ТОП 10:

Искусство в городе ,искусство градостроителя



С незапамятных времен город является постоянно действующей выставкой, непрерывно развивающимся художественным музеем. Веками украшение фасадов общественных зданий произведениями живописи, мозаики, скульптуры, украшение площадей фонтанами с их богатыми скульптурными композициями, монументами и памятными знаками сливалось в сознании с образом города.

Монументы и декоративная скульптура фонтанов, декор на стенах зданий и вывески над тротуарами — все это было сомасштабно “телу” города, привычному, комфортному для индивидуального человека пространству. Крупнейшие монументы вроде колонны Траяна на римском форуме его имени господствовали над городской застройкой, силуэтом читались в небе над городом. Уже к середине прошлого века ситуация начала меняться — недаром, пытаясь сохранить традиционное отношение монумента и городской ткани, сверх всякого разумного предела увеличили зодчие Наполеона Триумфальную арку на площади Звезды в Париже. Недаром монумент Александру II перед храмом Христа Спасителя в Москве был крупнее, чем один из величайших памятников мира — Медный всадник, созданный Фальконе на Сенатской площади Петербурга.

С середины нашего столетия продолжать прежнюю схему было уже решительно невозможно: масштаб города, высота застройки изменились настолько, что, не впадая в абсурд, скрепить город в единое целое монументами стало уже невозможно. Рано или поздно следовало уяснить, что произведение искусства в городской среде должно вернуться к естественной для него, с античности известной размерности. Но чтобы оно не затерялось в безмерности пространств современного города, произведению искусства стало необходимо сооружать особую пространственную “раму”, подчеркивающую его близость масштабу человека, масштабу пешеходной улицы и пешеходной же площади.

Характерный для послевоенного времени и в особенности для 70-х годов гигантизм скульптуры, сломавший во множестве мест замечательный образ города (подобно тому, как это произошло в Киеве с установкой женской фигуры с мечом, по высоте сравнявшейся с колокольней Лавры), наконец уступил трезвому реализму пропорций.

Памятник И. Крылову на Патриарших прудах в Москве; скульптурный “лоб” драматического театра на улице Ленина в Вильнюсе и скульптурная группа героев революции в парке там же; скульптура фонтана “Фархад” в Навои и памятник архитектору Алабяну, создавшему генеральный план Еревана; “Меркурий” на столбе, играющем роль “стрелки” солнечных часов в Шяуляе,— эти и множество других примеров последних лет показывают, что высокие традиции искусства в городе восстанавливаются.

Индивидуальная трактовка образного решения в каждом из подобных случаев есть личностная задача автора-художника и архитектора, который, как правило, помогает скульптору найти верный масштаб постамента и обрамления монумента или декоративной композиции. Работы скульпторов в полном смысле слова очевидны. Но вот разглядеть, уловить и осознать художественную работу архитектора-градостроителя в полной мере удается только специалистам, анализирующим и чертежи, и сложившуюся “на них” городскую среду. Все остальные могут лишь почувствовать, пропустить через свое существо ту меру искусности, с которой архитектор решил градостроительную задачу, в том числе и размещения произведений искусства в городе. Это можно ощутить на Октябрьской площади Киева, на морской набережной Шевченко и в 28-м квартале Сосновой Поляны Ленинграда, и не площади Фонтанов в Баку. Если искусство градостроителя воплощено в городе, это ощутит буквально каждый.

 

 

Содержание

1.Введение

2.Градостроительная композиция

3.Художественный образ города

4.Планировка и композиция

5.Силует города

6.Пространство пребывания, пространство движения

7.Лестницу масштабов

8.Превращения улиц и площадей

9.Конфликтные образы города

10.Искусство города, искусство градостроителя

11.Заключение

12.Список используемой литературы

13.Приложение

 

Список литературы

Араухо И. Архитектурная композиция. - М.: Высшая школа, 1982. - 207 с.

Жидкова Н.Ю. Композиция: Методические указания для абитуриентов. / К.: КНУБА, 2001. - 32с.

Журнал A.C.С. № Г 2004.

4. Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. - М.: Искусство, 1971. - 224 с.

Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Строиздат. 1986. - 287 с.

Кринский В., Ламцов И., Туркус М. Элементы архитектурно пространственной композиции. - М.: Строиздат, 1968.

7. Михайленко С., Яковлев M.I. Основы композиции (Гнометрические аспекты художественного формообразования): учеб. пособие. для студ. высш. заведений - K.: Каравелла, 2004 - 304 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 4-е., Испр. и доп. Государственное издательство иностранных и НАЦИОНАЛЬНЫХ словарей. - М., 1961.

Основы архитектурной композиции и проектирования / под общ. ред. проф. А.А.Тица. - М.: Высшая школа, 1976. - 255 с.

Сомов Ю.С. Композиция в технике. - Изд. Второе переработанное и дополненное. - М. Машиностроение, 1977. - 271с.

11. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / под общ. ред. З.Б. Быкова. - М.: Высш шк., 1986 - 239 с.

Размещено на Allbest

 

Заключение

 

Вопрос гармонии мироздания всегда интересовали человека. Древние философы и математики искали "формулу" гармонизации *, изучали природный мир и в конце концов, находили математические закономерности, которые позволяли строить архитектурные объекты и элементы предметной среды эстетически выразительными, благоустроенными, сомасштабными человеку и такими, которые гармонично включались в окружающую среду.

Поиск математических закономерностей прежде всего происходил на выявлении соотношения структурных элементов окружающей среды: изучались растения (деревья, листья, цветки), изучался человек, изучались животные, изучалась вселенная.

Эти исследования дали человечеству обоснованные математические соотношения, соответствующие современному пониманию эстетически согласованных пропорций. Следует учесть также то, что эти пропорции были построены на внешних проявлениях и внутреннем составе определенной структуры, которая исследовалась. Также кроме пропорций, так или иначе оказывались оси, составляющие устойчивую структуру и благоустраивали вместе с пропорциями целостную эстетически выразительную рукотворную систему. Если добавить, что при всем этом был непосредственно присутствующий человек, в высоком смысле этого слова, как венец Божьего творения, и как такая, которая строит вокруг себя и для себя предметный мир, то ясно, что выражение "человек - мера всех вещей" приобретает глубокое и многоцветное содержание. Человек подражает, человек исследует, человек воплощает, человек оценивает, человек пользуется результатами рукотворного мира. Она диктует требования к этому рукотворному миру, как на уровне быта, так и в проявлениях высокого искусства. Этому способствует композиция.

Что же такое композиция? Словарь Ожегова дает такой ответ:''Строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения". В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, что обусловлено его содержанием, характером и назначением.

Термин "композиция" возник в эпоху Возрождения. Впоследствии, рассмотрение художественных произведений разных стилей, так или иначе, требовал анализа и характеристик главных осей и пропорций. Что является основным категориям художественной композиции? Так, например, характеристика барочных произведений акцентирует внимание на S-подобных осях, крупном масштабе (т.е. крупных членениях), в то время, как произведения рококо имеют мушлеподобные дряблые оси, несколько уменьшенный масштаб (т.е. другие, меньшие по сравнению с барочными пропорции др.). В треугольники, как правило, вписываются классические художественные произведения с определенной главной персоной в центре композиции, а пропорция "золотого сечения" *, на соотношении которой, как утверждают исследования, существующий мир - все это проявления композиционного построения произведений, что делает их гармоничными, целостными и эстетически выразительными.

Золотое сечение - одно из основных средств в гармонизации художественных произведений, которые воспринимаются визуально (архитектура, живопись, скульптура) и есть основана на разделении отрезка в среднем и крайнем отношении "... "Золотое сечение господствует в природе, господствует в архитектуре и искусстве, и поэтому человек своим художественным творчеством продолжает деятельность природы", стр. 346. В. Тимофеенко.

В XX веке поиски новых средств выразительности и сформировали новые творческие течения, в том числе и такие как кубизм, что дало толчок развитию новых стилей и сформировало основу, так называемой, формальной композиции, вынесло на поверхность художественных кругов такие приемы художественного поиска как супрематизм и пропедевтика.

В начале XX века, когда подвижные преобразования требовали "стряхнуть прах с ног" и провозглашали "новое искусство", активно и интересно работали такие мастера, как А.М. Родченко (1891 - 1956), Я.Г. Чернихова (1889 - 1951 ), В.Е. Татлина (1885 - 1953). их произведения ни были направлены на акцентацию идей преобразования художественных форм, косвенно воплощая содержание замысла, рассчитанным на эмоциональное, образное восприятие.

Композиция - это наука и это творческий инструмент. Но как творческий инструмент, она требует естественной способности, знаний и умений. Так, например, написание литературного произведения имеет главную композиционную ось - тему, вокруг которой разворачивается сюжет; распределение литературного произведения на составные части, их объем в соответствующем соотношении - пропорциях **- это только верхние проявления принципов композиции в литературе.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.006 с.)