Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Наука как отрасль культуры↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1.Исторически первая форма развития естествознания: a) философия; b) натурфилософия; c) метафизика; d) теология. 2. Представитель рационализма XVII века, утверждавший всесилие разума фразой «Я мыслю, следовательно, я существую»: a) Рене Декарт; b) Фрэнсис Бэкон; c) Бенедикт Спиноза; d) Готфрид Вильгельм Лейбниц. 3.В средние века в науке господствовали: a) метафизические взгляды; b) трансформизм и интегративность; c) электромагнитические концепции; d) релятивизм.
4. Геоцентризм – это: a) теория о божественном творении мира и человека; b) учение, утверждающее, что в центре Вселенной находится Солнце и вокруг него движутся Планеты; c) представление, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращается Солнце и все другие небесные светила; d) наука о тепловых явлениях, в которой не учитывается молекулярное строение тел.
5.Тесная взаимосвязь между философией и естествознанием: a) имеет начало в средневековом периоде научного знания; b) восходит своими истоками к античному периоду становления науки; c) стала формироваться лишь на современном этапе развития науки; d) такой связи никогда нет и не было. 6.Любое будущее или прошлое событие можно точно и однозначно рассчитать, имея необходимую и достаточную информацию о настоящем. Таков смысл принципа: a) универсального эволюционизма; b) причинности в понимании древнегреческих атомистов; c) механистического детерминизма; d) информационной синергетики.
7.Какое из перечисленных положений относится к натурфилософской картине мира: a) основной метод познания мира - наблюдение; b) необходимость опытной проверки теоретических умозаключений; c) основной метод познания мира - эксперимент; d) разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины.
8.Какое из перечисленных положений относится к натурфилософской картине мира: a) недифференцированность науки на отдельные области знания; b) основной метод познания мира - эксперимент; c) разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины; d) использование научных достижений в практических целях. 9.Выберите основания квантово-релятивистской картины мира: a) вселенная функционирует по неизменным детерминированным законам; b) случайность и вероятность являются неотъемлемыми (атрибутивными) свойствами Вселенной; c) состояния покоя и движения относительны, так же как и понятие одновременности; d) во вселенной все предопределено и неслучайно. 10.Гелиоцентризм – это: a) представление, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращается Солнце и все другие небесные светила; b) теория о божественном творении мира и человека; c) учение, утверждающее, что в центре Вселенной находится Солнце и вокруг него движутся планеты; d) наука о тепловых влияниях Солнца на планеты сонечной системы. 11.Какая картина мира соответствует классическому типу научной рациональности: a) эволюционная картина мира; b) механистическая; c) натурфилософская картина мира; d) квантово-релятивистская картина мира.
12.Какая картина мира соответствует неклассическому типу научной рациональности: a) эволюционная картина мира; b) механистическая; c) натурфилософская картина мира; d) квантово-релятивистская картина мира. Какая картина мира соответствует постнеклассическому типу научной рациональности a) эволюционная картина мира; b) механистическая; c) натурфилософская картина мира; d) квантово-релятивистская картина мира. 14.Демокрит, Аристотель, Эпикур, Эмпедокл являлись представителями: a) космологии; b) натурфилософии; c) ремесленной геметрии; d) средневековой механики. 15.«Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (пустоты)», - писал: a) Аристотель; b) Гераклит; c) Демокрит; d) Анаксагор. 16.Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что субстанцией, лежащей в основе мира, является: a) Вода; b) Огонь; c) Воздух; d) Земля. 17.Гераклит был основоположником принципов: a) атомизма; b) дуализма; c) диалектики; d) синергетики. 18.Система мира Аристотеля являлась: a) геоцентрической; b) гелиоцентрической; c) диалектической; d) универсальной. 19.Древнегреческий философ Демокрит выдвинул концепцию: a) диалектики; b) атомизма; c) непрерывности; d) диалектики. 20.Закон инерции тел был открыт: a) Исааком Ньютоном; b) Николаем Коперником; c) Галилео Галилеем; d) АлбертомЭйнштейном. 21.Гелиоцентрическая картина мира была впервые создана: a) Аристотелем; b) Джордано Бруно; c) Николаем Коперником; d) АлбертомЭйнштейном. 22.Древнегреческий философ Гераклит считал, что субстанцией, лежащей в основе мира, является: a) Вода; b) Огонь; c) Воздух; d) Земля. 23.Корпускулярная концепция света была впервые выдвинута: a) Рене Декартом; b) Христианом Гюйгенсом; c) Исааком Ньютоном; d) Джеймсом Максвеллом. РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ 1.Универсальная мера различных форм движения и взаимодействия: a) сила гравитационного притяжения; b) сила ядерного взаимодействия; c) энергия; d) движение. 2.Ускорение - это: a) увеличение скорости; b) изменение скорости в единицу времени; c) производная скорости; d) скорость в квадрате.
3.В физике к микромиру относятся следующие структуры: a) космические системы и неограниченные масштабы; b) элементарные частицы и ядра атомов; c) вирусы и бактерии; d) сообщества живых существ.
4.К макромиру относятся следующие структуры: a) макроскопические тела; b) космические системы; c) элементарные частицы и ядра атомов; d) клетки и гены.
К мегамиру относятся следующие структуры a) живые организмы больших размеров; b) космические системы, звездные комплексы, галактики и метагалактики; c) ядра атомов тяжелых частиц; d) космические корабли и луноходы.
6.Сильное взаимодействие испытывают: a) электроны; b) протоны; c) нейтрино; d) фотоны. 7.Силы взаимодействия между электронами и протонами - это: a) силы слабого взаимодействия; b) силы ядерного (сильного) взаимодействия; c) силы электромагнитного взаимодействия; d) силы притяжения (гравитационными).
8.Упругие свойства вещества определяются: a) силами межмолекулярного (электромагнитного) взаимодействия; b) силами слабого взаимодействия; c) силами ядерного (сильного) взаимодействия; d) силами притяжения (гравитационными). 9.Положение о том, что механические, оптические, электромагнитные явления во всех инерциально движущихся системах отсчета протекают одинаково, является: a) соотношение неопределенности Гейзенберга; b) принципом суперпозиции; c) принципом относительности Альберта Эйнштейна; d) принципом соответствия. РАЗДЕЛ 9. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
1.Ноосферное развитие — это: a) разумно управляемая коэволюция общества, человека и природы, удовлетворение жизненных потребностей без угрозы для выживаемости будущих поколений; b) разумная экологизация планеты и ее сохранение в неизменном виде для будущих поколений; c) совместное развитие человеческого общества и научно-технического прогресса; d) нынешний уровень развития общества плюс некоторые договоренности. 2.Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, называется: a) космосфера; b) биогеосфера; c) ноосфера; d) гелиосфера.
3.Активное участие Человека в замкнутом процессе круговорота веществ, когда производительные силы Человека участвуют в непрерывном обмене веществом, энергией и информацией с биосферой, превращает биосферу в: a) сферу Дайсона; b) литосферу; c) гидросферу; d) ноосферу. 4.Информационному периоду развития общества соответствует следующий тип отношений человека и природы: a) растворение в природе; b) начало преобразования природы; c) активное преобразование природы; d) осознание преобладающей роли человека в биосфере и ответственности за сохранение её устойчивости, а в перспективе – коэволюция человека и природы.
5.В теории В.И. Вернадского ноосфера – это: a) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; b) наука о взаимодействии природы и общества; c) область распространения жизни на Земле; d) учение о происхождении и эволюции человека и его рас.
РАЗДЕЛ 1. НАУКА КАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ 1.В культуре современной эпохи лидирующее место занимает: a) компьютерные достижения; b) живопись; c) наука; d) музыка. 2.Непосредственная цель науки: a) описание и объяснение процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов; b) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов; c) предсказание и распространение законов и явлений, выявленных в ходе научного наблюдения; d) объяснение и интерпретация явлений действительности, наблюдаемых с помощью научных методов. 3.Основная черта естествознания как науки: a) поиск смысла жизни; b) поиск объективной истины; c) стремление жить в гармонии с природой; d) нравственное совершенствование людей. 4.К предмету изучения естествознания не относятся такие объекты, как: a) марсианские каналы; b) промышленные роботы; c) скелет человека; d) литосфера Земли. 5.Предметом естествознания как науки являются: a) объективные законы мышления; b) субъективные законы мышления; c) объективные законы природы; d) субъективные законы природы. 6.Естественнонаучные и гуманитарные науки развиваются: a) независимо друг от друга; b) оказывая взаимное влияние друг на друга; c) используя одни и те же методы познания; d) в абстрактно-теоретической деятельности людей.
7.Гуманитарные науки представляют собой: a) рациональный, универсальный способ постижения мира; b) интуитивный, ассоциативно-образный способ постижения мира; c) духовно-нравственный способ постижения мира; d) правильного ответа нет.
8.Противоречия, которые разделяют гуманитарную и естественнонаучную культуры, связаны с: a) различием в мировоззрении; b) различием рационального и эмпирического стилей мышления; c) различием объектов и методов исследования; d) различием истории развития культур. 9.Рациональная, т.е. основанная на понимании, форма познания мира – это: a) философия; b) наука; c) искусство; d) религия.
10.Иррациональная, т.е. основанная на вере, форма познания мира – это: a) философия; b) наука; c) искусство; d) религия. 11.Эмоциональная форма познания мира, основанная на сопереживании, сочувствии – это: a) философия; b) наука; c) искусство; d) религия. 12.Отличие современного естествознания от классического заключается в том, что современное естествознание: a) обеспечивает современные технологии; b) охватывает все уровни организации материи; c) влияет на мировоззрение человека; d) предотвращает глобальные катастрофы. 13.Особое значение для понимания единства естественно-научного и социально-гуманитарного знания имеют: a) общенаучные методы эмпирического познания; b) общенаучные методы теоретического познания; c) новые междисциплинарные методы исследования: системный и синергетический; d) всеобщие методы научного познания: диалектический и метафизический. 14.Наука, наряду с философией, религией, искусством и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры, поэтому: a) наука, как и идеология, отражает интересы определенных слоев общества; b) наука, как и искусство, рассматривает мир с субъективной точки зрения (с позиции автора); c) наука отличается от идеологии тем, что её истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества; d) наука, как и религия, опирается на веру, а не на чувственную реальность и разум. 15. Основной функцией и особенностью гуманитарных наук являются: a) описание действительности и интерпретационная направленность; b) объяснение и предсказание действительности; c) моделирование действительности в художественных произведениях; d) интуитивное предсказание и художественное описание. 16. Философское учение, приписывающее целесообразность процессам и явлениям природы: a) теология; b) телеология; c) космоцентризм; d) космогония. 17.Парадигма – это: a) непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой; b) общий способ видения мира, общепризнанное знание; c) совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе; d) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы. 18. Ограничить научное знание от ненаучного (псевдонауки) позволяет принцип: a) рационализации; b) абстрагирования; c) верификации; d) дополнительности.
19.Исходное положение какой-либо теории, в пределах которой оно принимается без доказательств – это: a) постулат; b) теорема; c) умозаключение; d) гипотеза. 20. Парадигма – это: a) принцип отграничения научного знания от ненаучного; b) научные принципы, идеи, законы и теории, принятые в качестве образца, модели решения исследовательских задач; c) проверка и эмпирическое подтверждение теоретических положений науки; d) теория о божественном творении мира и человека. 21.Целенаправленное изучение объектов в естественных условиях – это: a) обобщение; b) аналогия; c) наблюдение; d) моделирование.
22. По типу причинно-следственной связи научные законы можно разделить на: a) динамические и статистические; b) юридические и экономические; c) детерминированные и вероятностные; d) общие и частные. 23.Активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект – это: a) обобщение; b) классификация; c) эксперимент; d) экстраполяция. 24.Эксперимент как метод предназначен для: a) обнаружения у объекта новых свойств; b) исключения воздействий на объект природных сил и факторов; c) получения достоверных результатов обо всех свойствах объекта; d) проверки существующих теорий. 25.В основе эмпирического уровня познания лежит: a) абстрактно-теоретическая деятельность людей; b) предметно-практическая деятельность людей; c) философское знание; d) религиозно-мифологическое знание. 26.На эмпирической стадии используются методы, опирающиеся на: a) абстрактно-математические модели; b) дедуктивно связанные между собой гипотезы; c) исторически сложившиеся постулаты; d) чувственно-наглядные приемы и способы познания. 27.Обобщение – это: a) прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов; b) подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов; c) мысленное или фактическое соединение частей (элементов) в единое целое (систему); d) получение достоверных результатов обо всех свойствах объекта.
28.Укажите название метода умозаключений, при котором свойства одного объекта переносятся на другой при наличии схожести поведения этих объектов в определенных условиях: a) метод аналогий; b) мозговая атака; c) моделирование; d) имитация. 29.Изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон – это: a) наблюдение; b) индукция; c) моделирование; d) дедукция.
30.Способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок – это: a) наблюдение; b) индукция; c) моделирование; d) дедукция. 31.Способ рассуждения, в котором частное выводится из общего – это: a) наблюдение; b) индукция; c) моделирование; d) дедукция. 32.Методологический подход на основе восприятия целостности изучаемого объекта вместе с его окружением соответствует принципу: a) каузальности и детерминизма; b) интегральности (континуальности); c) подобия части целому; d) дискретности (корпускулярности). 33.Примером интеграции наук является: a. физика плазмы; b. биофизика; c. физика элементарных частиц; d. физика твердого тела. 34.К ведущим концепциям современной естественнонаучной картины мира являются самоорганизация, универсальный эволюционизм, а так же: a) комплементарность; b) системный подход; c) фрагментарность; d) иерархизм. 35.Междисциплинарное направление науки, изучающее процессы самоорганизации и эволюции систем, это: a) диалектика; b) герменевтика; c) синергетика; d) креационизм. 36.Синергетика – это: a) биологическая наука о коллективном поведении животных; b) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; c) наука об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой; d) наука об общих принципах самоорганизации систем. 37.Синергетический стиль мышления – это: a) последовательность предписаний; b) нелинейное открытое мышление; c) совокупность принципов синергетики; d) нет верного ответа. 38.Современная естественнонаучная парадигма, позволяющая с минимальным числом гипотез описать процессы самоорганизации в неживой материи, живом веществе и в обществе: a) универсальный эволюционизм; b) квантовая механика; c) парадигма биологической рациональности; d) принцип дополнительности.
39.Наука, изучающая процессы управления, связанные с обменом информацией между системой и средой: a) синергетика; b) биофизика; c) кибернетика; d) экология. 40. Количественная мера устранения неопределенности, мера организации системы в кибернетике называется: a) организованность; b) функциональность; c) детерминация; d) информация.
41.Кибернетическая основа механизма самоорганизации: a) целостность и линейность системы; b) самовоспроизводящаяся отрицательная обратная связь; c) самовоспроизводящаяся положительная обратная связь; d) парадигма биологической рациональности.
42.Наиболее эффективным средством интегративных исследований является: a) дифференциация научного знания; b) системный метод; c) дисциплинарный подход; d) метод моделирования ситуаций.
43.Кибернетика это: a) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в живых и неживых системах, а так же в обществе; b) наука, изучающая проблемы анализа и синтеза сложных неравновесных систем; c) наука о развитии, эволюции и взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой; d) наука о тепловых явлениях, в которой не учитывается молекулярное строение тел. 44.Термин «континуальный» означает: a) непрерывный, сплошной, целостный; b) дискретный, прерывистый, состоящий из отдельных элементов; c) бесконечный, всеобщий, универсальный; d) развивающийся, движущийся, целостный. 45.Класс систем, способных к самоорганизации – это: a) открытые линейные системы; b) открытые нелинейные системы; c) закрытые линейные системы; d) закрытые нелинейные системы. 46.Процессы в открытых системах ведут: a) от порядка к хаосу; b) от хаоса к порядку; c) и в том и в другом направлении; d) у них нет строгой направленности. 47.Что может служить причинами хаоса: a) шумы, внешние помехи; b) наличие большого числа степеней свободы; c) достаточно сложная организация системы; d) все вышеперечисленное. 48.Чем можно охарактеризовать процесс рождения порядка из хаоса: a) выборкой информации из уже предложенной; b) упорядочение информации; c) возникновение хаоса из порядка; d) отбор информации из шума. 49.В каких системах возможны переходы из состояния хаоса в упорядоченное состояние: a) замкнутых, не взаимодействующих с окружающей средой; b) открытых, обменивающихся с внешней средой веществом, энергией и информацией; c) детерминированных, в которых действуют динамические законы; d) любых случайных замкнутых системах. 50.В открытых нелинейных системах в процессе самоорганизации действует: a) принцип отрицательной обратной связи; b) принцип положительной обратной связи; c) принцип соединения положительной и отрицательной обратной связи; d) принцип усиления статического равновесия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.011 с.) |