, как происходит приспособление языка к потребностям пользователей и формируется русский компьютерный сленг.

Для широкого круга читателей.

 

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА

 

I. Вступление

1) Название статьи, где и когда напечатана.

2) Сведение об авторе.

3) Чему посвящена статья, в связи с чем написана.

4) Метод исследования, используемый автором, и способ аргументации (цифровые данные, ссылки на источники, схемы, экспериментальные данные).

II. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье.

III. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из перечисленных выше.

1) почему эти вопросы являются наиболее интересными?

2) что говорит по этим вопросам автор (не приводя иллюстраций, примеров, однако, сказать об их наличии)

3) что вы думаете по поводу суждений автора?

IV. Заключение. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.

(Объем – страница А4 12 – 14 шрифтом через полуторный интервал.)

Резюме-выводы

Сжатые выводы. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации.

Обычно резюме состоит из 1 - 3 четких, кратких предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

 

Учебный реферат

(I. 1-2) Статья “Юзер-гад по культуре речи, или Как правильно интернетиться по-русски?”, написанная Федором Смирновым, опубликована в “Мир ПК” (2004. – № 4. – С. 55-59) и размещена на сайте Klubok.net (www.klubok.net). В названии статьи использованы элементы языковой игры. В переводе с “компьютерного” языка заголовок статьи можно перевести как “Руководство по культуре речи или Как правильно общаться в Рунете (русскоязычной части Интернета)?”.

(I. 3) В статье анализируются языковые процессы, происходящие под влиянием информационных технологий.

(II) Исследуя коммуникацию, осуществляемую в Рунете, автор статьи показывает, как происходит приспособление языка к потребностям компьютерщиков и простых пользователей. Речь идет о русском компьютерном сленге. Его особенностью является образование своеобразного “интернетовского языка”, а не простое заимствование англоязычных терминов. Интернет, как утверждает автор, сделал доступными тексты носителей языка с разной языковой компетенцией.

(III) Наиболее интересны наблюдения Ф. Смирнова за процессом формирования русского компьютерного сленга. Автор говорит о следующих источниках его пополнения. Во-первых, за счет терминов, в основе которых лежат английские слова, “прочитанные” по-русски, т.е. без соблюдения правил чтения английских слов (“филе” – file). Во-вторых, английский термин может быть заменен созвучным русским словом (емеля, мыло). В-третьих, возможны русские термины, возникшие на основе ассоциаций с разговорной иронически окрашенной лексикой, а также с ненормативной. Кроме того, автор приводит факты, касающиеся собственно “интернетовского языка”. Например, при чтении английских аббревиатур компьютерщики используют раскладку русской клавиатуры – ЗЫ (PS). Автор утверждает, что подобные приемы создают барьер, отделяющий продвинутого пользователя от новичка. В тоже время это своеобразная загадка, ребус, элемент языковой игры.

(IV) В заключение Ф. Смирнов приходит к выводу, что возможности общения в Интернете определяются, потребностями человека. Он предлагает не критиковать безграмотный «интернетовский» язык, а исследовать реальные коммуникативные процессы.

Резюме

Спецификой русского компьютерного слега является формирование особого «интернетовского» языка, который следует не критиковать, а изучать.

Контрольная работа 8

Деловая речь

1. Напишите тексты а) заявления, б) доверенности, в) объяснительной записки,

г) резюме для устройства на работу.

Образец заявления

Декану факультета архитектуры Академии искусств проф. В. П. Репиной от Васнецовой О. Г., студентки группы №2119 Заявление Прошу предоставить мне академический отпуск сроком на 1 год с 01.02.2004 на основании справки №13457 от 30.01.04, выданной поликлиникой №39 г. Санкт-Петербурга. Справка прилагается. _______________О. Г. Васнецова 31 января 2004 г.    


Образец доверенности

Доверенность Я, Ильин Павел Михайлович, студент механического факультета Санкт-петербургского государственного горного института, проживающий по адресу: 197866, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблева, д. 45, кв. 68, доверяю Ивановой Анне Сергеевне (паспорт серия 4009 №145676, выдан 34-м отделением милиции г. Санкт-Петербурга 10 марта 2000 г.), проживающей по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Озерная, д. 6, кв. 9, получить мою стипендию за июнь 2005 г. в сумме 1509 рублей (тысяча пятьсот девять руб. 00 коп.). ________________ П. М. Ильин 25.05.2005 г. Подпись П. М. Ильина удостоверяю, декан механического факультета Г. Г. Сонин 26.05. 2005 г. Печать


Образец резюме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.214 с.)