Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность и функции бюджета.

Поиск

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов.

Основными функциями бюджета являются:

1) Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда. Данную функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.

2) Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП (около 30%) страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономических пропорций.

3) Контрольная - с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.

4) Регулирующая - означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном - бюджет.

Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО.

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ, который устанавлива­ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориаль-ных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;бюджеты городских и сельских поселений;

бюджеты муниципальные внебюджетных фондов.

 

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.

Б юджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:

• право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

• законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;

• право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствсостоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

П ринцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.169 (0.007 с.)