Живопись флоренции первой половины и середины 15 века: уччелло, фра анжелико, беноццо гоццоли, филиппо липпи, А. Кастаньо и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Живопись флоренции первой половины и середины 15 века: уччелло, фра анжелико, беноццо гоццоли, филиппо липпи, А. Кастаньо и др.



Одной из характернейших черт флорентийской живописи середины 15 века является широкое распространение в ней светских тенденций, проявляющихся не только в развитии новых жанров, но пропитывающих и религиозную живопись. В этом отношении показательны работы Андреа дель Кастаньо (1423—1457),, сочетавшего традицию Мазаччо с воспринятыми у Донателло силой пластической характеристики формы и богатством жестов и мимики. Настоящее имя — Андреа ди Бартолоди Барджилла. итальянский художник.Родился в 1423 году в деревне Кастаньо Среди произведений Кастаньо фрески виллы Пандольфино близ Леньяно (1450), где он изобразил выдающихся людей древности и современности. Представленные здесь писатели, поэты и политические деятели должны как бы символизировать силу человеческого духа и мысли. Все они изображены в величавых позах и отделены друг от друга написанными пилястрами и коринфскими капителями. Фигуры даны несколько снизу вверх. Если Фа-рината является воплощением надменности и силы духа, то в фигуре Пиппо Спано Кастаньо ярко воплотил необузданный темперамент воина.Большой известностью пользуется также «Тайная вечеря» Кастаньо (1457, монастырь св. Аполлонии), в которой он изобразил Христа и апостолов за длинным столом в красиво отделанной комнате с мраморными вставками в стенах, кассетированным потолком и украшенным шашками из цветного камня полом. Величием и монументальностью отмечено «Распятие» Кастаньо (Флоренция, Сант Аполлония). Могучее тело Христа, грандиозные фигуры предстоящих перед крестом святых с искаженными страданием лицами выделяются сильным контрастом на фоне темного неба. В «Жизнеописаниях художников» Джорджо Вазари обвинил Андреа дель Кастаньо в убийстве из зависти своего учителя и покровителя Доменико Венециано (который на самом деле пережил своего ученика на несколько лет). Эта легенда стала настолько известной, что многие работы Андреа были закрашены, а его имя — подвергнуто забвению. Лишь в конце XIX в. под слоем краски были обнаружены некоторые его фрески, после чего его имя было возвращено в историю искусства.

Если в творчестве Кастаньо еще сохранились отзвуки монументального величия стиля Мазаччо, то большинство художников середины века утрачивает эти черты и идет по пути развития повествовательного, насыщенного бытовыми подробностями искусства.. Одним из самых ярких художников этого круга является Фра Филиппо Липпи (1406—1469). родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника.
В ранних его работах еще сказывается близость к консервативной традиции, однако он скоро овладевает изображением пространства и объема. При известной плоскостности фигур и неясности пространственного решения в картинах Фра Филиппо Липпи ощущаются его любовь к природе, мастерство в изображении лесного пейзажа. В более поздних картинах, как «Благовещенье» (Флоренция, Сан Лоренцо), «Коронование Марии» (1447, Флоренция, Уффици), Фра Филиппо выступает как зрелый мастер, овладевший изображением пространства и движения фигур. В более обобщенной Манере исполнены его поздние фрески в хоре собора в Прато на сюжеты из истории Иоанна Крестителя (1452—1464). К числу лучших картин Фра Филиппе принадлежит его «Мадонна» в галерее Уфицци, представленная в виде изящной, нарядно одетой флорентийской дамы с пухленьким младенцем на руках, которого поддерживают еще два мальчугана. Мадонна изображена сидящей в кресле на фоне открытого окна, в котором виднеется гористый пейзаж. Полагают, что Фра Филиппо изобразил здесь свою жену и маленького сына. Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Близким по характеру к Фра Филиппо, но несколько более архаичным по манере художником был Беноццо Гоццоли (1420—1498). Родился в 1420 году во Флоренции. Сын портного Лезе ди Сандро Настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро. В юности работал помощником Фра Беато Анджелико.В своих картинах Беноццо Гоццоли стремится передать все пестрое многообразие окружающего мира. Характерным произведением его является фреска «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи (1459). В фресках много вставных эпизодов, много в них и портретов, главным образом, представителей дома Медичи и их окружения. Аналогичный характер носят и другие произведения Беноццо — фрески из истории св. Августина в Сан Джиминьяно (1463—1467) и фрески в Кампо Санто в Пизе (1468—1484). Умер в, в Риме. Похоронен в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.

Смелый путь, который избрал Мазаччо, не был доступен большинству его современников. Многие флорентийские живописцы еще долго остаются связанными с готической традицией и избирают компромиссный путь постепенного перехода к ренессансным формам. Крупнейшим среди этих художников был Фра Беато Анджелико (1378—1455) (итал. букв. «брат Блаженный Ангельский», собственное имя Гвидо ди Пьетро, итал. имя в постриге Джованни да Фьезоле),. Монах-доминиканец, он учился, у монастырского миниатюриста. Ранние работы Фра Беато близки по манере к позднеготической миниатюре и отличаются слабым развитием пространственных отношений, удлиненностью и изогнутостью фигур, тщательностью отделки деталей, обилием золота и локальностью цветов. Произведения Фра Беато проникнуты религиозным чувством, но они лишены сурового аскетизма средневековья.
Написанная художником после 1524 года картина «Страшный суд» (Флоренция, музей Сан Марко).. В ней отсутствует единство пространства, общее построение подчинено старой иконографической схеме. И все же в ней пробивается ренессансное чувство реальности в особенности в изображении хоровода блаженных, танцующих на усеянной цветами траве райских садов. Проделав за свою долгую жизнь большую эволюцию, он овладевает в поздних работах средствами передачи объема и пространства и переходит к более обобщенной манере живописи. Отчасти это сказалось уже в его большом цикле фресок в монастыре Сан Марко во Флоренции, но в еще большей мере — в росписях капеллы св. Николая в Ватикане, последней большой работе мастера.

С искусством позднего треченто был связан в начале своей деятельности и Паоло Учелло (1397—1475), горячо увлекшийся теорией линейной перспективы и проблемой изображения фигуры в сложных ракурсах.в течение некоторого времени он находился в качестве помощника в мастерской Гиберти, когда тот еще работал над северными дверями баптистерия. Самая ранняя работа Учелло — фреска с изображением кондотьера Джона Гоквуда во флорентийском соборе (1436). В отличие от первого из подобных произведений — фрески Симоне Мартини в сиенском Палаццо Публико, исполненной на столетие раньше, Паоло Учелло как бы имитирует конный памятник. В построении его Учелло умело использует линейную перспективу, создавая впечатление, будто зритель смотрит на памятник несколько снизу вверх. Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг. XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого Завета. В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан-Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены, сказочно-поэтическая "Охота" (конец 1460-х гг., Музей Ашмола, Оксфорд).Наряду с известной архаичностью манеры в них проявляется и доходящее до чрезмерности увлечение художника перспективой и ракурсами.

. Несколько особняком стоит в искусстве Флоренции первой половины 15 века Доменико Венециано (ок. 1410—1461). Уроженец Венеции. Когда около 1438 года Доменико приехал во Флоренцию, он был ближе к архаизирующему искусству Анджелико, чем к Мазаччо. Фигуры его лишены структурности, перспективные построения не всегда верны. Цвет приобретает в его картинах ведущую роль, с его помощью он передает пространство, воздух, форму и свет, объединяет фигуры со средой. Одним из первых в Италии он стал пользоваться техникой масляной живописи. К числу лучших его работ принадлежат «Поклонение волхвов» (Берлин, Далем), «Мадонна со святыми» (Флоренция, Уффици) и, может быть, знаменитый женский портрет в музее Польди Пеццоли в Милане, который в настоящее время приписывается некоторыми Антонио Поллайоло



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.17 (0.013 с.)