Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орфоэпические и акцентологические нормы

Поиск

 

I. Орфоэпические нормы

 

1. Распределите по колонкам слова иноязычного происхождения: слева напишите слова, в которых при произношении сохраняется безударный [о], справа – слова с редуцированным безударным звуком [ ٨ ] (звук близкий к [а]). Заполните таблицу 1.

 

Досье, фойе, шоссе, боа, бомонд, какао, прогресс, вето, кредо, профессор, маэстро, адажио, каприччио, роман, координатор.

(15 слов).

 

Слова с безударным [о] Слова с редуцированным безударным звуком [٨]
бордо   б[٨]кал (бокал)

2. Напишите, какое правило соблюдается при произношении иноязычных собственных имен: Золя, Роден, Шопен, Флобер, Оноре де Бальзак.

 

 

 

3. Продолжите ряды слов, распределенные на группы в зависимости от произношения ударных звуков: звука [э], обозначаемого буквой е и звука [о], обозначаемого буквой ё.

а) с буквой е, на месте которой звучит [э]:афера, опека, …

 

 

б) с буквой ё, на месте которой звучит [о]: манёвры, свёкла, привёзший, …

 

4. Распределите слова в зависимости от произношения твердого и мягкого звука.

Темп, бассейн, музей, берет, вексель, вензель, бизнес, адепт, бутерброд, декольте, тент, тендер, академия, Академгородок, термин, тезис, декор, компьютер, рейтинг, патент, паштет, пресса, депрессия, девальвация, демилитаризация, дезодорант, тенденция, конгресс, прогресс, менеджмент. (30 слов).

Твёрдое произношение Мягкое произношение Вариантное произношение
[дэ]нди   [де]магог [де]по - [дэ]по

5. Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных «чн».

Горчичник, булочная, конечно, скучно, нарочно, порядочный, сердечный, очечник, яичница, Ильинична, Никитична, Кузьминична, кое-что, нечто, девичник, молочный, гречневый, коричневый, скворечник, подсвечник, стрелочник, фарфоровая перечница, чертова перечница, полуночник, пустячный. (25 слов).

[шн] [чн] [чн] и [шн] вариантное произношение
праче[шн]ая   зада[чн]ик копее[шн]ый - копее[чн]ый  

 

6. Обратите внимание на частотные орфографические ошибки, которые появились в результате неправильного произношения слов. Распределите слова в зависимости от типа ошибки:

пропуск буквы вставка лишней буквы перестановка букв
  дикообраз – дикобраз  

Беспрецендентный, дермантин, подскользнуться, сверсник, скурпулезный, юристконсульт, инциндент, компроментировать, экскорт, конкурентноспособный, инугурация, энтогенез, конфинденциальный, флюрография, протвень. (15 слов).

II. Акцентологические нормы

NB! Ударение в слове обозначается с помощью прописной буквы: каталОг.

1. Поставьте ударение в данных словах:

бензопровод, водопровод, газопровод, путепровод, нефтепровод.

 

2. Выделите ударный слог в приведенных ниже словах:

1) археолог, астролог, биолог, политолог, психолог, криминолог, филолог, кардиолог;

2) генеалог, минералог;

3) диалог, залог, каталог, монолог, налог, некролог, подлог, пролог, эпилог.

4) аналог, полог.

 

3. Приведите глаголы с корнем –звон-. Поставьте ударение в неопределенных формах (на –ть) и в личных формах (я позвоню, ты перезвонишь, он позвонил и т.п.

 

 

 

4. Обратите внимание, что ударение в личных формах глаголов с корнем -лож- падает на корень, кроме формы я положУ ( ты полОжишь, он полОжит).

4.1. Укажите, где стоит ударение в формах прошедшего времени:

положил, положила, положило, положили, переложил, переложила, переложили.

4. Поставьте правильное ударение. Отметьте номер слога.

Образец: ва-ло-вОй  
оп-то-вый   кра-си-ве-е на-ча-ли   пиц-це-ри-я  
за-ня-той   ме-ди-ка-мент на-ча-та   квар-тал  
за-ня-тый   а-пар-та-мен-ты на-чал-ся   пу-ло-вер  
(она) за-ня-та   от-ча-сти про-дан   фе-тиш  
кра-си-вей-ший   при-го-вор про-да-на   ну-во-риш  
оп-то-вый   со-сре-до-то-че-ни-е соз-ван   ка-тар-сис  
за-ня-той   та-мож-ня соз-ва-на   ге-не-зис  
за-ня-тый   де-шев у-су-гу-бить   без го-ду не-де-ля  
(она) за-ня-та   де-ше-ва у-ло-жил   хо-да-тай-ство-вать  
кра-си-вей-ший   об-лег-чить ба-ло-вать   за-ня-та  
пар-тер         о-бес-пе-че-ни-е  

6. Назовите словари, которыми Вы пользовались.

Контрольная работа 4. Морфологические нормы

1. Исправьте ошибки, допущенные при склонении числительных.

1) нет четыреста пятьдесят трех полотенец

2) о полторастах километрах

3) о девяносто трёх мешках

4) Война закончилась в тысячу девятьсот сорок пятом году.

5) У обоих часов сломаны стрелки.

6) В полуторастах километрах от города находится озеро.

7) План выполнен на девяноста восемь и две десятых процентов.

8) Книга с двумя тысячами пятьюстами шестидесятью восьми страницами.

9) Речь идет о трехсот восьмидесяти двух участниках.

10) Стаквартирный дом к восемьсотлетию будет сдан к 1 сентябрю.

  1. Определите род имен существительных. Отметьте в матрице номер,

соответствующий определенному роду.

М.р. Ж.р. Ср.р. Общий род
       
лакомка 4    
1. вертушка   2. визави  
3. салями   4. мозоль  
5. какао   6. судья  
7. вышибала   8. умница  
9. выскочка   10. тамада  

 

3. Образуйте форму им.п. мн.ч., укажите нормативные варианты. Отметьте в матрице соответствующий номер или номера.

       

 

свитер 1, 2    
1. бухгалтер   2. профессор  
3. шофер   4. ректор  
5. инспектор   6. директор  
7. инструктор   8. сторож  
9. диспетчер   10. вексель  

 

4. Образуйте форму род.п. мн. ч., укажите нормативные варианты (микроны – НЕТ микрон и микронов). Отметьте в матрице соответствующий номер или номера ([1,2]).

0; -нь; -н -ов -ель -ьев -ий -ей
           

 

микроны 1, 2 1. якуты  
2. полотенца   3. буряты  
4. цапли   5. простыни  
6. рентгены   7. гостьи  
8. барышни   9. верховья  
10. орехи   11. предгорья  
12. копья   13. таможни  
14. апельсины   15. шпроты  
         

 

5. Определите, существует ли данная форма в глагольной парадигме.

 

Да, существует Нет, не существует
   

 

обступлю 2    
1. ужу (от удить рыбу)   2. пылесосю  
3. тужу (от тужить)   4. убедю  
5. крахмалюсь (от крахмалиться)   6. лажу (от ладить)  
7. галдю   8. победю  
9. чудю   10. щиплю  

 

6. Определите нормативный и просторечный вариант глагольных форм. Замените просторечный вариант на нормативный.

Нормативный вариант  
Просторечный вариант  

 

бреюся   бреюсь
1. лягем    
2. ляг    
3. становися    
4. стережет    
5. моюся    
6. хочем    
7. кис (от киснуть)    
8. ложь    
9. пущай    
10. махает    

 

7. Определите, какие из названных собственных имен склоняются, а какие нет.

Скл-ся имя + скл-ся фамилия Скл-ся имя + не скл-ся фамилия Не скл-ся имя + скл-ся фамилия Не скл-ся имя + не скл-ся фамилия
       

 

Антиох Кантемир у Антиоха Кантемира Скл-ся имя + скл-ся фамилия  
1. Исаак Бабель      
2. Николай Гастелло      
3. Жоржи Амаду      
4. Ольга Книппер      
5. Пётр Капица      
6. Александр Дюма      
7. Энрико Карузо      
8. Елена Земляника      
9. Павел Богиня      
10. Жан-Жак Руссо      

 

Контрольная работа 5

Синтаксические нормы

1. Выберите правильную форму согласования сказуемого с подле­жащим, выраженным собирательным существительным.

  1. На конгрессе присутствовал.. 117 делегатов, причем большин­ство их был., представителями стран-участниц.
  2. Ряд конст­рукторских проектов, которые были разработаны в нашем бюро, внедрен., в производство.
  3. Большинство спортсменов, несмотря на усталость, был., готов… к новым играм.
  4. Большинство книг А.А.Сидорова (сотни редких, уникальных монографий, альбомов) посвящен.. искусст­ву.
  5. Ряд сотрудников нашего института направлен.. в Сибирь, часть командиру…ся на Дальний Восток.
  6. Премирован., три картины из 70, поступивших на конкурс.
  7. В работе семинара активно участвовал.. 21 человек.
  8. Со дня операции прошл.. полмесяца.
  9. В современном здании Дома быта труд.тся более 80 портных, парикмахеров, фотографов, других мастеров сервиса.
  10. В результате смелой операции патриотов был.. убит.. 9 солдат противника.

2. Укажите, правильно ли согласовано сказуемое с подлежащим типа брат с сестрой, возможны ли варианты. При необходимости сде­лайте исправления.

1. После случившегося отец с ребенком решили перебраться в другой город.

2. Я с моими сыновьями уеду раньше, а затем ты с девочками отправляйтесь.

3. Вал со шпонкой опускается на два подшипника.

4. Писатель со своей семь­ей провели лето в Комарове.

5. Мать с дочерью долго не могла уснуть от волнения.

3. Верно ли выбрана форма согласования сказуемого с подлежа­щим, выраженным вопросительным, относительным или неопределен­ным местоимением? Укажите возможные варианты; при необходимости сделайте исправления.

 

1. Первые, кто запи­сался в научный кружок, уже выступили с интересными науч­ными докладами.

2. Вы те, кто придут нам на смену.

3. Мы долго спорили и выясня­ли, кто же из девочек оказался победителем в беге.

4. Как и предполагалось, трудную задачу решила не кто иной, как Маша.

5. В команде играют теперь те, кто несколько лет назад были учениками, гоняли мяч во дворах и на площадках.

4. Определите, какие значения имеет каждое из предложений. Объясните, чем вызвана двусмысленность, устраните ее. Дайте по два варианта каждого предложения.

 

1. — Старшине объяснить обстановку!

2. Пришлось твоей сест­ре уступить комнату.

3. Мне писать некому.

5.Проанализируйте ошибки, допущенные при употреблении при­частий и причастных оборотов; исправьте предложения.

1. Прочитанный курс лекций им не был издан, как это обыч­но практиковалось, поскольку освещенные вопросы на лекциях были достаточно полно изложены в незадолго до этого опублико­ванной книге.

2. На занятиях были все студенты, кроме двух, от­сутствующих по уважительным причинам.

3. Докладчик усиленно готовит­ся к заседанию, состоявшемуся через неделю.

4. Необходимо установить доску показателей, отражавшую бы ход соревнования пловцов.

5. Не могущие устареть произведения композитора будут жить всегда, помогая людям мира найти общий язык.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.17.147 (0.01 с.)