ТОП 10:

Противотанковый еж генерала Гориккера



Почему-то так сложилось в нашей истории, что одним выдающимся личностям доставались и море известности, и слава, и почетные звания и Государственные премии, и мемориальные доски, и памятники, и музеи, а другим вовсе ничего. Одни имена слышны на каждом шагу, их биография описана в десятках книг, каждый шаг запечатлен в кинофильмах. Другие же остаются безвестными, хотя для страны, для народа эти люди сделали гораздо больше, нежели те, о которых со странным упорством и надрывной настырностью изо дня в день с телеэкранов твердят "борцы за счастье народа".

Особенно несправедливы и историческая наука и средства массовой пропаганды к людям военным, которые не "спортивную честь Родины защищали", а честь и свободу страны, не "пером прославляли Россию", а дрались за самое ее существование. Ведь, если бы не они, то не было бы ни известных руских поэтов, ни композиторов, ни писателей, ни спортсменов. Не было бы просто самого слова РОССИЯ. А теперь вот неблагодарная страна забывает их имена. И один лейтенант 34-й дивизии недавно с горечью сказал: "А стоит-ли служить стране, которая так похабно относится к своим защитникам".

Не много славы досталось и тем людям. которые создавали оружие Победы. Если имена авиаконструкторов Лавочкина, Яковлева, Микояна, Ильюшина, Петлякова, Поликарпова еще более или менее известны, то услышав фамилии Кошкин, Грабин, Шпитальный, Дегтярев, Токарев, Федоров, Шпагин, Дьяконов, Рдутловский, подавляющее большинство пожмут плечами.

И в этом славном, но забытом ряду тех, кто создавал славу русскому оружию, особенно забыты создатели инженерной техники, оружия, мин, заграждений. Эта статья и призвана вытащить из пропасти забвения хоть одно имя, имя создателя противотанкового ежа, единственного инженерного заграждения удостоенного чести быть запечатленным в монументе (Москва, Ленинградское шоссе, вьезд в Москву).

Противотанковый еж, так хорошо известный по документальным кинокадрам и фотоснимкам начального периода Великой Отечественной войны был изобретен в июне 1941 года начальником Киевского гарнизона начальником Киевского танко-технического училища генерал-майором технических войск Гориккер М.Л

Изобретатель противотанкового ежа генерал-майор технических войск Гориккер Михаил Львович (1895-1955). В период Первой Мировой войны солдат Русской Армии. Награжден двумя Георгиевскими крестами. В Гражданскую войну комиссар полевых госпиталей Юго-Западного фронта, комиссар командных курсов тяжелой артиллерии, комиссар пехотных командных курсов. По окончании Гражданской войны главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям.
С 1929 по 1933 год слушатель Военной Академии Механизации и Моторизации РККА им.Сталина. По окончании академии назначается начальником Московского танко-технического училища. В 1938 году вместе с училищем переезжает в Киев.
В июне-июле 1941 года являясь начальником Киевского танко-технического училища, одновременно является начальником Киевского гарнизона и начальником обороны Киева.
В годы войны занимает последовательно должности начальника автотранспортного управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника управления эксплуатации и автоперевозок Главного Автомобильного Управления, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА,.
В послевоенные годы начальник Орджоникидзевского, затем Рязанского автомобильного училища.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, орденом Знак Почета, медалью XX лет РККА, медалями "За оборону Москвы", За оборону Лениграда", За оборону Сталинграда", "За победу над Германией" и другими медалями.

В заключение необходимо отметить, что описывая противотанковый еж в статье "Противотанковые ежи", автор статьи тогда еще не знал, что этот вид заграждений по достоинству оценили и немцы. Ведь у танков Pz Kpfw II, Pz Kpfw III, Pz Kpfw IV ежи, кроме всего прочего, еще и пропарывали днище, повреждали трансмиссию или двигатель.
В заключительный период войны (осень 44 - весна 45) в период боев в Польше, Померании, Берлине наши танкисты встретили, только уже с той стороны своих старых знакомых - противотанковые ежи, которые немцы широко использовали в том же качестве, что и РККА в 41. Об этом пишет в своей статье "Противотанковый еж-символ войны" сотрудник ЦМВС России В.Н. Старовойтов. Осталось только неясным - прибрали-ли хозяйственные и бережливые немцы тогда в 41-м до тяжелых времен советские ежи, или они в конце войны делали их сами. Вероятнее первое. Тогда у них уже не хватало ни металла, ни времени ни сил на их изготовление.

Ниже публикуются документы, подтверждающие, что противотанковый еж был изобретен в июне 1941 года начальником Киевского гарнизона генерал-майором технических войск Гориккер Михаилом Львовичем. Документы представлены автору статьи сыном изобретателя Гориккером В.М и внуком Смелковым В.В. Подлинные экземпляры этих документов в настоящее время хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил России в Москве.

---***---

  Лагерь КТТУ - Сырец 3,7 1941 года.
  АКТ ИСПЫТАНИЯ.  
       

1.3 - июля 1941 года комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машинострению тов.БИБДЫЧЕНКО, зав.отделом Обороннной Промышленности ЦК тов.ЯЛТАНСКОГО, секретаря ГПК тов.ШАМРИЛО, Начальника Киевского Гарнизона Генерал-Майора тов.ГОРИККЕРА, Директоров заводов: БОЛЬШЕВИК - тов.КУРГАНОВА, 225 тов МАКСИМОВА, Ленкузня тов.МЕРКУРЬЕВА и представителей КТТУ полковника РАЕВСКОГО и военинженера 2 ранга КОЛЕСНИКОВА провела испытания противотанкового препятствия - 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение Генерал-Майора техвойск тов.Гориккера.

Испытания производились на учебном поле КТТУ - Малом танкодроме грунт песчано-мягкий. Для испытания на преодоление препятствий выделен от КТТУ 2 танка БТ-5 и Т-26. Техническое состояние выделенных машин - вполне исправное. Противотанковые препятствия выставлены были в 4-е линии заграждений с промежутками между осями препятствий 2-3 мтр. по фронту 2-2,5 мтр.

Легкий танк Т-26 при первой заезде на препятствие был выведен из строя-сорван люк масляного насоса и повреждены маслоподводящие к трубке, в результате чего, масло из мотора вытекло через 3-5 минут, что привело к вынужденной остановке машин.

Танк БТ-5 за счет большого запаса динамического усилия первоначальную расстановку препятствий преодолевал имея в результате этого дефекта в виде помятости днище танка, что отразилось на его управлении и работе бортовых фрикционов и танк потребовал двухчасовой ремонт.

Наиболее эффективная расстановка противотанковых препятствий в варианте ледующей расстановки произведенной 3.7-41г.: препятствие в 4 линии заграждений с расстановкой звездочек в шахматном порядке по глубине 1-я линия заграждений через 6 мтр., 2-я линия заграждений через 4 мтр., 3-я линия заграждений к через 2 мтр. 4-я и последняя линия заграждений.

Расстояние между осями по фронту: 1-я линия 1.5 мтр., 2-я и последующие линии 2-2,5 мтр. дала положительный результат, на 1-й линии заграждений динамические усилия танка были частично заглушены, танк потерял скорость и на 2-й и 3-й линии вынужден остановиться, так как клык 2-1 линии попал между гусеницей и ведущим колесом-гусеничного хода и клык звездочки 3-й линии-уперевшись в днище носовой части танка приподнял последний на в воздух.

Данное положение без помощи из/вне не даетв озможность продолжать движение и отбуксировать танк после после расчистки поля от заграждения. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела танков артиллерией по заранеее пристрелянным участкам установленного заграждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждени я мо но широко применять в районе уров, дефиле и особо важных направлениях. см.н/об.
-2-

Количество препятствий "Звездочек" на 1 клм, до 1200 шт. Средний вес варианта облегченной конструкции сварного типа 200-250 кгр. Размеры-брусья по длине 1,9- 2 мтр всего 6 шт. на пересечении 3-х плоскостей.

Вес конструкции залитых сталью от 300-400 кгр.

Конструкции перевозимые на автомашинах и жел.дорожном транспорте в готовом виде к месту применения.

Конструкции не сложны и могут быть изготовлены любым заводом в большом количестве.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Фотографии произведенных опытов.

П/ПОДПИСАЛИ:

  СЕКРЕТАРЬ ЦК КП/б/У /БИБДЫЧЕНКО/ ЗАВ.ОТД.ОБОРОН.ПРОМЫШЛ.Ц.К /ЯЛТАНСКИЙ СЕКРЕТАРЬ К.П.К /ШАМРИЛО/ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР /ГОРИККЕР/ ПОЛКОВНИК /РАЕВСКИЙ/ ВОЕНИНЖЕНЕР /КОЛЕСНИКОВ/ ДИРЕКТОР З-ДА "БОЛЬШЕВИК /КУРГАНОВ/ -"- 225 /МАКСИМОВ/ -"- ЛЕНКУЗНЯ /МЕРКУРЬЕВ/

Копия верна НАЧАЛЬНИК СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ
ТЕХНИК ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА
-/ДВОРНИКОВ/-

Н.З.

---***---

Текст акта испытаний приведен максимально близко к оригиналу. Полностью сохранено размещение текста, орфография и регистры букв. Текст выверен и в нем нет ошибок, сделанных автором статьи. Так в оригинале. Фотокопия не приводится ввиду очень низкого качества оригинала. Впрочем, недоверчивым читателям авторы могут выслать и фотокопии документов, хотя размер файла более 1 мегабайта.

Ниже приводится схема, приложеная к акту испытаний. Это фотокопия. Убран лишь мусор и голубой цвет оригинального изображения (калька). Красными стрелками и надписями продублированы плохо различимые на подлиннике стрелки и надписи.

 

Источники

1. Акт испытания на одном листе (заполнен с двух сторон).
2. Схема расстановки противотанковых препятствий /рогаток/ предложенных и изготовленных по чертежам генерал-майора Гориккер.
3.Центральный музей Вооруженных Сил России. Информационно-методический сборник №5 2000г.

Невзрывные заграждения

Противотанковый ров

Противотанковые рвы, пожалуй, самое известное среди москвичей и ленинградцев уходящего сейчас из жизни поколения, противотанковое заграждение начального периода Великой Отечественной войны (1941-45гг.). В конце лета - начале осени 41-го года десятки тысяч горожан копали эти рвы. Миллионы кубометров грунта было вынуто, миллионы человеко-часов было затрачено на эти в общем-то бесполезные сооружения.

Дело в том, что трудоемкость отрывки 100 метров противотанкового рва составляет около 20-25 машино-часов экскаватора. Если перевести на ручной труд, то на 100 метров рва требуется 125 человеко-дней квалифицированных землекопов. Если устраивать ров взрывным способом, то на 100 метров рва требуется 40-50 человеко-часов и 2-3 машино-часа экскаватора плюс 1200-1600 кг. тротила.

И в то же время на устройство перехода через ров требуется от 3 минут (танковый мостоукладчик), до 5 человеко-часов труда землекопов. Взрывным способом переход устраивается за 30-40 минут.

История войны достаточно убедительно показала, что устройство многокилометровых ПТ рвов при огромных трудозатратах не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков противника. Сам ПТ ров и его отрывку невозможно скрыть от противника, а следовательно, в своих боевых планах он будет учитывать наличие рва и предпримет соответствующие меры.

И все же совсем скидывать со счетов этот вид противотанкового препятствия не стоит. Он может сыграть некоторую роль в благоприятных условиях. Например, с помощью рва длиной 100-200 метров можно закрыть промежуток между болотом и рекой. Под противотанковый ров можно дооборудовать овраг, ручей или речку с крутыми берегами, канал.

Однако, чтобы ров выполнил свою роль, требуется выполнение определенных условий.

 

Глубина рва должна составлять не менее 2 метров, ширина не менее 5 метров. Стенка, обращенная в сторону противника должна иметь уклон 45-60 градусов, а противоположная 60-65 радусов. Более крутые стенки делать нецелесообразно, т.к. земля с крутых откосов будет осыпаться, облегчая противнику работы по преодолению рва. Высота брустверов должна быть не выше 0.5 метра и края брустверов обращеные в поле должны быть пологими шириной около 7 метров. Такие брстверы в некоторой степени маскируют ров при наблюдении местности с уровня приборов наблюдения механика-водителя. Края брустверов, обращенные ко рву должны быть крутыми, причем напольный бруствер должено отстоять от края рва не менее чем, на 1.5 метра, но не более 2 метров. Эти полтора-два метра как бы уширяют ров. Дело в том, что при попытке перепрыгнуть ров, отрыв гусениц танка от земли будет происходить не от края рва, а с расстояния 1.5-2 метра до края рва. Берма противополжного брствера делается шириной около 40-50 см. Это диктуется тем, чтобы грунт с бруствера не осыпался бы в ров.

Ширина рва по низу выбрана, исходя из того, что танк, попавший в такой ров, не может развернуться вдоль рва, подняться по откосу назад. Глубина в 2 метра в сочетании с шириной 2 метра исключает танку возможность пользоваться своим оружием.

Естественно, что ПТ ров должен быть прикрыт огнем противотанковых средств и огнем пулеметов или снайперов. Минирование ПТ минами допустимо только в противоположном бруствере, причем мины должны быть неизвлекаемые, иначе противник может использовать их для взрывных работ при устройстве перехода через ров. Исходный бруствер может минироваться ПП минами для затруднения работ саперов противника.

А в общем-то, в условиях современной войны ПТ ров нельзя считать серьезным ПТ препятствием. В танковом полку Российской Армии для преодоления подобных преград имеется три мостоукладчика типа МТУ, МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, плюс четыре пролета механизированного моста ТММ. Итого семь мостов. Кроме того, в каждом танковом батальоне три танка имеют навесные танковые бульдозеры ( всего 9 бульдозеров БТУ). Плюс в саперной роте имеется путепрокладчик БАТ-М или БАТ-2. С такими средствами ров для полка не помеха.

От автора. Просматривая кинохронику работ москивчей и ленинградцев на противотанковых рвах, невозможно отделаться от мысли, что эти рвы скорее спасали многих начальников от тяжелого сталинского гнева, нежели обороняющиеся войска от немецких танков. В отчаянных стараниях хоть как-то остановить немцев на подступах к Москве Сталин, вполне возможно, приказал бросить на подготовку оборонительных рубежей все, что возможно, всех более или менее свободных людей. А что могли делать тысячи неквалифицированных конторских работниц, студенток, домохозяек? Могли только копать.
А нужны были десятки и сотни военных инженеров специалистов в области фортификации, способных разметить на местности оборонительные сооружения; тысячи сержантов инж.войск, знающих размеры фортсооружений и приемы их возведения, тысячи бетонщиков, плотников, арматурщиков.
Однако как было до 41-го, как будет и потом, о нужности инженерных специалистов спохватились только тогда, когда сделать ничего уже было нельзя.
Нужны были тысячи тонн фортификационного бетона, стали, сотни тысяч кубометров леса, миллионы мин, сотни тонн взрывчатки. Но этого ничего не было, как не было уже и времени на организацию серьезных оборонительных работ.
Однако, вряд-ли кто решился бы сказать Сталину в то время о бессмысленности посылки десятков тысяч горожан "на окопы". Вот и ковыряли стылую осеннюю землю, набивали себе кровавые мозоли, простывали, гибли под пулеметными очередями немецких самолетов безответные бабы, да читали издевательские листовки министерства пропаганды Гебельса, сбрасываемые вместе с бомбами с самолетов: "Русские дамочки, не ройте ваши ямочки, приедут наши таночки, зароют ваши ямочки".

Сегодня положение еще страшнее. Армия теряет не только саперов, но и танкистов, летчиков, моряков, артиллеристов. Что, снова будем учиться под огнем и оплачивать учебу кровью?

Источники и литература

1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов , В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.А.М Андрусенко, Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин. Мотострелковый (танковый) взвод в бою. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
6.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
7.Г.Гудериан. Танки вперед!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
8.Г.Гудериан. Внимание -танки!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1967г.
9.O.Rule.Der Kampf mit den Panzrer auf Der ostlichen Front. Berlin. 1944
10. Журнал "Die Wehrmacht" №№ 11, 12-42, 4,6,9-43

Невзрывные заграждения

Колючая проволока

Демократические журналисты и писатели вот уже на протяжении более чем полутора десятков лет усиленно стараются доказать, мол все, что происходило и было в стране в период с 1917 по 1991 год ужасно, преступно и бесчеловечно. Колючая проволока среди доказательств "ужасов коммунистического режима" занимает особое место. Ее изображение пересекает вдоль и поперек обложки книг Солженицына и Шаламова, ее спутанные клубки обрамляют галереи портретов "жертв сталинского террора", она опутывает скульптурные композиции памятников узникам Гулага. Сквозь нее в "документальных фильмах" показывают сохранившиеся полуразрушенные бараки "сталинских лагерей" (автор однажды наблюдал, как временный склад взрывчатки, простоявший на берегу реки в период защиты моста от ледохода с февраля по май 87г. умелыми телеоператорами превращался в сталинский лагерь 37 года).
Воистину, колючая проволока должна стать эмблемой демократической журналистики (пачка баксов, туго перетянутая колючей проволокой, ну или наоборот - баксы развешанные на колючках проволочного забора. Как вариант - шариковая ручка, вырывающаяся из клубка колючей проволоки).

Но речь не об этом, а колючей проволоке, как материале для возведения невзрывных противопехотных заграждений (полагаю, что Отавская Конвенция еще не запретила колючую проволоку. Какой промах гуманистов, зеленых и иных демократов!).

Кем и когда была изобретена колючая проволока автору проследить не удалось. Ясно только, что она могла появиться только с развитием промышленности и массовым внедрением механического привода различных волочильных станков. Т.е. тогда, когда стало возможным массовое производство проволоки вообще. Профессор В.В. Яковлев в своей книге "История крепостей" упоминает о заграждениях из колючей проволоки, как элементе периметра германских фортов образца 1870 года. В то же время мы знаем, что в исторических источниках об обороне Севастополя 1854-55 годов о колючей проволоке не упоминается. Следовательно, ее появление и внедрение в боевую практику можно датировать периодом 1860-75 годов.

В войнах конца XIX -начала XX века колючая проволока стала находить все большее применение. Например, осада крепости Порт-Артур в русско-японскую войну 1904-05 годов.

Если можно так выразиться, то "звездным часом" колючей проволоки явилась Первая Мировая война. После короткого периода маневренной войны осени 1914 -зимы 1915 фронты зарылись в землю и началась долгаяизнурительная позиционная война.

Массовый оборонительный артиллерийский и пулеметный огонь в сочетании с многорядными, тянущимися на десятки и сотни километров проволочными заграждениями срывали любые атаки. Миллионы снарядов расходовались на то, чтобы пробить бреши в заграждениях. Расход снарядов (калибра 75мм.) доходил до 120-150 штук на один проход в пятирядном проволочном заграждении. Лихая кавалерия сникла перед сочетанием пулеметов и проволочных заграждений. Самые смелые и обученные пехотные полки беспомощно топтались перед проволочными заборами, пытаясь различными способами прогрызть путь к окопам противника. Ручные гранаты, забытые с XVIII века, обязаны своим вторым рождением именно колючей проволоке. Про них вспомнили в процессе поисков средства преодоления проволочных заграждений. Большинство образцов ручных гранат Первой Мировой снабжены тремя-шестью шнурками с крючками на концах. Граната бросалась на заграждение, цеплялась крючком и повисала. Взрыв повреждал несколько прядей проволоки.

И только танк, появившийся во второй половине войны, заставил колючую проволокуначать сдавать свои позиции. Его предшественник - бронеавтомобиль был бессилен перед многорядным проволочным забором. Автор полагает, что сам вид оружия -танк, своим появлением на свет обязан именно колючей проволоке. Возможно, что компоновочная схема (гусеницы огибают весь корпус танка, передняя часть высоко задрана вверх) первого в мире английского танка Мк 1 была выбрана именно исходя из необходимости давить, прорывать проволочные заборы, подминать под себя спирали Бруно. Два пулемета по правому и два пулемета по левому борту, один вперед, очевидно, предназначались для флангового прикрытия пехоты, устремившейся в проделанный танком проход. Для таких целей танку не требовалась ни большая скорость, ни мощная броня, ни пушечное вооружение. То, что танк способен на гораздо большее, очевидно, выявилось несколько позднее, уже в ходе первых танковых атак.

Колючая проволока широко применялась и в годы Второй Мировой войны, однако в гораздо меньшей мере. Война стала более маневренной и времени на установку многорядных проволочных заграждений часто просто не хватало. Чаще проволока использовалась при заблаговременной подготовке оборонительных рубежей. Да и танки, применение которых стало массовым, легко прорывали эти заграждения, проделывая проходы для пехоты.

В послевоенный период проволока довольно быстро превратилась из основного вида противопехотных заграждений в скорее экзотический, запасной вид заграждения, окончательно уступив свое главенство, как противопехотного заграждения минам.

В настоящее время в Российской Армии колючая проволока продолжает числится табельным инженерным имуществом, заграждения из колючей проволоки предусматриваются боевыми уставами, типы и размеры противопехотных заграждений из нее описываются в Наставлении по военно-инженерному делу. Однако хранящиеся на складах остатки запасов колючей проволоки расходуются для текущих нужд частей (устройство ограждений складов, караульных помещений, иных охраняемых объектов). Крайне неудовлетворительное финансирование армии в девяностых годах заставило инженерное ведомство отказаться и от закупок колючей проволоки. В ряде округов запасы колючей проволоки исчерпаны и для текущих нужд пошли в ход запасы гладкой проволоки МЗП и поступавшие в армию в восьмидесятых годах взамен кол.проволоки режущая лента, колючая лента ( типа "Егоза").

Трудно сказать, будет ли возобновлено производство колючей проволоки для нужд армии при восстановлении достаточного финансирования оборонных нужд. Вполне возможно, что и нет, т.к. промышленность предлагает более совершенные образцы в виде режущей ленты, колючей ленты "Егоза", которая, собственно, является отходом штамповочного производства ряда изделий, но которая является едва ли не идеальной заменой кол.проволоки и обладает рядом преимуществ перед последней.

Колючая проволока представляет собой стальную неоцинкованную или оцинкованную проволоку овального или квадратного сечения вписывающуюся в диаметр около 3-4 мм., на которую надеты отрезки этой же проволоки, свитые в форме двух пружин, продетых друг в друга.

Такие сдвоенные отрезки (колючки) размещаются через каждые 30-40 см.

По ГОСТу 285-41 издания 1941 года колючая проволка может быть однопрядной овального сечения ("кругло-плющенного") (2) или квадратного сечения ("рифленая") (1), или двухпрядной (3) также овального или квадратного сечения.

Вес 1 километра однопрядной проволоки 87.5 кг., двухпрядной 147 кг.

Проволока поставляется в войска в виде мотков ( бухт).

Вес 1 бухты однопрядной проволоки 35 кг. В бухте 400 метров такой проволоки.
Вес 1 бухты двухпрядной проволоки 50 кг. В такой бухте помещается 340 метров двухпрядной проволоки.

Мотки проволоки в ящики или иную тару не упаковываются. Для защиты от коррозии мотки обмакиваются в отработанное моторное или трансмиссионное масло. Встречаются варианты иной противокоррозионной защиты в виде обмазки вазелином или иной консистентной смазкой. Более дорогие способы защиты от коррозии не применяются.

Наставлением по военно-инженерному делу предусматриваются следующие штатные заграждения из колючей проволоки (не возбраняется применять сочетания штатных заграждений или любой иной конструкции):

Проволочный забор.Расход материалов на 100м. заграждения - проволка колючая однопрядная - 2 мотка, кольев диаметром 5-11см. длиной 1.75м.- 34 шт., скобы проволочные 4 кг. Трудозатраты 30 чел/час.

Собственно, противопехотным заграждением такой забор назвать трудно. Он может противника задержать секунд на 20-30, не более. Такой забор применяется там, где у солдат нет желания его преодолевать, т.е. против собственных войск (ограждение минных полей, запретных и опасных зон, охраняемых часовыми объектов и т.п.). Этот забор скорее является предупреждением (особенно ночью и в условиях плохой видимости), что дальше двигаться не следует.

Усиленный проволочный забор.Отличается от простого забора тем, что имеет не три, а четыре горизонтальных ряда проволоки. Кроме того, на удалении 1.5м. от линии забора по обе стороны вбиты низкие колья (30-40 см.) к которым от верхушек основных кольев протягиваются из колючей же проволоки отттяжки. таким образом каждый основной кол имеет четыре растяжки. Это повышает устойчивость кольев к наклонам и при перебитии кола он остается на месте и целостность заграждения не нарушается.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 40 чел/час. 2)Расход материалов: колючей проволоки 4-5 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 34 шт, кольев длиной 0.7 м. диаметром 5-11 см. - 67 шт, скобы проволочные 5 кг.
Такой забор задерживает легковооруженных солдат на 1- 2 мин, солдат с тяжелым вооружением ( пулеметы, минометы, гранатометы) до 3-5 минут.

3-х рядная проволочная сеть на высоких кольях.Состоит из трех рядов простого проволочного забора. Расстояние между рядами 1.5 метра, т.е. общая глубина заграждения 3 метра Промежутки между соседними кольями смежных рядов заделываются проволокой также как и между кольями в ряду.
Это уже серьезное противопехотное невзрывное заграждение. Преодоление без использования специального инструмента или приспособлений (ножниц для резки проволоки, рогулек, матов, щитов и т.п.) невозможно. Задержка у заграждения при наличии инструментов и приспособлений составляет от 8 до 20 минут.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 120 чел/час. 2)Расход материалов: колючей проволоки 10-12 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 100 шт, скобы проволочные 25 кг.

Разумется, танк на скорости преодолевает сеть без затруднений, но автор не раз наблюдал во время учений, как БМП или БТР, смяв это заграждение и пройдя 10-20 метров, был вынужден остановиться из-за того, что проволока, намотавшись на колеса, катки, набившись в гусеницы, препятствовала дальнейшему движению. В бою такой БТР или БМП обречен. Лишенная свободы маневра машина - лакомая цель для противотанковых пушек, ПТУР или гранатометов.

Проволочная спираль.В литературе также известна под названием "Спираль Бруно". Готовится заблаговремено способом наматывания типа пружины на дощатый деревянный барабан диаметром 1-1.2м. Затем полученная спираль снимается с барабана и перевозится (переносится) в виде плоских пакетов. На местности вбиваются колья высотой 1-1.2 м. в три ряда с промежутками между кольями в ряду 3 метра, а между рядами 1-1.2м. Пакеты растягиваются между кольями в ряду и крепятся к кольям проволочными скобами или привязываются крепежной проволокой. Пакеты по длине также связываются между собой. Полученные спирали в глубину между собой также крепежной проволокой связываются в районе кольев. Общая высота заграждения получается 1-1.2м. и в глубину 3.2- 3.6 м.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 120 чел/час. (с заготовкой спиралей). 2)Расход материалов: колючей проволоки 10-15 мотков, кольев длиной 1.75м. диаметром 5-11 см. - 100 шт, проволока вязальная 60-90кг.
Вообще, этот вид заграждения часто более предпочтителен, нежели проволочный забор. Во-первых, при заблаговременной заготовке спиралей объем работ непосредственно на месте установки сокращается более чем в два с половиной раза;
во-вторых, при нарушении целостности кольев задерживающая способность заграждения практически не изменяется;
в-третьих, при недостатке кольев можно сокращать их число и даже вовсе обходиться без них, ограничиваясь небольшим количеством низких кольев для предотвращения сдвигания заграждения противником;
в-четвертых, заградение достаточно легко снимается и может использоваться повторно в другом месте;
в-пятых, после снегопада заграждение можно извлечь из снега и установить его поверх снежного покрова (колья при этом не используются).
Недостатком заграждения является то, что при перекусывании одной пряди спираль легко раздвинуть и обеспечить проход солдат с любым вооружением (т.е. для проделывания проходя в трехрядном заграждении достаточно перекусить проволоку всего в трех местах).

Вариантом заграждения является его вид, когда третий ряд спирали укладывается поверх первых двух, а не за ними. В этом варианте высота заграждения увеличивается до 2 метров. Заграждение становится более заметным для противника, однако его преимущество состоит в том, что противнику затрудняется забрасывание траншеи гранатами, обстрел из гранатометов и ПТУР техники в окопах (однако следует предусматривать размещение заграждения так, чтобы оно не мешало своим гранатометчикам и операторам ПТУР). Кроме того, в зимнее время такое заграждение не требует подъема в случае снегопадов.

Проволочная сеть на низких кольях.На армейском жаргоне этот вид заграждения именуется "спотыкач". Представляет собой 4-6 рядов кольеввысотой 25-30см. с прикрепленной к верхушкам кольев колючей проволокой. Между кольями в ряду 1.5м., между рядами дистанция 1.5- 2м. Проволока крепится к кольям с помощью проволочных скоб, между кольями протягивается в две-три нити, и не натягивается, а висит свободно, причем одна или две нити протягиваются так, что образуют петли.
Общая глубина заграждения составляет от 4.5м. и более.
Основное предназначение спотыкача состоит в замедлении движения пехоты противника с одновременным лишением солдат противника возможности наблюдения за полем боя и ведения прицельного огня.
На 100 погонных метров заграждения требуется : 1)Трудозатраты - 120 чел/час. 2)Расход материалов: колючей проволоки 20 мотков, кольев длиной 0.75м. диаметром 5-11 см. - 350 шт, скоб проволочных 15 кг.

Однако спотыкач, это вовсе не то, что так любят показывать на телеэкране, описывая подготовку спецназовцев, рейнджеров, арабских террористов и проч.. Там высота кольев не менее 45-50см., проволока туго натянута, петель нет, чаще она гладкая, а если и колючая, так это для того, чтобы приучить бойцов ползать именно по-пластунски, не отрывая зад от земли (рваные на заднице штаны не приветствуются ни в одной армии мира).
Под сетью на низких кольях не поползаешь - места не хватит.

Переносной проволочный ёж.Ведет свое происхождение от рогаток,известных еще с XIII-XIV веков. Разница лишь в том, что колья соединяются между собой не связыванием веревками, лозой, лыком, а сбиваются гвоздями и между концами кольев натянута колючая проволока.
Ежи заготавливаются заранее, а на поле боя лишь расставляется их необходимое количество, после чего они соединяются между собой по необходимости колючей проволокой, образуя единое заграждение.
Основное предназначение - быстрое закрытие проходов между заграждениями иных типов, проходов в заграждениях; восстановление заграждений поврежденных вследствие воздействий противника (обстрелы, траление) способом закрытия прорех ежами; наращивание глубины заграждений.

На 100 метров заграждения из ежей требуется кольев длиной 1.5м диаметром 5-11см. - 200шт., колючей проволоки 5-7 мотков, гвоздей 200мм. -5 кг. Трудозатраты на изготовление и установку 70 чел/час.
Вес одного ежа не превышает 25-35 кг. и он легко переносится двумя бойцами. Ежи, соединенные между собой, представляют из себя серьезное противопехотное заграждение, не уступающее проволочной спирали или трехрядной сети на высоких кольях.

Переносная проволочная рогатка.Представляет собой вариант,известной с XIII-XIV веков рогатки, но колья между собой не связаны, а сколочены гвоздями и на рога кольев натянута колючая проволока по принципу забора из колючей проволоки. Общая длина рогатки 3 метра, высота около 1.2м (длина каждого образующего кола 1.5м.).
Предназначена для быстрого закрытия проходов в заграждениях, промежутков между заграждениями, проходов между естественными прпятствиями. Особено удобно применение рогаток при устройстве противопехотных заграждений в населенных пунктах (перекрытие улиц, подступов к опорным пунктам и т.п.), в зимних условиях(дает возможность после снегопадов выдергивать рогатку из под снега и устанавливать поверх снежного покрова). Вес одной рогатки позволяет переносить ее четырьмя бойцами, а передвигать двумя-тремя. Для устройства рогаток суммарной длиной 100м. требуется кольев длиной 1.5м. и диаметром 5-11 см. - 180 шт, жердей длиной 3.5м. 30 шт., колючей проволоки - 405 мотков, скоб проволочных 4-5 кг., гвоздей 200мм. - 5 кг. Трудозатраты на изготовление и установку 140 чел/час.
Такие рогатки, в частности, широко применялись советскими пограничниками в зимнее время для устройства заграждений на льду реки Амур в городе Благовещенск в шестидесятые-семидесятые годы в период знаменитой "культурной революции" в Китае, когда отношения КНР и СССР находились на грани войны.

Разумеется, существует множество других вариантов противопехотных заграждений из колючей проволоки. При их создании все зависит от решаемых задач, наличия материалов, времени, рабочей силы, характера местности, действий противника. Перечислены лишь табельные типы противопехотных заграждений по которым в руководящих документах имеются нормативы устройства, тактического применения, расчетные таблицы и формулы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.018 с.)