Включение проектной деятельности в работу младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Включение проектной деятельности в работу младших школьников



В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, учитывая НРК. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, то что их окружает, где они живут и учатся.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

Алгоритм проектной деятельности

Я выработала следующий алгоритм проектной деятельности:

1 этап. Предоставление темы проекта

Темы детских проектов я выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей, с учетом НРК.

Например, мини проект «Моё имя» был дан как домашнее задание после изучения темы «Почему их так назвали» по окружающему миру в 1 классе.

Этап. Выбор проблемы

На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?», родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты, либо дети пишут мини- сочинение «Что я хочу узнать по этой теме…».

В первом классе по мини- проекту предлагалась родителям такая анкета:

 

Этап. Формулировка подтем

На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся индивидуальные консультации. Деление на группы. Например, во втором классе по теме «Моя малая Родина» после мини сочинения: «Что я хотел бы узнать по этой теме» ребята разбились на группы по подтемам, где отразилось на нашем стенде «Наши проекты» в «Карте мысли», после чего начинается следующий этап.

 

 

Этап. Планирование работы

Определяются пути поиска необходимой информации.

 

Этап. Осуществление проекта

На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.

 

 

6 этап. Представление проекта

Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:

– соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;

– как оценили вашу работу посторонние люди;

По сложившейся традиции дети приглашают на защиту проектов директора школы, завуча, психолога, учащихся параллельных классов. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовке учащихся и их уверенности в своих силах.

 

Этап. Оценка проекта

Весьма важный вопрос – это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе – не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.

Исследовательская, проектная деятельность подготавливает учащихся к участию в научно-практических конференциях.

Дни защиты проектов учащиеся воспринимают как праздник, и последний этап конкурса по сложившимся традициям проходит за круглым столом.

Я считаю, что применение метода проектов в моей работе приносит свои плоды: в классе сочиняют стихи 2 человека, у многих получаются интересные рассказы и сказки. И как результат этой работы нужно отметить высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности.

 

 

Во втором классе проект «Моя малая Родина» был представлен презентациями групп, альбомами, рисунками. Один из примеров группы, работающих по теме: «Промыслы Республики Коми» представлен презентацией.

Тематика экскурсий для 1-4 классов по краеведению

 

Объекты тематика возраст
Районная библиотека *Знакомство с детской районной библиотекой и ее работниками     *Коми писатели и поэты   1 класс   2 класс 3 класс 4 класс
Центр народных ремесел «Зарань» *Знакомство с Центром *Посещение выставки игрушек *Посещение тематических выставок 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс  
Мое село *Достопримечательности села Выльгорт *Их именем названы улицы *Моя улица   1 класс   2 класс 3 класс
Районный музей истории *Край, в котором я живу *Из истории развития нашего села *Сыктывдин- моя Родина    
Национальная галерея *Художники Земли Коми *Посещение тематических выставок   2 класс 3-4 класс
Музыкальная школа *Коми народные инструменты   4 класс
Дом культуры *Посещение концертов, детских спектаклей *Посещение спектаклей на коми языке   1-4 класс   4 класс
Музыкальный театр *Посещение детских спектаклей 1-4 класс
Эколого-биологический Центр * Экскурсия в отдел животных 3 класс

 

 

Перечень тем классных часов с учетом национально- регионального компонента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.008 с.)