ТОП 10:

Невзрывные заграждения армии США



Предисловие.

Прежде всего - невзрывные заграждения это заграждения, которые останавливают или задерживают противника самим фактом своего существования на данном месте. Сами же эти заграждения могут создаваться различными способами, в том числе и с помощью взрывов.


Терминология и классификация инженерных средств воспрепятствования движению противника в армии США несколько отличаются от принятых в нашей армии. Если у нас инженерные заграждения делят просто на минно-взрывные, невзрывные и разрушения, то в армии США классификация инженерных заграждений более сложная.

Прежде всего, все препятствия, которые не являются естественными, называются "Усиливающие препятствия" (Reinforcing Ostacles). В свою очередь они подразделяются на:

*Разрушения (Demolition).
*Возводимые (Constructed).
*Наземные мины (Land mines).
*Заражения (Contamination).
*Целесообразные (Expedient).
*Заблаговременные (Preconstructed).
*Ядерные фугасы (Atomic Demolition Munitions )

От автора. В первоисточнике, на который я опираюсь в данной статье (FM 5-102), присутствует определенная запутанность и неясность в классификации препятствий, Так, в главе 2 в отдельные группы выделены "Возводимые" (Constructed) и "Целесообразные" (Expedient) препятствия. А в главе 6 к целесообразным препятствиям отнесены как раз те препятствия, которые в главе 2 называются возводимыми.
Кроме того, в главе 2 такой тип препятствий, как заражения, выделены в отдельный вид препятствий, тогда как в главе 6 химическое заражение местности исключено вообще, поскольку США отказались от химического оружия, как неэффективного, а ядерное заражение рассматривается как просто побочное и несущественное последствие применения ядерных фугасов, и задержать противника не может.

Таким образом, исключив "Заражения" (Contamination), исходя из того, что как самостоятельный вид препятствий они не существуют, и исключив "Наземные мины" (Land mines), поскольку это не тема настоящей статьи, остановимся на остальных, принимая во внимание, что "Возводимые" (Constructed) и *Целесообразные" (Expedient) суть одно и то же.

Ниже по тексту я буду использовать и слово "заграждение" и слово "препятствие", поскольку у нас чаще используется первое слово, тогда как в принципе, второе слово является более точным по сути предмета.

Конец предисловия.

Основным документом, регулирующим применение невзрывных заграждений и разрушений в армии США является Полевое Руководство 5-102 (FM 5-102).

Сами невзрывные заграждения описываются в Главе 6 "ПРЕПЯТСТВИЯ ИНЫЕ, НЕЖЕЛИ МИННЫЕ ПОЛЯ" (OBSTACLES OTHER THAN MINEFIELDS).

Первым видом препятствия в этой главе описывается разрушение мостов. Поскольку это отдельная и очень обширная тема, в большей степени относящаяся к подрывному делу, останавливаться на ней не будем. Лишь заметим, что американцы придерживаются способа разрушения мостов иного нежели у нас или немцев, у которых считается целесообразным в первую очередь разрушать опоры, что автоматически приводит и к обрушению, и деформации пролетных строений. Плюс значительно увеличивается время и трудозатраты на восстановление моста.
Американцы же предпочитают разрушать лишь пролетные строения, исходя из тактических соображений - остановить в данный момент противника, но сохранять за собой возможность достаточно быстрого восстановления моста.

От автора. И мы, и немцы в своих предпочтениях исходим из опыта многих войн, прогремевших в Европе в XX веке. Американцы исходят из соображений своего несомненного военного превосходства (отход и оборона у них считается кратковременным и малозначимым видом боя) и небольшого собственного опыта. Кто тут прав, могут показать только грядущие войны. А пока снова как всегда - генералы могут готовиться только к прошедшим войнам.

Вторым видом препятствий, которому уделяется исключительно большое внимание в общей системе заграждений являются т.н. "Неядерные воронки" (Non-Nuclear Craters). Однако, по сути дела это противотанковые рвы короткой протяженности, устраиваемые взрывным способом на автомобильных дорогах.

Неядерные воронки (Non-Nuclear Craters).
По мнению американцев, это эффективные препятствия движению противника, если созданы должным образом и расположены в критических пунктах вдоль его маршрута движения. Воронки обычно устраиваются в дорогах или на других маршрутах движения, которые противник, как ожидается, будет использовать. Они должны быть размещены в местах, которые противник не сможет легко обойти. Например там, где дорога проходит по насыпи, а окружающая местность непроходима для техники (например, заболочена) или в выемке по бокам которой возвышаются скалы или крутые холмы, густой лес. и т.п..
Основная цель состоит в том, чтобы задержать или остановить противника, связать его войска, которые становятся хорошими целями для обстрела, и вынудить его задействовать средства преодоления, такие как землеройное оборудование и мостоукладчики. Использование противопехотных и противотанковых мин в соединении с воронками усиливает останавливающие возможности последних.

Воронки подразделяются на:
1.Поспешные воронки (Hasty road crater),
2.Плановые воронки (Deliberaty road crater),
3.Расширенные воронки (Relieved face road crater),
4.Угловые дорожные воронки (Angled road crater)

Поспешная дорожная воронка обычно создается с помощью нескольких 23-килограммовых зарядов, укладываемых поперек дороги через каждые полтора метра на глубину около 1.5 метра. В результате взрыва образуется ров глубиной 1.8- 2.1 метра и шириной поверху 3.5-4 метра, с крутизной стенок 15-30 градусов.

На приведенном рисунке при ширине насыпи поверху 12 метров и ширине проезжей части 6.1 метра, потребовалось создать ров длиной 11 метров (с тем, чтобы было невозможно объехать по обочине дороги). Для этого было заложено пять зарядов общим весом 115 килограмм.

Рекомендуется таких поспешных дорожных воронок (точнее, рвов) создавать несколько через каждые 100-100 метров дороги, что значительно замедлит движение войск противника.

От автора. Несколько неясно, каким образом при такой массе зарядов глубина воронок получается существенно больше, нежели глубина заложения зарядов. По моим расчетам, чтобы при глубине заложения зарядов 1.5 м. получить глубину воронки 2.1 метра, нужно заложить в каждый шпур не меньше 70 кг. Т.е. всего потребуется 350 килограмм тротила, а не 115, как указано в FM 5-102.
К тому же крутизна стенок очень зависит от типа грунта. В твердом грунте ширина рва может оказаться существенно меньше, а в мягких грунтах стенки могут оказаться слишком пологими. По нашим требованиям всякий раз необходимо определять тип грунта и производить необходимые вычисления массы и глубины заложения зарядов.
Конечно, время в данном случае дефицитно, но что хуже, израсходовать сотни килограмм взрывчатки впустую, или не успеть вовремя произвести взрыв. Однозначного ответа на этот вопрос нет, но думается, что пока солдаты отрывают шурфы и готовят заряды, квалифицированный лейтенант успеет сделать необходимые расчеты и в последний момент скорректировать решение.
Вот только где теперь будем брать грамотных саперных лейтенантов, особенно в военное время, коли численность офицерского корпуса России стараниями абсолютно далекого от понимания военного дела гражданского министра обороны снижена до неприлично низкого уровня, не отвечающего требованиям даже мирного времени. А корпус офицеров запаса просто-напросто ликвидирован.

Плановая дорожная воронка, точнее, подготавливаемая заблаговременно (Deliberaty road crater) отличается от поспешной лишь своими размерами. Она может иметь глубину 2.1-2.4 метра, ширину поверху до 4.8 метра и крутизну стенок 30-37 градусов. При ее подготовке пробуриваются более глубокие шпуры и масса каждого заряда составляет 36 килограмм.

Собственно, отличие плановой воронки от поспешной заключается в том, что объем работ по подготовке существенно больше и подготавливается она, исходя не из создавшейся тактической обстановки, а согласно заранее составляемого плана боевых действий в данном районе. А взрывание и той и другой производится по необходимости в зависимости от тактической обстановки.

Расширенная дорожная воронка (Relieved face road crater) Представляет собой ров, созданный поперек дороги за счет взрыва двух рядовзарядов взрывчатки. Причем, заряды одного ряда помещаются на меньшей глубине, а второго ряда на большей. В результате образуется ров трапециевидной формы шириной 7-9 метров, глубиной 2.1. метра и крутизной стенок со стороны противника около 15 градусов, а со стороны своих войск 30-40 градусов.

Длина воронки выбирается такой, чтобы ее невозможно было объехать по обочинам.

На рисунке: расширенная дорожная воронка (ров) образованная взрывами семи зарядов, размещенных в два ряда. Первый ряд (к своей стороне ) из четырех зарядов, заложенных на глубину 2.1. метра. Второй ряд из трех зарядов заложен на расстоянии 2.4 метра от первого ряда в сторону противника. Эти три заряда зарыты на глубину 1.2 метра. В результате образовался ров шириной около 9 метров с крутизной стенок на своей стороне около 40 градусов, а на стороне противника около 15 градусов.
В левой части рисунка показаны пробуренные шпуры с лежащими возле них зарядами для еще одного рва.

От автора. Замысел такой воронки (рва) состоит в том, что машина противника в состоянии спуститься в ров, но вот выехать с противоположной стороны уже не может из-за большой крутизны стенки.
Однако, на мой взгляд, это, скорее, заботливо приготовленный окоп для танков и БМП противника. Танк или БМП спокойно заезжает в этот ров, оставляя выше уровня дороги только свою башню с пушкой. Да и саперам противника работы лопатами и кирками (ну или взрывчаткой) для устройства выезда из рва вдвое меньше, нежели в двух вышеописанных воронках, где нужно срезать обе стенки, а не одну..

Угловая дорожная воронка (Angled road crater) Это, собственно, любая из вышеописанных трех типов воронок, но располагается она не перпендикулярно направлению движения, а развернута под углом 45 градусов к направлению движения.
Танку либо необходимо предварительно повернуть на 45 градусов, подставляя свой бок под огонь обороняющихся, либо он рискует опрокинуться на бок.

От автора. Это по замыслу составителей данного Полевого Руководства. Однако, как правило, вообще ширина дорожной воронки превышает возможности танка. Поэтому, для оборудования переезда через воронку обычно используется инженерная техника. А вот работать ей на таком, расположеном под углом препятствии очень сложно, и время работы существенно увеличивается.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.005 с.)