Основные идеи марксистских экономических теорий 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи марксистских экономических теорий



Методология К.Маркса берет начало из следующих источников:
• классическая политическая экономия А.Смита и Д.Рикардо - трудовая теория стоимости, 2.

Трудовая теория стоимости и теория прибавочной стоимости являются центральными элементами экономической теории К Маркса Развивая теорию трудовой стоимости классической политической экономии К Маркс:

o считал, что единственным источником стоимости является труд, а точнее социально определенная человеческая деятельность Величина стоимости товара измеряется общественно необходимым временем, затраченным на его производство Итак, зг достойно закону стоимости все товары обмениваются на основе стоимости, которая в них содержитсяя;

o ввел понятие \"цена производства\" как форму существования стоимости Цена как денежное выражение стоимости товара отклоняется от последней под влиянием колебаний спроса и предложения;

o отмечал, что в процессе реализации товара происходит раздвоение стоимости на потребительскую (отражает его полезность) и меновую стоимость (в форме меновой стоимости), в основе которого лежит двойственный характ тер труда, воплощенного в товаре (конкретный труд создает потребительскую стоимость, абстрактный труд создает меновую стоимость)

o отметил, что стоимость товара определяется не количеством рабочего времени, затраченного на его производство, а время на его воспроизведения

При обосновании теории прибавочной стоимости К Маркс вводит понятие товара \"рабочая сила\" как совокупности физических и духовных способностей человека, который, как и любой другой товар, имеет два свойства: ва артиста, которая определяется рабочим временем, необходимым для его воспроизводства, и потребительскую стоимость - определяется стоимостью, которую она создаетона створює.

Ученый доказывает, что рабочая сила - единственный и специфический товар, который в процессе производства создает стоимость большую, чем ее собственная Время, в течение которого производится стоимость, равная стоимости рабочей силы - это необходимое рабочее время (необходимый труд), а остальное время, в течение которого создается новая стоимость, - это дополнительное рабочее время (дополнительная работа) Разница между стоимостью рабочей силы и новой стоимостью, созданной рабочим, (потребительской стоимости) - это дополнительная стоимость Поскольку капиталист присваивает результат \"неоплаченного труда\" как дополнительную стоимость, он эксплуатирует наемного работника Для определен ния уровня эксплуатации рабочей силы капиталом К Маркс вводит понятие норма прибавочной стоимости, величина которой определяется через соотношение прибавочного труда к труду необходимой или дополнительной вар занятости к стоимости рабочей силы Следовательно, норма эксплуатации - это норма прибавочной стоимостиаткової вартості.

Ученый отмечал, что в условиях капитализма эксплуатация наемной рабочей силы постоянно Он указывал на два способы усиления капиталистической эксплуатации или повышение нормы прибавочной стоимости:: абсолютное увеличение массы живого труда за счет продолжения продолжительности рабочего дня (абсолютная прибавочная стоимость), уменьшение продолжительности необходимого времени при неизменной продолжительности рабочего дня (отно сна прибавочная стоимость).

3. основные идеи кейнсианской экономических теорий

Рыночной экономике несвойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Кейнс предлагал следующий выход из проблемы падение общего покупательского спроса: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведёт к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечёт рост совокупного предложения товаров и услуг и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

Типы экономических систем их достоинства и недостатки

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

§ Форма собственности на средства производства

§ Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

§ Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)

§ Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности

§ Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы

§ Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

§ Крайне неравномерное распределение доходов в обществе

§ Ориентированность производителя на платежеспособного клиента

§ Инфляция и безработица, нестабильность развития экономики (возможность дефолта, девальвации и т.д.), как следствие – социальная нестабильность

§ Недостаток в финансировании сферы образования

§ Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий

§ Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

§ Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

§ Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

§ Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

§ Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

§ Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)

2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.

3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов

4. Создание финансовой системы, занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

§ Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)

§ Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий

§ Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения

§ Поощрение инноваций

§ Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду

2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов

3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством

4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)

5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.005 с.)