Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, исправьте предложения

Поиск

1. Художник изобразил, как Петр I ведет войско в бой, придер­живаясь манеры Сурикова.

2. Изучая на месте практический опыт горьковчан по повышению качества и надежности промышленных изделий, было принято решение подробно рассказать об этом на страницах журнала с целью его распространения на другие про­мышленные предприятия страны.

3. Сравнивая одно с другим, еще отчетливее проявляются фальшь и лицемерие этой агрессивной политики.

4. Заняв первое место в побочном турнире, юный шах­матист приглашен в главный турнир.

5. Серьезное общение, стоя за высоким столиком, вряд ли возможно.

Контрольная работа 6

Лексические нормы

Исправьте предложения, в которых устойчивые выражения употреблены с ошибками.

  1. Успехи его оставляют много лучшего.
  2. Он никогда не думал, что эти слова сбудутся в его судьбе с полной мерой.
  3. Вот поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.
  4. Тропинка вела к тому флигелю, от которого Антошин только что еле убрал ноги. Обломов стал знаменем своего времени.
  5. Это дело гроша выеденного не стоит.
  6. Таким образом и остался я за бортом разбитого корыта.
  7. Трижды записывали в протоколе решение о необходимости зарезервировать для полигона шифер, а пришло время – крыть нечем.
  8. Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты.
  9. Голова женщины убелена сединой.

2. Справка: Тавтология, . В лексической стилистике: смысловое дублирование высказывания или его частей.

Укажите предложения с тавтологией. Исправьте предложения. В каких случаях тавтология допустима?

  1. Ученые, наконец, объяснили ранее не объяснимое.
  2. Уметь правильно выражать свои мысли умеет не каждый человек.
  3. Сессия началась для меня задолго до сдачи зачетов, когда я на­чала делать невыполненные типовые расчеты.
  4. Сувениры, привезенные из Франции, поражали роскошью.
  5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Найдите предложения с лексической избыточностью. Исправьте предложения.

  1. Эта улыбка поражала открытостью и наивностью.
  2. Этот вид пластмассы является гибким и эластичным.
  3. Несколько лет он провел на необитаемом острове.
  4. У каждого из нас своя судьба, свой жизненный путь.
  5. Совместное сотрудничество пойдет мне на пользу.

4. Найдите случаи лексической недостаточности. Сделайте необхо­димую правку.

1. Однако же некоторые действуют, как Ив Роше, который борется за окружающую среду вот уже более 30 лет.

2. В процессе обучения кроме лекционных занятий используются такие формы: семинары, тренинги, деловые игры и т.д.

3. Власть прези­дент имеет только ту, которая записана в Конституции.

4. В насто­ящее время в России сложился довольно мощный механизм само­регулирования.

5. Поэтому депутат находит язык почти со всеми жителями.

Устраните ошибки, связанные с многозначностью.

1. Мы прошли деревню.

2. Иванов снова прослушал урок.

3. Весь механизм запущен полностью.

4. Ученые не согласились с этим, так как угроза экологии слишком велика.

5. Весна хоть кого с ума сведет. Лед — и тот тронулся.

Найдите ошибки в сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку.

1. Тем не менее Генпрокуратура сочла возможным включить меня в спи­сок обвиняемых на эту тему. Я полагаю, что это результат той же самой политической подоплеки, которая в этом обвинении про­сто проходит по всем пунктам.

2. Пожелание избирателя: «Увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в Рос­сии».

3. Проблемы не разрешились, но накопился тот, образно говоря, гремучий газ, который мы сегодня пожинаем.

4. Еще одна задача была постав­лена и успешно осуществлена организаторами.

5. Поэтому нужно срочно предпринимать какие-то меры.

Контрольная работа 7

Научный стиль

1. Выберите правильный вариант. При необходимости сделайте комментарий.

Совершенствоваться 1) в различных аспектах языка 2) по различным аспектам языка  
1. Находится между 1) двух полюсов 2) двумя полюсами  
2. Привести цифры в подтверждение 1) этих предположений 2) этим предположениям  
3. Иметь способность 1) к неограниченному росту 2) неограниченного роста 3) на неограниченный рост  
4. Главная причина 1) торможения дислокаций 2) торможению дислокаций  
5. Привести пример 1) применения коронного разряда 2) применению коронного разряда 3) на применение коронного разряда  
6. Принять участие в экспедиции по наблюдению 1) солнечного затмения 2) над солнечным затмением 3) за солнечным затмением  
7. Загрязнение рек 1) отходами производства 2) от отходов производства  
8. Составная часть 1) курса культуры речи 2) от курса культуры речи 3) из курса культуры речи  
9. Первые опыты 1) использования новых материалов 2) на предмет использования новых материалов 3) по использованию новых материалов  
10. Поставить задачу 1) изучения ряда природных явлений 2) об изучении ряда природных явлений 3) по изучению ряда природных явлений    

2. Ответьте на вопросы и выполните задания, пользуясь Электронным пособием пособие «Русский язык и культура речи» / Александрова О.М., Зинковская Н.Я., Колесникова Н.И., Мышлявцева Е.В., Тум Е.А. – НГТУ, 2004.

1. Назовите первичные черты научного стиля.

   
   
   

2. Запишите название стиля, которому соответствует данная характеристика:

Через систему образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-то для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

 

3. Выпишите порядковые номера, относящиеся к научной речи:

1. Очерк. 2. Пьеса. 3. Отчет. 4. Роман. 5. Рассказ. 6. Репортаж. 7. Поэма. 8. Повестка. 9. Заявление. 10. Акт. 11. Фельетон. 12. Конспект. 13. Докладная. 14. Диалог. 15. Диссертация. 16. Реферат.

______________________________________________________________________

 

4. Назовите подстиль научного стиля, имеющего следующие характеристики:

 

Доступное и наглядное изложение. Подробное объяснение научных терминов. Использование многочисленных примеров, иллюстраций.

________________________________________________________________

5. Назовите, какие жанры относятся к научно-информативным.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

6. Среди данных слов и словосочетаний характерными для научной речи являются:

1. Междометные. 2. Канцеляризмы. 3. Абстрактные. 4. Просторечные. 5. Книжные. 6. Диалектные. 7. Жаргоны. 8. Термины.

__________________________________________________________________

7. Назовите, какие жанры относятся к письменным жанрам научной речи.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Впишите вместо многоточия определяемое слово.

 

......... – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

 

9. По данной структуре текста определите, к какому жанру он относится.

 

1. Вступление.

2. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье.

3. Анализ самых важных вопросов, по мнению автора, из перечисленных выше.

4. Выводы.

 

1. Учебный реферат. 2. Библиографический реферат. 3. Аннотация.

 

10. Для современной научной речи характерно употребление глаголов... (какого вида? в какой форме?)

______________________________________________________________________

11. Какие стили современного русского языка относятся к книжным?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

12. Назовите подстили научного стиля.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Подберите научную или научно-популярную статью. Приведите текст статьи. Используя статью, напишите аннотацию, учебный реферат и резюме.

СТРУКТУРА АННОТАЦИИ   1. Библиографическое описание (автор, название, выходные данные). 2. Тема статьи (книги). 3. Проблематика. 4. Адресат. .  

Структура аннотации. Языковые клише для составления аннотации
Характеристика содержания текста В статье (книге) рассматриваются... В книге изложены... Статья посвящена... В статье даются... В основу работы положено...
Проблематика источника и цель, поставленная автором Автор затрагивает проблемы (чего?)... Автор останавливается на следующих вопросах.... Цель статьи – показать/ объяснить/ раскрыть... Целью статьи является изучение (чего?)... Автор ставит своей целью проанализировать... 2. Композиция работы (факультативно): Книга состоит из... глав (...частей)... Статья делится на... части. В книге выделяются...главы.
Назначение текста Статья предназначена (для кого?); рекомендуется (кому?)... Сборник рассчитан... Предназначается широкому кругу читателей... Для студентов, аспирантов,... Книга заинтересует (кого?)... Для широкого круга читателей.

 

Модель аннотации

Иванов И.И. Название статьи /Название сборника. – Место: Изд-во Название, 0000 (год издания). – С. 00 -00.

Статья посвящена … (чему?) (общая проблематика.). Автор статьи останавливается на следующих вопросах … (перечисление вопросов).

Для … (кого?).

 

 

Образец аннотации

Смирнов Ф. Юзер-гад по культуре речи, или Как правильно интернетиться по-русски? / Мир ПК. – М.: Изд-во: Прогресс, 2004. – № 4. – С. 55-59.

В статье анализируются языковые процессы, происходящие под влиянием информационных технологий. Автор статьи показывает, как происходит приспособление языка к потребностям пользователей и формируется русский компьютерный сленг.

Для широкого круга читателей.

 

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА

 

I. Вступление

1) Название статьи, где и когда напечатана.

2) Сведение об авторе.

3) Чему посвящена статья, в связи с чем написана.

4) Метод исследования, используемый автором, и способ аргументации (цифровые данные, ссылки на источники, схемы, экспериментальные данные).

II. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье.

III. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из перечисленных выше.

1) почему эти вопросы являются наиболее интересными?

2) что говорит по этим вопросам автор (не приводя иллюстраций, примеров, однако, сказать об их наличии)

3) что вы думаете по поводу суждений автора?

IV. Заключение. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.

(Объем – страница А4 12 – 14 шрифтом через полуторный интервал.)

Резюме-выводы

Сжатые выводы. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации.

Обычно резюме состоит из 1 - 3 четких, кратких предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

 

Учебный реферат

(I. 1-2) Статья “Юзер-гад по культуре речи, или Как правильно интернетиться по-русски?”, написанная Федором Смирновым, опубликована в “Мир ПК” (2004. – № 4. – С. 55-59) и размещена на сайте Klubok.net (www.klubok.net). В названии статьи использованы элементы языковой игры. В переводе с “компьютерного” языка заголовок статьи можно перевести как “Руководство по культуре речи или Как правильно общаться в Рунете (русскоязычной части Интернета)?”.

(I. 3) В статье анализируются языковые процессы, происходящие под влиянием информационных технологий.

(II) Исследуя коммуникацию, осуществляемую в Рунете, автор статьи показывает, как происходит приспособление языка к потребностям компьютерщиков и простых пользователей. Речь идет о русском компьютерном сленге. Его особенностью является образование своеобразного “интернетовского языка”, а не простое заимствование англоязычных терминов. Интернет, как утверждает автор, сделал доступными тексты носителей языка с разной языковой компетенцией.

(III) Наиболее интересны наблюдения Ф. Смирнова за процессом формирования русского компьютерного сленга. Автор говорит о следующих источниках его пополнения. Во-первых, за счет терминов, в основе которых лежат английские слова, “прочитанные” по-русски, т.е. без соблюдения правил чтения английских слов (“филе” – file). Во-вторых, английский термин может быть заменен созвучным русским словом (емеля, мыло). В-третьих, возможны русские термины, возникшие на основе ассоциаций с разговорной иронически окрашенной лексикой, а также с ненормативной. Кроме того, автор приводит факты, касающиеся собственно “интернетовского языка”. Например, при чтении английских аббревиатур компьютерщики используют раскладку русской клавиатуры – ЗЫ (PS). Автор утверждает, что подобные приемы создают барьер, отделяющий продвинутого пользователя от новичка. В тоже время это своеобразная загадка, ребус, элемент языковой игры.

(IV) В заключение Ф. Смирнов приходит к выводу, что возможности общения в Интернете определяются, потребностями человека. Он предлагает не критиковать безграмотный «интернетовский» язык, а исследовать реальные коммуникативные процессы.

Резюме

Спецификой русского компьютерного слега является формирование особого «интернетовского» языка, который следует не критиковать, а изучать.

Контрольная работа 8

Деловая речь

1. Напишите тексты а) заявления, б) доверенности, в) объяснительной записки,

г) резюме для устройства на работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.17.147 (0.008 с.)