Модели развития научного знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели развития научного знания



Модель постепенного развития науки

Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.

Модель развития науки через научные революции (Т. Кун)

Любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигма - господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать актуальные мировоззренческие и практические задачи.

На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддающихся объяснению с помощью существующих теорий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заменяется новой.

Влияние общества на науку

1. Потребности развития общества определяют проблематику научных исследований.

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества.

Наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее, развивается по своим внутренним законам. Существует закон «развития науки в запас», согласно которому, решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний.

Образование

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению или по совершенствованию знаний, умений и навыков.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;

2) сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в

поколение.

3) социализация человека.

Виды образования: начальное, среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее.

Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной

образовательной политики.

Принципы государственной образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования

национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) светский характер образования в государственных учреждениях;

7) свобода и плюрализм в образовании;

8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием и

самостоятельность образовательных учреждений.

Основные направления реформы образования:

а) демократизация системы обучения и воспитания;

б) гуманитаризация и гуманизация процесса образования;

в) компьютеризация процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

МОРАЛЬ

Мораль ( от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и

лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в

Которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Ее основная функция — формирование в индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля.

Проблема нравственного закона

В глубокой древности было сформулировано «золотое правило нравственности»: «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

В 18 веке немецкий философ Кант вновь вернулся к проблеме нравственного закона. С его точки зрения нравственный закон или категорический императив должен отвечать следующим требованиям:

* Быть всеобщим;

* Быть обязательным для исполнения;

* Категорический императив не может быть насильно навязан человеку извне.

Кант приводит 2 формулировки категорического императива:

1. Всегда поступай согласно такой максиме, которая может стать всеобщим законом.

2. Всегда относись к другому человеку как к цели и никогда как к средству.

Проблема различения добра и зла

Этический релятивизм

 

Религия

Слово «религия» происходит от латинского religio, что означает связь. Это связь человека с трансцендентным существом Богом. Бог – от санскритского Бхага – наделяющий.

Составные части религии

1. Культ

Совокупность обрядов и ритуальных действий, представляющих собой язык общения с Божеством. В процессе отправления религиозного культа человек, признавая старшинство Бога и подчиняясь его воле:

A. Встраивается в иерархические связи божественного космоса.

B. Устанавливает внутреннее господство над своей животной природой.

2. Жертва

Я живу потому, что кто-то, любя меня, отдал свою жизнь ради меня. Тот, кто добровольно жертвует собой ради других, обретает жизнь вечную, и на Земле жизнь побеждает смерть.

3. Вера

Вера – это доверие к Богу.

 

Искусство

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими

индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство

обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Виды искусств

1. Архитектура (зодчество)систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

2. Живописьотображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

3. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют

физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в

реальном пространстве.

4. Декоративно-прикладное искусствовид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

5. Литературавид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

6. Музыкавид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.

7. Театр - сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

8. Циркискусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы,

жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки

животных.

9. Балетвид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Киновид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки

реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации

событий.

11. Фотоискусствоискусство создания химико-техническими средствами

зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с

достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент

действительности.

12. Эстрадавид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и

хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные

законченные номера.

Функции искусства

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая

идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно

ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа

гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией

искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной

человеческой личности, чувств и мыслей людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.013 с.)