Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.5. Составление терапевтических метафор↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Все истории, анекдоты и идиомы обладают одним фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Некто сталкивается с какой-то проблемой, и каким-то образом либо преодолевает ее, либо терпит поражение. Способ, которым герой решает свою проблему, может в аналогичной ситуации давать возможное решение и для других людей. Если какой-нибудь конфликт, описываемый в данной истории, напоминает вам аналогичный случай из вашей собственной жизни, рассказ становится для вас более значимым, чем до этого. Слушая анекдот или сказку, вы можете испытывать определенные ощущения, связанные с идентификацией персонажей данной истории с людьми или событиями, непосредственно вам знакомыми. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что вы почувствуете особый интерес к тому, как завершится данная история. Примерами источников подобных историй могут быть эпические поэмы, новеллы, стихи, волшебные сказки, басни, притчи, песни, кинофильмы, анекдоты, шутки и сплетни. Когда какая-либо из этих историй предъявляется слушателю с намерением дать совет или проинструктировать его о чем бы то ни было (или если слушатель подразумевает такое намерение), то она становится для этого человека метафорой. В своей книге «Гуру: метафоры психотерапевта» Шелдон Копп определяет метафору следующим образом: «В общем смысле метафору можно определить как средство сообщения, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее». Таким образом, метафора представляет собой новеллистический способ репрезентации чего-либо. Но практически нет книг, которые учат конструированию метафор. Целью книги Дэвида Гордона «Терапевтические метафоры» является снабжение вас знаниями, которые позволят вам научиться формулировать и эффективно использовать терапевтические метафоры. Интерес к метафоре объясняется универсальностью данного феномена культуры и языка. Метафору можно обнаружить в психотерапевтической беседе, в диалоге пилота и авиадиспетчера, эзотерическом ритуале, языке программирования, лирической поэме, и статье по квантовой механике. Широкое распространение метафор связано с особенностями человеческой психики. Хотя сенсорная информация поступает в систему психики в различных формах, определяемых модальностью (качеством) восприятия – зрительной, слуховой, тактильной и т.д. – в процессе использования, переработки и хранения она приобретает единую природу. Метафора есть то, что лучше всего связывает и соединяет несоизмеримые аспекты реальности. Одна из важнейших задач психотерапии – раздвинуть узкие рамки видения себя и своей проблемы. Психотерапия в принципе метафорична, что сближает ее с поэзией и прозой. И хотя метафоры в психотерапии используются давно, специальных исследований достаточно мало. Величайший вклад психоанализа состоит в том, что он выработал свой особый язык для общения с бессознательным, для понимания принципиально непонятного и загадочного. С позиции эриксонианского гипноза сознательное и бессознательное уже имеют общий язык – язык метафор. Большинство психотерапевтических направлений активно используют метафору как средство воздействия на клиента. Общение посредством метафор активно происходит в гештальт-терапии, НЛП, гуманистически и экзистенциально ориентированных подходах, позитивная терапия Пезешкиана, эриксонианском гипнозе. Все направления психотерапии не только используют, но и основываются на метафоре. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и бессознательных ассоциаций. Юнг изобрел метафоры «анимы» и «анимуса». Райх изобрел «оргон». У Ф. Перлса – верхняя и нижняя собаки. То есть, каждая терапия или система психологии имеет в качестве своих основ некоторый набор метафор (в виде словаря), который представляет возможность представлять какой-то части людей некоторую часть своего опыта о мире. Такие метафоры не являются самим этим опытом. Люди не носят в голове собак или первичные сущности. Метафоры представляют собой лишь способ сообщения об опыте. В языкознании метафорой называют оборот речи, при котором какой-либо предмет называют именем другого предмета или явления: глаза – звезды, стройная девушка – ива или газель и т.д. При этом метафорическом выражении сравнение и отрицание существуют одновременно(А = В; но А не равно В) – глаза как звезды, но не звезды. В психотерапии метафора – одно из основных средств структурирования опыта. Как правило клиент, говоря о своей проблеме, описывает множество разрозненных впечатлений, чувств, оценок, фактов и выводов, так что разобраться в предлагаемом наборе нелегко. Сильное желание выразить сложность и многоаспектность жизненной ситуации часто превращает рассказ в бессвязную путаницу. Метафора же представляет собой словесную формулировку реальности во все ее многообразии, воспринимаемом как сложная, но упорядоченная совокупность свойств. Когда клиент говорит метафору он сообщает таким образом о своем опыте. При помощи метафоры можно лучше понять клиента, помочь более точно описать его проблему, а также помочь решить его проблему. Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и бессознательно используются терапевтами в целях помощи клиенту для осуществления желаемых изменений. Клиент может выражать какие-либо области своего опыта, где он чувствует отсутствие альтернатив или ограниченность удовлетворяющих его выборов. В этом случае терапевт может рассказать ему анекдот из своей собственной жизни, из жизни другого клиента или придумать новый. Опыт другого человека в преодолении проблем, сходных с проблемой данного клиента, даст ему (прямо или косвенно) способ, при помощи которого он сможет справиться с ситуацией сам. Разница в том, что проблема «того клиента» каким-то образом была разрешена. Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее эффективности является ее сходность модели мира клиента. Это не означает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с содержанием ситуации клиента. Она должна сохранять структуру данной проблемной ситуации. Другими словами значимыми факторами метафоры являются межличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых клиент оперирует внутри контекста «проблемы». Сам по себе контекст значения не имеет. Конструирование метафоры. Анализ ситуации. 1. Сформулировать проблему. 2. Выявить, какие стратегии уже использовались для решения проблемы. Написать их список. 3. Точно сформулировать цели клиента. Определить желательный исход, чего хочет клиент. Проанализировать насколько он реален. Записать в схему. 4.Продумать связующую стратегию, т. е. стратегию, связывающую проблему с желательным исходом.
Создание метафоры. 5. Выбор контекста и персонажей
Значимые лица, их отношения и развитие событий в метафоре должны быть учтены соответственно актуальной ситуации. Если это условие удовлетворяется, то для составления метафоры пригоден любой контекст. Действие может происходить как в созданном мифологическом мире (например, в лесу, где есть сообщество зверей, которые наделены своими характерами), так и реальном мире – ситуация в рабочем коллективе, знакомой семье и т.д. При выборе персонажей для метафоры не имеет значение кто они. Главное – как они взаимодействуют. Учитывайте родственные отношения, дистанцию, характер взаимоотношений - эмоциональность, ответственность, зависимость, страхи и т.д. Если в проблеме участвуют отец, мать и их маленькая дочь, в качестве контекста можно выбрать царскую семью (тогда персонажами будут король, королева и принцесса) или жеребца, кобылу и жеребенка и т.д. Как уже было сказано, фундаментальной характеристикой терапевтической метафоры является то, что участники истории и события, происходящие в ней эквивалентны тем лицам и событиям, которые характеризуют проблемы клиента.
6. Определите проблему в метафоре. 7. Определение желаемого исхода метафоры. 8. Определение связующей стратегии в метафоре.
9. Составьте метафору до начала действия связующей стратегии. Соотнеситесь с реальной ситуацией клиента и проверьте. 10. Продолжайте составлять метафору. Связующая стратегия может состоять из одного или более действий 11. В завершении придумайте фразу, являющуюся подытоживающей всей истории. Помните, что в ней должна содержаться то главное, что вы хотите донести до клиента.
Блок для самопроверки. 4. Раскройте сущность метода «Тяжелое испытание» в терапии М.Эриксона. 5. Назовите принципы конструирования терапевтической метафоры. 6. Назовите этапы конструирования метафоры. 7. Назовите требования к конструированию терапевтической метафоры. 8. Дайте определения понятиям: связующая стратегия и план метафоры. Литература: 9. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия [Электронный ресурс]: учебник / Б.Д. Карвасарский. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21485&cat=1094&page=1 10. Александров, А.А. Интегративная психотерапия [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21541&cat=1094&page=1 11. Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия [Электронный ресурс]: учебник / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2010. – 496 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21611&cat=1094&page=1 12. Романин, А.Н. Практическая психология и психотерапия [Электронный ресурс]: учебник / А.Н. Романин. – М.: КНОРУС, 2011. – 680 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=24108&cat=0&page=1
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.012 с.) |