Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанрово-видовое многообразие искусства (1 ч)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в системе предметов гуманитарного цикла занимает особое место. Во взаимодействии с другими гуманитарными предметами вносит весомый вклад в развитие духовно-нравственной, эмоциональной и творческой сфер личности; способствует самоопределению и самореализации растущего человека в современном мире. В основу программы положены следующие теоретические положения: § образной природы искусства. Художественный образ — цель и результат художественно-творческой деятельности. Уникальность художественного образа выражается с помощью различных средств и материалов (слово, звук, интонация, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, монтаж и др.) и раскрывается в процессе восприятия произведений искусства, имеющих яркую эмоционально-смысловую и ценностную направленность; § преемственности художественного образования. Содержание учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» основывается на системе знаний, полученных учащимися на уроках учебных предметов «Изобразительное искусство» (1—4 классы), «Музыка» (1—4 классы), и обеспечивает возможность продолжать изучение художественной культуры на следующих уровнях образования; § вариативности художественного образования, проявляющейся в предоставлении широких возможностей учителю выбора образовательных стратегий и педагогического инструментария в обучении; § активного участия учащихся в художественно-творческой деятельности не только при освоении суммы знаний об изучаемом художественном явлении, но и в различных видах практической деятельности, усиливающих социально-прикладную роль учебных занятий по предмету; § дидактической целесообразности. В процессе построения и конструирования содержания учебного предмета учитывались общедидактические принципы обучения (наглядности, последовательности, культуросообразности, доступности, соответствия возрастным особенностям учащихся) и принципы педагогики искусства (полихудожественности, поликультурности, диалогической природы произведения искусства). Цель изучения предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» — формирование художественной культуры личности в процессе творческого освоения мира художественно-эстетических ценностей. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - развитие ценностной и нравственно-этической сфер личности; - формирование знаний о многообразии явлений в художественной культуре; - формирование умений и навыков восприятия и оценки художественных произведений; - развитие эмоционально-образного мышления, творческих способностей учащихся; - формирование художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства; - приобщение к художественно-творческой деятельности по интерпретации и созданию художественных произведений. Процесс изучения отечественной и мировой художественной культуры в VI классе выполняет пропедевтическую функцию, реализация которой позволит ввести учащихся в мир художественной культуры, сориентировать в системе художественных ценностей, сформировать критерии оценки художественных явлений. В основу построения содержания учебной программы VI класса положен принцип образно-тематической дифференциации. Опора на этот принцип способствует предупреждению информационной перегрузки учащихся, осуществлению постепенного перехода от восприятия художественных произведений к постижению целостной культуры мира. Центральная идея программы VI класса — эмоционально-образное восприятие произведения искусства с последующим включением учащихся в различные виды самостоятельной художественно-творческой деятельности. Реализация данной идеи возможна с помощью художественных произведений, отобранных в соответствии: - с художественно-эстетическими и ценностными достоинствами; - с контекстом отечественной и мировой художественной культуры; - с направленностью темы; - с содержанием учебных предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «История», «Русская литература», «Белорусская литература»; - с возрастными особенностями учащихся VI класса; - с сюжетно-образной направленностью мышления учащихся VI класса. На изучение отечественной и мировой художественной культуры в VI классе учебным планом отводится 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. Первый раздел программы «Введение» позволяет учащимся на основе знаний и умений, полученных в V классе, продолжить размышление о происхождении искусства, роли и месте художника в мире художественной культуры. Содержание раздела «Искусство об искусстве» предоставляет учителю возможность углубить знания учащихся о жанрово-видовом многообразии искусства, средствах художественной выразительности в разных видах искусства; акцентировать их внимание на взаимосвязи и взаимопроникновении видов искусства; уточнить роль художника в искусстве на примере художественного материала. Раздел «Диалоги в искусстве» является подготовительным в процессе изучения синтетических видов искусства. В содержании данного раздела предлагаются несложные художественные примеры и задания для первичного приближения к пониманию природы синтетических видов искусства. Разделы «Мифология в искусстве» и «Праздник в жизни людей» расширяют возможности учащихся в изучении синтетических видов искусства. Содержание разделов «Театр видимый и невидимый», «Кино — десятая муза» предлагает ознакомить учащихся со специфическими средствами художественной выразительности театра и кино, с внутренним устройством и этапами работы над художественными произведениями в театре и кино, с театральными и кинопрофессиями. В разделе «Искусство “на кончиках пальцев”» выделены для изучения такие виды художественного творчества, как фотография, телевидение, компьютерные искусства как наиболее близкие для реализации интересов учащихся VI класса. Раздел «Художник “переводит”» является обобщающим. Учащимся предлагается несколько наиболее распространенных в мировой художественной культуре сюжетов для глубокого проникновения в образную систему произведений искусства и понимания целостной природы художественного образа. Каждая тема учебной программы обеспечена художественным материалом в широком диапазоне. Рекомендуемый список художественных произведений является примерным. Учитель имеет право: - корректировать список произведений искусства на основании художественных предпочтений учащихся, технических и методических возможностей учреждения образования; - определять и варьировать последовательность и количество рассматриваемых видов искусства, художественных произведений; - выбирать методику обучения; - определять художественно-педагогические акценты, глубину и широту постижения художественного образа. В планировании учебных занятий при выборе художественных произведений и методик их изучения важно учитывать интересы учащихся, имеющих непосредственный опыт посещения различных стран мира, знакомства с национальными традициями, культурными явлениями и художественными достижениями других народов. В программе учитывается жизненный опыт учащихся, предусматривается возможность разнообразных форм его выражения в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Предлагаемые к каждой теме виды деятельности имеют рекомендательный характер. Приоритетными формами аттестации являются самостоятельные работы и проекты учащихся, в которых предъявляются результаты их деятельности в процессе восприятия, интерпретации и создания художественных произведений. Важное место на учебном занятии отечественной и мировой художественной культуры занимает процесс эмоционально-образного восприятия художественного произведения, необходимым условием организации которого является использование подлинников произведений искусства; качественных аудио-, видеозаписей; оцифрованных образцов репродукций с помощью современной информационной техники. Большое значение для восприятия произведений искусства имеет посещение учащимися музеев, художественных галерей, выставок, дворцово-парковых комплексов, заповедников, художественных мастерских; организация экскурсий, встреч с яркими представителями культуры — архитекторами, художниками, скульпторами, музыкантами, писателями, актерами и др. В процессе обучения учитель имеет возможность варьировать виды уроков (уроки-экскурсии, путешествия, творческие лаборатории, турниры и др.), использовать информационные средства обучения, широко применять активные методы обучения, современные образовательные технологии. Использование технологий учебных проектов (исследовательских, информационных, творческих, прикладных, игровых) направлено на развитие самостоятельности, личной инициативы учащихся. Технологии обучения в сотрудничестве позволят сконструировать отношения взаимной ответственности между участниками образовательного процесса с помощью различных техник решения художественно-коммуникативных задач. Применение технологии развития критического мышления расширит проблемное поле учебного занятия, создаст условия для формирования собственных критериев оценки художественного текста, генерирования и отстаивания собственных суждений в области культуры и антикультуры. Последние уроки учебного года посвящены итоговому обобщению изученного материала. Обобщающие уроки могут проводиться с применением игровых технологий (викторина, конкурс, экскурсия и др.); в форме презентации и защиты проектов (индивидуальных, групповых); в форме демонстрации и защиты портфолио индивидуальных достижений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (35 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Искусство как способ познания и отражения действительности. Роль искусства в жизни человека и общества. Теории происхождения искусства. Основные темы в искусстве (человек, природа, история). Реальное и вымышленное в искусстве. Диалог искусства со зрителем (слушателем). Восприятие и обсуждение художественных произведений. Определение темы художественных произведений. Дифференциация художественных произведений по видам искусства. Устное сочинение «Моя любимая тема в искусстве». Обсуждение работ. Художественно-иллюстративный материал: Архитектура: Пирамида Хеопса; Ф. А. Шлютер. Замок Гогенцоллерн (Баден-Вюртемберг, Германия); К. И. Росси. Михайловский дворец (Санкт-Петербург); Костел Рождества Девы Марии (г. п. Видзы Браславского р-на Витебской обл.). Живопись: Рафаэль. «Мадонна со щеглом»; В. Ван Гог. «Звездная ночь»; И. И. Шишкин. «Ручей в лесу (на косогоре)»; С. К. Зарянко. «Портрет Ф. П. Толстого»; Ю М. Пэн. «Улица в Витебске»; Р. В. Кудревич. «Подружки». Графика: О. Домье. «Груша»; А. М. Кашкуревич. Иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена; Б. А. Заборов. Иллюстрации к сказкам О. Уайльда. Скульптура: Статуя из Прима Порта. «Император Август»; Б. К. Растрелли. «Памятник Петру І»; П. К. Клодт. «Укрощение коня»; А. А. Аникейчик. «Минчанка». Декоративно-прикладное искусство: Мейсенский фарфор (по выбору); Филимоновская игрушка (по выбору); Уречско-налибокское стекло (по выбору). Музыка: Ф. Шопен. Этюд № 24 до минор; «Остромечевская рукопись» (известная ранее под названием «Полоцкая тетрадь» («Фарандола»); В. Косма. Саундтрек из кинофильма «Игрушка». Литература: О. Уайльд. «Счастливый принц»; А. М. Федоренко. «Щербатый талер» (отрывок). Раздел I ИСКУССТВО ОБ ИСКУССТВЕ (4 ч) Раздел II ДИАЛОГИ В ИСКУССТВЕ (5 ч) Диалог искусств (1 ч) Диалог рукотворных и природных форм и красок в дворцовых садово-парковых комплексах. Диалог искусств в современных концертных и зрелищных проектах. Восприятие и обсуждение художественных произведений. Подготовка устного сочинения «Моя самая необычная встреча с искусством». Конкурс на самую оригинальную тему художественного проекта (выставки, концерта) в своем регионе. Конкурс на самое оригинальное пространство (место) для организации художественного проекта (выставки, концерта) в своем регионе. Художественно-иллюстративный материал: Версаль. Дворцово-парковый ансамбль (Франция); Сан-Суси. Дворец и парк Фридриха Великого (Потсдам); Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль (Россия); Несвижский дворцово-парковый ансамбль (Беларусь); Литературно-музыкальные композиции «Сказки с оркестром» (Россия); «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» (Беларусь); Фестиваль белорусской песни и поэзии (Беларусь); Международный фестиваль «Славянский базар» (Беларусь).
Содружество искусств (1 ч) Идея синтеза средств художественной выразительности разных видов искусств (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, хореография). Синтетические виды искусства (театр, цирк, кино). Восприятие и обсуждение фрагментов художественных произведений. Заполнение таблицы «Средства художественной выразительности разных видов искусств» (включая синтетические виды искусства). Подготовка презентации «Средства художественной выразительности разных видов искусств» с примерами. Художественно-иллюстративный материал: Театр (видеофрагменты): «Каменный цветок». Спектакль Государственного академического Малого театра (Россия); «Волшебная лампа Аладдина». Спектакль Государственного академического центрального театра кукол им. С. В. Образцова (Россия). Экранные искусства (фрагменты): О. В. Рябоконь. Телевизионный фильм-спектакль «Али-Баба и сорок разбойников»; Н. Н. Кошеверова. Художественный фильм «Тень»; Л. А. Квинихидзе. Художественный фильм «Мэри Поппинс, до свиданья!»; А. К. Петров. Анимационный фильм «Старик и море». Цирковые представления: видеофрагмент (по выбору); Ф. С. Хитрук. Анимационный фильм «Каникулы Бонифация».
Драматический театр (1 ч) Соединение литературы, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства (декорации, реквизит, костюмы). Восприятие и обсуждение фрагментов художественных произведений театрального искусства. Словесная характеристика исполнения одной роли драматического актера (характер, внешний вид, поведение, средства воплощения). Инсценирование эпизода сказки (рассказа, басни).
Художественно-иллюстративный материал: Театр (видеофрагменты): «Мушкетеры». Спектакль Российского академического молодежного театра в постановке А. И. Рыклина; «Тряпичная кукла Рэггэди Энн». Спектакль Белорусского республиканского театра юного зрителя. Раздел III МИФОЛОГИЯ В ИСКУССТВЕ (5 ч) Раздел IV ПРАЗДНИК В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ (2 ч)
Раздел V ТЕАТР ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ (5 ч) Истоки театра (1 ч) Театр как пространственно-временной вид искусства. Истоки театральной культуры. Условность и безусловность в театральном искусстве. Восприятие и обсуждение фрагментов театральных представлений. Беседа на тему «Что такое условность в театре». Устное сочинение на тему «Есть ли правдивость в спектаклях-сказках». Художественно-иллюстративный материал: Театр (видеофрагменты): «Сон с продолжением». Музыкальный спектакль Российского академического молодежного театра в постановке А. В. Бородина; П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь. Как устроен театр (1 ч) Зрительская и закулисная части театра. Сцена и зрительный зал. Основные театральные профессии. Мастерство актера: внутреннее и внешнее перевоплощение. Основные амплуа актера. Восприятие и обсуждение произведений театрального искусства. Видеоэкскурсия «По Купаловскому театру с Николаем Пинигиным». Устное сочинение на тему «С каким из работников закулисной части театра я хотел бы познакомиться». Художественно-иллюстративный материал: Живопись: Ю. И. Пименов. «Гримуборная в Большом театре», «Перед выходом на сцену», «В костюмерной», «Ранние зрители», «Антракт», «Балетная Снегурочка». Раздел VI КИНО — ДЕСЯТАЯ МУЗА (5 ч) Особенности киноязыка (2 ч) Звук и музыка в фильме. Роль монтажа в кинокартине. Особенности декораций, костюмов и грима в кино. Волшебство спецэффектов. Восприятие и обсуждение фрагментов кинопроизведений. Конкурс «Кто назовет больше песен из кинофильмов?». Музыкальное оформление эпизода из кинофильма (анималистический жанр). Озвучивание эпизода из кинофильма (анималистический жанр). Выполнение эскиза костюма для персонажа фильма (анималистический жанр). Выполнение эскиза грима для персонажа фильма (анималистический жанр). Художественно-иллюстративный материал: Музыка в кино: Х. Бартлетт. «Генералы песчаных карьеров» (комп. Д. Каимми); П. Джексон «Властелин колец: Братство Кольца» (комп. Г. Шор); Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич. «Выше радуги» (комп. Ю. А. Чернавский); Л. А. Нечаев. «Приключения Буратино» (комп. А. Л. Рыбников). У. Дисней. «Фантазия»; Г. Я. Бардин. «Адажио» (комп. Т. Альбинони); А. Ю. Хржановский. «Лев с седой бородой» (комп. Н. Рота, А. Пьяццолла); М. Б. Тумеля. «Волшебная свирель» (комп. Ж. В. Плиева); В. П. Петкевич. Цикл «Сказки старого пианино» («Л. ван Бетховен»). Костюм, грим: С. Кубрик. «Спартак»; Р. Дорнхельм. «Спартак»; Э. Л. Уэббер. «Кошки»; Э. Бостан. «Мама»; Б. В. Рыцарев. «Волшебная лампа Аладдина»; Л. А. Нечаев. «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки»; В. С. Бычков. «Город мастеров». Спецэффекты: М. Купер. «Кинг-Конг»; Дж. Гиллермин. «Кинг-Конг»; П. Джексон. «Кинг-Конг». Анимационное кино (1 ч) Специфика образной системы анимационного кино. Рисованные и объемные персонажи. Оригинальные авторские технологии в анимации. Восприятие и обсуждение фрагментов кинопроизведений. Разработка сюжета анимационного фильма. Обсуждение работ. Выполнение эскиза персонажа (персонажей) анимационного фильма по разработанному сюжету. Групповая работа. Музыкальное оформление проекта анимационного фильма. Художественно-иллюстративный материал: Анимационное кино (фрагменты): У. Дисней. «Фантазия»; К. Делапорт, П. Пиньон. «Каена»; Р. Земекис. «Рождественская история»; Х. Миядзаки. «Ходячий замок»; И. П. Иванов-Вано. «Сеча при Керженце»; А. К. Петров. «Русалка»; Ю. Б. Норштейн. «Цапля и Журавль»; Э. В. Назаров. «Путешествие Муравья»; Л. В. Носырев. «Поморская быль»; Г. Я. Бардин. «Брэк», «Конфликт»; И. В. Кодюкова. «Девочка со спичками»; В. П. Петкевич. «Жило-было дерево…»; А. А. Ленкин. «Зимовье зверей»; Т. В. Кублицкая. «Песня жаўрука».
Раздел VII ИСКУССТВО «НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» (4 ч)
Телевидение (1 ч) Кинематограф и телевидение: общее и различное. Особенности телевизионного изображения. Интерактивная природа телевидения. Просмотр и обсуждение фрагментов телепередач. Анализ популярных телепроектов. Дискуссия на тему «Телевидение: добро или зло?». Эссе на тему «Место телевидения в моей жизни». Письмо на телевидение «Телевидение, о котором я мечтаю (коллективный проект) Художественно-иллюстративный материал: Новостные телепроекты: «Новости культуры» (Россия); «Новости» (Беларусь). Познавательные телепроекты: «Силы природы», «Голубая Планета» (ВВС); «Человек Мира» (Россия); «Падарожжы дылетанта», «Лабиринты» (Беларусь). Развлекательные телепроекты: «Две звезды», «Голос», «Ледниковый период» (Россия); «Я пою» (Беларусь). Раздел VIII ХУДОЖНИК «ПЕРЕВОДИТ» (3 ч)
Итоговое обобщение (1 ч) Основные темы в искусстве. Основные виды и жанры искусства. Выразительные средства основных видов искусства.
Выставка работ (проектов) учащихся. Презентация и защита работ (проектов). ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ VI КЛАССА В результате освоения содержания — Учащиеся должны и м е т ь п р е д с т а в л е н и е: § о происхождении искусства; § о роли и месте художника в мире художественной культуры; § о тематическом многообразии искусства; § о месте и роли искусства в жизни человека, семьи, общества; § об особенностях национальной культуры. Учащиеся должны з н а т ь: § основные темы искусства; § основные виды и жанры искусства; § основные средства художественной выразительности в различных видах искусства. Учащиеся должны у м е т ь: § определять тему художественного произведения; § дифференцировать художественные произведения по видам и жанрам искусства; § высказывать и обосновывать свое отношение к произведению искусства; § выявлять ассоциативные связи художественного произведения с жизнедеятельностью человека, окружающим миром; § воплощать художественный образ в различных видах художественно-творческой деятельности. Учащиеся должны о в л а д е т ь: § навыками поиска и критического отбора искусствоведческой информации в источниках различного типа; § минимальными навыками интерпретации произведения искусства как основой личностной позиции в сфере художественной культуры для: - ориентации в культурном наследии прошлого и настоящего; - организации своего досуга; - самостоятельного художественного творчества. Список рекомендуемой литературы 1. Азбука кино / сост. И. И. Чанышев. — М.: Кинеоцентр, 1990. 2. Александров, В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника / В. Н. Александров. — Минск: Харвест, 2007. 3. Алпатов, М. В. Всеобщая история искусств / М. В. Алпатов. — М.; Л.: Искусство, 1948—1955. — Т. 1—3. 4. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / Н. А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец; под ред. Н. А. Яковлевой. — М., 2005. 5. Алянский, Ю. Л. Азбука театра / Ю. Л. Алянский. — М.: Современник, 1998. (Серия «Под сенью дружных муз»). 6. Асенин, С. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации / С. Асенин. — М.: Искусство, 1974. 7. Асенин, С. Мир мультфильма / С. Асенин. — М.: Искусство. — 1986. 8. Баженова, Л. М. В мире экранных искусств / Л. М. Баженова. — М.: Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, 1992. — 71 с. 9. Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке / А. Н. Бенуа. — М.: Республика, 1998. 10. Бергер, А. Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. — М.; СПб.; К., 2005. 11. Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации / Д. Н. Бабиченко. — М.: Искусство, 1964. — 114 с. 12. Бархин, Г. Б. Архитектура театра / Г. Б. Бархин. — М., 1947. 13. Боева, И. Азбука фотографии для детей. — М., 2007. 14. Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и РR. — М., 2001. 15. Бутромеев, В. Всемирная история в лицах: Древний мир. Энциклопедия для школьника. Серия «Детский Плутарх» / В. Бутромеев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. 16. Василевская, Л. Ю. Мировая художественная культура: учеб. пособие / Л. Ю. Василевская, Д. М. Зарецкая, В. В. Смирнова. — М.: Издательский центр АЗ, 1997. 17. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие» или основы искусствознания. Рабочая тетрадь по мировой художественной культуре для учащихся 5 класса. — М.: Издательский центр АЗ, 1996. 18. Вайсфельд, И. В. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов / И. В. Вайсфельд [и др.]: в 2 т. — М.: Просвещение, 1981. 19. Василькова, А. Душа и тело куклы. Природа условности куклы в искусстве 20 века: театра, кино и телевидения / А. Василькова. — М.: Аграф, 2003. — 202 с. 20. Все белорусские фильмы. Каталог-справочник. — Минск, 1996—2000. — Т. 1—2. 21. Высоцкая, Н. Ф. Декоративно-прикладное искусство Белоруссии XII—XVIII веков / Н. Ф. Высоцкая. — Минск: Беларусь, 1984. 22. Гваттерини, М. Азбука балета / М. Гваттерини. — М., 2001. 23. Гiсторыя кiнамастацтва Беларусi: у 4 т. — Мінск, 2001—2004. 24. Глушаков, И. В. Мировая художественная культура: пособие / И. В. Глушаков. — Минск: Новое знание, 2003. 25. Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. — 16-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Издательство АСТ, 1998. 26. Грачева, О. О. Мировая художественная культура / О. О. Грачева. — М.; Минск: Аст-Харвест, 2002. 27. Грегори, Р. Разумный глаз / Р. Грегори. — М., 1972. 28. Даниэль, С. М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С. М. Даниэль. — СПб.: Азбука, 2000. 29. Даркевич, В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. — 1960. — Вып. 4. 30. Демин, В. Н. Загадки русских летописей / В. Н. Демин. — М., 2001. 31. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева. — М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2006. 32. Дубянецкі, Э. С. Сусветная культура: Ад старажытнасці да нашых дзён: папул. энцыкл. дав. / Э. С. Дубянецкі. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2001. 33. Елькина, М. Путешествие в мир Театра / М. Елькина, Э. Ялымова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. (Серия «Путешествие в мир») 34. Жук, В. И. Живопись Беларуси на рубеже веков: потери и обретения / В. И. Жук. — Минск: Беларуская навука, 2013. 35. Заика, А. А. Фотографируем мобильным телефоном / А. А. Заика. — М., 2005. 36. Захарына, Ю. Ю. Сусветная мастацкая культура: вучэб.-метад. дапам.: у 2 ч. / Ю. Ю. Захарына, С. М. Зелянеўская. — Мінск: БДПУ, 2011. — Ч. 2: Ад Адраджэння да пачатку ХХІ ст. 37. Захарына, Ю. Ю. Сусветная мастацкая культура: вучэб.-метад. дапам.: у 2 ч. / Ю. Ю. Захарына, С. М. Зелянеўская. — Мінск: БДПУ, 2011. — Ч. 1: Ад вытокаў да Сярэднявечча. 38. Зеленин, Д. К. Очерки русской мифологии / Д. К. Зеленин. — М., 1995. 39. Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П. Кошель. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 40. Калашников, В. И. Боги древних славян / В. И. Калашников. — М., 2001. 41. Карп, П. М. Младшая муза / П. М. Карп. — М.: Современник, 1997. (Серия «Под сенью дружных муз»). 42. Кленов, А. Я познаю мир: музыкальная детская энциклопедия / А. Кленов. — М.: Издательство АСТ, 2000. 43. Кленов, А. «Почему?» в концертном зале / А. Кленов. — М.: Музыка, 1981. 44. Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 640 с. 45. Коллинз, Ст. Классическая музыка от и до / Ст. Коллинз; пер. с англ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 46. Кулагін, А. М. Каталіцкія храмы Беларусі / А. М. Кулагін; фатограф А. Л. Дыбоўскі. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2008. 47. Колпинский, Ю. Д. Великое наследие античной Эллады / Ю. Д. Колпинский. — М., 1988. 48. Культура и культурология: словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. — М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 49. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. — М., 1965. 50. Лаврова, С. А. Славянская мифология / С. А. Лаврова. — М., 2011. 51. Лазука, Б. А. Гісторыя беларускага мастацтва: вучэб. дапам. для студэнтаў ВНУ: у 2 т. / Б. А. Лазука. — Мінск: Беларусь, 2007. — Т. 1: Першабытны лад — XVII стагоддзе. 52. Лазука, Б. А. Гісторыя сусветнага мастацтва. Рускае і беларускае мастацтва XIX — пачатку XX стагоддзя: у 2 т. / Б. А. Лазука. — Мінск: Беларусь, 2011. — Т. 2. 53. Лазука, Б. А. Слуцкія паясы: адраджэнне традыцый / Б. А. Лазука, М. П. Мельникаў, А. П. Лабковіч. — Мінск: Беларусь, 2013. 54. Лазука, Б. А. Гісторыя мастацтваў / Б. А. Лазука. — Мінск: Беларусь, 2003. 55. Лазука, Б. А. Слоўнік тэрмінаў. Архітэктура, выяўленчае і дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Б. А. Лазука. — Мінск: Беларусь, 2000. 56. Лапин, А. И. Фотография как … / А. И. Лапин. — М., 2003. 57. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура / В. Ф. Мартынов. — Минск: ТетраСистемс, 2000. 58. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. — М.: Знание, 1981. 59. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М.: Прогресс-традиция, 2000. 60. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя / под науч. редакцией Л. М. Предтеченской. — М.: ООО «Фирма МХК», 2000. 61. Миллард, Э. История: Древний мир: научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста / Э. Миллард. — М.: РОСМЭН, 1998. 62. Микулин, В. П. Фоторецептурный справочник для фотолюбителей / В. П. Микулин. — М., 2013. 63. Мировая художественная культура: учеб. пособие / под ред. Б. А. Эренгросс. — М.: Высшая школа, 2001. 64. Митта, А. Кино между адом и раем / А. Митта. — М., 2000. 65. Недошивин, Г. А. Сто встреч в мире искусства / Г. А. Недошивин, О. Н. Петрова. — М.: Молодая гвардия, 1980. 66. Нейхардт, А. А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А. А. Нейхардт. — М., 2010. 67. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя / Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1987. 68. Нечай, О. Основы киноискусства / О. Нечай. — Минск, 1997. 69. Нечай, О. Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике / О. Ф. Нечай. — М., 1990. 70. Никитин, Ю. Музыка: книга для учащихся и учителей / Ю. Никитин. — Смоленск: КОЛОБОК, 2000. 71. Новикова, А. А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей / А. А. Новикова. — М., 2004. 72. Образцов, С. В. Эстафета искусств / С. В. Образцов. — М.: Искусство, 1988. 73. Орлов, А. М. Аниматограф и его анима / А. М. Орлов. — М., 1995. 74. Паркинсон, Д. Кино / Д. Паркинсон. М.: Оксфорд, 1996. 75. Петров, А. Диалог о киномузыке / А. Петров, Н. Колесникова. — М., 1982. 76. Петерсон, Б. Как фотографировать людей. За рамками портрета / Б. Петерсон. — М., 2013. 77. Полевой, В. М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — М.: Советский художник, 1989. 78. Покровский, Б. А. Путешествие в страну ОПЕРА / Б. Покровский. — М.: Современник, 1997 (Серия «Под сенью дружных муз»). 79. Польская, Л. И. Кто делает кино? / Л. Польская. — М.: Детская литература, 1987. 80. Попова, Н. Н. Мифологический словарь / Н. Н. Попова. — СПб.: Калининград, 2004. 81. Розов, Г. Как снимать / Г. Розов. — М., 2006. 82. Русь легендарная. Книга 1. — М., 2002. 83. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М., 1981. 84. Салария, Д. Развлечения: сцена, экран, актеры / Д. Салария, Ж. Морли; пер. с англ. Л. Векслер. — М.: РОСМЭН, 1994. (Серия «Штрихи времени»). 85. Самые известные мифы Древней Греции: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2010. 86. Сахута, Я. М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: метад. дапам. / Я. М. Сахута. — Мінск: Беларусь, 1995. 87. Сергачев, С. А. Белорусское народное зодчество / С. А. Сергачев. — Минск: Ураджай, 1992. 88. Серов, Н. В. Хроматизм мифа / Н. В. Серов. — Л., 1990. 89. Словарь искусств. — М.: Внешсигма, 1996. 90. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5—8 кл.: в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. — Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов. — Обнинск: Титул, 1996. 91. Спенс, К. Все о музыке: популярная энциклопедия / К. Спенс, Х. Коул. — Минск: Белфакс, 1996. 92. Филиппов, С. А. Киноязык и история / С. А. Филиппов. — М., 2006. 93. Филькенштейн, Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями / Э. Филькенштейн. — СПб.: Изд-во «Композитор», 1993. 94. Фрост, Ли. Фотография. Вопросы и ответы / Ли Фрост. — М., 2003. 95. Холл, Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Д. Холл. — М., 1996. 96. Чантурия, В. А. История архитектуры Белоруссии / В. А. Чантурия. — Минск: Вышэйшая школа, 1985. 97. Энциклопедический словарь юного зрителя. — М.: Педагогика, 1989. 98. Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М.: Педагогика, 1987. 99. Энциклопедический словарь юного музыканта. — М.: Педагогика, 1985. 100. Энциклопедия для детей: Искусство: в 2 ч.— 2-е изд., испр. / глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2001. — Т. 7. 101. Энциклопедия древних мифов и культур. — М., 2007. 102. Я познаю мир: Музыка. — М., 2004. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в системе предметов гуманитарного цикла занимает особое место. Во взаимодействии с другими гуманитарными предметами вносит весомый вклад в развитие духовно-нравственной, эмоциональной и творческой сфер личности; способствует самоопределению и самореализации растущего человека в современном мире. В основу программы положены следующие теоретические положения: § образной природы искусства. Художественный образ — цель и результат художественно-творческой деятельности. Уникальность художественного образа выражается с помощью различных средств и материалов (слово, звук, интонация, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, монтаж и др.) и раскрывается в процессе восприятия произведений искусства, имеющих яркую эмоционально-смысловую и ценностную направленность; § преемственности художественного образования. Содержание учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» основывается на системе знаний, полученных учащимися на уроках учебных предметов «Изобразительное искусство» (1—4 классы), «Музыка» (1—4 классы), и обеспечивает возможность продолжать изучение художественной культуры на следующих уровнях образования; § вариативности художественного образования, проявляющейся в предоставлении широких возможностей учителю выбора образовательных стратегий и педагогического инструментария в обучении; § активного участия учащихся в художественно-творческой деятельности не только при освоении суммы знаний об изучаемом художественном явлении, но и в различных видах практической деятельности, усиливающих социально-прикладную роль учебных занятий по предмету; § дидактической целесообразности. В процессе построения и конструирования содержания учебного предмета учитывались общедидактические принципы обучения (наглядности, последовательности, культуросообразности, доступности, соответствия возрастным особенностям учащихся) и принципы педагогики искусства (полихудожественности, поликультурности, диалогической природы произведения искусства). Цель изучения предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» — формирование художественной культуры личности в процессе творческого освоения мира художественно-эстетических ценностей. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - развитие ценностной и нравственно-этической сфер личности; - формирование знаний о многообразии явлений в художественной культуре; - формирование умений и навыков восприятия и оценки художественных произведений; - развитие эмоционально-образного мышления, творческих способностей учащихся; - формирование художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства; - приобщение к художественно-творческой деятельности по интерпретации и созданию художественных произведений. Процесс изучения отечественной и мировой художественной культуры в VI классе выполняет пропедевтическую функцию, реализация которой позволит ввести учащихся в мир художественной культуры, сориентировать в системе художественных ценностей, сформировать критерии оценки художественных явлений. В основу построения содержания уч
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.02 с.) |