Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек и животное: сходство и различие↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бинарная природа человека Человек и животное: сходство и различие
Вывод: природа человека двуедина (бинарна): 1.Человек - существо природное (биологическое); 2. Человек – существо социальное (общественное), или, по Аристотелю, «зоон политикон» (общественное животное). Человек становится человеком только в обществе, в процессе социализации. Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование. Деятельность и мышление Понятия деятельности и мышления Деятельность – специфически человеческий способ отношения к внешнему миру, сущность которого - в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Мышление – специфически человеческая особенность, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Отличие активности животных от деятельности человека
Структура деятельности Деятельность включает в себя цель, средства, Субъект (тот, кто осуществляет деятельность), Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат. Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д. Виды деятельности: - Труд – преобразование человеком окружающей среды; - Игра – имитация реальных действий; - Учение - приобретение ЗУН; - Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Понятие личности
Личность – существо становящееся.
Становление – философская категория, характеризующая противоречивый процесс формирования какого-либо субъекта или явления. Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности? Факторы формирования личности 1. Воспитание; 2. Деятельность; 3. Общество и его культура. Многообразие мира общения Общение является сущностной характеристикой человека. Что есть человек с точки зрения Бубера? Рассматривая человека-одиночку, как он есть, видишь человека настолько, насколько мы видим месяц на ночном небе, образ полного круга составляет лишь человек с человеком. Мы приблизимся к ответу на вопрос «Что есть человек?» после того, как научимся видеть в нём существо, в чьей органической способности быть вдвоём совершается и опознаётся встреча Одного и Другого.
БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера — бытие как «диалог» (между богом и человеком, между человеком и миром). ВЫВОД: С точки зрения М. Бубера, человек – это диалог. Мартин Бубер выделял два основных слова, характеризующих отношение человека к миру: Я – ТЫ и Я – ОНО. В чём особенность этих слов? XXI Вот тут-то и появился Лис. - Здравствуй, - сказал он. - Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел. - Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней... - Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый! - Я - Лис, - сказал Лис. - Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно... - Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен. - Ах, извини, - сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: - А как это - приручить? - Ты не здешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь? - Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить? - У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! Иеще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур? - Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это -приручить? - Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы. - Узы? - Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мыстанем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... - Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была однароза... наверно, она меня приручила... - Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только небывает. - Это было не на Земле, - сказал Маленький принц. Лис очень удивился: - На другой планете? - Да. - А на той планете есть охотники? - Нет. - Как интересно! А куры есть? - Нет. - Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис. Но потом он вновь заговорил о том же: - Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышавлюдские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня,точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь,вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны.Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебязолотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотаяпшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру... Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал: - Пожалуйста... приручи меня! - Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи. - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня! - А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц. - Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там,поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а тымолчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садисьнемножко ближе... Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место. - Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот,например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часовпочувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, темсчастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаюцену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю,к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды. Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья. - Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис. - Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил... - Да, конечно, - сказал Лис. - Но ты будешь плакать! - Да, конечно. - Значит, тебе от этого плохо. - Нет, - возразил Лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья. Он умолк. Потом прибавил: - Поди, взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок. Маленький принц пошел взглянуть на розы. - Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы ещеничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким былпрежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но яс ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете. Розы очень смутились. - Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради васне захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на моюрозу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дорожевсех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не васнакрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая ответра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобывывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, яприслушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя. И Маленький принц возвратился к Лису. - Прощай... - сказал он. - Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. - Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. - Потому что я отдавал ей всю душу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. - Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.ВЫВОД: Социализация личности Типы социального поведения Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Совокупность преступных действий индивида – делинквентное (буквально - преступное) поведение. Девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. Ценности и нормы Ценности – социальные определения объектов окружающего мира, отражающие их положительные или отрицательные значения для человека и общества. Классификация ценностей - социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни; - личностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям. Социальные нормы Формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), называются общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречий становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативноерегулирование, т. е. регулирование отношений между людьми в обществе при помощи определенных норм. Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы. Социальные нормы - общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной субъект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Особенности социальных норм - складываются исторически; - закреплены и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах; - в той или иной мере являются обязательными для исполнения; - имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации. Типология социальных норм: Вопросы для закрепления материала. Проблема познаваемости мира Познание - особый вид человеческой деятельности, направленной на приобретение знаний о мире. Знание – цель и итог познавательной деятельности. Совокупность сведений об окружающем мире. Субъект познания – отдельный человек или общество в целом. Объект познания - весь окружающий мир или отдельный его элемент. Виды познания – обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ступени познания Чувственное познание - познание с помощью органов чувств. Формы чувственного познания: Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов. Восприятие – формирование целостных образов предметов и их свойств. Представление - сохранение в сознании чувственного образа воспринимаемого предмета. Рациональное познание - познание с помощью разума. Формы рационального познания: Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Суждение -форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Умозаключение -получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления. Результаты чувственного познания -закрепляются в сознании в виде образов. Рациональное познание - результаты закрепляются в знаковых формах и системах. В познании важную роль играет интуиция – способность человека к постижению истины без обоснования с помощью доказательств. Проблема соотношения чувств и разума в познании Со времён античности в философии шёл спор о соотношении чувств и разума в познании. В Новое время, когда формировалась современная наука, этот спор приобрёл особую остроту. Философы разделились на эмпириков и рационалистов.
Познаваем ли мир? Существует направление в философии, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Это направление называется агностицизм, а его представители – агностиками (от греч. agnostos — недоступный познанию). Агностики утверждали, что тела – это «комплексы ощущений». Другой их тезис: «Существовать – значит, быть воспринимаемым». Проблема истины и её критериев Истина: - Соответствие мыслей и высказываний человека окружающей действительности. - По содержанию – объективна, не зависит от человека. - По форме – субъективна. - Абсолютная – раз и навсегда установленное знание о предмете. - Относительная – ограниченное знание, которым обладает человек на данном этапе развития. - Критерий истины - практика (от греч. praktikos — деятельный, активный) - целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности. Понятие мировоззрения Мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, а также обусловленные этими взглядами убеждения людей, их идеалы, принципы познания и деятельности. Типы мировоззрения: житейское (обыденное); религиозное мировоззрение; философское мировоззрение; Научное мировоззрение. Носители мировоззрения — личность и социальная группа. 1. В каком смысле личность является носителем мировоззрения? Понятие «общество» в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений. Общество – система, то есть: · оно состоит из элементов; · эти элементы взаимосвязаны; · эти элементы структурированы. Общество – динамичная система, то есть оно обладает способностью к саморазвитию, но при этом сохраняет свои основные черты и качественную определённость. Определение Августина: «Общество – это множество людей, собранных вместе».?????? Людей в общество объединяют совместные цели, ценности и интересы. Характеристики общества: · общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием; · любое общество - это способ организации человеческой жизнедеятельности; · связующим звеном общества являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения). Общество – это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся.
Общество и природа Общество – это отделившаяся от природы, но не утратившая с ней связи часть материального мира. Общество является результатом развития природы. На ранних стадиях развития общества темпы и условия его развития во многом определяются условиями окружающей среды. Общество берёт из природы ресурсы. Самостоятельная работа Понятие о культуре Это понятие связано с понятием духовной жизни общества. Под духовной жизнью философы-марксисты обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке и являющаяся неотъемлемой частью его личности. Элементы духовной жизни: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. В свою очередь, понятие духовной жизни общества тесно связано с понятием духовного производства – производства сознания в особой общественной форме, осуществляемого специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продукты духовного производства: идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности. Отличительная особенность духовного производства - его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Виды духовного производства: наука, искусство и религия. Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Культура, как и общество, артефактична, но культурные артефакты созданы из природного материала. В узком смысле культура - это те области творческой деятельности, которые связаны с искусством. В широком смысле культура общества - это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания. В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. 1. Ф. Ницше - человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. 2. И. Г. Гердер - культура - средство облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. Этапы развития культуры - это ступени прогрессивного развития человечества. 3. Культура как игра (Й. Хёйзинга) Наука и её роль в обществе Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Социальные функции науки: а) наука познает и объясняет устройство мира и законы его развития; б) наука помогает человеку выстроить знания о мире в целостную систему, т. е. выработать своё мировоззрение; в) при помощи научных моделей учёные могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению; г) наука является непосредственной производительной силой общества. Влияние общества на науку 1. Потребности развития общества определяют проблематику научных исследований. 2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества. Наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она, тем не менее, развивается по своим внутренним законам. Существует закон «развития науки в запас», согласно которому, решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Образование Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению или по совершенствованию знаний, умений и навыков. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Функции образования: 1) создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы; 2) сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение. 3) социализация человека. Виды образования: начальное, среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее. Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Принципы государственной образовательной политики в РФ: 1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) право личности на свободное развитие; 4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; 5) общедоступность образования; 6) светский характер образования в государственных учреждениях; 7) свобода и плюрализм в образовании; 8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием и самостоятельность образовательных учреждений. Основные направления реформы образования: а) демократизация системы обучения и воспитания; б) гуманитаризация и гуманизация процесса образования; в) компьютеризация процесса образования; г) интернационализацию процесса образования. МОРАЛЬ Мораль ( от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в Религия Слово «религия» происходит от латинского religio, что означает связь. Это связь человека с трансцендентным существом Богом. Бог – от санскритского Бхага – наделяющий. Составные части религии 1. Культ Совокупность обрядов и ритуальных действий, представляющих собой язык общения с Божеством. В процессе отправления религиозного культа человек, признавая старшинство Бога и подчиняясь его воле: A. Встраивается в иерархические связи божественного космоса. B. Устанавливает внутреннее господство над своей животной природой. 2. Жертва Я живу потому, что кто-то, любя меня, отдал свою жизнь ради меня. Тот, кто добровольно жертвует собой ради других, обретает жизнь вечную, и на Земле жизнь побеждает смерть. 3. Вера Вера – это доверие к Богу.
Искусство Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов. Виды искусств 1. Архитектура (зодчество) — систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека. 2. Живопись — отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. 3. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. 4. Декоративно-прикладное искусство — вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. 5. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах. 6. Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. 7. Театр - сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. 8. Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. 9. Балет — вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. 10. Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. 11. Фотоискусство — искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. 12. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера. Функции искусства Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества. Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия. Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей. Типы экономических систем Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Основные критерии типологизации эк. систем: - форма собственности на средства производства; - способ управления экономической деятельностью.
Дорога к рабству Так называется книга австрийского экономиста Ф. Хайека, в которой он анализирует причины появления и последствия реализации идеи плановой экономики. Эта идея приобретает популярность в первой половине 19 века, когда развитие экономики, основанной на частной собственности, свободе предпринимательства и конкуренции, породило ряд серьёзных социальных проблем, одной из которых была проблема пауперизации. Сторонники плановой экономики считали, что главной причиной пауперизации является частная собственность, которая порождает всеобщий эгоизм и отчуждение и не позволяет учитывать потребности всех членов общества. Для преодоления отчуждения труда и решения проблемы пауперизации необходимо заменить частную собственность общественной, а конкуренцию планированием. Это позволит, с точки зрения сторонников плановой экономики, учесть потребности всех членов общества и добиться социальной справедливости. Но невозможно учесть все потребности всех членов общества. Можно только «усреднить» эти потребности. Но это приводит к дефициту товаров и снижению уровня жизни. Устранение конкуренции приводит к исчезновению стимулов к труду и, как следствие, к применению государством мер неэкономического принуждения. Таким образом, утрата индивидом личной свободы в условиях плановой экономики неизбежна. Фазы экономического цикла
Формы присвоени
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 6827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.012 с.) |