1. Повышение мотивации к обучению.
2. Повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям.
3. Расширение кругозора.
4. Получение навыков исследовательской работы.
5. Развитие речи и обогащение словаря.
6. Воспитание патриотизма, гуманного отношения к окружающим.
7. Развитие коммуникационных способностей.
8. Создание условий для максимальной самореализации каждого ученика.
9. Формирование общеучебных навыков.
10. Повышение самооценки учащихся.
11. Приобщение родителей к совместной деятельности.
4 этап – 4 класс.
1. Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
2. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
3. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
4. Приобретение коммуникативных навыков.
5. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
6. Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
7. Развитие речи и обогащение словаря.
8. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
9. Повышение профессиональной компетентности учителя.
1. “Моя семья”
2. “Мой дом, моя улица”
3. “Моя школа”
4. “Моё родное село”
5. “Наша природа”
Этапы, сроки
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
|
Подготовительный
| Знакомятся с предлагаемым проектом.
| Знакомит родителей и учащихся с проектом. Мотивирует учащихся и родителей на активное включение в проектную деятельность.
|
1 этап
1 класс
Сентябрь
| Проект Я знакомлюсь со школой»
|
|
| В ходе экскурсии знакомятся со школой
| Организует круглый стол с родителями и детьми
|
Итоги участия в проектной деятельности подводятся каждую четверть и в конце года.
|
Октябрь
| Конкурс “Моя семья”
Уровни сложности:
- рисунок
- фотография
- устный рассказ о своей семье с иллюстрацией
|
Выбирают уровень участия. Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию) и устный рассказ о своей семье. Заполняют свою страничку в альбоме.
| Знакомит с требованиями конкурса. Организует прослушивание детей на уроках или во внеурочное время.
|
Ноябрь
| Презентация “у нас живет…” или “я хочу, чтобы у меня был…”
Уровни сложности:
- показ фотографий домашних животных
- показ фотографий и рассказ
- рисунок и рассказ по второй теме
|
|
| Выбирают уровень участия, готовят устное выступление.
| Оказывает необходимую индивидуальную помощь в подготовке выступлений.
|
Декабрь
| Экскурсия и беседа «Школьный музей»
|
| Готовят устный рассказ или рисунок.
| Организует прослушивание и выставку лучших работ учащихся.
|
Январь
| Цикл практических работ “Моя записная книжка”:
1. Индекс.
2. Адрес.
3. Телефон.
4. Календарь дней рождения.
|
| Знакомятся с новыми понятиями, учатся записывать данные школы, самостоятельно записывают свои данные.
| Знакомит с данными понятиями, их значением и историей возникновения. Проводит практическое занятие.
|
Февраль
| Эксперимент “Письмо другу”, с целью знакомства улиц нашего села
1. “Зачем нужна почта?”
2. На каких улицах села проживают.
3. Как правильно оформить конверт
|
| Продумывают адресата и содержание письма. Заготавливают конверт, оформляют адрес адресата и отправителя.
| Помогает каждому выбрать адресата. Контролирует правильность написания адреса и обсуждает содержание писем.
|
Февраль
| Творческая работа “Поздравляю с праздником…”
Уровни сложности:
- составление индивидуальной памятки при оформлении адреса
- называют улицы села
- изготовление поздравительных открыток
|
| Уточняют совместно с родителями значимые для семьи даты, под руководством учителя изготавливают памятки, готовят поздравительные открытки.
| Знакомит учащихся с целью работы. Заготавливает бланки индивидуальных памяток.
Оформляют адрес на открытках.
|
Март
| Мини – проект «Моё имя».
|
| Уточняют и готовят совместно с родителями рассказ о значении имени. Готовят рассказы как выбрали имя ребёнку?
| Знакомит учащихся с историей возникновения имени. Рассказывает о многообразии имён.
|
Апрель
| Творческая работа “Мой дом, моя улица”.
|
| Выполняют работу в свободной форме, готовят представление (защиту).
| Помогает выбрать форму работы и ее представление. Организует прослушивание в форме конкурса (круглого стола).
|
Май
| Живая газета как форма подведения итогов.
|
| Готовятся к участию.
| Готовит сценарий. Организует выступление. Привлекает родителей к подведению итогов.
|
| Обсуждение 2 этапа проекта.
|
2 этап
2 класс
Сентябрь
| Конкурс творческих работ “Как я провел лето”:
1. Наглядное оформление.
2. Краткий рассказ в письменной форме.
3. Представление своей работы.
4. Какие уголки нашей Республики посетили
|
|
| Совместно с родителями готовят наглядное оформление. С помощью учителя готовят краткий рассказ в письменной форме и представление творческой работы.
| Корректирует письменные работы. Помогает в подготовке защиты. Организует прослушивание. Помогает подвести итоги.
|
Октябрь
| Беседа “Моя родословная”.
Практическая работа “Моя родословная”.
|
| Составляют генеалогическое древо своей семьи в таблице или на рисунке. Уточняют с родителями имена, отчества и фамилии своих родственников.
| Заготавливает бланки. Знакомит учащихся с понятием “родословная”. Проводит практическую работу. Подводит итоги.
|
Ноябрь
| - Круглый стол « Школьные товарищи (телефоны друзей и адреса)»
Уровни сложности:
- краткое сообщение о школьных друзьях
- знакомство с записными книжками
- другие источники (телефон, интернет)
|
| Выбирают уровень сложности. Готовят сообщение об общении со школьным другом.
| Группирует учащихся по индивидуальным возможностям. Корректирует сообщение.
|
Декабрь
| Презентация “Моя записная книжка”
|
| Заводят под руководством взрослого свою записную книжку.
| Знакомит учащихся со значением записной книжки. Мотивирует учащихся на ведение записной книжки. Организует презентацию.
|
Декабрь
| Практическая работа “Многонациональная страна”.
|
| Заготавливают карточки с историческими событиями. Участвуют в практической работе.
| Выбирает исторические события. Проводит практическую работу.
|
Январь
| Конкурс рисунков «Моя родина – Сыктывдин»
|
Январь - Февраль
| Мини – проект «Моя малая Родина»
|
| Групповая работа. Ищут информацию. Обсуждают полученные результаты. Готовят окончательный вариант представления проекта. Полученный ответ представляют.
| Анкетирует с целью выявления групп по интересам. Координирует работу групп. Координирует действия учащихся.
|
Февраль – март
| Операция “От всей души”
1. Кого надо поздравить.
2. Изготовление поздравительных телеграмм.
Устное поздравление.
|
| Уточняют адресатов поздравлений в своём селе. Изготавливают поздравительные открытки и телеграммы. Готовят устные поздравления.
| Координирует действия учащихся. Помогает в изготовлении поздравительных открыток и телеграмм. Организует устные поздравления.
|
Апрель
| Игра “Широка страна моя родная" по итогам мини – проекта «Моя малая Родина»
|
| Готовятся к участию. Активно участвуют.
| Готовит задания по подготовке к игре. Организует игру. Подводит итоги.
|
Май
| Живая газета – подведение итогов за год.
|
| Готовят наглядный материал и устные сообщения.
| Готовит сценарий.
|
3 этап
3 класс
| Работа ведется с использованием ИТ.
Обязательной является самостоятельная работа с книгой.
|
Сентябрь
| Творческая работа “Как я провел лето”.
|
| Готовят творческие работы.
В каких уголках Коми Республики мы побывали.
| Организует творческие работы. Подводит итоги, обозначает на карте России места, в которых побывали учащиеся и о которых рассказали в своих работах (письменных и устных).
|
Октябрь
| Практическая работа “Где жили мои предки”.
|
| Собирают данные. С помощью педагога выбирают карту, наносят данные на карту.
| Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Разрабатывает бланки для карт. Организует выставку работ.
|
Ноябрь
| Творческая работа “Я горжусь …” (рассказ о родственнике)
- фотозарисовка
- письменная работа
|
| Собирают и оформляют данные.
| Корректирует работы учащихся. Организует прослушивание.
|
Декабрь
| - Исследование “ Мир вокруг тебя ”:
1. Сбор данных.
2. Экскурсии по селу
3. Оформление собранных материалов.
4. Подведение итогов.
|
|
Январь
| Конкурс творческих работ “Прекрасное рядом ”:
- фотозарисовка
- рассказ о выбранном объекте родного села
- использование дополнительных знаний (интернет, литература, материалы экскурсий)
- наглядное оформление работы
- устное сообщение
|
| Выбирают объект. Собирают и систематизируют информацию. Оформляют работу. Готовят тезисное выступление.
| Оказывает необходимую индивидуальную помощь учащимся. Анализирует результаты. Оформляет выставку работ. Организует устные выступления.
|
Сентябрь – май
| Создание справочника “Советуем побывать” по следам личных впечатлений.
|
| Составляют рекламу по следам своих впечатлений, оформляют свою страничку.
| Оказывает необходимую помощь, систематизирует накапливаемый материал.
|
Февраль
| Проект “Мой дом, моя улица”. Путешествие в историю.
|
|
| Знакомятся с историей своей улицы. Наглядно оформляют свою письменную работу. Возможна групповая работа.
| Группирует учащихся по адресам и индивидуальным возможностям. Организует прослушивание и выставку работ. Подводит итоги.
|
Февраль
| Исследовательская работа “Что находится на моей улице”:
- схема улицы
- нанесение на схему различных объектов
- уточнение незнакомых объектов
- вывод (чего не хватает на моей улице и где это находится)
|
|
| Координируют свои действия с учителем.
| Оказывает индивидуальную помощь по необходимости. Подводит итоги.
|
| Готовят творческие работы.
| Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Организует выставку работ. Подводит итоги.
|
Февраль
| - Экскурсия, беседа “ Что я узнал о школе, почему школа носит имя В.П.Налимова ”
|
| Готовятся к беседе, участвуют в ней.
| Разрабатывает вопросы и задания по подготовке.
|
Март
| Практическая работа “ Из истории развития села Выльгорт ”
|
| Сбор информации, оформление
| Знакомит со значением работы. Помогает систематизировать и оформить собранные материалы.
|
Февраль-март
|
|
| Творческий конкурс “Эмблема нашей школы”
|
| Вносят свои предложения. Делают эскизы.
| Организует конкурс. Оказывает необходимую помощь.
|
Апрель
| Конкурс индивидуальных проектов.
|
Апрель
| Выставка творческих работ учащихся и членов их семей.
|
Май
| Живая газета – подведение итогов.
|
4 этап
4 класс
|
|
Сентябрь
| Конкурс творческих работ “Как я провел лето”
|
Октябрь
| Практическая работа “Коми республика на карте России. Города республики Коми”.
|
Ноябрь
| Исследование:
1. «Значение Коми республики в развитии России»
|
| Собирают информацию. Составляют индивидуальные альбомы.
| Проводит практическое занятие по карте. Систематизирует собранные материалы.
|
Декабрь
| Деловая игра “Россия многоликая”.
|
Январь
| Исследование “Какие странички нужны в записной книжке”.
|
Март
| Презентация “Я…”.
|
Февраль – апрель
| Подготовка и представление индивидуальных проектов.
|
Февраль
| Проект “Село моё родное”.
|
Апрель
| Выпуск альбома по итогам обучения в начальной школе..
|
Май
| Подведение итогов.
|
| | | | | | |
Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.