Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основополагающие законы организации

Поиск

 

Понятие зависимости, закона, закономерности

Каждый менеджер должен понимать, что, любая организация действует в поле законов и закономерностей природы и общества.

Закон – это объективно существующая, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь или зависимость между явлениями в природе и обществе.

Существует две категории законовзаконы природы, в том числе законы природы человеческого общества, и законы, придуманные людьми. Законы природы объективны, непротиворечивы и нерушимы. Законы, придуманные людьми, переменчивы и противоречивы.

На основе знания закона возможно достоверное предвидение течения процессов. Познать закон – значит, раскрыть ту или иную сторону сущности исследуемого явления. Познание законов организации является важнейшей задачей теории организации.

Применительно к организации, закон – это необходимая, существенная и устойчивая связь между элементами внешней и внутренней среды, обусловливающая их упорядоченные изменения.

Понятие закона близко к понятию закономерности, которая может рассматриваться как некое расширение цепи: зависимость → закон → закономерность. Между этими категориями существует постоянная взаимосвязь: вновь открытые законы и закономерности служат очередной ступенью познания новых зависимостей и законов.

 

Законы
Закономерность
Зависимость

Законы различаются по степени общности и сфере действия. Всеобщие законы выражают взаимосвязь между наиболее универсальными свойствами и явлениями природы, общества и человеческого мышления. Это область философии.

Частные, или специфические законы изучаются частными естественными науками (физикой, химией, биологией и др.) или науками об обществе (историей, социологией, экономикой и др.)

 

Законы организации
Общие, которые действуют во всех материальных системах
Частные, которые действуют в одной из сфер общества или организации
Специфические, которые действуют в конкретных ситуациях и видах деятельности

 

Выявление законов и закономерностей развития организационных систем может идти двумя путями:

- анализ большого количества конкретных организационных систем: исследование этапов их развития, факторов общности и различия, формулирование закономерностей, апробация последних на вновь выбранных системах;

- перенос закономерностей, известных в других областях развития.

На протяжении многих столетий человечество стремилось разглядеть закономерности, и первая попытка создать универсальную методологию развития принадлежит Гегелю. До сих пор в философии наиболее общими законами развития считаются три основных закона диалектики, обоснованные Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Огромное число научных работ в самых разных сферах посвящены раскрытию закономерностей и законов. Например, законы-аксиомы американского эколога Барри Коммокера:

- все связано со всем;

- все должно куда-то деваться;

- ничего не дается даром;

- природа знает лучше.

Требования, предъявляемые к законам организации:

- законы организации не должны противоречить всеобщим законам развития и функционирования природы и общества;

- законы организации должны выявляться и подтверждаться на достаточно больших и достоверных информационных фондах на базе системных исследований;

- законы должны быть согласованы друг с другом и представлять из себя непротиворечивую систему;

- законы организации должны быть инструментом для решения проблем организации.

 

Прослеживается довольно явная взаимосвязь между зависимостью, как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями и з аконами, отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между ними.

Основополагающие законы организации

 

Любая организация – это сложная динамическая система и ей присущи общие системные свойства. Организации развиваются по объективно существующим законам, которые познаваемы и должны целенаправленно использоваться в процессе деятельности. Рассмотрим сущность следующих законов: синергии, наименьших, самосохранения, развития(онтогенеза), информированностиупорядоченности, единства анализа и синтеза, прапорциональности, композиции.

Закон синергии

 

Закон синергиисвойства организованного целого превышают «арифметическую» сумму свойств элементов, вошедших в состав целого.

 

Синергия —это процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-либо системы. Т.е., синергизм означает, что система как единое целое дает больший выход, чем работа каждого ее элемента в отдельности.

В социальных системах синергический эффект проявляется, например, при принятии группового решения. Вэтом случае каждый участник может вносить на общее обсуждение свои предложения, участвовать в обсуждении других предложений. Это позволяет принять оптимальное решение за счет привлечения большего объема инфор­мации, опыта и рассмотрения большого количества альтернативных вариантов решения. Как гласит русская пословица: «Ум - хорошо, а два – лучше».

Кроме того, синергический эффект проявляется в случае психологической совместимости работников подразделения, что позволяет существенно повысить результаты деятельности коллектива. Это особенно важно при формировании состава экспедиций, где людям приходится длительное время общаться только между собой.

Понятно, что для эффективной деятельности организации необходимо иметь определенный наборэлементов, который в целом образует потенциал организации. Такими элементами являются комплект оборудования, научные и технологические разработки, кадровый состав, технология управления. Различные сочетания этих элементов могут создать набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого.

Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников, при увольнении работников, генерирующих идеи, при приеме на работу конфликтного работника.

Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора совместимого оборудования, при приеме на работу совместимых с коллективом работников, при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. При этом потенциал организации, под которым подразумевается возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами:

¾ пропорционально привлечению дополнительных ресурсов;

¾ скачкообразно, т.е. существенно превышать привлечение дополнительных ресурсов.

В последнем случае можно говорить о возникновении синерги­ческого эффекта, который выражается и резком повышении потенциа­ла организации. Синергический эффект аналогичен резонансу, т.е. рез­кому усилению деятельности в результате совпадения набора элементов и оптимального сочетания их характеристик. Однако синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия.

Наличие неформальных групп в трудовом коллективе также может давать синергический эффект. Этот эффект будет положительным, если группы способствуют формированию духа единства, взаимопомощи, сотрудничества работников во благо организации. Напротив, синергетический эффект будет отрицательным, если такие группы спо­собствуют возникновению конфликтов между менеджерами и рядо­выми исполнителями, что в свою очередь приводит к снижению производительности и качества-труда, формированию напряженной социально-психологической атмосферы в трудовом коллективе. Стремление получить синергический эффект является основным мотивом слияния и поглощения компаний. Синергетический эффект при этом может возникнуть по следующим причинам:

¾ выполнение большего объема работ на тех же мощностях, при той же численности работников;

¾ возможность производить широкий ассортимент продукции; устранение дублирования функций различных работников и создание о6ъединённых подразделений, занимающихся бухгалтерским учетом, маркетингом, финансовым контролем;

¾ комбинирование взаимодополняющих ресурсов; например, малые организации подчас создают уникальные разработки, но испытывают недостатки в производственных, технических и сбытовых структурах, а главное – в финансовых ресурсах для организации крупномасштабного производства и реализации новых продуктов. Слияние с крупными компаниями позволяет внедрить имеющиеся разработки в производство, при этом крупные компании также получают доступ к новым разработкам;

¾ возможность устранить ценовую конкуренцию.

Измерение синергического эффекта в социальных системах часто затруднено, однако по ряду признаков можно судить о его наличии в фирме или подразделении. Такими признаками считаются:

¾ благоприятный социально-психологический климат в коллективе;

¾ сокращение технологического цикла;

¾ усиление интереса работников к: повышению профессиональ­ного уровня;

— активное приобретение акций своей компании;

— выработка и поддержка традиций организации;

— постоянный спрос на продукцию;

—устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;

— усиление технологической и трудовой дисциплины;

— рост числа предложений относительно совершенствования технологии и структуры управления;

— усиление лояльности к своей организации и непосредственно­му руководству.

При этом известно, чем больше размеры и выше разнообразие фирмы, тем выше ее синергический потенциал. Поэтому все методы руководства должны быть направлены на усиление действия закона синергии.

Таблица 1 – Основные показатели положительного синергетического эффекта

 

Личностные и групповые Для организации в целом
Увеличение производительности труда Высокий уровень показателей экономической деятельности
Улучшение условий организации труда Быстрая и адекватная реакция на изменения во внешней среде
Повышение уровня профессиональной подготовки Использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса
Усиление исполнительской дисциплины Устойчивые показатели развития организацции
Освоение смежных профессий Совершенствование структуры
Рост заработной платы Освоение новых рынков сбыта
Групповая форма оплаты труда и система поощрения труда Использование современных технологий, коммуникации и управления
Приобретение акций организации Повышенный спрос на продукцию
Сознательное отношение к труду Высокое качество товаров и услуг
Лояльность к руководству Создание положительного имиджа
Отсутствие конфликтов Здоровый моральный климат
Участие в коллективных мероприятиях Инновационная деятельность

 

 

2.2. Закон наименьших

Закон наименьших - структурная устойчивость целого определяется наименьшей устойчивостью части целого.

Иными словами, разрушение целостного образования происходит по самому слабому элементу структуры. Сущность закона можно также выразить русской пословицей: «Где тонко, гам и рвется».

Примеры действия закона:

¾ цепь, состоящая из звеньев разной прочности, выдерживает тот вес, который выдерживает наименее прочное звено;

¾ цепь доказательств рушится, если хотя бы одно из ее звеньев не выдерживает критики;

¾ полное товарищество как организационно-правовая форма практически не используется так как предполагает высокий уровень имущественной ответственности и высокий уровень доверия между участниками. В этом проявляется слабость этой организационно-правовой формы.

Этот закон используется при анализе деятельности организации подразделения, так как любой анализ направлен на выявление «узких мест» в работе и принятие мер по их устранению.

В системе стратегического управления компанией закон используется для оценки сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз.

 

 

Закон самосохранения

Закон самосохранения: любая организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям и использует для этого весь свой потенциал.

Поскольку системы весьма разнообразны, закон самосохранения проявляется в них по-разному. Известно, что все системы стремятся к равновесию.

Равновесиеэто состояние покоя, в котором находит­ся система под воздействием равных противоположно направленных сил.

Однако равновесие неживых систем, связано с достижением максимального уровня энтропии, в то время как равновесие живых и соци­альных систем предполагает поддержание энтропии на низком уровне.

Энтропия - это мера дезорганизации, хаотичности системы, мера беспорядка в системе.

Различают несколько видов равновесия.

- Статическое или абсолютное равновесие, которое представлено одной точкой в пространстве.

- Подвижное равновесие - это ситуации, когда ни одно из состояний в отдельности не является равновесным, но преобразование системы по замкнутому циклу можно считать своеобразным равновесием.

- Динамическое равновесие – это ситуация, когда система практически не возвращается к каким-то прошлым равновесным состояниям, но стабильно развивается по известному закону. Динамическое равновесие характерно для живых и социальных систем. Такое равновесие связано с изменением структуры системы.

Важным аспектом равновесия является устойчивость.

Устойчивость – это способность системы функционировать в состояниях, близких к равновесию, в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий.

Существует два рода устойчивости.

Устойчивость первого рода это свойство системы вновь возвращаться в исходное состояние после выхода из состояния равновесия. Эта устойчивость соответствует статическому равновесию и характерна преимущественно для технических систем. Причем, если воздействие на систему велико, ее новое равновесное состояние достигается за счет разрушения структуры.

Устойчивость второго рода это ситуация, когда после выхода системы из состояния равновесия она колеблется вблизи нового равновесного состояния. Такая устойчивость соответствует динамическому равновесию. Причем, возмущающее воздействие подавляется с помощью внутренней перестройки структуры и роста системы. Этот тип устойчивости характерен для человека, социальной организации, жизни вообще.

Устойчивость второго рода достигается путем адаптации систем к изменениям окружающей среды. В живой природе адаптация достигается по средствам естественного отбора, когда сохраняются благоприятные индивидуальные различия и изменения и уничтожаются вредные. В бизнесе конкурентная борьба сопровождается гибелью наиболее слабых и наименее целесообразно организованных фирм, а на других сокращают непроизводительные затраты, вводят строгий режим экономии, переходят к освоению новых рынков или новых видов продукции и услуг. Таким образом, происходит адаптация фирм к новым условиям функционирования.

Различают несколько видов адаптации:

коротковременная (изменение окраски хамелеона) и долговременная (линька животных). В социальных системах коротковременная адаптация может проявляться как формирование временных групп сотрудников для решения какой-либо проблемы, а долговременная – как создание постоянных действующих комитетов при руководителе организации для решения возникающих проблем;

структурная и функциональная. Структурная адаптация происходит путем изменения структуры, например создание филиалов или представительств фирмы в условиях ужесточения конкуренции. Функциональная адаптация происходит по средствам изменения видов деятельности. Например, ужесточение конкуренции заставило организации, торгующие сложнобытовой техникой, дополнительно осуществлять сервисное обслуживание. В жизни часто наблюдается сочетание структурной и функциональной адаптации. Например, те же фирмы по продаже сложнобытовой техники создают в своей структуре подразделения по Доставке и сервисному обслуживанию техники;

пассивная и активная. Пассивная адаптация — это изменение поведения системы под воздействием внешней среды. Актив­ная адаптация — это воздействие системы на внешнюю среду, чтобы приспособить ее к своим возможностям, своему потенциалу.

Использование торговых марок, рекламу можно рассматривать как активную адаптацию, так как они направлены на формирование благоприятного отношения потенциальных покупателей и общества в целом к продукции и услугам конкретной фирмы.

Конкретными формами приспособления организации к изменениям условий функционирования являются организационный рост и развитие.

Рост – это увеличение размеров и расширение сферы деятельности системы.

Развитие – это глубокая перестройка структуры и функций системы.

Рост без развития имеет ограниченный характер.

Взаимодействие организации со средой требует выработки определенной стратегической линии.

1. Демпфирование. Принимает форму накопления материалов и оборудования для будущего использования. Если техническое ядро стабильно, то демпфирующие усилия направлены на то, чтобы сила воздействия среды стала бы минимальной.

2. Сглаживание. Похоже на демпфирование, но стоит ближе к требованиям среды. Сглаживанием организациястремится уменьшить список требований, исходящих из среды.

3. Прогнозирование. Организации специально занимаются прогнозированием, создавая соответствующие подразделения.

4. Рационирование. Нормирование ресурсов, распределение продуктов строго по необходимости. Организация, защищая свою технологию, специально сужает распределение, засекречивает и не полностью удовлетворяет спрос на продукцию.

На организацию действуют две группы противоположных факторов: факторы сохранения и факторы разрушения организации.

К факторам сохранения относятся:

а) внутренние факторы:

- высокий профессионализм персонала;

- стабильность кадров;

- хорошая технологическая, информационная и иная оснащённость;

- квалифицированное руководство;

б) внешние факторы:

- хорошая ресурсообеспеченность;

- наличие высокого спроса;

- положительные действия государства, общественности и т.д.

К факторам разрушения относятся:

а) внутренние факторы:

- недостаток или избыток чего-либо;

- плохая оснащенность;

- слабое руководство;

- низкий профессионализм персонала;

- текучесть кадров и т.д.

б) внешние факторы:

- низкий спрос;

- налоговый и бюрократический пресс;

- плохая ресурсообеспеченность;

- нормативное вмешательство в структуру;

- отсутствие эффективного страхования и т.д.

Реальное самосохранение возникает в том случае, если суммарное действие факторов сохранения превышает суммарное действие факторов разрушения.

Для анализа положения организации важным является определение показателя «уровня самосохранения», который вычисляется как разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания. Различается семь уровней самосохранения в зависимости от запасов прочности организации. Результат действия закона будет благоприятным, если руководитель и подчиненные осведомлены о законе самосохранения. Одним из условий самосохранения организаций является страхование ресурсов и рисков.

 

Таким образом, особенности действия закона самосохранения для живых и социальных систем состоят в следующем:

- самосохранение – это выживание системы путем поддержания ее целостности, состояния динамического равновесия и устойчивости, а также экономного использования ресурсов;

- самосохранение связано с адаптацией системы к изменениям;

- необходимыми условиями самосохранения являются рост и развитие системы.

Руководитель зная объективный характер этого закона, должен:

- иметь в запасе новую технологию;

- постоянно повышать уровень профессионализма персонала;

- поддерживать связи с внешней средой и конкретными людь­ми, изучать тенденции развития политической и экономиче­ской ситуации в стране и регионе;

- иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных чиновников;

- в уставном капитале организации увеличивать долю ликвид­ного имущества;

- иметь некоторый перечень выпускаемых видов продукции;

- постоянно вести аналитическую работу, чтобы заранее распоз­нать надвигающуюся опасность и принять оперативные меры по уменьшению ее воздействия.

По этому поводу японские менеджеры говорят: «Чтобы стоять на одном месте, надо бежать изо всех сил!». Использование закона самосохранения можно выразить также правилом: «Богатеет не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто мало тратит».

Закон развития

Закон развития: каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Различают:

- нормальное развитие, т.е. развитие, соответствующее объективным возможностям и условиям;

- ускоренное развитие, т.е. развитие более высокими темпами (это сложный вариант и может создать проблемы для организации);

- замедленное развитие, т.е. развитие более низкими темпами.

-прогрессивное — переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

- регрессивное — об­ратное движение, переход от высшего к низшему, деградация, возврат к изжившим себя формам и структурам. Регресс играет не только отрицательную, но и положительную роль в жизни челове­ка или компании. Регресс часто сопровождается отсеиванием детальных и концентрацией общих представлений, исходя из опыта и интуиции.

Прогресс и регресс сопутствуют развитию любой компании, поскольку в них идут процессы внедрения новых технологий (про­гресс) и накопления опыта, упорядочения производственных от­ношений и укрепления традиций (регресс).

Без прогресса нет регресса, а без регресса нет прогресса.

Р азвитие организаций обусловливают следующие факторы:

-изменения на рынке спроса и предложения;

-изменения внешней среды (экономика, техника, политика, этика, культура и др.),

-изменения внутренней среды (объединение или разделение подразделений компании, перемещение работников, переход на новые технологии и др.);

-изменения приоритетов потребностей и интересов человека или общества;

-старение и моральный износ имущественного и интеллекту­ального комплекса компании;

-изменения экологии;

-глобальное состояние цивилизации.

 

Одна часть перечисленных факторов неподвластна руководству компаний, другая — может служить инициатором грядущих в ком­пании перемен.

Математическая интерпре­тация закона развития имеет следующий вид:

где — потенциал системы на j-ом (1, 2,... 8) этапе жизненного цикла. — потенциал системы в i-йобласти (экономика, техника, политика, финансы) на j-ом этапе.

С помощью этой формулы можно рассчитать потенциал систе­мы на каждом этапе жизненного цикла. Как упоминалось ранее, основу потенциала компании составляют материальные и нематериальные ресурсы. Величина Rmax является величиной субъективной и зависит от представлений руководителей об устойчивости компании. Rmax выражается прежде всего в запасах: и резервах компании, существенное увеличение которыхпорождает проблемы их хранения и обслуживания.

Развитие компании, её продукции описывается кривой жизненного цикла. Она включает восемь (в форме шляпы) взаимосвязанных этапов (рис. 59.1); нечувствительность (Э1), внедрение (Э2), рост (ЭЗ), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7) и ликвидация или утилизация (Э8).

 

 

Этапы жизнен­ного цикла  

Эффективность деятельности компании
Э1 Э2 ЭЗ 34 Э5 Э6 Э7 Э8
Рисунок-1 Динамика развития компании или ее продукции

 


Перечисленные восемь этапов включают как прогрессивное, так и регрессивное развитие. Положительная тенденция развития (Э2, Э3, Э4) свидетельствует о прогрессивном развитии, а отрицательная ( Э6, Э7) – о регрессивном. Этапы Э1, Э5 и Э8 могут представлять как прогрессивное, так и регрессивное разви­тие в зависимости от направления наклона линии этого этапа (рисунок 1)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.011 с.)