Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Романская скульптура Франции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ХI столетии во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Но годы, когда скульптура находилась в забвении, не прошли бесследно. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была невелика, пластическое чувство развито слабо. Первые скульптурные изображения появились на капителях колонн и притолоках порталов. Рельефы показывают, как по крупицам собиралось скульптурное мастерство. Новую главу начинают рельефы церкви Сен Сернен в Тулузе. Здесь сохранились античные постройки и произведения галло- римского времени. Рельефы лишены стилистического единства, в каждом произведении проступает использованный источник. Изображение апостола создано как подражание античной надгробной стеле; рельефы, украшавшие алтарь, подражают раннехристианскому саркофагу. Портал стал центром сосредоточия пластического декора в романских церквях Франции. Сюжетная программа не отрицалась особой сложностью теологических построений. Романский мастер в большей степени обращался к непосредственному чувству и воображению своих современников, чем к изощренным доводам разума. Портал средневекового собора помещался на границе 2- х миров - грешного мирского и священного - и был призван связать их между собой. Поэтому столь характерным было предпочтение, которое отдавали при украшении порталов апокалипсическими темам, будь то картина Страшного суда или Христос во славе. С теологической точки зрения именно Страшный суд восстанавливал связь времен и единство мира, объединял прошлое, настоящее и будущее и утверждал вечность. Одновременно проповедь в камне была призвании выразить не только общехристианские идеи и столь существенный для католичества, но и внушить мысль о том, что путь к истинному спасению лежит исключительно через посредничество церкви. Особенности скульптурного декора в различных районах Франции стали различимы уже в конце ХI века. Территориально они совпадали с кругом воздействия архитектурных школ: скульпторы и каменотесы были в большей степени связаны со строительной артелью, чем живописцы. В скульптуре выражалось пристально внимание к человеку. Бургундские ваятели черпали вдохновение не в скульптуре, а в живописи клюнийцев. Живопись обладала неприрывной традицией и оставалась монументальным ис- вом, которое умело организовывать большие плоскости и соотноситься с архитектурным пространсвом. На западе Франции скульптурный декор сосредоточился на архивольтах порталов, обрамлениях окон и капителях. Декоративные качества резьбы по камню ценились больше, чем назидательная программа. Мастера любили повторять один и тот же мотив, сплетать фигуры в сложные арабески, наполнятьорнаменты фантастическими существами. Здесь впервые был применен в обработке архивольтов прием расположения фигур вдоль очертания арки – мотив, воспринятый архитекторами готики. Пластический декор овернских церквей ограничен сюжетными капителями. В них господствует типичная для французкой романики тема- борьба порока и добродетили. Скульптурная школа Прованса позже других вступила на историческую арену и создала свои главные произведения в последней трети ХII века. Мастера изучали античные памятники в долине Роны, а карьеры Прованса снабдили их хорошим мрамором. Порталы, похожие на римские триумфальные арки, меандр, листья аканта, розеты, коринфские капители и каннелированные колонны составили арсенал скульптурной и архитектурной декорации порталов церквей. Знание древнего ис- ва позволило скульпторам создать полные достоинства фигуры святых. №7 Архитектура городов и замков периода зрелого Средневековья. Архитектура - наиболее показательное искусство Средневековья, в котором воплотились особенности эпохи, ее мировоззрение и ценностные ориентации, условия жизни и уровень знаний и навыков. В средневековой архитектуре сформировались два основных стиля: романский и готический, которые отразили специфику уклада жизни раннего и зрелого Средневековья соответственно. Романский архитектурный стиль (в переводе с латыни - "римский") возник во времена Карла Великого - в конце VIII века и развивался на протяжении IX-XII ст. С одной стороны, это стилевое направление выражал стремление королевской власти и церкви сослаться на авторитет Римской империи, а с другой - он стал проявлением эпохи, когда постоянная военная угроза заставляла строить сильные крепости. Романская архитектура - это строения оборонного типа. Характерными чертами этого стиля были: Романской скульптуре присущи рельеф (полукруглая скульптура на плоскости). Рельеф наиболее адекватно воспроизводил мировоззренческие ориентации того времени. Он был и достаточно телесным для того, чтобы удовлетворить требования конкретного сознания той эпохи. В то же время, он был достаточно условным и символическим, чтобы не нарушать требования христианской догматики. Характерными чертами готики становятся: Единство готического стиля хранится в разных национальных традициях, несмотря даже на возникновение многих региональных и национальных вариантов готики: английского "перпендикулярного", французского "пламенеющей", немецкого "кирпичного" и других. №8 Архитектура французской готики Готика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII в. Центром религиозных реформ в средневековой Франции было аббатство Клюни, что в Бургундии, — старейший из монастырей ордена бенедиктинцев. Библиотека монастыря насчитывала 570 манускриптов и была среди крупнейших в тогдашней Европе. Именно здесь уделяли большое значение укреплению церкви как духовного учреждения и разработали свой тип базилики, которая наилучшим образом соответствовала условиям реформированной католической мессы. Так возникла в 1088 году пятинефная базилика Клюни с двумя трансептами, алтарная часть которой была расширенавенком часовен. После достройки в 1220 г. трёхнефного помещения с запада базилика в Клюни сравнялась в размерах с главным храмом католичества — базиликой Св. Петра в тогдашнем Риме. Длина базилики Клюни достигла 187 метров. Так называемая третья базилика Клюни возникла на месте двух предыдущих и стала образцом для почти всех крупных соборов Франции эпохи готики. Строители в Клюни придерживались строгой симметрии. Это сооружение было снесено в 1807 году, но чертежи дают возможность представить себе величие первичного замысла. Странствующие артели строителей Франции разнесли знания и строительные традиции бенедиктинцев из Клюни в Иль-де Франс-и Париж, Швейцарию, Германию, Британию. Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165). Из городских кафедральных соборов первым в готическом стиле был выдержан собор в Сансе. Его освящение состоялось в 1168 году. На романскую основу были нарощены шестисегментные ребристые своды, аркбутаны, своеобразной формы шеве. При закладке соборов того времени зодчие планировали возвести немало башен (в Лане — семь, в Шартре — девять), однако эти замыслы практически нигде не были осуществлены в связи с дороговизной и долгими темпами строительства. В сравнительно короткие сроки (с 1194 по 1220 гг.) удалось возвести Шартрский собор. Как и Реймсский собор (заложен в 1212), этот памятник отличается удивительной художественной цельностью; здесь лучше, чем в других городах, сохранилось первоначальное скульптурное и витражноеубранство. Практически одновременно с Шартрским был возведён Буржский собор с широким арочным порталом и высоким нефом, но без трансепта. Этот проект был принят за образец при возведении готических храмов на Пиренеях. Для XIII века характерно соревнование крупнейших диоцезов за возведение собора наиболее грандиозного по своим основным параметрам, включая вместительность и высоту. Победителем в этой «гонке» вышел Амьенский собор, заложенный в 1218 г. Его главный соперник, собор в Бове, задуманный ещё более масштабным, обрушился из-за недостаточной прочности контрфорсов. После этой катастрофы, подведшей черту под порой радикальных структурных экспериментов, зодчие стали подходить к проектированию более осмотрительно. Начало Столетней войны и «чёрная смерть» привели к остановке строительных работ в XIV столетии. На примереКлермонского и особенно Руанского собора можно проследить, как менялись архитектурные вкусы в этот период. Своды и рёбра становятся с каждым десятилетием всё легче. В скульптурном убранстве получают распространение природные мотивы, имитирующие листву, цветы и плоды растений. Во Франции зрелую готику с середины XIII по середину XIV века называют «лучистой». Помимо Амьенского собора, наиболее чистый образец этого стиля — Святая капелла Людовика IX в Париже. В XV веке на смену лучистой приходит «пламенеющая готика» ВОПРОС 9
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.009 с.) |