Предпринимательская деятельность: сущность и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательская деятельность: сущность и виды.



Уч. год.

Предпринимательская деятельность: сущность и виды.

Предпринимательская деятельность – целесообразная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, имеющая своей целью производство и реализацию определенных видов продукции, работ и услуг и получение прибыли от этой деятельности.

По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:

– коммерческое предпринимательство. Предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, который продает готовые товары, купленные им у других лиц, потребителю, покупателю;

– финансовое предпринимательство. Это форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги или ценные бумаги;

– некоммерческое предпринимательство. Этот вид предпринимательства не связан с продажей продукции ради обогащения. Сюда относятся: благотворительная деятельность, деятельность различных фондов, общественных и религиозных организаций;

– производственное предпринимательство. Предприниматель сам производит продукцию, товары для последующей продажи потребителям или торговым организациям;

– страховое предпринимательство. При данном виде предпринимательства страховые компании в соответствии с законодательством и договором гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь;

– посредничество. Предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, в качестве которого выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи и коммерческие организации. Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам:

– по форме собственности – на частную и государственную;

– по признакам законности – на законное, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство. Незаконное предпринимательство – это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации.

Лжепредпринимательство – это создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющей целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам и организациям;

– по географическому признаку – на местное, региональное, национальное, международное, мировое;

– по составу учредителей – на женское и молодежное;

– по темпу развития, уровню прибыльности и доходности – на быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании, высокоприбыльные, низкорентабельные;

– по масштабам инициативной деятельности предпринимательство подразделяется на индивидуальное (любая созидательная деятельность одного человека и его семьи) и коллективное (когда инициативным делом занят какой-то коллектив), оно включает мелкий, средний и крупный бизнес;

– по численности персонала – на малое и среднее;

– по формам ответственности – на организации с полной солидарной и субсидиарной ответственностью;

– по механизму создания, процессам функционирования и управления – на простые и сложные предпринимательские организации.

Инфраструктура бизнеса: функции и элементы.

Важным условием для развития предпринимательства в стране является наличие и развитость инфраструктуры, обеспечивающей выбранный вид бизнеса. Современный бизнес не может замыкаться сам на себе, ему необходимо соответствующее обеспечение, кооперация с другими производствами и организациями, другими словами, должна быть развитая инфраструктура предпринимательства. Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм, отмечающих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения при всем их разнообразии в одно целое. Элемент инфраструктуры – это специализированный вид деятельности, обслуживающий или создающий необходимые условия для работы предприятия в какой-либо сфере деятельности. Так, при реализации товаров могут быть использованы элементы:

1) кредитная система и коммерческие банки;

2) организационно оформленная деятельность посредника на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;

3) аукционы, ярмарки и прочие формы организованного небиржевого посредничества;

4) система страхования коммерческого хозяйственного риска, а также страховые (государственные и негосударственные) компании;

5) торговые палаты, иные общественные и добровольные государственно-общественные сообщества деловых кругов;

6) таможенная система;

7) коммерческо-выставочные комплексы;

8) специальные зоны свободного предпринимательства и др.

Другими словами, совокупность элементов инфраструктуры формирует инфраструктуру бизнеса.

Современная инфраструктура выполняет такие функции, как:

1) организационное оформление деловых отношений (проектирование, нотариальное дело и др.);

2) облегчение участникам деловых отношений реализации своих интересов, реклама и др.;

3) повышение оперативности и эффективности работы предприятий в результате ориентации различных субъектов хозяйствования на выполнении определенных функций (ремонта, транспорта, связи и др.);

4) упрощение форм юридического и экономического обеспечения предпринимательства (суд, адвокатура, налоговая инспекция и др.).

Обширность сфер предпринимательской деятельности и многочисленность элементов инфраструктуры каждой сферы не предопределяют количество структурных подразделений предприятия: выгоднее консультироваться в специализированных консалтинговых компаниях, имеющих высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Процесс формирования инфраструктуры для предпринимательской деятельности непрерывен, имеет направленность к специализации услуг, расширению их номенклатуры, повышению качества. Чем полнее инфраструктура, тем лучше условия, в которых предпринимательство развивается наиболее оптимально.


 

 

Классификация предприятий.

Предприятия – это экономические агенты или лица, действующие в рыночной экономике, занятые производством, реализацией товаров и услуг с целью получения прибыли и ее максимизации.

Малое предприятие – хозяйственная единица, характеризующаяся небольшим количеством занятых и несущественным объемом оборота.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, использующий материальные и информационные ресурсы для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Они классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

Выделяют следующие типы предприятий.

По виду хозяйственной деятельности: производственные; научно-производственные; строительные; транспортные; сельскохозяйственные; торговые и др.

По формам собственности: государственные; муниципальные; частные; находящиеся в собственности общественных организаций; смешанные.

По размеру предприятия (по мощности производственного потенциала): малые; средние; крупные.

По принадлежности капитала: национальные; иностранные; смешанные.

По степени ответственности: с полной ответственностью; с ограниченной ответственностью.

По организационно-правовым формам: акционерное общество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; полное товарищество; товарищество на вере; унитарное предприятие и др.

По структуре производства:

– многопрофильные;

– узкоспециализированные;

– комбинированные.

По виду производимой продукции:

– предприятия по производству товаров;

– предприятия по оказанию услуг. Предприятия в целях расширения своих возможностей и координации деятельности могут объединяться в концерны, тресты, холдинги, синдикаты, межотраслевые объединения и пр.

Концерн – это большое объединение фирм, которые осуществляют деятельность на добровольном объединении функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности, хозрасчетного обслуживания предприятий.

Трест – это форма объединений предприятий, при которой они теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, а управление сосредоточивается в руках правления или головного предприятия.

Холдинг – это компания, которая владеет контрольным пакетом акций других фирм с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.

Синдикат – это объединение двух и более собственников или фирм для достижения определенной узкой цели.

В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ – хозяйственное объединение предприятий, кредитно-финансовых организаций и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

 

Функции управления.

Функции управления – это виды деятельности по управлению по направлениям, осуществляемым работниками для выполнения целей предприятия.

1. Планирование – это направление усилий на достижение поставленной цели. Рассматривается несколько вариантов развития, выбирается лучший и разрабатываются планы:

-текущие;

-перспективные (на 5 лет);

-стратегические (на 10 лет и более).

2. Организация процесса труда включает:

-структуру предприятия;

-подбор кадров;

-расстановку их по рабочим местам;

-распределение функций между работниками (делегирование полномочий и ответственности);

-повышение квалификации кадров;

-организация технологического процесса.

3. Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действию, к работе.

4. Контроль предполагает:

-установление стандарта;

-учет и сравнение достигнутого с ожидаемым или со стандартом;

-коррекция отклонения.

Управление – это непрерывный процесс. Каждая функция управления требует принятия решения и обмен информацией, коммуникации, что связывает между собой вышеперечисленные функции. Функции управления выступают как форма, а методы управления – как содержание процесса управления.

Методы управления.

Методы управления – это способы воздействия на людей для достижения целей предприятия.

1. Экономические методы.,

-самостоятельность предприятий;

-самоокупаемость;

-самофинансирование;

-стимулирование труда;

-разработка системы кредитования;

-разработка системы налогообложения;

-конкурентоспособность;

изучение спроса и предложения и т. д.

2. Организационно-распорядительные (административные) методы.

К организационным методам относятся:

регламентирование, которое осуществляется через Конституцию РФ и Гражданский кодекс РФ, кроме этого на каждом предприятии разрабатывается своя дополнительная документация;

-нормирование – система нормативов всех видов: нормы расходов на материалы и запасные части, электроэнергия, нормы амортизации, нормы труда (нормы выработки и нормы обслуживания); нормы управления: нормативы численности управленческого персонала, сроки предоставления отчетности,

инструктирование – порядок действия при выполнении определенной работы.

К распорядительным методам относятся:

-приказы по предприятию, отрасли – это распорядительные документы, которые издаются начальником и обязательны для выполнения;

-распоряжения – издаются зам. начальника и могут быть обжалованы у начальника;

-устные указания – используются при оперативном управлении производством (оперативная, действенная форма распоряжения).

3. Социально-психологические методы.

От этих методов зависит мотивация труда работников, а, следовательно, и результат работы предприятия. К таким методам относится:

-система премирования работников;

-социальная поддержка работников;

-повышение их квалификации;

-увеличение активности;

-создание нормального здорового психологического климата в коллективе.

 

Принципы управления.

Принципы управления четко сформулированы в общем виде для всех сфер деятельности (для всех отраслей), но каждое предприятие на каждом этапе своей деятельности концентрирует внимание на определенных принципах управления.

Существуют следующие принципы управления:

1) принцип демократического централизма, т. е. сочетание централизованного руководства и самостоятельности предприятий;

2) п. единства политического и хозяйственного руководства (политические задачи определяются с учетом состояния экономики страны);

3) п. планового ведения хозяйства (в настоящее время не действует, т. к. сейчас план должен быть гибкий, динамичный на определенный период, удобный предприятию, а раньше устанавливались период, темпы развития, пропорции);

4) п. материального и морального стимулирования и их правильное сочетание;

5) п. научности управления (использование научных и технических достижений для построения всей системы управления);

6) п. ответственности;

7) п. подбора и расстановки кадров (в настоящее время этому уделяется намного больше внимания, чем раньше);

8) оптимальное сочетание отраслевого и территориального планирования (отраслевой принцип по отношению к административным единицам, субъектам РФ необходимо совершенствовать, т.к. стартовые уровни разные; совершенствование и укрепление данного принципа - социологизация);

9) преемственность хозяйственных решений при разработке планов (стратегические решения могут быть выполнены только на совокупности оперативных решений, которые необходимы в текущий период времени);

10) п. иерархичности управления;

11) п. регулирования;

12) п. экономичности и эффективности производства (интегральный, действует при эффективном выполнении вышеперечисленных принципов).

 

Линейная структура

Рассмотрим линейную организационную структуру. Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделления отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

Роль выручки(Вр)

-с наступлением вр на счетах фирмы завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия

-важные характеристики результатов хоз. деятельности фирмы

-возмещение текущих и единовременных затрат

-основной регулярный источник поступления денежных средств

-разность между выручкой и затратами прибыль) - важный источник рассм. производства.

-база начисления ряда налогов

Методы определения план. ВР

-прямого счета = цена на кол-во

-расчетный = тов прод-я – остатки нереализ ГП

-аналитический

Прибыль-часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, оказания услуг.

Прибыль-чистый доход=доход-расх

Таким образом, для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях.

Функции прибыли:

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей;

• прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;

• прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Основные виды прибыли:

-валовая

-прибыль от продаж (эф-ть ОД) = валовая - коммерч и управленч расходы

-прибыль до налога обложения

-чистая прибыль

Валовая прибыгль – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Устанавливается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), идущая торговым и снаб-женческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не входят в состав выручки.

 

Рентабельность- прибыльность или доходность Относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Показатели рентабельности определяют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год), на один рубль производственных фондов, капитала, оборота (реализованной продукции), инвестиций, текущих издержек производства. При анализе хозяйственной деятельности предприятия и разработке планов развития производства различают показатели рентабельности капитала и продукции, инвестиций и оборота и др

Показатели рентабельности:

-рентабельность производства - это показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств.

-издержек (продукции) - определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.

-продаж - дает возможность узнать, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель определяется как отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к выручке от реализации.

-активов - представляет собой процентное отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам). Показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.

-текущих активов - свидетельствует об эффективности использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его оборотных активов.

-собств. акц. капитал

 

Роль выручки(Вр)

-с наступлением вр на счетах фирмы завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия

-важные характеристики результатов хоз. деятельности фирмы

-возмещение текущих и единовременных затрат

-основной регулярный источник поступления денежных средств

-разность между выручкой и затратами прибыль) - важный источник рассм. производства.

-база начисления ряда налогов

Методы определения план. ВР

-прямого счета = цена на кол-во

-расчетный = тов прод-я – остатки нереализ ГП

-аналитический

Прибыль-часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, оказания услуг.

Прибыль-чистый доход=доход-расх

Таким образом, для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях.

Функции прибыли:

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей;

• прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;

• прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Основные виды прибыли:

-валовая

-прибыль от продаж (эф-ть ОД) = валовая - коммерч и управленч расходы

-прибыль до налога обложения

-чистая прибыль

Валовая прибыгль – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Устанавливается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), идущая торговым и снаб-женческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не входят в состав выручки.

 

Рентабельность- прибыльность или доходность Относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Показатели рентабельности определяют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год), на один рубль производственных фондов, капитала, оборота (реализованной продукции), инвестиций, текущих издержек производства. При анализе хозяйственной деятельности предприятия и разработке планов развития производства различают показатели рентабельности капитала и продукции, инвестиций и оборота и др

Показатели рентабельности:

-рентабельность производства - это показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств.

-издержек (продукции) - определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.

-продаж - дает возможность узнать, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель определяется как отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к выручке от реализации.

-активов - представляет собой процентное отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам). Показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.

-текущих активов - свидетельствует об эффективности использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его оборотных активов.

-собств. акц. капитал


 

 

34.Планирование как функция управления. Принципы и методы планирования.

1. Планирование – это направление усилий на достижение поставленной цели. Рассматривается несколько вариантов развития, выбирается лучший и разрабатываются планы:

-текущие;

-перспективные (на 5 лет);

-стратегические (на 10 лет и более).

Планирование-особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития фирмы и ее структурных звеньев на определенный период в соотношении с целью ее функционирования и ресурсным обеспечением.

Роль и практическое значение планирования:

1. планирование поощряет руководителей всех уровней постоянно мыслить перспективно

2. обеспечивает более четкую координацию предпринимаемых фирмой усилий

3. ведет к установлению показателей деятельности для последнего контроля

4. побуждает фирму более четко определить свои задачи

5. делает фирму более подготовленной к внезапным переменам обстановки в будущем

6. формальный план лучше организует деятельность всех служб и подразделений организации на достижение поставленных целей и задач

Задачи планирования.

-комплексная разработка программы деятельности фирмы и ее внутренних подразделений на определенный промежуток времени

-формулирование и реализация стратегических целей и задач фирмы и их ранжирование

-разработка производственных заданий в точном соотношении со спросом на продукцию и услуги, заключенными договорами и собственными производственно-техническими возможностями

-обеспечение минимальных затрат на производство и реализацию продукции

-организация слаженной, совместной работы всех звеньев производства

-выявление и поддержание рациональных внутрипроизводственных связей и пропорций

-обеспечение равномерного выпуска продукции

Формы планирования:

-директивное

-индикативное

Директивное-процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объекта планирования.

Индикативное -носит направляющий, рекомендательный, не обязывающий для исполнения характер.

По содержанию плановых решений

-стратегическое планирование

-тактическое

-оперативно-календарное

-бизнес-планирование

Стратегическое планирование-создание потенциала для выживания фирмы в условиях изменений внутр и внеш среды.

Тактическое планирование-процесс создания предпосылок для реализации стратегии и новых возможностей для фирмы.

Оперативно-календарное-конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы фирмы и ее структурных подразделений.

Цель бизнес-планирования-оценка целесообразности внедрения того или иного мероприятия.

К основным принципам планирования относятся:

• непрерывность планирования.

• научность.

• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности про­изводства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализа­ции.

• принцип взаимной увязки и координации.

В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии:

балансовый метод, наиболее широко используется при пла­нировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, обору­дования, строительных материалов и т.д.);

• трудовые (баланс рабочей силы);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бух­галтерский баланс, кассовый план и др.);

нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нор­мативов использования ресурсов предприятия (нормы рас­хода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использова­ния машин и оборудования, нормативы организации произ­водственного процесса, длительность производственного ци­кла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства).

программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:

сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выпол­нение важнейших научно-технических программ;

обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство;

увязать реализацию научно-технических программ с пла­ном экономического и социального развития предприятия;

метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек произ­водства и реализации продукции, производственной програм­мы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

 

Уч. год.

Предпринимательская деятельность: сущность и виды.

Предпринимательская деятельность – целесообразная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, имеющая своей целью производство и реализацию определенных видов продукции, работ и услуг и получение прибыли от этой деятельности.

По характеру деятельности предпринимательство включает несколько форм:

– коммерческое предпринимательство. Предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, который продает готовые товары, купленные им у других лиц, потребителю, покупателю;

– финансовое предпринимательство. Это форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги или ценные бумаги;

– некоммерческое предпринимательство. Этот вид предпринимательства не связан с продажей продукции ради обогащения. Сюда относятся: благотворительная деятельность, деятельность различных фондов, общественных и религиозных организаций;

– производственное предпринимательство. Предприниматель сам производит продукцию, товары для последующей продажи потребителям или торговым организациям;

– страховое предпринимательство. При данном виде предпринимательства страховые компании в соответствии с законодательством и договором гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь;

– посредничество. Предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, в качестве которого выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи и коммерческие организации. Предпринимательская деятельность классифицируется по различным характерным признакам:

– по форме собственности – на частную и государственную;

– по признакам законности – на законное, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство. Незаконное предпринимательство – это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации.

Лжепредпринимательство – это создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющей целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам и организациям;

– по географическому признаку – на местное, региональное, национальное, международное, мировое;

– по составу учредителей – на женское и молодежное;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.147 с.)