Принятие новой конституции РК. (1995) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие новой конституции РК. (1995)



Принятие новой конституции РК. (1995)

Конституционная реформа, начатая с Декларации о государственном суверенитете в октябре 1990 г. (25 окт.), продолженная принятием 2-х конституций переходного периода (1-я – 28 января 1993 г., 2-я – 30 августа 1995 г.) и ряда конституционных актов, не завершена и находится на стадии «переходности» к созданию эффективно работающих конституционной и законодательной баз государства.

1 конституция (28.01.1993)

· закрепила РК от государства предшественника КазССР;

· закрепила изменение состояния суверенитета и переход окончательный территории Казахстана со всей сложившейся социальной, экономической инфраструктурой под полную юриспруденцию Республики в результате распада СССР;

· закрепила территориальную целостность и границы РК;

· определила приоритеты нового независимого государства РК в области экономики, политики, гражданства, институтов управления, прав человека и гражданина и их обязанностей; отношений между государством и гражданином;

· но конституция была принята когда: институты государственной власти и управления находились ещё в переходном периоде становления в постсоветском обществе;

· ещё происходило становление рыночной экономики, и определялись приоритеты развития в экономической сфере, в политике, в государственном управлении;

· 1 конституция обнаружила оторванность от социально-экономических и политических интересов казахского общества;

Первая Конституция позволила смягчить правовые и государственные проблемы, возникшие при переходе от одной системы к новым отношениям в переходный период.

В результате проведенного референдума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, рациональна, решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночными преобразованиям.

Конституция состоит из:

· Преамбулы – вводная часть конституции.

· Раздел – это часть конституции в которую собраны статьи относящиеся к одной тематике.

· Статья – это часть раздела в которой описаны права граждан РК.

Содержание.

Преамбула:

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.

§ Конституция состоит из 9 разделов:

Ø Раздел I. Общие положения

Ø Раздел II. Человек и гражданин

Ø Раздел III. Президент

Ø Раздел IV. Парламент

Ø Раздел V. Правительство

Ø Раздел VI. Конституционный Совет

Раздел VII. Суды и правосудие Новая конституция принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 (имеет 9 разделов):

· была закреплена исторически необходимая система правления страной – Президентская республика по форме, но по многообразию и гибкости элементов этого правления казахстанская форма президентского правления обретает по Конституции 1995 года, завершённый вид особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе;

· значительное усиления института президентства;

· новое: представителями казахстанского народа, являются Парламент и Президент, но последний имеет право неограниченное выступать о имени народа, а Парламент только «в пределах его конституционных полномочий».

Развила 3 ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную; Президент – основной арбитр между 2 ветвями власти: исполнительной (правительство) и законодательной (парламент);

Чётко ограничен круг деятельности парламента и функции палат парламента; права и обязанности президента;

компетенция правительства и его подотчётность парламенту; функционирование местных исполнительных органов.

Впервые заложен институт импичмента президенту;

Определены основные ориентиры правовой системы, судебной власти; разделены органы следствия и прокуратуры, разработка новых кодексов;

Усилен раздел прав человека и гражданина;

Заложила институты рыночной экономики.

Отличие конституции 1995 от конституции 1993г.:

установила право собственности (в том числе и на землю);

записала перечень прав человека, не зависящих от экономики (свобода слова, партийность);

сформировала зарождающимся рыночным отношениям соответствующие права человека (право на труд, на минимум медицинских услуг, на свободный выбор трудовой деятельности);

чётко очерчен круг обязанностей исполнительной, судебной, законодательной властей;

Установила защиту и утверждение прав человека не в правительстве, не у президента, а в суде. Как в любом правовом государстве.

В конституции заложен фундамент правового государства и любой гражданин РК должен изучать её, использовать закреплённые в ней права общества.

Глоссарий:

Russian English Kazakh
движение movement қозғалыс
гражданство nationality азаматтық
политика policy саясат
столица capital астана
руководства managements басқарма
мир world әлем

Задание на СРС: [Л.5, стр 23-27]

1. Конституция Республики Казахстан

Задание на СРСП: [Л.3, стр 9-17]

1.. Структура Конституции. Основные положения.

Литература:

Основная литература:

1. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2006.

2. М. Козыбаев и др. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 2003.

3. А Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1.НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
Казахстана.Алматы, 1997.

4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

Казахско-Американский университет Hand-outs Всемирная история 2 семестр 3 кредита 2013-2014 уч.год.   Практика 1. Тема: Основные страны мира в начале XX века Новые явления развития капитализма Великобритания, Германия. Франция, США, Австро-Венгрия.   Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание практики

 

1. Развитие экономики в первое десятилетие XX века.

2. Политическая структура государства.

3. Внутренняя политика правительств стран в начале XX века.

4. Внешняя политика государства в начале XX века.

Основные понятия:

· монополия

· технический прогресс

· протекционизм

· государственное регулирование

· «справедливый курс» Т.Рузвельта

· «новая демократия» В.Вильсона

· политика «блестящей изоляции»

· кайзер

· канцлер

· рейхстаг

· бундесрат

· цесар

· дуалистическая монархия

Соединенные Штаты Америки.

В первое десятилетие XX века характерными чертами для экономики США были:

· Рост экономики - национальный доход вырос в 5 раз, национальное богатство возросло в 7 раз, промышленное производство увеличилось в 9 раз;

· Быстрые темпы развития (территориальная отдаленность от Европы позволяла не тратить средства на содержание армии и вооружение)

· Приток эмигрантов – за последние 30 лет XIX века количество эмигрантов составило 14 млн. человек;

· Внедрение научных достижений в производство и технологий в производство (конвейер на заводах Форда);

· Политика протекционизма;

· Рост иностранных инвестиций в экономику страны;

· Появление новых отраслей промышленности (нефтеперерабатывающая, химическая, автомобильная, электроэнергетическая): в 1882 г. – первая тепловая электростанция Эдисона, в начале XIX века – 3 тыс. электростанций, т.е. произошла электрификация промышленности, транспорта, быта;

· Развитие железнодорожного транспорта: в 1900 г. протяженность железных дорог в США составляла ½ мировой протяженности;

· Развитие телефона, телеграфа, широкое использование бытовой техники;

· Развитие фермерского хозяйства (использование 17 тыс. паровых тракторов);

· Монополизация экономики: нефтяной трест Дж. Рокфеллера «Стандарт ойл», «Стальной трест» Дж.Моргана, стальная компания Карнеги, электротехническая фирма «Дженерал Электрик» и др.; в течение 1861-1890 гг. в стране действовали 24 треста, а в 1899-1902 возникли еще 82 новые компании; в 1904 г – 445 крупные корпорации с общим капиталом 20,4 млрд. долларов;

· Рост крупных банков: Рокфеллера, Моргана, Меллона.

 

Политическая структура государства:

США- президентско-парламентская республика, федерация.

 

 
Палата представителей. на 2 года, 435 чел.

 

Законодательный орган – Конгресс

Глава государства и глава правительства – президент

2-х партийная система: демократы и республиканцы.

Социалистические идеи среди избирателей были слабы.

Основной формой рабочего движения в США были профсоюзы. В 1914 г. АФТ (Американская федерация труда насчитывала 2 млн.человек.

 

Основным направлением внутренней политики государства в начале XX века становится процесс реформизма – движение за демократизацию общества.

1901-1908 гг – президент Теодор Рузвельт (республиканец) – программа «Справедливый курс»:

· Антимонопольная политика: 20 судовых процессов против корпораций;

· Расширение полномочий федерального правительства;

· Акт Хепберна: государство устанавливало максимальные границы тарифных ставок на железнодорожных дорогах страны;

· Законы о контроле над производством пищевых продуктов и лекарств;

· Охрана окружающей среды: решения о рациональном использовании водных, лесных и природных ресурсов;

· Вмешательство в трудовые конфликты, т.н. «честный курс».

В 1912 г. группа реформистов республиканской партии создала Национальную прогрессивную партию, к которой присоединился Т.Рузвельт, предложила программу демократических реформ в области избирательного права, таможенной политики, в области решения рабочих проблем.

 

1913-1920 гг. – президент В.Вильсон (демократ) – программа «Новая демократия»:

· Борьба против «нечестной конкуренции» и монополизации рынка;

· Снижение до 27% таможенных пошлины на импортные товары;

· Система прогрессивного налогообложения (1913 г.);

· Создание Федеральной резервной системы;

· Закон Клейтона: защита интересов профсоюзов и бастующих рабочих, ограничение труда детей, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

Во внешней политике США в начале прошлого века придерживались принципов «доктрины Монро» - «Америка для американцев», т.е. для США.

 

1889-1890 гг. – первая межамериканская конференция, на которой создан Международный союз американских республик (с 1910 г. - Панамериканский союз).

1898 г. – испано-американская война: поражение Испании, все ее владения в Карибском море (Куба, Филиппины, Пуарто-Рико и др.острова) переходили США. Куба формально получила независимость.

США взяли на себя функции полицейского в Западном полушарии, неоднократно оккупировали латиноамериканские государства: Доминиканская республика (1904,1914), Куба (1906-09, 1912), Гондурас, Никарагуа.

В 1903 г. обострился конфликт США-Колумбия по поводу панамского перешейка: Колумбия отказалась уступить США территорию перешейка за 100 млн долларов для строительства канала, США организовали заговор, в результате которого провинция Панама добилась независимости и новое правительство уступило территорию панамского перешейка «на вечные времена». В 1914 г. Панамский канал начал действовать.

В 1905 г. в русско-японской войне США поддержали Японию.

В последующие годы США все чаще стали использовать «дипломатию доллара»: кредиты, инвестиции, финансово-экономическая «помощь» - которая в итоге приводила к экономической зависимости государств. Ярким примером такой политика стала доктрина «равных возможностей» в Китае.

Соединенные Штаты Америки

Экономическое развитие США. Конец XIX — начало XX в. был временем бурного подъема американской экономики. Благодаря постоянному притоку эмигрантов неслыханными темпами росло население. С 1871 по 1913 гг. оно выросло с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек. При этом 55% прироста населения составляли иммигранты. По темпам роста и общей численности населения Соединенные Штаты опередили все другие великие державы (за исключением России).
В конце XIX — начале XX в. США вышли на первое место в мире по объему промышленной продукции, техническому оснащению предприятий и производительности труда. Они производили больше чугуна и стали, добывали больше каменного угля, чем Англия, Германия и Франция, вместе взятые. Общая стоимость промышленной продукции США в 2 раза превышала стоимость германской и почти в 2,5 раза стоимость английской.
Главную роль в американской промышленности играли хорошо оснащенные крупные предприятия. Составляя в 1914 г. всего 2,2% общего количества предприятий, они давали почти половину промышленной продукции США. Крупные предприятия нередко объединялись в тресты, которые монополизировали производство важнейших товаров. В начале XX в. наибольшим влиянием пользовались два гигантских треста, тесно связанные с банками: нефтяной трест Рокфеллера и стальной трест Моргана. Они представляли собой целые промышленно-финансовые империи. Предприятия Рокфеллера производили 90% продукции нефти, заводы Моргана — 66% выплавки стали. Однако в промышленности, торговле, сфере услуг действовало множество мелких и средних предприятий. Свободная конкуренция определяла динамизм американской экономики. Средняя заработная плата американских рабочих превышала даже оплату высококвалифицированных рабочих Англии и Германии.
В американском сельском хозяйстве преобладали семейные фермы. Техническое оснащение американского сельского хозяйства превосходило уровень европейских стран. По производству важнейших сельскохозяйственных продуктов — зерна, мяса, хлопка — США занимали первое место в мире.
Идейно-политическая борьба в США после гражданской войны. В последней трети XIX в. в США окончательно утвердилась республика президентского типа и двухпартийная система. Сторонники северян составили ядро республиканской партии, а сторонники южан — демократической. В конце XIX в. у власти почти постоянно находились республиканцы. К началу XX в. разница между республиканской и демократической партиями практически стерлась: обе партии отстаивали существовавший в США общественный и государственный строй.
С 1865 по 1877 гг. республиканские правительства проводили политику так называемой «реконструкции Юга», распространяя на южные штаты, где проживало около 90% чернокожего населения страны, уже осуществленные на Севере демократические преобразования. Чернокожие американцы начали участвовать в выборах и впервые добились избрания своих представителей в конгресс США. Тем не менее неравноправное положение этого населения не было полностью ликвидировано. В некоторых южных штатах были введены так называемые «черные кодексы», которые устанавливали раздельные для белых и черных места в поездах, ресторанах, театрах, больницах (сегрегация, от латинского сегрегаре — отделять). В ряде штатов запрещались смешанные браки между белыми и черными. Нередки были случаи самосуда (суд «Линча»).
Значительное развитие получила в США борьба против трестов и картелей, которые ограничивали конкуренцию предпринимателей и торговцев и диктовали потребителям монопольные цены путем взаимного сговора. В 1890 г. американский конгресс принял «антитрестовский закон», предложенный сенатором Шерманом. Закон Шермана запрещал ограничение производства и торговли со стороны «любого объединения, договора или монополии».
В конце XIX в. среди американских фермеров возникло массовое движение, направленное против железнодорожных, промышленных и торговых монополий. Оформилась Популистская партия (от латинского пополюс — народ). Требования популистов носили антимонополистический характер. Они требовали национализации железных дорог, телеграфа и телефона, изъятия излишков земли, увеличения налогов на богачей. Популисты участвовали в выборах президента, на базе этой партии возникло движение прогрессистов.
В начале XX в. демократически настроенные журналисты и писатели, получившие прозвище «разгребателей грязи», разоблачали подкуп правительственных чиновников, финансовые мошенничества, эксплуатацию труда женщин и детей. Огромную популярность получил роман Э.Синклера «Джунгли», показывавший ужасающие условия труда на чикагских бойнях.
Активно действовала Антиимпериалистическая лига, насчитывавшая около 1 млн. членов. Она устраивала многочисленные митинги протеста против политики экспансии. Борьбу с расизмом вела основанная в 1909 г. «Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения», объединявшая как белых, так и цветных. Ее активисты выступали в защиту прав небелого населения в печати, в судах и законодательных собраниях.
Значительное влияние приобрело движение за прогрессивные реформы, объединявшие интеллигенцию, служащих, мелких предпринимателей и торговцев, часть рабочих. Прогрессисты требовали демократизации избирательной системы, снижения налогов, установления правительственного контроля над трестами. Женские организации добивались предоставления женщинам права голоса. Некоторые прогрессисты настаивали на введении в США системы социального страхования по примеру стран Западной Европы и принятии закона о 8-часовом рабочем дне.
Виднейшим лидером прогрессистов стал губернатор Штата Висконсин Роберт Лафоллет, избранный затем сенатором. За энергию и боевитость сторонники звали его «боевой Боб». В своем штате Лафоллет провел демократическую налоговую реформу, установил контроль властей над городским транспортом и железными дорогами. Став сенатором, Лафоллет развернул борьбу за «народное правительство», «прогрессивное законодательство» и уничтожение трестов. Многие прогрессисты были избраны губернаторами штатов, мэрами городов, сенаторами.
«Прогрессивная эра». Т. Рузвельт. Сторонником прогрессистов объявил себя президент Рузвельт, вставший на путь буржуазного реформизма. Придя к власти, он провел ряд реформ, которые положили начало периоду реформаторской деятельности, называемой американскими историками «прогрессивной эрой».
Основная идея Рузвельта заключалась в том, что государство, вопреки доктринам либерализма, должно регулировать развитие экономики и трудовых отношений. Высоко ценя крупных капиталистов, которых он называл «капитанами индустрии», Рузвельт тем не менее полагал, что тресты нуждаются в государственном регулировании, призванном ограничить их «дурные стороны»: склонность к ликвидации конкурентов и установлению монопольного положения на рынках. Рузвельт также считал, что государство должно регулировать взаимоотношения между трудом и капиталом, чтобы не допустить их обострения и избежать угрозы революции. В послании к конгрессу в 1902 г. он заявил о готовности правительства быть беспристрастным арбитром между рабочими и предпринимателями, проводить «честный курс» в рабочем вопросе.
Первой прогрессистской мерой правительства Рузвельта, вызвавшей большой общественный отклик, были процессы против монополий. В 1901 г. правительство США организовало судебный процесс против одной из контролируемых Морганом железнодорожных компаний, обвинив ее в создании монополии, препятствующей свободе торговли. Суд признал компанию виновной и предписал разделить ее на две части.
Вслед за тем состоялось еще 25 судебных процессов против монополий, которые доставили Рузвельту славу «разрушителя трестов» и даже «революционера», хотя на деле он стремился не допустить революции.
Продолжая политику расширения государственного вмешательства в экономику, правительство Рузвельта в 1906 г. провело через конгресс закон, позволяющий правительству контролировать железнодорожные тарифы. Одновременно были приняты еще два популярных закона: о государственном контроле над изготовлением лекарств и пищевых продуктов и о контроле над условиями труда и введении санитарной инспекции на скотобойнях.
В соответствии с обещаниями «честного курса» по отношению к рабочим, правительство неоднократно вмешивалось в забастовки и иногда принимало сторону бастующих.
Другим направлением деятельности правительства Рузвельта, снискавшим ему широкую известность, была охрана природы. К этому времени в США начали осознавать, что огромные природные богатства Америки не являются неисчерпаемыми; что вырубка лесов, загрязнение земли и рек отходами промышленности грозят человеку большими бедствиями. По инициативе Рузвельта был принят закон, увеличивший охраняемый правительством земельный фонд почти в 5 раз по сравнению с концом XIX в. Наиболее живописные, богатые растениями и животными районы объявлялись государственными заповедниками. Специальные правительственные комиссии должны были следить за чистотой рек, проводить мелиорацию почвы, осуществлять лесопосадки.
На выборах 1908 г. президентом США был избран кандидат республиканцев Уильям Тафт. Он продолжил реформы, направленные на расширение государственного контроля над монополиями.
Правительство Тафта организовало 45 судебных процессов против трестов, в том числе против крупнейших монополий — «Нефтяной компании» Рокфеллера и «Стального треста» Моргана. Их признали виновными в нарушении свободы торговли и разукрупнили.
Сохраняя в неприкосновенности принцип частной инициативы, правительство Тафта расширило государственный контроль над тарифами железных дорог, находившихся в частном владении.
На выборах 1912 г. в результате раскола бывших сторонников республиканской партии победу одержал кандидат демократов Вудро Вильсон. Он оставался у власти до 1920 г.
Главным внутриполитическим мероприятием Вильсона до начала первой мировой войны было фактическое введение государственной общенациональной банковской системы. Согласно закону о Федеральной резервной системе, принятому в 1913 г., наряду с частными банками создавались «резервные» банки, контролируемые правительством. Им передавались важнейшие банковские функции, в том числе выпуск бумажных денег. В 1914 г. был принят закон о возможности привлечения к суду лиц и предприятий, применяющих «нечестные» методы конкуренции.
Рабочее движение в США носило преимущественно экономический характер. Самая крупная профсоюзная организация — Американская федерация труда (АФТ), возглавляемая С. Гомперсом, стояла на позициях классового сотрудничества и «делового юнионизма». Гомперс утверждал, что профсоюзы (тред-юнионы) не должны заниматься политикой и выступать против буржуазного общества; их задача — деловое сотрудничество с предпринимателями в организации производства и защита экономических интересов членов профсоюза.
В 1914 г. АФТ насчитывала почти 2 млн. членов. Она объединяла, по преимуществу, высококвалифицированных рабочих, составлявших лишь 12—14% всего рабочего класса. В отличие от Европы в рабочем движении США влияние социалистических идей было слабым. Небольшие группы социалистов, действовавшие в Америке в конце XIX в., состояли главным образом из эмигрантов, и были мало связаны с рабочими.
В 1901 г. несколько групп американских социалистов объединились и создали Социалистическую партию, численность которой первоначально не превышала 10 тыс. человек. Ее вождем стал Юджин Дебс, видный деятель профсоюзного и социалистического движения, сам рабочий, начавший трудовой путь в 14 лет.
Социалистическая партия объявила главной целью своей деятельности проведение социальных реформ и создание бесклассового общества. Важнейшей задачей она считала участие в выборах с целью завоевания власти парламентским путем. На выборах 1904, 1908, 1912 гг. Социалистическая партия выдвигала Дебса кандидатом в президенты США. Наибольшего успеха Дебс добился на выборах 1912 г., когда за него голосовало более 900 тыс. избирателей. Численность Социалистической партии в это время превысила 100 тыс. человек. Это была вершина ее успехов. После 1912 г. влияние Социалистической партии стало падать.
Реформистская политика Социалистической партии вызывала недовольство части революционно настроенных рабочих и левых социалистов, к числу которых принадлежал и Дебс. В 1905 г. левые социалисты Дебс, де Леон и Хейвуд создали новую рабочую организацию — профессиональный союз «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ).
Главным руководителем ИРМ стал Уильям Хейвуд, сын горняка, начавший работать на шахте с 9-летнего возраста. «Индустриальные рабочие мира» объединяли, в основном, неквалифицированных рабочих, среди которых было много иммигрантов. Они выступали против политики классового сотрудничества, за уничтожение капиталистической системы. Съезд ИРМ приветствовал русскую революцию 1905 г. Большинство руководителей организации придерживалось анархо-синдикалистских взглядов. Подобно французским анархо-синдикалистам они отстаивали тактику «прямого действия» и стачки и возражали против участия рабочих в политической и парламентской борьбе. В 1905— 1912 гг. «Индустриальные рабочие мира» руководили многими стачками, в том числе крупными стачками горняков и текстильщиков, но все же не сумели стать массовой организацией. Даже во время своего наивысшего расцвета ИРМ насчитывала не более 60 тыс. человек.
Экспансионизм. «Дипломатия большой дубинки» и «дипломатия доллара». Рост экономической мощи порождал стремление к внешнеполитической экспансии. Экспансионисты, ссылаясь на «предопределение судьбы» и «превосходство англосаксонской расы», доказывали, что для США экспансия является законом развития и настало время вступить в борьбу за господство на море. Главный идеолог экспансионистов морской офицер, историк и публицист капитан Мэхэм утверждал, что морская мощь — это важнейший фактор, определяющий судьбу страны в борьбе за жизнь и право на существование. По его мнению, чтобы обеспечить победу США в соперничестве с другими нациями «есть только один практический вывод: создание сильного военно-морского флота, строительство новых баз для него, захват новых колоний, открытие силой отдаленных земель и вступление в борьбу с великими державами за владычество над миром». Мэхэм доказывал, что Америка должна в первую очередь создать военно-морские базы на островах Атлантического и Тихого океанов и построить Панамский канал, связывающий оба океана.
Важнейшей целью американской экспансии Мэхэм и его единомышленники считали Латинскую Америку. В 1898 г. США выступили против Испании, подавлявшей восстание на Кубе. Американский флот разгромил эскадры испанских кораблей в районах Кубы и Филиппинских островов. Испания потерпела поражение и была вынуждена заключить мир.
Согласно мирному договору 1898 г. Куба объявлялась независимой, США получили расположенный в Атлантическом океане недалеко от Кубы остров Пуэрто-Рико. В Тихом океане под власть США перешли Филиппинские острова, остров Гуам, позднее Гавайские острова и часть островов Самоа, где разместились американские военно-морские базы.
В 1901 г. после убийства президента Мак-Кинли президентом США стал лидер экспансионистов, участник испано-американской войны, друг и почитатель Мэхэма, Теодор Рузвельт. Он оставался на посту президента до 1908 г.
Потомок богатой аристократической семьи, властный, вспыльчивый и энергичный, Рузвельт был убежден в превосходстве «народов английского языка» и в праве «великой американской нации» на первое место среди всех других наций. Рузвельт обосновывал экспансионизм как закономерность развития самих США.
Практическим применением этой политики, названной «политикой большой дубинки», стали действия США на Кубе и в Колумбии. В 1902 г. Соединенные Штаты навязали Кубе поправку к конституции, предложенную американским сенатором Платтом. «Поправка Платта» запрещала Кубе заключать договоры с иностранными державами без согласия США, разрешала создавать американские базы на Кубе и предоставляла США «право» вводить на Кубу свои войска.
В 1903 г. возник конфликт между США и Колумбией, через территорию которой США намеревались построить канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Колумбийский парламент отверг этот проект. Тогда правительство США поддержало сторонников самостоятельности Панамы. При поддержке американского флота они провозгласили независимость Панамы и разрешили США строить канал в специально отведенной для этого охраняемой американскими войсками зоне.
Строительство Панамского канала продолжалось 10 лет и завершилось в 1914 г. Это было грандиозное техническое сооружение. Канал длиной 81 км, построенный в чрезвычайно сложных географических условиях, позволил американскому флоту быстро перебрасывать свои силы из одного океана в другой.
Политика «большой дубинки», нарушавшая международное право, вызывала недовольство в странах Латинской Америки и протесты в самих США. Новый президент США, Уильям Тафт, избранный в 1908 г. от республиканской партии, заявил, что следует «заменить штыки долларами». В соответствии с провозглашенной Тафтом «дипломатией доллара» Соединенные Штаты начали осуществлять экономическую экспансию в страны Латинской Америки. Займы были предоставлены Панаме, Мексике, Гватемале, Коста-Рике, Никарагуа и другим странам Латинской Америки.
Вопросы и задания. 1. В чем состояли особенности экономического развития США после гражданской войны 1861 —1865 гг.? 2. Расскажите об основных общественных и социальных движениях в США в конце XIX — начале XX в. 3. Назовите основные реформы, проведенные в США в это время. Раскройте их сущность. 4. Охарактеризуйте особенности демократического, рабочего и социалистического движения в США. 5. В чем сущность политики «большой дубинки»?

Британская империя

Великобритания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.05 с.)