Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивация политического поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мотивация поведения включает комплекс свойственных отдельному человеку или группе людей разнородных, но взаимосвязанных внутренних побуждений к определенным действиям. В этот комплекс входят доминирующие (центральные) и подчиненные (периферийные) побуждения. Мотив представляет собой возникающий на основе потребности непосредственный стимул дейст-вия [Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. С. 6]. Следует учитывать, что мотивы, наряду с внешней средой и потребностями людей, являются частью механизма политического поведения [Шестопал, 2000, 130]. Они связывают потребность и Действие, способствующее ее удовлетворению. В зависимости от
[219] воздействия внешних и внутренних факторов центральные и периферийные мотивы могут меняться местами и вся их иерархия может переструктурироваться. Вначале мы рассмотрим общие мотивы участия/неучастия в политической жизни, а затем — мотивы голосования на выборах. Если не принимать во внимание случайные обстоятельства, то главными причинами абсентеизма в России служат [Представительная демократия и электорально-правовая культура, 161] отсутствие интереса к выборам и убежденность в бесполезности личного участия в них («мой голос ничего не изменит»). К этому нужно добавить мотивы: «нет подходящего кандидата» и «из чувства протеста» (Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ. 1995. № 2. С. 11]. Основным мотивом участия в голосовании служит стремление оказать воздействие на формирование органов власти, повлиять на положение дел в стране, выразить свое отношение к власти и отстоять свои интересы (Представительная демократия и электорально-правовая культура, 167]. Не менее важно знать основные мотивы, лежащие в основе электоральных предпочтений людей. Представление об этом дают материалы всероссийского опроса, проведенного Институтом сравнительных социальных исследований (рис. 40). Источник: Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997. С. 171.
[220] В верхней и нижней частях гистограммы расположены рацио-альные мотивы (связанные с ожиданием определенного поведения кандидата), в средней части — оценочные мотивы (основанные на мнении избирателей о качествах кандидата). В данном случае перевес был на стороне рациональных мотивов. К ним нужно добавить эмоциональные мотивы (основанные на ощущениях: симпа-тИИ/антипатии, надежде/сомнении и др.). О соотношении этих мотивов на президентских выборах 1996 г. можно судить на основе данных телефонного опроса ЦЭПИ СПбГУ, проведенного в мае 1996 г. В этом опросе использовался перечень мотивов, составленный на базе обработки ответов респондентов на открытый вопрос: «Почему вы намерены голосовать за этого человека?» К эмоциональным относились мотивы: «Он мне нравится» (1.1) и «Не хочу перемен» (1.2), к рациональным — «Меня устраивает его программа» (2.1) и «Он знает, как решить проблемы страны» (2.2), к оценочным — «Я ему доверяю» (3.1) и «Ему нет достойной замены» (3.2). В таблице сопряженности этих суждений с намерением голосовать за одного из кандидатов содержались следующие значения стандартизованных остатков (табл. 28). Таблица 28 Значения стандартизованных остатков, характеризующие мотивы голосования за кандидатов в Президенты России *
* Опрос (1037 человек) проведен на базе случайного отбора избирательных участков и телефонных номеров избирателей с контролем квот по полу, возрасту, образованию и типу занятости. '* Цифрами обозначены номера суждений. В скобках указаны наблюдаемые частоты. Анализ этой таблицы позволяет сделать вывод о том, что у сторонников Ельцина преобладали эмоционально-оценочные мотивы, У сторонников Зюганова — рационально-оценочные мотивы, у сторонников Явлинского — рационально-эмоциональные мотивы. Мотивы, по которым стандартизованные остатки имеют знак [221] «плюс», можно считать главными у сторонников соответствующего кандидата. Мотивы, по которым стандартизованные остатки имеют знак «минус», можно считать второстепенными. Так, из 423 избирателей, намеренных голосовать за Ельцина, 174 человека назвали мотив «Не хочу перемен» и 106 — мотив «Ему нет достойной замены». Это составило 66,3% всех респондентов, намеренных голосовать за Ельцина. Люди, выбравшие мотивы: «Он мне нравится» (43 человека), «Он знает, как решить проблемы страны» (42 человека), «Я ему доверяю» (36 человек) и «Меня устраивает его программа» (22 человека), среди сторонников Ельцина были в явном меньшинстве. Кластерный анализ перечисленных выше переменных дает аналогичную структуру распределения различных типов мотивации голосования в 1996 г. между отдельными кандидатами в Президенты России (рис. 41). Воспроизводство сходной конфигурации эмоциональных, рациональных и оценочных элементов электорального выбора с помо-цью двух разных методов анализа данных не может быть случайном. Оно свидетельствует о существовании особых структур мотивации голосования у сторонников отдельных политиков. Применение метода многомерного шкалирования позволило нлявить обособленные скопления переменных, характеризующих сказанные выше мотивы голосования, а также партийные предпо-пгения и персональные политические установки (доверие кандидатам и ощущение близости их взглядов) сторонников отдельных:андидатов в Президенты России (рис. 42). На графике можно выделить три скопления точек, отделенных (руг от друга в двумерном пространстве. Центрами притяжения
[222] этих точек служат переменные, обозначающие кандидатов, за которых были намерены голосовать избиратели в июне 1996 г. Мы видим, что мотивы голосования, характерные для сторонников Ельцина: «Не хочу перемен» (1.2) и «Ему нет достойной замены» (3.2), располагаются довольно далеко друг от друга, хотя и в рамках ельцинского скопления, включающего в себя голосование за НДР («партия власти» в тот период), доверие Ельцину и идентификацию с его взглядами. Это подтверждает правомерность сделанного ранее вывода об эмоционально-оценочном характере мотивации голосования за Ельцина. У сторонников Зюганова четко выделяются мотивы голосования за кандидата: «Я ему доверяю» (3.1), «Он знает, как решить проблемы страны» (2.2), а также голосование за КПРФ, доверие Зюганову и идентификация с его взглядами. Это вполне согласуется со сделанными ранее выводами о рационально-оценочной структуре мотивации голосования за Зюганова. У сторонников Явлинского преобладают мотивы: «Он мне нравится» (1.1) и «Меня устраивает его программа» (2.1), а также голосование за объединение «Яблоко», доверие Явлинскому и идентификация с его взглядами. Результаты многомерного шкалирования подтверждают вывод о рационально-эмоциональном характере мотивации голосования за Явлинского. Кроме того, они позволяют сделать вывод о том, что структура мотивации голосования за основных кандидатов в Президенты России на выборах 1996 г. была связана с политическими установками избирателей. Важную информацию о мотивах голосования дает опрос на выходе из избирательных участков (exit-poll). В одном из таких опросов, проведенных 19 декабря 1999 г. ДЕССИ, изучались мотивы го-
[223] лосования за партии [Андреенкова Е.В. Социальная структура активного электората и мотивы голосования // Россия в поисках стратегии.., 278—280]. Факторный анализ полученных данных позволил установить, что избирателей движения «Единство» привлекала его проправительственная ориентация, избирателей объединения «Яблоко» и движения «Отечество — Вся Россия» — оппозиционность (в 1999 г.) этих блоков Правительству, избирателей КПРФ — ориентация этой партии на социализм, избирателей СПС — ориентация на демократию и капитализм [Там же, 279]. На основе обобщения результатов исследования А. В. Андреенкова сделала важный в теоретическом и практическом отношении вывод о тенденциях российского электорального процесса в конце 90-х годов. Первая тенденция заключается в образовании у избирателей установки на сотрудничество исполнительной и законодательной власти, вторая — в формировании устойчивого электората каждой из ключевых российских политических партий [Там же, 280]. Это создает благоприятные условия для окончательного оформления партийной системы и повышения социальной эффективности деятельности различных властей. Ощущение консолидации власти порождает у населения страны надежды на улучшение жизни. Это предположение подтверждается результатами мониторинговых опросов ВЦИОМ (рис. 43).
[224] На графике видно, что с 1999 г. началось увеличение доли лЮДей) испытывающих чувство надежды, и уменьшение доли людей, испытывающих чувство страха, растерянности, озлобленности и безразличия. Мы видим, что состояние политической сферы жизни людей оказывает влияние на их социальное самочувствие. В то же время политическое поведение людей зависит от их социальных характеристик.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.115 (0.009 с.) |