Муниципальные правовые акты: понятие, система, виды. Правотворческий процесс в системе местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальные правовые акты: понятие, система, виды. Правотворческий процесс в системе местного самоуправления



Муниципальный правовой акт представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ ФЗ, законами субъектов РФ, принятое населением МО непосредственно, ОМСУ и (или) должностным лицом МСУ, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории МО, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

НПА – это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного ОМСУ, должностного лица МСУ по установлению, изменению или отмене норм права - общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц.

Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права или индивидуальными правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Если, конечно, на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников муниципальных правовых отношений.

Система муниципальных правовых актов. Правовую основу МСУ, наряду с другими источниками, составляют уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав МО;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа МО;

3) правовые акты главы МО, главы местной администрации, иных ОМСУ и должностных лиц МСУ, предусмотренные уставом МО.

По вопросам местного значения населением МО непосредственно и (или) ОМСУ и должностными лицами МСУ принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ ФЗ и законами субъектов РФ, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими ФЗ и (или) законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые ОМСУ, подлежат обязательному исполнению на всей территории МО. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица ОМСУ несут ответственность в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ. Следует подчеркнуть, что муниципальные правовые акты общеобязательны только на территории соответствующих МО. Государство санкционировало принятие на местном уровне только регулятивных актов. Муниципальные образования, их органы не вправе принимать охранительные акты, т.е. предусматривающие меры принуждения (ответственности). При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и иным НПА РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным НПА субъектов РФ.

Следует обратить внимание, что устав МО и оформленные в виде НПА решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории МО. В связи с этим иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу МО и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой МО, иными выборными ОМСУ, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом МО. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются НПА ОМСУ или должностного лица МСУ, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом МО, за исключением НПА представительных ОМСУ о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом МО и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено ФЗ.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами, должностными лицами МСУ, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. В части, регулирующей осуществление ОМСУ отдельных государственных полномочий, муниципальные правовые акты, как представляется, могут приостанавливаться, отменяться уполномоченными органами государственной власти РФ.

13. Устав муниципального образования: понятие, признаки и содержание.

Устав муниципального образования – основной нормативно правовой акт учредительного характера, регламентирующий жизнь муниципального образования и обладающий высшей юридической силой на его территории.

Признаки:

-учредительный характер;

- регламентация жизни муниципального образования;

- высшая юридическая сила на территории муниципального образования.

Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни МСУ.

Содержание устава.

Уставом МО должны определяться:

1) наименование МО;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования ОМСУ;

5) наименования и полномочия выборных и иных ОМСУ, должностных лиц МСУ;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных ОМСУ, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности ОМСУ и должностных лиц местного МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных ОМСУ и выборных должностных лиц МСУ;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В то же время законодательство устанавливает, что уставом МО регулируются и иные вопросы организации МСУ в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ. Главное и единственное требование к уставам - их соответствие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус МО (предметы ведения, права, обязанности ОМСУ и т.д.).

Должностными лицами ОМСУ являются выборные либо работающие по контракту (трудовому договору) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в ОМСУ и не относящиеся к категории государственных служащих. Для всестороннего обеспечения деятельности главы города, городского Совета депутатов и администрации города (организационного, документационного, юридического, материально-технического, финансового и др.) создаются аппарат городского Совета депутатов и аппарат администрации города.

Принятие, изменение, государственная регистрация устава. Устав МО характеризуется особым порядком принятия, внесения в него изменений или дополнений.

Устав МО принимается представительным органом МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Закон от 06.10.2003 наделил МО правом самостоятельно решать вопрос о том, как принимать устав: представительным органом, на референдуме, сходе. Очевидно, что правовые возможности населения по непосредственному принятию устава резко сокращены.

Проект устава МО, проект акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня их рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным ОМСУ порядка учета предложений по ним, а также порядка участия граждан в их обсуждении.

Устав МО, акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО.

Устав МО, акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном ФЗ.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава МО, акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть:

1) противоречие устава Конституции РФ, ФЗ, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ;

2) нарушение установленного ФЗ порядка принятия устава, акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава МО, акта о внесении изменений и дополнений в устав, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава МО, акта о внесении в устав изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и ОМСУ в судебном порядке.

Устав МО, акт о внесении в устав изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и изменяющие структуру ОМСУ, полномочия ОМСУ и выборных должностных лиц МСУ, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа МО, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Все эти особенности делают уставы МО носителями наиболее значимых ценностей муниципальной демократии.

14. Устав муниципального образования: порядок разработки, принятия, Государственная регистрация уставов муниципального образования.

Устав МО– основной НПА учредительного характера, регламентирующий жизнь МО и обладающий высшей юридической силой на его территории.

Принятие, изменение, государственная регистрация устава. Устав МО характеризуется особым порядком принятия, внесения в него изменений или дополнений.

Устав МО принимается представительным органом МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Закон 131-фз МО правом самостоятельно решать вопрос о том, как принимать устав: представительным органом, на референдуме, сходе. Очевидно, что правовые возможности населения по непосредственному принятию устава резко сокращены.

Проект устава МО, проект акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня их рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным ОМСУ порядка учета предложений по ним, а также порядка участия граждан в их обсуждении.

Устав МО, акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа МО.

Государственная регистрация устава муниципального образования, его опубликование.

Устав МО, акт о внесении изменений и дополнений в устав подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном ФЗ.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава МО, акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть:

1) противоречие устава Конституции РФ, ФЗ, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ;

2) нарушение установленного ФЗ порядка принятия устава, акта о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава МО, акта о внесении изменений и дополнений в устав, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава МО, акта о внесении в устав изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и ОМСУ в судебном порядке.

Устав МО, акт о внесении в устав изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и изменяющие структуру ОМСУ, полномочия ОМСУ и выборных должностных лиц МСУ, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа МО, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Все эти особенности делают уставы МО носителями наиболее значимых ценностей муниципальной демократии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.177.148 (0.04 с.)