ТОП 10:

РАЗДЕЛ 1. НАУКА КАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ



РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1.Исторически первая форма развития естествознания:

a) философия;

b) натурфилософия;

c) метафизика;

d) теология.

2. Представитель рационализма XVII века, утверждавший всесилие разума фразой «Я мыслю, следовательно, я существую»:

a) Рене Декарт;

b) Фрэнсис Бэкон;

c) Бенедикт Спиноза;

d) Готфрид Вильгельм Лейбниц.

3.В средние века в науке господствовали:

a) метафизические взгляды;

b) трансформизм и интегративность;

c) электромагнитические концепции;

d) релятивизм.

 

4. Геоцентризм – это:

a) теория о божественном творении мира и человека;

b) учение, утверждающее, что в центре Вселенной находится Солнце и вокруг него движутся Планеты;

c) представление, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращается Солнце и все другие небесные светила;

d) наука о тепловых явлениях, в которой не учитывается молекулярное строение тел.

 

5.Тесная взаимосвязь между философией и естествознанием:

a) имеет начало в средневековом периоде научного знания;

b) восходит своими истоками к античному периоду становления науки;

c) стала формироваться лишь на современном этапе развития науки;

d) такой связи никогда нет и не было.

6.Любое будущее или прошлое событие можно точно и однозначно рассчитать, имея необходимую и достаточную информацию о настоящем. Таков смысл принципа:

a) универсального эволюционизма;

b) причинности в понимании древнегреческих атомистов;

c) механистического детерминизма;

d) информационной синергетики.

 

7.Какое из перечисленных положений относится к натурфилософской картине мира:

a) основной метод познания мира - наблюдение;

b) необходимость опытной проверки теоретических умозаключений;

c) основной метод познания мира - эксперимент;

d) разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины.

 

8.Какое из перечисленных положений относится к натурфилософской картине мира:

a) недифференцированность науки на отдельные области знания;

b) основной метод познания мира - эксперимент;

c) разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины;

d) использование научных достижений в практических целях.

9.Выберите основания квантово-релятивистской картины мира:

a) вселенная функционирует по неизменным детерминированным законам;

b) случайность и вероятность являются неотъемлемыми (атрибутивными) свойствами Вселенной;

c) состояния покоя и движения относительны, так же как и понятие одновременности;

d) во вселенной все предопределено и неслучайно.

10.Гелиоцентризм – это:

a) представление, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращается Солнце и все другие небесные светила;

b) теория о божественном творении мира и человека;

c) учение, утверждающее, что в центре Вселенной находится Солнце и вокруг него движутся планеты;

d) наука о тепловых влияниях Солнца на планеты сонечной системы.

11.Какая картина мира соответствует классическому типу научной рациональности:

a) эволюционная картина мира;

b) механистическая;

c) натурфилософская картина мира;

d) квантово-релятивистская картина мира.

 

12.Какая картина мира соответствует неклассическому типу научной рациональности:

a) эволюционная картина мира;

b) механистическая;

c) натурфилософская картина мира;

d) квантово-релятивистская картина мира.

Какая картина мира соответствует постнеклассическому типу научной рациональности

a) эволюционная картина мира;

b) механистическая;

c) натурфилософская картина мира;

d) квантово-релятивистская картина мира.

14.Демокрит, Аристотель, Эпикур, Эмпедокл являлись представителями:

a) космологии;

b) натурфилософии;

c) ремесленной геметрии;

d) средневековой механики.

15.«Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (пустоты)», - писал:

a) Аристотель;

b) Гераклит;

c) Демокрит;

d) Анаксагор.

16.Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что субстанцией, лежащей в основе мира, является:

a) Вода;

b) Огонь;

c) Воздух;

d) Земля.

17.Гераклит был основоположником принципов:

a) атомизма;

b) дуализма;

c) диалектики;

d) синергетики.

18.Система мира Аристотеля являлась:

a) геоцентрической;

b) гелиоцентрической;

c) диалектической;

d) универсальной.

19.Древнегреческий философ Демокрит выдвинул концепцию:

a) диалектики;

b) атомизма;

c) непрерывности;

d) диалектики.

20.Закон инерции тел был открыт:

a) Исааком Ньютоном;

b) Николаем Коперником;

c) Галилео Галилеем;

d) АлбертомЭйнштейном.

21.Гелиоцентрическая картина мира была впервые создана:

a) Аристотелем;

b) Джордано Бруно;

c) Николаем Коперником;

d) АлбертомЭйнштейном.

22.Древнегреческий философ Гераклит считал, что субстанцией, лежащей в основе мира, является:

a) Вода;

b) Огонь;

c) Воздух;

d) Земля.

23.Корпускулярная концепция света была впервые выдвинута:

a) Рене Декартом;

b) Христианом Гюйгенсом;

c) Исааком Ньютоном;

d) Джеймсом Максвеллом.

РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ

1.Универсальная мера различных форм движения и взаимодействия:

a) сила гравитационного притяжения;

b) сила ядерного взаимодействия;

c) энергия;

d) движение.

2.Ускорение - это:

a) увеличение скорости;

b) изменение скорости в единицу времени;

c) производная скорости;

d) скорость в квадрате.

 

3.В физике к микромиру относятся следующие структуры:

a) космические системы и неограниченные масштабы;

b) элементарные частицы и ядра атомов;

c) вирусы и бактерии;

d) сообщества живых существ.

 

4.К макромиру относятся следующие структуры:

a) макроскопические тела;

b) космические системы;

c) элементарные частицы и ядра атомов;

d) клетки и гены.

 

К мегамиру относятся следующие структуры

a) живые организмы больших размеров;

b) космические системы, звездные комплексы, галактики и метагалактики;

c) ядра атомов тяжелых частиц;

d) космические корабли и луноходы.

 

6.Сильное взаимодействие испытывают:

a) электроны;

b) протоны;

c) нейтрино;

d) фотоны.

7.Силы взаимодействия между электронами и протонами - это:

a) силы слабого взаимодействия;

b) силы ядерного (сильного) взаимодействия;

c) силы электромагнитного взаимодействия;

d) силы притяжения (гравитационными).

 

8.Упругие свойства вещества определяются:

a) силами межмолекулярного (электромагнитного) взаимодействия;

b) силами слабого взаимодействия;

c) силами ядерного (сильного) взаимодействия;

d) силами притяжения (гравитационными).

9.Положение о том, что механические, оптические, электромагнитные явления во всех инерциально движущихся системах отсчета протекают одинаково, является:

a) соотношение неопределенности Гейзенберга;

b) принципом суперпозиции;

c) принципом относительности Альберта Эйнштейна;

d) принципом соответствия.

РАЗДЕЛ 9. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ

И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

 

1.Ноосферное развитие — это:

a) разумно управляемая коэволюция общества, человека и природы, удовлетворение жизненных потребностей без угрозы для выживаемости будущих поколений;

b) разумная экологизация планеты и ее сохранение в неизменном виде для будущих поколений;

c) совместное развитие человеческого общества и научно-технического прогресса;

d) нынешний уровень развития общества плюс некоторые договоренности.

2.Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, называется:

a) космосфера;

b) биогеосфера;

c) ноосфера;

d) гелиосфера.

 

3.Активное участие Человека в замкнутом процессе круговорота веществ, когда производительные силы Человека участвуют в непрерывном обмене веществом, энергией и информацией с биосферой, превращает биосферу в:

a) сферу Дайсона;

b) литосферу;

c) гидросферу;

d) ноосферу.

4.Информационному периоду развития общества соответствует следующий тип отношений человека и природы:

a) растворение в природе;

b) начало преобразования природы;

c) активное преобразование природы;

d) осознание преобладающей роли человека в биосфере и ответственности за сохранение её устойчивости, а в перспективе – коэволюция человека и природы.

 

5.В теории В.И. Вернадского ноосфера – это:

a) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития;

b) наука о взаимодействии природы и общества;

c) область распространения жизни на Земле;

d) учение о происхождении и эволюции человека и его рас.

 

РАЗДЕЛ 1. НАУКА КАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

1.В культуре современной эпохи лидирующее место занимает:

a) компьютерные достижения;

b) живопись;

c) наука;

d) музыка.

2.Непосредственная цель науки:

a) описание и объяснение процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов;

b) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов;

c) предсказание и распространение законов и явлений, выявленных в ходе научного наблюдения;

d) объяснение и интерпретация явлений действительности, наблюдаемых с помощью научных методов.

3.Основная черта естествознания как науки:

a) поиск смысла жизни;

b) поиск объективной истины;

c) стремление жить в гармонии с природой;

d) нравственное совершенствование людей.

4.К предмету изучения естествознания не относятся такие объекты, как:

a) марсианские каналы;

b) промышленные роботы;

c) скелет человека;

d) литосфера Земли.

5.Предметом естествознания как науки являются:

a) объективные законы мышления;

b) субъективные законы мышления;

c) объективные законы природы;

d) субъективные законы природы.

6.Естественнонаучные и гуманитарные науки развиваются:

a) независимо друг от друга;

b) оказывая взаимное влияние друг на друга;

c) используя одни и те же методы познания;

d) в абстрактно-теоретической деятельности людей.

 

7.Гуманитарные науки представляют собой:

a) рациональный, универсальный способ постижения мира;

b) интуитивный, ассоциативно-образный способ постижения мира;

c) духовно-нравственный способ постижения мира;

d) правильного ответа нет.

 

8.Противоречия, которые разделяют гуманитарную и естественнонаучную культуры, связаны с:

a) различием в мировоззрении;

b) различием рационального и эмпирического стилей мышления;

c) различием объектов и методов исследования;

d) различием истории развития культур.

9.Рациональная, т.е. основанная на понимании, форма познания мираэто:

a) философия;

b) наука;

c) искусство;

d) религия.

 

10.Иррациональная, т.е. основанная на вере, форма познания мираэто:

a) философия;

b) наука;

c) искусство;

d) религия.

11.Эмоциональная форма познания мира, основанная на сопереживании, сочувствииэто:

a) философия;

b) наука;

c) искусство;

d) религия.

12.Отличие современного естествознания от классического заключается в том, что современное естествознание:

a) обеспечивает современные технологии;

b) охватывает все уровни организации материи;

c) влияет на мировоззрение человека;

d) предотвращает глобальные катастрофы.

13.Особое значение для понимания единства естественно-научного и социально-гуманитарного знания имеют:

a) общенаучные методы эмпирического познания;

b) общенаучные методы теоретического познания;

c) новые междисциплинарные методы исследования: системный и синергетический;

d) всеобщие методы научного познания: диалектический и метафизический.

14.Наука, наряду с философией, религией, искусством и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры, поэтому:

a) наука, как и идеология, отражает интересы определенных слоев общества;

b) наука, как и искусство, рассматривает мир с субъективной точки зрения (с позиции автора);

c) наука отличается от идеологии тем, что её истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;

d) наука, как и религия, опирается на веру, а не на чувственную реальность и разум.

15. Основной функцией и особенностью гуманитарных наук являются:

a) описание действительности и интерпретационная направленность;

b) объяснение и предсказание действительности;

c) моделирование действительности в художественных произведениях;

d) интуитивное предсказание и художественное описание.

16. Философское учение, приписывающее целесообразность процессам и явлениям природы:

a) теология;

b) телеология;

c) космоцентризм;

d) космогония.

17.Парадигма – это:

a) непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой;

b) общий способ видения мира, общепризнанное знание;

c) совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе;

d) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы.

18. Ограничить научное знание от ненаучного (псевдонауки) позволяет принцип:

a) рационализации;

b) абстрагирования;

c) верификации;

d) дополнительности.

 

19.Исходное положение какой-либо теории, в пределах которой оно принимается без доказательств – это:

a) постулат;

b) теорема;

c) умозаключение;

d) гипотеза.

20. Парадигма – это:

a) принцип отграничения научного знания от ненаучного;

b) научные принципы, идеи, законы и теории, принятые в качестве образца, модели решения исследовательских задач;

c) проверка и эмпирическое подтверждение теоретических положений науки;

d) теория о божественном творении мира и человека.

21.Целенаправленное изучение объектов в естественных условиях – это:

a) обобщение;

b) аналогия;

c) наблюдение;

d) моделирование.

 

22. По типу причинно-следственной связи научные законы можно разделить на:

a) динамические и статистические;

b) юридические и экономические;

c) детерминированные и вероятностные;

d) общие и частные.

23.Активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект – это:

a) обобщение;

b) классификация;

c) эксперимент;

d) экстраполяция.

24.Эксперимент как метод предназначен для:

a) обнаружения у объекта новых свойств;

b) исключения воздействий на объект природных сил и факторов;

c) получения достоверных результатов обо всех свойствах объекта;

d) проверки существующих теорий.

25.В основе эмпирического уровня познания лежит:

a) абстрактно-теоретическая деятельность людей;

b) предметно-практическая деятельность людей;

c) философское знание;

d) религиозно-мифологическое знание.

26.На эмпирической стадии используются методы, опирающиеся на:

a) абстрактно-математические модели;

b) дедуктивно связанные между собой гипотезы;

c) исторически сложившиеся постулаты;

d) чувственно-наглядные приемы и способы познания.

27.Обобщение – это:

a) прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

b) подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов;

c) мысленное или фактическое соединение частей (элементов) в единое целое (систему);

d) получение достоверных результатов обо всех свойствах объекта.

 

28.Укажите название метода умозаключений, при котором свойства одного объекта переносятся на другой при наличии схожести поведения этих объектов в определенных условиях:

a) метод аналогий;

b) мозговая атака;

c) моделирование;

d) имитация.

29.Изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон – это:

a) наблюдение;

b) индукция;

c) моделирование;

d) дедукция.

 

30.Способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок – это:

a) наблюдение;

b) индукция;

c) моделирование;

d) дедукция.

31.Способ рассуждения, в котором частное выводится из общего – это:

a) наблюдение;

b) индукция;

c) моделирование;

d) дедукция.

32.Методологический подход на основе восприятия целостности изучаемого объекта вместе с его окружением соответствует принципу:

a) каузальности и детерминизма;

b) интегральности (континуальности);

c) подобия части целому;

d) дискретности (корпускулярности).

33.Примером интеграции наук является:

a. физика плазмы;

b. биофизика;

c. физика элементарных частиц;

d. физика твердого тела.

34.К ведущим концепциям современной естественнонаучной картины мира являются самоорганизация, универсальный эволюционизм, а так же:

a) комплементарность;

b) системный подход;

c) фрагментарность;

d) иерархизм.

35.Междисциплинарное направление науки, изучающее процессы самоорганизации и эволюции систем, это:

a) диалектика;

b) герменевтика;

c) синергетика;

d) креационизм.

36.Синергетика – это:

a) биологическая наука о коллективном поведении животных;

b) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего;

c) наука об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой;

d) наука об общих принципах самоорганизации систем.

37.Синергетический стиль мышления – это:

a) последовательность предписаний;

b) нелинейное открытое мышление;

c) совокупность принципов синергетики;

d) нет верного ответа.

38.Современная естественнонаучная парадигма, позволяющая с минимальным числом гипотез описать процессы самоорганизации в неживой материи, живом веществе и в обществе:

a) универсальный эволюционизм;

b) квантовая механика;

c) парадигма биологической рациональности;

d) принцип дополнительности.

 

39.Наука, изучающая процессы управления, связанные с обменом информацией между системой и средой:

a) синергетика;

b) биофизика;

c) кибернетика;

d) экология.

40. Количественная мера устранения неопределенности, мера организации системы в кибернетике называется:

a) организованность;

b) функциональность;

c) детерминация;

d) информация.

 

41.Кибернетическая основа механизма самоорганизации:

a) целостность и линейность системы;

b) самовоспроизводящаяся отрицательная обратная связь;

c) самовоспроизводящаяся положительная обратная связь;

d) парадигма биологической рациональности.

 

42.Наиболее эффективным средством интегративных исследований является:

a) дифференциация научного знания;

b) системный метод;

c) дисциплинарный подход;

d) метод моделирования ситуаций.

 

43.Кибернетика это:

a) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в живых и неживых системах, а так же в обществе;

b) наука, изучающая проблемы анализа и синтеза сложных неравновесных систем;

c) наука о развитии, эволюции и взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой;

d) наука о тепловых явлениях, в которой не учитывается молекулярное строение тел.

44.Термин «континуальный» означает:

a) непрерывный, сплошной, целостный;

b) дискретный, прерывистый, состоящий из отдельных элементов;

c) бесконечный, всеобщий, универсальный;

d) развивающийся, движущийся, целостный.

45.Класс систем, способных к самоорганизации – это:

a) открытые линейные системы;

b) открытые нелинейные системы;

c) закрытые линейные системы;

d) закрытые нелинейные системы.

46.Процессы в открытых системах ведут:

a) от порядка к хаосу;

b) от хаоса к порядку;

c) и в том и в другом направлении;

d) у них нет строгой направленности.

47.Что может служить причинами хаоса:

a) шумы, внешние помехи;

b) наличие большого числа степеней свободы;

c) достаточно сложная организация системы;

d) все вышеперечисленное.

48.Чем можно охарактеризовать процесс рождения порядка из хаоса:

a) выборкой информации из уже предложенной;

b) упорядочение информации;

c) возникновение хаоса из порядка;

d) отбор информации из шума.

49.В каких системах возможны переходы из состояния хаоса в упорядоченное состояние:

a) замкнутых, не взаимодействующих с окружающей средой;

b) открытых, обменивающихся с внешней средой веществом, энергией и информацией;

c) детерминированных, в которых действуют динамические законы;

d) любых случайных замкнутых системах.

50.В открытых нелинейных системах в процессе самоорганизации действует:

a) принцип отрицательной обратной связи;

b) принцип положительной обратной связи;

c) принцип соединения положительной и отрицательной обратной связи;

d) принцип усиления статического равновесия.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.036 с.)