Бурин, Или когда ребенок становится взрослым. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бурин, Или когда ребенок становится взрослым.



Возраст: 11-16 лет.

Направленность: Решение проблем, вызванных подрост­ковым кризисом. Ключевая фраза: «Я уже взрослый!»

Давным-давно, когда даже Время было еще молодым, жил в одной деревушке у моря бедный рыбак. Жил он в ветхой хижи­не на самом краю деревни и все его имущество составляли ко­телок, невод да лодка. Однажды во время весенних штормов сидел Рыбак на пороге своей хижины и чинил невод. Вдруг слышит: то ли ребенок плачет, то ли кошка мяукает. Глядь — плывет по морю корзинка, а из нее раздаются тихие звуки — плач-мяуканье. Забросил Рыбак невод и вытащил корзину на берег: а там младенец да кошка. Пожалел Рыбак ребенка и взял его к себе вместе с кошкой, а назвал Бурином — в честь бури, что его принесла.

Бурин рос не по дням, а по часам. К концу штормов научил­ся лепетать и ползать, когда листочки первые распустились — уже ходил во всю, а к лету и совсем в помощника вырос: и невод чинил, и лодку смолил, и обед варил. Да и кошка тоже была не простая — говорила человеческим языком и о ребен­ке будто мать родная заботилась: то его умоет язычком, то лапкой рыбки почистит.

Прошло лето, наступила осень. Небо заволокли тяжелые серые тучи, свирепый ветер поднимал на море огромные вол­ны, а от промозглого холода и вовсе было негде укрыться. Понял тогда Рыбак, что его невод да лодка не прокормят дво­их. Позвал к себе послушного Бурина и говорит ему:

— Теперь ты уже почти взрослый, мне тебя кормить нечем. Иди в мир, ищи свое счастье.

Испугался Бурин, заплакал, а Рыбак говорит:

— Не плачь, ты уже не маленький.

И понял тогда Бурин, что больше не надо будет ему делать грязную работу, обрадовался в глубине души и, хотя было ему очень страшно, посадил кошку на плечо и ушел из дома Рыбака.

Чем дальше он шел, тем меньше боялся, тем больше радовал­ся свободе. Кошка грела плечи, сквозь тучи выглянуло солнце и пустынные песчаные дюны сменились разноцветным осенним лесом. Проголодался Бурин и нагнулся за грибом, а кошка ему:

— Не ешь эти грибы, маленький, а то животик заболит.

Но Бурин кошку не послушал и съел грибы. Идет он даль­ше, а радости его поубавилось — что-то уж очень тяжелой стала кошка. Захотелось Бурину пить, нагнулся он к ручейку с прозрачной водой, а кошка ему:

— Не пей, маленький, горлышко заболит.

Но Бурин кошку не послушал и выпил воды. И почувство­вал тут Бурин — будто кошачьи когти впились ему в шею. Сса­дил он кошку на землю, а она ему:

— Вот какой ты злой стал: хочешь, чтобы я себе все лапки стерла, хвостик замочила.

Пошел Бурин дальше по тропинке, а кошка за ним — да где ей угнаться. Вышел он на полянку, а там шатер прекрасный раскинут, а перед шатром Дама на подушках сидит. Улыбается Дама Бурину и говорит:

— Здравствуй, рыцарь!

Зарделся Бурин, что его, почти ребенка, такая Дама рыца­рем назвала. А Дама манит его к себе на подушки пальчиком и томно-томно говорит: «Али ты боишься меня?».

Чтобы он, Бурин, почти взрослый рыцарь, и испугался? Вот еще! Сел рядом. Дама ему кубок протягивает, улыбается:

— Или ты еще маленький?

И тут на поляну выбегает Кошка и кричит:

— Да что ты, разве можно?

Разозлился тут Бурин: «Да что я, маленький?! Не нужны мне кошки всякие. Убирайся, рыбоедка ободранная». Запла­кала тут кошка, потерла мордочкучлапкой, ушла в лес. А Дама Бурина за собой в шатер зовет и смеется весело так. Зашел за ней Бурин и там, в теплой темноте шатра вдруг обнаружил, что не Дама рядом с ним, а жуткая старая ведьма. Ведьма косну­лась Бурина губами — и покрыл его каменный панцирь. Страш­но стало Бурину, но от безвыходности положения он взял и заснул. И приснился ему странный сон. Приснилось ему, что он раб и выполняет всю самую грязную работу, покорный и всем довольный, сытый и в тепле у короля, которым оказался Рыбак, одетый в мантию. Но к Бурину подошел шут и говорит: «Кто-то считает сначала, а ты начни с конца». И шут уже не просто шут, А Бурин-шут. И стал Бурин всех подряд передраз­нивать — делать все наоборот: вместо «да» — «нет», вместо «белый» — «черный», и ходит на руках, а не ногах, чтобы кто не подумал, что он раб. И подошел к нему Рыбак-король и подвел девушку-принцессу, прекрасную как заря, и говорит: «Кто последний, тот второй, а кто второй, тот первый». И нет Рыбака-короля, а есть Бурин-король. И протянул Бурин руки к принцессе, но та узнала, что он кошку прогнал, расхохота­лась ему в лицо и убежала.

Стал Бурин старым, и не с кем ему было словом перемол­виться. И так ему стало стыдно, что он кошку прогнал, что в ту же минуту Бурин проснулся, уперся руками в каменные стен­ки и поломал их. Не было больше на поляне ни шатра, ни поду­шек. Только поганки вместо травы да жуткие мертвые деревья вместо веселого осеннего леса. Пошел Бурин Кошку искать и нашел — только она уже в каменную превратилась. Заплакал тут Бурин, упали его слезинки на камень и растопили его. Бу­рин и Кошка обнялись, а Кошка и говорит:

— Прости меня, Бурин, я все думала, что ты котеночек, а ты почти взрослый кот. Я теперь тебя учить не буду, буду тебе просто шею греть.

АБуриней:

— Я хоть и взрослый, да знаю еще мало, может, я тебя слу­шаться и не буду больше, но слушать буду всегда.

И так им было вместе хорошо и радостно, что пошли они куда глаза глядят. Лес вокруг становился все страшнее и гуще. А лес этот был волшебный: тот, кто попадал туда, терял не только путь, но и самого себя. Кошка заснула на плечах у Бу-рина, а он все шел и шел, и не знал больше, то ли он сильный, то ли слабый, то ли взрослый, то ли маленький, то ли смелый, то ли нет. Он звал и сам себе отвечал из-за дерева и не помнил уже даже своего имени. Вышел Бурин к развилке дорожки и сказал: «Я смелый» — и стал лес чуть-чуть светлее, потом еще: «Я сильный» — и поредел лес еще больше,— и так до тех пор, пока не вспомнил: «Я Бурин» — и вышел к берегу моря. А там замок стоит, до того прекрасный, что глазам больно, а вокруг замка город — и все в трауре. Подошел Бурин к замку и спра­шивает у одного стражника: «Почему в городе траур?», а тот рассказал ему: «Прошлой весной появился у нас в округе страшный дракон, сначала он еще маленький был — никого не беспокоил, но за лето вырос и стал все крушить. А недавно послал нашему королю угрозу: либо тот отдаст ему свою дочь Зорюшку, либо он весь город спалит. Тогда король повелел объявить, что тому смельчаку, который победит дракона, от­даст в жены принцессу и все королевство в наследство. Но ни­кому было не под силу победить дракона. Всех рыцарей он уничтожил. А сегодня как раз день выплаты дани». «Какой он, дракон?» — спросил Бурин. «Он слабый и трусливый, без фор-

мы и имени, нападет всегда сзади и убивает огнем своей злобы и зависти»,— ответил стражник.

Оставил тогда Бурин кошку на попечение стражника и по­шел искать дракона. Вошел он в пещеру у моря, а там зеркал видимо-невидимо и все такие мелкие, что ни в одном своего отражения не увидишь. И вдруг неожиданно на Бурина сзади напал дракон, но Бурин увернулся, и стали они бороться. И никак один другого одолеть не может — Бурин чувствует себя сильнее — и сила дракона возрастает, слабее Бурин, слабее и дракон. Вдруг их глаза встретились, и увидел Бурин в драконе что-то знакомое. Отшатнулся Бурин и спрашивает: «Кто ты?», а дракон ему в ответ: «Я родился в тот же день, что и ты, от той же матери и того же отца, я — это ты, а ты — это я и я тебя не боюсь. Я не буду больше с тобой драться, а приму тебя в себя и там, в моей душе, ты станешь ручным». И только Бурин это сказал, как и дракон, и пещера исчезли, лишь ожерелье из дра­коньих когтей на песке лежит да ручеек из земли бьет, а в воде Бурин отражается. Взял Бурин ожерелье и пошел к королю. Король его встретил как родного сына и отдал ему в жены свою дочь. И Бурин полюбил короля как родного отца. А был тот король, надо сказать, мудрейшим из мудрых, сильнейшим из сильных и храбрейшим из храбрых. Таким и Бурин стал со временем. И тогда отдал ему король свою корону, свой трон и свое царство и ушел рыбачить.

И что за удовольствие было смотреть, как сидит король Бурин в короне на троне, по левую руку королева — жена-красавица, по другую руку кошка-мать. Сидит, королевством правит, да так правит — лучше и не надо и быть не может.

Вопросы для обсуждения

Обсуждение сказки проводится без конкретных вопросов в форме свободной дискуссии на тему: когда ребенок стано­вится взрослым? Что значит быть взрослым?

День испытаний

Возраст: 11-16 лет.

Направленность: Трудности в учебе, связанные с невни­мательностью, торопливостью, неумением сосредоточить­ся. Боязнь экзаменов, контрольных и т. п. Ключевая фраза: «Сейчас, я все быстро!» Хочешь, я расскажу тебе одну историю? Садись поудобнее, так как нам предстоит путешествие в далекую страну, где жил мальчик, чем-то похожий на тебя. А был этот мальчик индей­цем и жил в лесу вместе со своим племенем. Все мужчины это­го племени были очень хорошими охотниками и у племени ни­когда не было трудностей с пищей. Но быть хорошим охотни­ком очень сложно. Для этого надо уметь читать следы, ловка метать копье, замечать каждую мелочь, которая может приве­сти к спрятавшемуся зверю. Научиться всему этому было не так уж просто, поэтому в племени был обычай, по которому все дети должны были с раннего возраста обучаться мастер­ству охоты. Их наставником был самый старый и самый опыт­ный охотник. Он уже не мог охотиться сам и поэтому занимал­ся подготовкой молодых.

И вот, когда пришла пора, герой нашего рассказа тоже по­шел учиться. Он был умным мальчиком и легко схватывал все, но иногда слишком торопился. Ему казалось, что все слишком просто и понятно и даже не требуется подробно выслушивать все объяснения. Поэтому он частенько убегал с урока еще до того как учитель заканчивал рассказ — ведь мальчику каза­лось, что он и так все знает. Если учитель делал ему замечание по поводу невнимания, мальчик считал, что к нему просто при­дираются.

Когда дети подрастали, приходила пора им начинать помо­гать взрослым, а значит, принимать участие в общей охоте. Но стать настоящим охотником мог только тот, кто действитель­но познал все тайны леса. Как же узнать это? Тебе, конечно, известно, что и у нас в школах, чтобы доказать, что ты дей­ствительно что-то знаешь и можешь вступать во взрослую жизнь, тебе обязательно нужно сдать экзамены. Так вот и в племени, где жил наш мальчик, существовало что-то наподо­бие экзаменов. Все племя собиралось на специальный празд­ник, и дети должны были на глазах у всех пройти ряд испыта­ний и показать все, чему они научились. Надо сказать, что пра­вила сдачи этого экзамена были очень строгие. Дикий лес никогда не шутит, и если ты чего-то не знаешь, потому что пропустил урок или плохо его выслушал, такая ошибка может стоить жизни тебе или твоему товарищу, который понадеется на тебя. Поэтому если молодой охотник не сдавал экзамен, то он лишался права быть охотником, и когда все мужчины от­правлялись на охоту, он должен был оставаться в лагере и по­могать по дому женщинам и старикам.

Итак, настал день испытаний для нашего мальчика. Он встал очень рано, так как ему не терпелось поскорее пройти все ис-

пытания и стать настоящим охотником. Утро этого дня было просто замечательным. Когда мальчик вышел из своего вигва­ма (так называются специальные, похожие на шалаши, кожа­ные палатки, в которых живут индейцы), то он увидел, что солнце еще только встает. Край неба окрасился в розовый цвет и сумрак ночи уже отступал. Мальчик сделал глубокий вдох и запах утреннего леса приятно защекотал ему ноздри. Легкий ветерок принес прохладу еще спящего леса. Мальчик потя­нулся и в этот момент услышал приглушенный стук бараба­нов. Это было начало праздника. Вскоре все племя собралось на большой поляне, и испытания начались. Я уже говорила, что задания были не простые и будущим охотникам надо было показать все, что они умеют, и использовать все полученные знания. Наш мальчик вовсе не был хуже остальных, а во мно­гом был даже лучше, ведь он был и умным, и сильным, и лов­ким, и смелым, но у него был один недостаток: он всегда очень торопился, когда что-то делал, и из-за этого часто был невни­мателен. Так случилось и на этот раз. Выполняя задания, он так торопился, что допускал очень грубые ошибки. Напри­мер, когда ему было дано задание отыскать по следу лань, то вместо того чтобы медленно и осторожно распутывать следы, он бегом помчался по тропе и не только потерял следы лани, но и не заметил следов пумы, которая, если бы не помощь охот­ников, шедших сзади и проверявших мальчика, могла разор­вать его. Другим заданием было взобраться на крутую гору и поставить на вершине палатку. Но мальчик, как обычно, очень спешил. Мало того, что он несколько раз чуть не упал, так как не смотрел, куда наступал, так он еще, взобравшись наверх, обнаружил, что в спешке забыл положить в свой заплечный мешок колья для установки палатки. Его невнимательность по­мешала ему и при выполнении остальных заданий.

Вечером на всеобщем празднике всех мальчиков поздрав­ляли с удачным прохождением испытания и одевали им на шею красивые амулеты, которые были у всех мужчин племени и помогали им во время охоты. Мальчику же объявили, что он не выдержал экзамена и не будет принимать участие в охоте. Вождь племени сказал ему: «Ты не прошел испытания и мы не можем рисковать, беря с собой на охоту ненадежного товари­ща. Твоя невнимательность может быть очень опасной и на­вредить не только тебе, но и другим». Итак, приговор вождя был суровым, но справедливым,— ведь ему приходилось забо­титься о благе всего племени и охотники должны быть уверены друг в друге. Но мальчик его даже не стал дослушивать. Он побежал в лес, чтобы никто не видел, как ему обидно. Он ведь был еще и очень гордым мальчиком. Он так и не понял, что было настоящей причиной его неудачи. Мальчик решил, что просто вождь и другие охотники племени специально придира­лись к нему. Тогда мальчик решил любым способом доказать всем, что он не хуже остальных.

В этом племени была одна легенда. Точнее, никто не знал, легенда это или так было на самом деле. В общем, старики рассказывали, что много поколений назад в их племени вож­дем был замечательный охотник. Никто не мог сравниться с ним ни в уме, ни в ловкости, ни в смелости. Кроме этого он отличался очень хорошей памятью и славился своей внима­тельностью. Иногда он замечал то, что не мог заметить целый отряд охотников. Этот вождь обычно ничего ни делал, не об­думав тщательно решение. Поэтому если он руководил охо­той, то она обязательно была удачной. Так вот, этот великий вождь был еще и искусным мастером и изготавливал очень кра­сивые украшения и амулеты. Однажды он сделал амулет, кото­рый превосходил по своей красоте все, что ему или кому-либо из его племени удавалось сделать. Вождь решил, что этот аму­лет должен носить только великий охотник, который будет равен ему по силе, ловкости, внимательности и уму. Но как проверить это? Тогда великий вождь отправился на одну из самых высоких и самых крутых гор, которая возвышалась по­близости и, с большим трудом взобравшись на ее вершину, оставил там свой амулет. Затем он вернулся в деревню и объя­вил, что тот, кто сможет найти и принести этот амулет, будет таким же великим охотником, как и он сам. Многие опытные воины пытались найти амулет, но никому так и не удалось это сделать. Слишком уж сложно было взобраться на эту ropy, a если кто и забирался, то уж найти на вершине амулет не мог никто.

Эта легенда переходила из поколения в поколение, и мно­гие уже считали, что никакого амулета не существует, но наш мальчик все-таки верил в него. После того как он не прошел испытание, он долго бродил по лесу и думал о том, что ему сделать, чтобы доказать всем, каким хорошим охотником он может быть. И вдруг ему в голову пришла идея. «А что если я смогу найти этот амулет? Может, тогда племя примет меня в отряд охотников? Да, это единственный выход, я пойду и най­ду его!» — так думал он, направляясь прямо к горе.

Но недаром только некоторые самые лучшие воины могли взобраться на эту гору. Уж очень она была высокая и почти не имела выступов, за которые можно ухватиться. Дойдя до скалы мальчик, как обычно, сразу начал карабкаться на нее. Но каж­дый раз падал, поднявшись на высоту нескольких метров. Слиш­ком поспешными были его действия. После нескольких бесплод­ных попыток мальчик сел и призадумался. «Наверно, я что-то делаю не так. Но должен же быть какой-то другой способ»,— думал он. Мальчик начал тщательно рассматривать скалу, мед­ленно и тщательно изучая каждый ее выступ. И вдруг он увидел, что в одном месте выступы встречаются чаще и образуют какое-то подобие лестницы, по которой не так уж и сложно взобрать­ся. «Как же я сразу не заметил ее?— удивился мальчик,— а может, это не так уж и плохо — подумать перед тем, как делать что-либо?». В тот момент он впервые понял, что, может быть, прав был его учитель, когда советовал ему не торопиться.

Итак, он продолжил свой нелегкий путь. Поднявшись до небольшой площадки, он решил передохнуть и уже занес было ногу, чтобы наступить на нее, как вдруг услышал шипение и увидел змею, которая высовывала язык и извивалась, блестя на солнце своей стальной чешуей. Мальчик замер и почувство­вал, как холодные мурашки пробежали по его спине. «Что же мне делать? А ведь учитель рассказывал, как себя вести, когда встречаешь змею. Ах, как жаль, что я тогда убежал, не дослу­шав его до конца. Там на поляне все казалось таким простым и ясным, а что делать теперь?» — думал мальчик. Но ему повез­ло и змея, успокоившись, уползла. «Когда я вернусь, обяза­тельно попрошу учителя рассказать мне все заново, и на этот раз я буду слушать каждое его слово очень внимательно, что­бы не пропустить ничего важного» — решил мальчик и про­должил свой путь.

Наконец, он добрался до самой вершины горы. Великолеп­ный вид открывался оттуда. Зеленое поле леса в некоторых ме­стах разрезалось голубыми полосками рек и ручьев, а поляны казались лишь небольшими желтыми пятнышками. Ветер раз­вевал волосы мальчика. Он очень устал, но помнил, зачем он залез на эту скалу. Немного отдышавшись, он приступил к по­искам амулета. Мальчик несколько раз обежал площадку на вершине, но ничего не нашел. Тогда он сел и подумал. Мальчик понял, что ему больше ничего не оставалось, как шаг за шагом исследовать всю вершину еще раз, но по-другому, не так, как он это делал обычно. И мальчик начал очень медленно и очень тщательно рассматривать каждый камень, каждый пучок травы, каж­дую щель в скале. Вначале ему было очень трудно заставить себя действовать постепенно и не торопясь, ведь он так привык к спешке, но затем ему даже понравилось. Ведь теперь он видел многое из того, на что раньше просто не обращал внимания. После часа таких поисков мальчик обратил внимание на один очень странный камень Он был достаточно большой, гладкий и наверное тяжелый, но когда на него попадал луч солнца, то ка­залось, что он светится изнутри каким-то странным желтова­тым светом. Мальчик ухватил камень обеими руками, навалил­ся всей силой, которая только у него была, и перевернул его. Каково было его удивление, когда он увидел, что внутри камня было выдолблено углубление, в котором сверкал великолепный золотой амулет. Радости мальчика не было предела. Он береж­но взял амулет и двинулся в обратный путь. Шел он не торопясь и взвешивал каждый шаг. Теперь он знал, что в опасном пути медлительность и неторопливость может быть намного полез­нее спешки. Он был очень удивлен тем, как много он увидел на своем пути того, чего раньше даже не замечал. Он никогда не обращал внимание, что на поляне в лесу росли замечательные желтые и голубые цветы, а звук журчащего ручейка на его изги­бе был совсем не таким, как в том месте, где он тек прямо, и запах сосны, оказывается, совсем не похож на запах березы. По дороге обратно в племя мальчик долго размышлял и понял, что во многом он был неправ и вождь племени совсем не хотел его обидеть. Опасное путешествие научило мальчика быть внима­тельным, обдумывать и взвешивать свои поступки, правильно оценивать свои собственные силы. Он понял, что любой совет и объяснение надо обязательно дослушивать до конца.

Когда мальчик вернулся в деревню, он собрал все племя на большой поляне и перед всеми попросил прощения у вождя и своего учителя. Он рассказал, какие трудности встретились на его пути и как много он понял. В конце мальчик попросил, что­бы ему разрешили еще раз попробовать пройти испытание в сле­дующем году. Вождь удивился его рассказу, но поверил ему и позволил попробовать сдать экзамен во второй раз. Весь год мальчик тщательно готовился. Он был самым внимательным и терпеливым учеником и очень старался. Следующим летом маль­чик блестяще прошел испытание и был принят в отряд охотни­ков. Когда наш мальчик вырос, он стал очень опытным охотни­ком, и племя выбрало его вождем. А иногда, когда ему хотелось что-то сделать сразу, быстро, не задумываясь, его золотой аму-

лет напоминал ему, с какими неприятностями в детстве ему при­шлось столкнуть именно из-за его торопливости и невниматель­ности. Он правил мудро и стал одним из величайших вождей племени, о котором было сложено множество легенд.

Вопросы для обсуждения

Почему у мальчика не получилось справиться с заданиями? Почему он не мог исправить ошибки, когда их совершал? Почему он всегда считал, что причина его бед — другие? Чему Гора научила мальчика? Расскажи поподробнее. Чему эта Гора могла бы научить тебя? Чем был необычен обратный путь с Горы?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.019 с.)