Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терапевтическая метафора в индивидуальной работе

Поиск

При проведении индивидуальных коррекционных и психо­терапевтических занятий с ребенком использование метафо­ры может оказать неплохую поддержку для повышения эф­фективности вашей работы.

Во-первых, метафора является прекрасным средством ус­тановления контакта с ребенком. Тем самым она снимает напряжение с психолога, переживающего о том, «как начать». «Привет, сейчас я расскажу тебе интересную историю»,— та­кое знакомство сразу переводит ваше общение в плоскость сотрудничества с ребенком, уничтожая монолог, ведет к диа­логу. Для ребенка, в свою очередь, вы сразу становитесь фигу­рой, которую он может легко «вставить» в свою картину мира — «тем, кто рассказывает сказки».

Во-вторых, метафора является богатейшим материалом для процессуальной диагностики психологических трудностей ре­бенка. Его поведение во время чтения сказки, характер рисун­ка, выбранный сюжет, специфика обсуждения сказки — все это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребенка.

Однако здесь нельзя давать строгих методологических ука­заний по принципу рецептов. Интерпретация должна быть су­губо индивидуальна. Так, повышенное внимание, например, к ситуации бегства из дома может говорить либо о реальном чув­стве обиды на родителей, либо о ситуации гиперопеки (когда ребенок сам выдумывает мотивы для «разрыва»). Значит, ис­пользование историй дает скорее материал для анализа и очер­чивает рамки основных направлений исследования. Вам стано­вится интересно, любопытно, что вызвало такую реакцию ре­бенка,— теперь вам уже не нужно задумываться о том, что же делать дальше.

В-третьих, метафора может являться основой для дальней­шего построения вашей психотерапевтической работы. Она как бы вскрывает пласты глубинных переживаний, требующих непосредственной психотерапевтической проработки. Чаще всего с детьми используется работа с рисунками. В таком слу­чае рисунок воспринимается как проекция сознания ребенка и, значит, организованное его обсуждение есть опосредован­ная работа с сознанием.

Такая работа требует специальных навыков, мы лишь мо­жем обратить внимание на подробнейшее изложение стадий психотерапевтического процесса с продуктами творчества ре­бенка, приведенное В. Оклендер (9, с. 63—66).

В-четвертых, метафора имеет собственную ценность. С од­ной стороны, это предоставление ребенку различных вариан­тов преодоления жизненных трудностей и разрешения конф­ликтов. Задача психолога здесь — помочь ребенку усвоить главную идею сказки и увидеть возможности ее применения в его жизни.

С другой стороны, длительная работа со сказками приво­дит к формированию у ребенка «механизма самопомощи».

Дело в том, что систематическое предъявление детям мета­фор, даже не всегда соответствующих реальным проблемам ребенка, приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху».

Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопо­мощи». Он сознает, что необходимо искать силы для разреше­ния конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся, и «ты наверняка победишь трудности».

Групповая работа с использованием терапевтических метафор

Полностью все возможности терапевтической метафоры рас­крываются на групповых занятиях с детьми. Здесь не имеет боль­шого значения форма ваших занятий — тренинг, развитие вни­мания или урок английского. Метафора органично «вписывает­ся» в контекст любой вербальной деятельности человека.

Организация работы здесь предельно проста и строится по триаде «рассказ-рисунок-драматизация», уже описанной нами, когда мы обращались к родителям.

И, безусловно, каждый этап только выиграет от подробно­го обсуждения с детьми сюжета сказки, тем рисунков и их чувств, вызванных разыгрыванием истории.

Необходимо, чтобы у детей в группе были равные возмож­ности рассказать о своем рисунке, выразить отношение или принять участие в игре. Если вы ставите сказку — имейте в виду, что каждый желающий должен получить возможность побыть ее главным героем.

Наибольшую сложность всегда вызывает именно драмати­зация, поэтому мы остановимся на ней подробнее.

Занимаясь с детсадовской группой, ведущий назначает глав­ного героя, а тот в свою очередь сам выбирает остальных. Ос­тавшиеся дети — зрители, однако необходимо по возможности привлекать и их — в качестве «массовки» (звери в лесу и т. п.). После распределения ролей, дети размещаются в «ска­зочном пространстве» (например в домике из стульев) и веду­щий начинает читать текст, одновременно давая инструкции детям, что им нужно делать. Вся прямая речь должна быть четко проговорена каждым героем (повторена за вами). По возможности герой должен озвучивать свои мысли: «зайчик обиделся на свою маму» — ребенок с обиженным лицом гово­рит «я обиделся на маму, мне обидно».

Ключевые фразы обязательно акцентируются четкостью и громкостью проговаривания, а также повторениями. Необхо­димо приветствовать любые детские импровизации, мягко на­правляя их развитие в основное русло повествования.

Особое внимание необходимо уделить окончанию. Оно дол­жно быть торжественно по форме и эмоционально по содержа­нию и обязательно включать в себя «залог» на будущее: «с это­го дня.., теперь зайчик стал...».

Интересно, что часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе. Иногда дети говорят, что и у них когда-то был подобный случай. Так, Андрей (6 лет) после прочтения сказки о «зайчике, который обиделся на свою маму» высказался так: «И со мной, похожее было,— я разбросал вещи, мама меня поругала, а я обиделся».

Важно, чтобы ведущий в этой ситуации еще раз обратил внимание детей на положительный финал сказки, помог пере­нести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.

С младшими школьниками разыгрывание сказки может про­ходить более «вольно». После того как дети освоятся с подоб­ной деятельностью, можно начинать организовывать самосто­ятельные постановки, в которых роль режиссера выполняет один из детей. Дети 3—4 классов могут читать текст на память, сверяясь с полученным от вас материалом. Ваша роль здесь — либо «супервизора», стороннего наблюдателя, либо равноправ­ного участника, играющего вместе с детьми, что, конечно же, более эффективно.

Также здесь могут начаться сложные импровизации либо развивающие сюжет сказки, либо «уводящие» в сторону. При­чем последние могут дать вам очень интересную информацию, являющуюся поводом для размышления о причинах такого «ухода» и их исследования. Все интересующие вас вопросы можно и нужно обсуждать в процессе групповой работы — часто это может превзойти эффект, полученный непосредствен­но от метафор, от их сюжета.

Часто уже в процессе обсуждения дети делают достаточно серьезные выводы. Так, после работы со сказкой «Облачко» мальчик Стас (10 лет) сказал, что некрасивый неуклюжий че­ловек может быть красивым душой, добрым и приносить больше помощи людям, чем красивый. Галя (9 лет) заметила, что, если к некрасивому человеку относиться с теплом и с любо­вью, он станет намного красивее.

Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последую­щие дни. «Как тот ежик» — через полгода после чтения сказки говорили дети о ребенке, который привлекал к себе внимание деструктивными выходками.

Если же вы собираетесь использовать метафоры в работе с подростками, то здесь ситуация одновременно и сложней и проще. Проще — потому, что у них больше возможностей са­мостоятельной работы. Сложней — потому, что подростков не так-то просто подвести к необходимости участия в такой работе. Здесь уже трудно давать конкретные советы. Можно лишь подчеркнуть, что результат вашей работы будет нахо­диться в прямой зависимости от вашего отношения к детям. Основа для общения с подростками — это естественность, ис­кренность, уважение точки зрения другого и принятие их как личностей. Отнюдь не нужно под них подстраиваться — необ­ходимо просто быть самим собой.

Хухлаев О.Е.

СКАЗКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Как Кенгуреныш стал самостоятельным

Возраст: 2-5 лет.

Направленность: Страх расставания с мамой. Пережи­вания, тревога, связанные с одиночеством.

Ключевая фраза: «Не уходи. Я боюсь один».

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала са­мой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень сла­беньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и со­всем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кор­мила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кри­чать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще Дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в ма­миной сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые Дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла ос­тавить Кенгуреныша и сидела с ним все время. Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, ко­торые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смея­лись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самосто­ятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в мага­зин — ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения

Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится оставаться один, без мамы?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.198 (0.013 с.)