Понятие и значение методологии в правоведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение методологии в правоведении



1) в узком значении — учение о принципах, способах, приемах научного познания предмета теории государства и права. В этом значении методология теории государства и права представляет собой теоретическое объяснение оснований и принципов объективного познания государственно-правовой действительности, а также логические способы и приемы ее исследования;

2 ) в широком — совокупность методологических подходов, мировоззрение исследователя, а также выработанная наукой система методов познания, юридических (и государствоведческих) понятий и категорий, служащих инструментами осмысления проблем государства и права. Методология теории государства и права представляет собой теоретическое объяснение оснований и принципов объективного познания государственно-правовой действительности, а также логические способы и приемы ее исследования. В таком понимании методология есть инструментарий познания предмета теории государства и права (государственно-правовой действительности), и в этой связи призвана обслуживать выполняемую ею (наукой) познавательную (а через нее и методологическую) функцию. Соответственно, в содержание методологии включены: научные подходы (применяемые при типологии государства и правовых систем, изучении сущности права и др.); мировоззрение исследователя; методы познания; научные понятия, категории (категориальный аппарат юридической науки). Назначение методологии не сводится только к познанию государственно-правовой действительности. Она выполняет также функции систематизации полученного государственно-правового знания, выработки понятийного аппарата юридической науки. Таким образом предметная область науки о государстве и праве получает выражение в системе научных понятий, теорий, образуя логически цельную систему знания. Соответственно, в составе методологии можно выделить две ее составляющие: философско-мировоззренческую, представляющую основание, принципы формирования государственно-правового знания; во-вторых, инструментальную, представленную логическим, или «рабочим», инструментарием государственно-правового познания. Эту составляющую можно было бы представить как специально-юридический инструментарий, характеризующий познание специально-юридического в праве — его форму, технико-юридические закономерности, процедурно-процессуальные особенности и др.

Понятие и классификация методов теории государства и права

Метод науки — это знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки — это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

Общенаучные методы:

-Анализ

Индукция

Аналогия

Абстрагирование

Моделирование

Сравнение

Конкретизация

 

Специальные методы:

Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.

Структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы.

Сравнительный: сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями.

Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование).

Психологический: изучение, главным образом, правового поведения.

Статистический: оперирование количественными величинами.

Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

 

Частноправовые методы:

- формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.

-сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта.

Многообразие подходов к пониманию государства

1. Теологический подход. Согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от бога», - сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела). Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.

2. Юридический подход. Он состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.

3. Классический подход. Он понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население.

4. Кибернетический подход. Этот подход состоит в том, что государство рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями

5. Социологический подход. Он заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределенно. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отожествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. Второй вариант состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Государство - это организация особого рода, отвечающая на вопросы: кому и чему оно служит, каковы его цели и задачи.

6. Либеральная концепция государства – это концепция «государство – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения. Не управляет экономикой, культурой и т.п., а только устанавливает «правила игры» - нормы права, охраняет в обществе порядок.

Сущность государства

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. «Кому принадлежит власть в обществе?»

При определении сущности государства проявляются 2 тенденции:сущность государства трактуется как диктатура имущих классов(классовый подход) и сущность государства сводится к решению общих дел (общесоциальный подход).Авторы многих учебников утверждали, что сущностью любого государства за исключением общенародного является диктатура господствующего класса. В более поздних источниках формулировка сущности государства дополнена положением о том, что государство в определённой степени выражает интересы всех граждан. На западе:государство-орган решения общих дел.

Признаки государства

Государство – это определенная организация политической, государственной власти в обществе.

1. Государство организация территориальная, организация власти на определённой территории.

Власть государства распространяется только на тех, кто находится на территории государства. На одной и той же территории государства не может быть власти двух государств.

Вопрос о территориальных границах весьма важный вопрос для государства.

Границы своей территории государство защищает всеми доступными свойствами. Такой институт, как армия, создаётся главным образом для защиты его границ.

Государство - территориальная организация и в том смысле, что население делится по территориальному принципу, по административно- территориальным единицам (уезды, районы, области, департаменты, воеводства и т.п.).

2. Государство – организация универсальная, действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на всё общество. Принадлежность членов общества к государству, как правило, не зависит от их воли. Сам факт рождения человека на территории государства уже включает его в государство, отдаёт под власть государство. Это проявляется в таких институтах, как гражданство, а ещё раннее подданство. Факт гражданства связывает личность с государством, возлагает на него определенные обязанности и в то же время даёт ему определенные права, возлагая на само государство определенные обязанности перед личностью.

3. Государство – организация публичной власти, не совпадающая с обществом, населением, осуществляемая особым аппаратом, системой государственных органов. Эта система фактически и есть само государство как политическая организация.

4. Государство обладает монополией на издание законов. В своей деятельности оно опирается на организованное принуждение, для чего создаются специальные органы: суды, полиция, армия и т.д. Между этими органами существует определенное разделение труда. Цель принуждение – обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти.

5. Государство – суверенная организация. Суверенитет государства – это политико-юридическое выражение независимости государственной власти от власти иного государства.

6. Государство – организация, обладающая монополией на легальные сборы налогов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.01 с.)