Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Наука как отрасль культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1.Исторически первая форма развития естествознания: a) философия; b) натурфилософия; c) метафизика; d) теология. 2. Представитель рационализма XVII века, утверждавший всесилие разума фразой «Я мыслю, следовательно, я существую»: a) Рене Декарт; b) Фрэнсис Бэкон; c) Бенедикт Спиноза; d) Готфрид Вильгельм Лейбниц. 3.В средние века в науке господствовали: a) метафизические взгляды; b) трансформизм и интегративность; c) электромагнитические концепции; d) релятивизм.
4. Геоцентризм – это: a) теория о божественном творении мира и человека; b) учение, утверждающее, что в центре Вселенной находится Солнце и вокруг него движутся Планеты; c) представление, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращается Солнце и все другие небесные светила; d) наука о тепловых явлениях, в которой не учитывается молекулярное строение тел.
5.Тесная взаимосвязь между философией и естествознанием: a) имеет начало в средневековом периоде научного знания; b) восходит своими истоками к античному периоду становления науки; c) стала формироваться лишь на современном этапе развития науки; d) такой связи никогда нет и не было. 6.Любое будущее или прошлое событие можно точно и однозначно рассчитать, имея необходимую и достаточную информацию о настоящем. Таков смысл принципа: a) универсального эволюционизма; b) причинности в понимании древнегреческих атомистов; c) механистического детерминизма; d) информационной синергетики.
7.Какое из перечисленных положений относится к натурфилософской картине мира: a) основной метод познания мира - наблюдение; b) необходимость опытной проверки теоретических умозаключений; c) основной метод познания мира - эксперимент; d) разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины.
8.Какое из перечисленных положений относится к натурфилософской картине мира: a) недифференцированность науки на отдельные области знания; b) основной метод познания мира - эксперимент; c) разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины; d) использование научных достижений в практических целях. 9.Выберите основания квантово-релятивистской картины мира: a) вселенная функционирует по неизменным детерминированным законам; b) случайность и вероятность являются неотъемлемыми (атрибутивными) свойствами Вселенной; c) состояния покоя и движения относительны, так же как и понятие одновременности; d) во вселенной все предопределено и неслучайно. 10.Гелиоцентризм – это: a) представление, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращается Солнце и все другие небесные светила; b) теория о божественном творении мира и человека; c) учение, утверждающее, что в центре Вселенной находится Солнце и вокруг него движутся планеты; d) наука о тепловых влияниях Солнца на планеты сонечной системы. 11.Какая картина мира соответствует классическому типу научной рациональности: a) эволюционная картина мира; b) механистическая; c) натурфилософская картина мира; d) квантово-релятивистская картина мира.
12.Какая картина мира соответствует неклассическому типу научной рациональности: a) эволюционная картина мира; b) механистическая; c) натурфилософская картина мира; d) квантово-релятивистская картина мира. Какая картина мира соответствует постнеклассическому типу научной рациональности a) эволюционная картина мира; b) механистическая; c) натурфилософская картина мира; d) квантово-релятивистская картина мира. 14.Демокрит, Аристотель, Эпикур, Эмпедокл являлись представителями: a) космологии; b) натурфилософии; c) ремесленной геметрии; d) средневековой механики. 15.«Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства (пустоты)», - писал: a) Аристотель; b) Гераклит; c) Демокрит; d) Анаксагор. 16.Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что субстанцией, лежащей в основе мира, является: a) Вода; b) Огонь; c) Воздух; d) Земля. 17.Гераклит был основоположником принципов: a) атомизма; b) дуализма; c) диалектики; d) синергетики. 18.Система мира Аристотеля являлась: a) геоцентрической; b) гелиоцентрической; c) диалектической; d) универсальной. 19.Древнегреческий философ Демокрит выдвинул концепцию: a) диалектики; b) атомизма; c) непрерывности; d) диалектики. 20.Закон инерции тел был открыт: a) Исааком Ньютоном; b) Николаем Коперником; c) Галилео Галилеем; d) АлбертомЭйнштейном. 21.Гелиоцентрическая картина мира была впервые создана: a) Аристотелем; b) Джордано Бруно; c) Николаем Коперником; d) АлбертомЭйнштейном. 22.Древнегреческий философ Гераклит считал, что субстанцией, лежащей в основе мира, является: a) Вода; b) Огонь; c) Воздух; d) Земля. 23.Корпускулярная концепция света была впервые выдвинута: a) Рене Декартом; b) Христианом Гюйгенсом; c) Исааком Ньютоном; d) Джеймсом Максвеллом. РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ 1.Универсальная мера различных форм движения и взаимодействия: a) сила гравитационного притяжения; b) сила ядерного взаимодействия; c) энергия; d) движение. 2.Ускорение - это: a) увеличение скорости; b) изменение скорости в единицу времени; c) производная скорости; d) скорость в квадрате.
3.В физике к микромиру относятся следующие структуры: a) космические системы и неограниченные масштабы; b) элементарные частицы и ядра атомов; c) вирусы и бактерии; d) сообщества живых существ.
4.К макромиру относятся следующие структуры: a) макроскопические тела; b) космические системы; c) элементарные частицы и ядра атомов; d) клетки и гены.
К мегамиру относятся следующие структуры a) живые организмы больших размеров; b) космические системы, звездные комплексы, галактики и метагалактики; c) ядра атомов тяжелых частиц; d) космические корабли и луноходы.
6.Сильное взаимодействие испытывают: a) электроны; b) протоны; c) нейтрино; d) фотоны. 7.Силы взаимодействия между электронами и протонами - это: a) силы слабого взаимодействия; b) силы ядерного (сильного) взаимодействия; c) силы электромагнитного взаимодействия; d) силы притяжения (гравитационными).
8.Упругие свойства вещества определяются: a) силами межмолекулярного (электромагнитного) взаимодействия; b) силами слабого взаимодействия; c) силами ядерного (сильного) взаимодействия; d) силами притяжения (гравитационными). 9.Положение о том, что механические, оптические, электромагнитные явления во всех инерциально движущихся системах отсчета протекают одинаково, является: a) соотношение неопределенности Гейзенберга; b) принципом суперпозиции; c) принципом относительности Альберта Эйнштейна; d) принципом соответствия. РАЗДЕЛ 9. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
1.Ноосферное развитие — это: a) разумно управляемая коэволюция общества, человека и природы, удовлетворение жизненных потребностей без угрозы для выживаемости будущих поколений; b) разумная экологизация планеты и ее сохранение в неизменном виде для будущих поколений; c) совместное развитие человеческого общества и научно-технического прогресса; d) нынешний уровень развития общества плюс некоторые договоренности. 2.Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, называется: a) космосфера; b) биогеосфера; c) ноосфера; d) гелиосфера.
3.Активное участие Человека в замкнутом процессе круговорота веществ, когда производительные силы Человека участвуют в непрерывном обмене веществом, энергией и информацией с биосферой, превращает биосферу в: a) сферу Дайсона; b) литосферу; c) гидросферу; d) ноосферу. 4.Информационному периоду развития общества соответствует следующий тип отношений человека и природы: a) растворение в природе; b) начало преобразования природы; c) активное преобразование природы; d) осознание преобладающей роли человека в биосфере и ответственности за сохранение её устойчивости, а в перспективе – коэволюция человека и природы.
5.В теории В.И. Вернадского ноосфера – это: a) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; b) наука о взаимодействии природы и общества; c) область распространения жизни на Земле; d) учение о происхождении и эволюции человека и его рас.
РАЗДЕЛ 1. НАУКА КАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ 1.В культуре современной эпохи лидирующее место занимает: a) компьютерные достижения; b) живопись; c) наука; d) музыка. 2.Непосредственная цель науки: a) описание и объяснение процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов; b) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов; c) предсказание и распространение законов и явлений, выявленных в ходе научного наблюдения; d) объяснение и интерпретация явлений действительности, наблюдаемых с помощью научных методов. 3.Основная черта естествознания как науки: a) поиск смысла жизни; b) поиск объективной истины; c) стремление жить в гармонии с природой; d) нравственное совершенствование людей. 4.К предмету изучения естествознания не относятся такие объекты, как: a) марсианские каналы; b) промышленные роботы; c) скелет человека; d) литосфера Земли. 5.Предметом естествознания как науки являются: a) объективные законы мышления; b) субъективные законы мышления; c) объективные законы природы; d) субъективные законы природы. 6.Естественнонаучные и гуманитарные науки развиваются: a) независимо друг от друга; b) оказывая взаимное влияние друг на друга; c) используя одни и те же методы познания; d) в абстрактно-теоретической деятельности людей.
7.Гуманитарные науки представляют собой: a) рациональный, универсальный способ постижения мира; b) интуитивный, ассоциативно-образный способ постижения мира; c) духовно-нравственный способ постижения мира; d) правильного ответа нет.
8.Противоречия, которые разделяют гуманитарную и естественнонаучную культуры, связаны с: a) различием в мировоззрении; b) различием рационального и эмпирического стилей мышления; c) различием объектов и методов исследования; d) различием истории развития культур. 9.Рациональная, т.е. основанная на понимании, форма познания мира – это: a) философия; b) наука; c) искусство; d) религия.
10.Иррациональная, т.е. основанная на вере, форма познания мира – это: a) философия; b) наука; c) искусство; d) религия. 11.Эмоциональная форма познания мира, основанная на сопереживании, сочувствии – это: a) философия; b) наука; c) искусство; d) религия. 12.Отличие современного естествознания от классического заключается в том, что современное естествознание: a) обеспечивает современные технологии; b) охватывает все уровни организации материи; c) влияет на мировоззрение человека; d) предотвращает глобальные катастрофы. 13.Особое значение для понимания единства естественно-научного и социально-гуманитарного знания имеют: a) общенаучные методы эмпирического познания; b) общенаучные методы теоретического познания; c) новые междисциплинарные методы исследования: системный и синергетический; d) всеобщие методы научного познания: диалектический и метафизический. 14.Наука, наряду с философией, религией, искусством и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры, поэтому: a) наука, как и идеология, отражает интересы определенных слоев общества; b) наука, как и искусство, рассматривает мир с субъективной точки зрения (с позиции автора); c) наука отличается от идеологии тем, что её истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества; d) наука, как и религия, опирается на веру, а не на чувственную реальность и разум. 15. Основной функцией и особенностью гуманитарных наук являются: a) описание действительности и интерпретационная направленность; b) объяснение и предсказание действительности; c) моделирование действительности в художественных произведениях; d) интуитивное предсказание и художественное описание. 16. Философское учение, приписывающее целесообразность процессам и явлениям природы: a) теология; b) телеология; c) космоцентризм; d) космогония. 17.Парадигма – это: a) непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой; b) общий способ видения мира, общепризнанное знание; c) совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе; d) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы. 18. Ограничить научное знание от ненаучного (псевдонауки) позволяет принцип: a) рационализации; b) абстрагирования; c) верификации; d) дополнительности.
19.Исходное положение какой-либо теории, в пределах которой оно принимается без доказательств – это: a) постулат; b) теорема; c) умозаключение; d) гипотеза. 20. Парадигма – это: a) принцип отграничения научного знания от ненаучного; b) научные принципы, идеи, законы и теории, принятые в качестве образца, модели решения исследовательских задач; c) проверка и эмпирическое подтверждение теоретических положений науки; d) теория о божественном творении мира и человека. 21.Целенаправленное изучение объектов в естественных условиях – это: a) обобщение; b) аналогия; c) наблюдение; d) моделирование.
22. По типу причинно-следственной связи научные законы можно разделить на: a) динамические и статистические; b) юридические и экономические; c) детерминированные и вероятностные; d) общие и частные. 23.Активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект – это: a) обобщение; b) классификация; c) эксперимент; d) экстраполяция. 24.Эксперимент как метод предназначен для: a) обнаружения у объекта новых свойств; b) исключения воздействий на объект природных сил и факторов; c) получения достоверных результатов обо всех свойствах объекта; d) проверки существующих теорий. 25.В основе эмпирического уровня познания лежит: a) абстрактно-теоретическая деятельность людей; b) предметно-практическая деятельность людей; c) философское знание; d) религиозно-мифологическое знание. 26.На эмпирической стадии используются методы, опирающиеся на: a) абстрактно-математические модели; b) дедуктивно связанные между собой гипотезы; c) исторически сложившиеся постулаты; d) чувственно-наглядные приемы и способы познания. 27.Обобщение – это: a) прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов; b) подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов; c) мысленное или фактическое соединение частей (элементов) в единое целое (систему); d) получение достоверных результатов обо всех свойствах объекта.
28.Укажите название метода умозаключений, при котором свойства одного объекта переносятся на другой при наличии схожести поведения этих объектов в определенных условиях: a) метод аналогий; b) мозговая атака; c) моделирование; d) имитация. 29.Изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон – это: a) наблюдение; b) индукция; c) моделирование; d) дедукция.
30.Способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок – это: a) наблюдение; b) индукция; c) моделирование; d) дедукция. 31.Способ рассуждения, в котором частное выводится из общего – это: a) наблюдение; b) индукция; c) моделирование; d) дедукция. 32.Методологический подход на основе восприятия целостности изучаемого объекта вместе с его окружением соответствует принципу: a) каузальности и детерминизма; b) интегральности (континуальности); c) подобия части целому; d) дискретности (корпускулярности). 33.Примером интеграции наук является: a. физика плазмы; b. биофизика; c. физика элементарных частиц; d. физика твердого тела. 34.К ведущим концепциям современной естественнонаучной картины мира являются самоорганизация, универсальный эволюционизм, а так же: a) комплементарность; b) системный подход; c) фрагментарность; d) иерархизм. 35.Междисциплинарное направление науки, изучающее процессы самоорганизации и эволюции систем, это: a) диалектика; b) герменевтика; c) синергетика; d) креационизм. 36.Синергетика – это: a) биологическая наука о коллективном поведении животных; b) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; c) наука об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой; d) наука об общих принципах самоорганизации систем. 37.Синергетический стиль мышления – это: a) последовательность предписаний; b) нелинейное открытое мышление; c) совокупность принципов синергетики; d) нет верного ответа. 38.Современная естественнонаучная парадигма, позволяющая с минимальным числом гипотез описать процессы самоорганизации в неживой материи, живом веществе и в обществе: a) универсальный эволюционизм; b) квантовая механика; c) парадигма биологической рациональности; d) принцип дополнительности.
39.Наука, изучающая процессы управления, связанные с обменом информацией между системой и средой: a) синергетика; b) биофизика; c) кибернетика; d) экология. 40. Количественная мера устранения неопределенности, мера организации системы в кибернетике называется: a) организованность; b) функциональность; c) детерминация; d) информация.
41.Кибернетическая основа механизма самоорганизации: a) целостность и линейность системы; b) самовоспроизводящаяся отрицательная обратная связь; c) самовоспроизводящаяся положительная обратная связь; d) парадигма биологической рациональности.
42.Наиболее эффективным средством интегративных исследований является: a) дифференциация научного знания; b) системный метод; c) дисциплинарный подход; d) метод моделирования ситуаций.
43.Кибернетика это: a) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в живых и неживых системах, а так же в обществе; b) наука, изучающая проблемы анализа и синтеза сложных неравновесных систем; c) наука о развитии, эволюции и взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой; d) наука о тепловых явлениях, в которой не учитывается молекулярное строение тел. 44.Термин «континуальный» означает: a) непрерывный, сплошной, целостный; b) дискретный, прерывистый, состоящий из отдельных элементов; c) бесконечный, всеобщий, универсальный; d) развивающийся, движущийся, целостный. 45.Класс систем, способных к самоорганизации – это: a) открытые линейные системы; b) открытые нелинейные системы; c) закрытые линейные системы; d) закрытые нелинейные системы. 46.Процессы в открытых системах ведут: a) от порядка к хаосу; b) от хаоса к порядку; c) и в том и в другом направлении; d) у них нет строгой направленности. 47.Что может служить причинами хаоса: a) шумы, внешние помехи; b) наличие большого числа степеней свободы; c) достаточно сложная организация системы; d) все вышеперечисленное. 48.Чем можно охарактеризовать процесс рождения порядка из хаоса: a) выборкой информации из уже предложенной; b) упорядочение информации; c) возникновение хаоса из порядка; d) отбор информации из шума. 49.В каких системах возможны переходы из состояния хаоса в упорядоченное состояние: a) замкнутых, не взаимодействующих с окружающей средой; b) открытых, обменивающихся с внешней средой веществом, энергией и информацией; c) детерминированных, в которых действуют динамические законы; d) любых случайных замкнутых системах. 50.В открытых нелинейных системах в процессе самоорганизации действует: a) принцип отрицательной обратной связи; b) принцип положительной обратной связи; c) принцип соединения положительной и отрицательной обратной связи; d) принцип усиления статического равновесия.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 971; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.014 с.) |