Понятие, предмет и задачи науки «Истории гос-ва и права Беларуси». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и задачи науки «Истории гос-ва и права Беларуси».



Понятие, предмет и задачи науки «Истории гос-ва и права Беларуси».

История ГиПБ- наука об изучении истории помимо народа применительно и его гос.правовой надстройке на определенных исторических этапах развития, таким образом ИгиПБ изучает лишь историю гос-правовой надстройки не касаясь истории культуры хоз-ва и др. Сторон обществ.жизни народа.

Предметом ИгиПБ явл.общие закономерности и особенности возникновения становления и развития гос-ва и права у бел.нрода в определенный промежуток времени.

Задачи науки: 1)изучение конкретных причин и процесса возникновения и развития гос-ва и права у бел.народа в опред.время.; 2) точное систематичное изложение фактов и событий вызвавших изменения в гос-ве и праве.; 3) научное объяснение государственно-правовых явлений и выявление основных тенденций их развития. Уяснение общих закономерностей и тенденций развития гос-ва и права с целью научного прогнозирования дальнейшего развития госуд.-правовой надстройки.

 

2. Методы и значение науки «История гос-ва и права Беларуси», ее место в системе юрид.наук.

Под методом в любой науке понимается способ познания, исследования тех или иных явлений, обществ.процессов. Т.е. метод позволяет ответить какими способами, приемами пользуется та или иная наука, учебная дисциплина.

ИГиПБ использ.след.методы: 1) общенаучные методы познания (диалектич.метод, метод сравнительного анализа, метод наблюдения, анализа и др);

2) частно-научные методы (спец.юрид.методы познания): - формально-юрид.метод-заключ.в исследовании внутр.строения правовых норм, анализа источников, их формальной определенности; - метод сравнительного государствования и правоведения.; - метод госуд.и правового регулирования.

Значение ИГиПБ состоит в том, что она помогает вырабатывать и формировать профессион.(юрид) мышление. Поэтому она предшествует изучению других более сложных прикладных юрид. дисциплин. И поэтому изуч. На 1 курсах.

Дисциплина относится к фундамент правовым дисциплинам необх.для получения высш.образов.

В отличие от отраслевых юрид.наук (УП, АП, ТП и др) ИГИПБ изучает основные тенденции, динамику, историю гос.и правовой жизни Беларуси.

Выводы, положения содержащиеся в ИГИПБ явл.базисом, основой, которая развивает, совершенств.прикладные, отраслевые науки.

Таким образом ИГИПБ относится к числу историко-правовых дисциплин. Она не носит непосредствнно прикладного характера (как ТП), но закладывает базу для их изучения.

 

3. Проблема происхождения названия «Беларусь».

Особенностью истории гос-ва и права Беларуси, которые мешают ее изучению, является то, что летописи в отношении населения, которое проживало на территории Беларуси используют различные термины и названия на разных этапах развития государственности.

1) название Русь появляется в середине 9 века в отношении славян Причерноморья

2) имеет несколько смыслов: -географический: в 10 веке восточная Европа, где жили славяне, заменило слово скифы, что относится к полянам, древлянам, лужанам. -Этнический. 9-12вв. по отношению к поднепровским полянам, т.е. Киев. -Социальная группа. В отношении городских купцов, бояр, дружинников. -Религиозный, означает Греко-православное вероисповедание

Белая Русь.

В 11-13 века население современной Беларуси называлось по названию главного города или земли. Затем с 13 века стали называть литвинами, землю Литвой. Титул белорусский в отношении епископа могилевского был употреблен в 17 веке. После присоединения к Русским землям в конце 18 века полоцкой и могилевской губерний составили белорусскую губернию. В 19 веке название расширяется на минскую губернию, в 60 годы 19 века приобретает современное этнографическое название. Звучание белорусы закрепилось после октябрьской революции.

Еще одной серьезной проблемой, которая создает проблемы изучения, связана с тем, что ее история переплетена с историей соседних государств и народов. До появления собственного государства вопросы правовой истории Беларуси вообще не подвергались научной разработке. В конституции БССР 1978г. было записано, что белорусы не имели собственной государственности.

 

Периодизация истории гос-ва и права Беларуси.

Периодизация. Главный критерий – проблемно-хронологический. В советской историографии ведет начало государственности Беларуси с 1 января 1919г.

1 период – государство восточных славян Киевская Русь(9 -серед. 13 вв н.э.): - период нахождения в составе киевской руси 9-начало 12 вв.; - период феод.раздробленности на территории бывшей Киевской Руси – нач. 12 в – серед.13в.

2 период – белорусские земли в составе ВКЛ (начало –середина 13 вв, 1569 г).

3 период – белорусские земли в составе Речи Посполитой и Российской империи.(1569-1795 гг, 1772 г).

4 период – попытки создания собственной государственности

5 период – Беларусь в составе СССР.

 

Концепции происхождения государственности восточных славян на территории современной Беларуси.

Возникновение гос-ва – результат распада первобытного общества, перехода к сельской общине, постепенное развитие административно-классовой системы, возникновение городов, специализация производства. В последнее время белорусские ученые пришли к выводу, что начало перехода восточных славян к классовому обществу на Беларуси относится ко второй половине 1 тысячелетия н.э. С этого времени устанавливаются многоукладность, развивается неравенство, сосуществовало 3 уклада: 1) первобытнообщинное; 2) рабовладельческое; 3) зарождение феодального.

К переходному периоду со 2 половины 1 тысячелетия до 9 века соответствует политическая организация не в форме протогосударства, а в форме политических объединений, которые назывались племенные союзы.

Фактически миновали стадию рабовладения, а производственные отношения были на таком высоком уровне, что дали возможность перейти к феодальному обществу. Племенные союзы в 9 веке у восточных славян не просто племена, это уже развитые протонародности и одновременно государственные образования – княжества (земли). Поведение регулировалось обычным правом и языческой религией.

2 проблемы истории: 1) время появления государственности; 2) проблема протогосударств

Проблемы протогосударств:

Племена являлись предгосударственными образованиями и первыми этническими образованиями и существовали в 6-8вв. н.э. до существования Киевской Руси. По этой концепции 9 век являлся завершающим этапом в создании государства.

В дореволюционной историографии было создано 3 теории создания государственности:

1) концепция родового быта; 2) общинного быта; 3) задружнообщинного быта

Рассматривалось в качестве: -рода; -общины (соседской); -общинно-родовой организации.

Концепция, которую выделяет белорусский исследователь Я. Юхо.

Отсчет белоруской государственности Юхо ведет с 7 века до н.э., придерживается теории, что славяне проходили рабовладение.

Геродот пишет в своих исследованиях о неврах и будинах, которые имели политическую организацию.

Если исходить из теории Ленина – все народы прошли рабовладельческий строй. Белорусы тоже, что проявлялось на рубеже веков. С этого времени государство носит двойственный характер. Баварские исследователи насчитывают огромное количество городов, у бужан 201 город – признак государственности.

В общественном строе начиная с 9 века происходит зарождение феодализма, что повлияло на формирование государственности и права.

Сейм ВКЛ.

Административно-территориальное деление:

Собственно ВКЛ – Новогрудское княжество. Гироки – личные владения великого князя, земли которого имели автономный статус. В управлении центральными и восточными территориями была существенная разница. Крупные князья, которые стояли во главе удельных княжеств, признавали личную феодальную зависимость от великого князя, но на их земли власть великого князя не распространялась. Великий князь в восточных областях обещал не нарушать старины, таким образом там сохраняется государственно-политическое устройство, свойственное для первых государственных образований восточных славян.

Жители не могли сохранить свои политические права, но сохранили основу самоуправления. Город и волость начали составлять одно целое, население не делилось по классам. И феодалы, и крестьяне совместно участвуют в вече, которые выбирали своих представителей. Вече имело свой суд – копун. Князь назначает своих представителей, формируются великокняжеские дворы. При смене великого князя каждая земля по отдельности признавала над собой власть нового великого князя. Этот порядок закончился в 1492г., когда великим на общем сейме ВКЛ был избран Александр 1.

Таким образом в составе княжества правили 2 основные династии: Рюриковичи, которые признали вальную зависимость от Гедиминовичей.

На вотчинных княжеских землях князь впервые начинает собирать всю шляхту на феодальный съезд (будущий сейм), роли эти съезды не играли.

Состав сейма: князь, епископы, вассальный князья, служащие центральных местных органов и феодалы, которые пожелали приехать на сейм. Порядок созыва сейма и компетенции до 16 века регулировались обычным правом. Решение выносили великий князь и рада. Средняя и мелкая шляхта только присутствовала на съездах (совещательный голос), а потом информировала всех о принятых решениях. Служебные лица центрального управления первоначально не отделялись от дворцовой администрации, т.е. первоначально это были личные слуги великого князя. Местные органы управления возглавлялись князьями-вассалами либо наместниками князя (тивуны). Управление селами осуществляли выборные крестьянами органы (соцкие, старцы, десятские).

В 15-16вв. система высших органов власти существенно не изменилась, но изменился характер их деятельности и объем полномочий.

В 13-14 века ВКЛ – сеньоральная раннефеодальная монархия, где сеньор великий князь, но особенностью было то, что они сохранили свои вотчины.

 

Судебная реформа ВКЛ XVI в.

Долгое время в Великом княжестве Литовском судебные функции исполняли должностные лица, особенно высшие чиновники центральной администрации, вместе с князем. В течение Х V в. судебная система постепенно совершенствуется, однако уже в начале Х V И в. становится Очевидной необходимость более глубоких преобразований. Проведению судебной реформы способствовало накопления в государстве многого нормативного материала. Реформа проходила поэтапно в течение XVI в., что нашло отражение в постановлении Бельского сейм 1564 года, Законе о Главным Суде 1581, уставов 1529, 1566, 1588 годов. Судебная реформа была достаточно новаторской и т эхничнай, особенно По сравнению с административно-территориальной, земельной и другими. Новые законы регламентировали больше Прогрессивную институциональной и процессуальный структуру судебного строя, а самое главное - закрепляло создание новых, независимых судебных учреждений. В XVI в. формируются основания и возможность подавать апелляции не только по сути разгледжанай в суде дела, но и относительно неправильного применения норм материального права и нарушения процессуальных норм. Также вводятся принципы публичности и состязательности судебного процесса с участием адвактатав. В связи с этим основывается и получает активное развитие институт адвокатуры.

Начало судебной реформы был положено первым кадыфикаваным зводам законов государства - Уставом 1529, который прадписав воеводой, старостой, Державцев выбрать в своих уездах двух шляхтицев для совместного выполнения судебных функций. Однако первый Устав был результатом многочисленных компромиссов. Скоро шляхта потребовала принятия нового закона. Им стал Устав 1566, в который были включены нормы, направленные на повышение статуса судебной власти, укрепление авторитета писанной закона.

завершающую роль в проведении судебной реформы сыграл Статут 1588 года. Он основывался на более совершенной системе права и на таких важных принципах, как государственный суверенитет, приоритет Писанной закона, единства права. Устав закреплял принцип законности в функционировании судебных учреждений. Согласно Уставу в XVI в. В Великом княжестве Литовском заряжается принцип выборности судей, устанавливается правило о запрете судьям занимать духовные, государственные должности и даже одновременно две судебные должности. Появление судей-профессионалов саденичала реализации принципа независимости судебной власти. Прежде всего, данные нормы получили воплощение в деятельности земских судов, отделение которых от администрации окончательно закрепил Устав 1566. «Вряд земский судовые» составляли: судья, подсудок и писарь, которые и назывались «врядниками земскими судовыми». Комплектование суда происходило в следующем порядке: выборы назначались великим князем, а в его отсутствие - воеводой или старостой, или другой служебной особой местной администрации, о чем шляту сообщали за 4 недели. На поветовые сеймики шляхта из своей среды выбирала по 4 кандидата на должности судьи, падсудка и писаря. Затем великий князь из этих кандидатов выбирал соответствующих должностных лиц, на первой судебной сессии (роках земских) приносили присягу. Таким образом, избранными могли быть только уроженцы Великого княжества Литовского, шляхтич, землеўладальнікі, благотворительные, христианской веры, знавших права, умели писать, не занимали других духовных, государственных и судебных должностей. Земский суд рассматривал уголовные и общественные дела шляхты, жалобы на неисполнение решений товарищеского и копнага судов, которые по своей сути принадлежали компетенции "земства", а также дела по "выводу шляхетство".Первоначально деятельность земского Суда не было ограничено определенными сроками. Дела рассматривались и решались в всякий час, когда сути и ответчик являлись в суд, даже в воскресенье и праздники. Однако согласно Вторым, а затем и Третьим Уставом, дела В земской суде рассматривались пасесийна, а сесиии, которые назывались «Роки земския» (хотя иногда и на латинский манер-каденции), собирались три раза в год в замке или каким-нибудь "господарскому дворе". Устав 1588 обязал иметь в каждом уезде государства специальный судебный двор со зданием суда - «избу судебную». Там, где не было такой «избы», т рэба было перед сессией отвести «особный дом престронный, где на судех заседати».В процессе судебной реформы расширилась подсудность городской суда. Паступоава определяется тенденция преобразования городской суда из административного учреждения в судебную. Высший Городской суд начал рассматривать дела с участием представителей общественности (Свободных сословий - шляхты, мещан).Вторым судом, который был отделен от органов государственного управления, стал падкаморски суд, созданный на основании Бельского привилегия 1564 ГОДА. Его возникновение было связано с земельной реформой и получением шляхтой права частной собственности на землю. Главные дела падкаморскага суда - земельные «розницы земляные и граничныя»(Устав 1588, р. ИХ, ст. 2). Падкаморыю также пересылаются другими судами дела для рассмотрения «на осуженье и на сконченье»(Устав 1588, р. ИХ, ст. 21). Если городской суд или земский, или трыбунальски не мог решить дело без рассмотрения его на спорном месте, то ее отсылали к подкомория. Так, в конце XVI в. брестский подкоморий рассматривал дела «за декретом Земским»,«за отосланьем от суда земского Берестейского»,«за декретом головным трибунальным в року 1602 выданы». Кроме того, очень часто наезды на имения и иски по компенсации от этого преступления, "насилие" в имениях соединялись со спорами о границах землевладанняв и поэтому в таких делах также нельзя было обойтись без подкомория. Согласно Уставу 1566 Падкаомрый предназначался непосредственно великого князя (р. IV, ст. 70). А с 1588 4 кандидатов на эту должность выбирали на уездных сеймиков, а затем одного из них утверждает сам хозяин (великий князь). Помощником падкаомрыя в измерении и установлении границ землевладанняв служил коморником (по Статут 1588 года - два), которого назначал падкаморый с согласия местных феодалов.При решении дел падкаморый действовал от имени великокняжеской власти. Однако надо отметить, что падкаморския суды защищали уже не только государственные интересы, а законные права и интересы частных лиц.Дальнейшее ограничение судебной власти великого князя и совета состоялось в связи с образованием высшего апелляционного суда государства - Главного Суда (Трибунала). Вопросы его организацию и деятельности можно найти в Уставе, Статуте 1588, других нормативных актах, а также в судебных книгах, в которых записывались постановления Трибунала.

В 1581 году сейм принял специальный закон (Уставу), который назывался «Способ прав тирбунальских». Количество членов Главного Суда не была постоянной, но, учитывая, что после Люблинской унии Великое княжество состояло из конкретных воеводств и уездов, судей было около 40 человек. Руководил работой суда председатель - маршалок, который избирался судьями ежегодно. Закон регламентировал, что дела в Главном суде рассматриваются судебной коллегией в составе от 2 до 7 человек. Количество могла быть и другой, но обязательно больше двух. Нужно также отметить, что в рассмотрении дела не принимали участие те судьи, которые были родом из уезда, откуда шла апелляция и где проживали стороны.Что касается компетенции Трибунала, то прежде всего введение его в действие уточнила судебную власть хозяина. С этого времени великий князь занимался рассмотрением по первой инстанции только наиболее важных дел, а всякого, кто «с вещи простое чынечи кровавую», обращался к нему суда, подлежал штрафу и тюремному заключению. Статут 1588 года (р. IV, ст. 86) называл еще жалобы служивых шляхты на приговоры помещичьих судов, которыми служилые шляхтича были приговорен к смертной казни, тюремного заключения, или крупных денежных штрафов. Именно поэтому Главный Суд по сути стал высшей апелляционной инстанцией для всего государства. Стало существенным и завершающим этапом судебной реформы XVI в. в Великом княжестве Литовском. О важности и значимости дасягненяв судебной реформы XVI в. свидетельствует тот факт, что при проведении в России самой последовательной буржуазной реформы - судебной реформы 1864 - документах аднсона реформирования судебной системы неоднократно отмечалось, что на территории Беларуси реформа пойдет значительно быстрее в связи с тем, что в ранний период там уже имели место прогрессивные приобретения.

Провозглашение независимости Белоруской ССР. Образование СНГ.

В марте 1990г. ЛитССР объявила о полном восстановлении государственного суверенитета. 27 июля 1990г. ВС БССР принял декларацию о государственном суверенитете БССР, которая определила новое соотношение властных полномочий СССР и БССР. На территории БССР верховенство конституции и законов республики, где содержалось множество положений о гражданстве, финансовой системе, собственных вооруженных силах и т.д. ТАКИМ ОБРАЗОМ Беларусь определила свои приоритеты в развитии.

В марте 1991г. на общесоюзном референдуме большинство населения Беларуси высказалось за вступление в обновленный союз. ВС БССР принял постановление «о концепции нового союза». БССР вошло при условии превращения СССР в демократическое правовое государство, основанное на добровольном объединении равноправных суверенных республик. Был принят закон об основных принципах народовластия в БССР. По этому закону объявлено, что вся власть БССР принадлежит народу, который является носителем суверенитета и единственным источником госвласти в республике. Исключительное право выступать от имени народа предоставляется ВС БССР.

В августе 1991г. группа высших государственных и партийных деятелей СССР попытались осуществить государственный переворот, было создано ГКЧП (государственный комитет по чрезвычайной ситуации). Цель ГКЧП: восстановление прежней системы функционирования государства. Это привело к ускорению реформирования общества в СССР, т.к. против ГКЧП поднялась общественность Москвы и других городов. Общественное движение было возглавлено Ельциным. Длилось с 19 по 22 августа. 22 августа президент РСФСР Ельцин издал указ об обеспечении экономической основы суверенитет РСФСР. РСФСР перестало финансировать СССР, кроме некоторых министерств. 25 августа 1991г. ВС БССР принимает закон об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР, закон об запрете деятельности КПБ и КПСС в Беларуси, закон о придании статуса конституционного закона декларации ВС БССР о государственном суверенитете БССР.

19 сентября 1991г. закон о названии БССР, республика стала называться РБ. Закон о государственном гербе и флаге. 18 октября 1991г. – закон о гражданстве республики Беларусь.

2 сентября 1991г. 5 съезд народных депутатов СССР, где был создан государственный совет и межгосударственный комитет. 5 сентября съезд завершил свою деятельность и перестал существовать. Большинство республик отказались руководствоваться законом о порядке выхода. 1 декабря 1991г. в Украине на референдуме большинство высказалось за независимость Украины. 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще принято заявление, руководители России, Беларуси и Украины подписали договор о создании СНГ. 10 декабря 1991г. ВС РБ ратифицировал договор. Столицей СНГ объявлен Минск. 21 декабря 1991г. в Алма-Ате подписано соглашение о создании СНГ, куда на равноправной основе вошли другие государства.

Понятие, предмет и задачи науки «Истории гос-ва и права Беларуси».

История ГиПБ- наука об изучении истории помимо народа применительно и его гос.правовой надстройке на определенных исторических этапах развития, таким образом ИгиПБ изучает лишь историю гос-правовой надстройки не касаясь истории культуры хоз-ва и др. Сторон обществ.жизни народа.

Предметом ИгиПБ явл.общие закономерности и особенности возникновения становления и развития гос-ва и права у бел.нрода в определенный промежуток времени.

Задачи науки: 1)изучение конкретных причин и процесса возникновения и развития гос-ва и права у бел.народа в опред.время.; 2) точное систематичное изложение фактов и событий вызвавших изменения в гос-ве и праве.; 3) научное объяснение государственно-правовых явлений и выявление основных тенденций их развития. Уяснение общих закономерностей и тенденций развития гос-ва и права с целью научного прогнозирования дальнейшего развития госуд.-правовой надстройки.

 

2. Методы и значение науки «История гос-ва и права Беларуси», ее место в системе юрид.наук.

Под методом в любой науке понимается способ познания, исследования тех или иных явлений, обществ.процессов. Т.е. метод позволяет ответить какими способами, приемами пользуется та или иная наука, учебная дисциплина.

ИГиПБ использ.след.методы: 1) общенаучные методы познания (диалектич.метод, метод сравнительного анализа, метод наблюдения, анализа и др);

2) частно-научные методы (спец.юрид.методы познания): - формально-юрид.метод-заключ.в исследовании внутр.строения правовых норм, анализа источников, их формальной определенности; - метод сравнительного государствования и правоведения.; - метод госуд.и правового регулирования.

Значение ИГиПБ состоит в том, что она помогает вырабатывать и формировать профессион.(юрид) мышление. Поэтому она предшествует изучению других более сложных прикладных юрид. дисциплин. И поэтому изуч. На 1 курсах.

Дисциплина относится к фундамент правовым дисциплинам необх.для получения высш.образов.

В отличие от отраслевых юрид.наук (УП, АП, ТП и др) ИГИПБ изучает основные тенденции, динамику, историю гос.и правовой жизни Беларуси.

Выводы, положения содержащиеся в ИГИПБ явл.базисом, основой, которая развивает, совершенств.прикладные, отраслевые науки.

Таким образом ИГИПБ относится к числу историко-правовых дисциплин. Она не носит непосредствнно прикладного характера (как ТП), но закладывает базу для их изучения.

 

3. Проблема происхождения названия «Беларусь».

Особенностью истории гос-ва и права Беларуси, которые мешают ее изучению, является то, что летописи в отношении населения, которое проживало на территории Беларуси используют различные термины и названия на разных этапах развития государственности.

1) название Русь появляется в середине 9 века в отношении славян Причерноморья

2) имеет несколько смыслов: -географический: в 10 веке восточная Европа, где жили славяне, заменило слово скифы, что относится к полянам, древлянам, лужанам. -Этнический. 9-12вв. по отношению к поднепровским полянам, т.е. Киев. -Социальная группа. В отношении городских купцов, бояр, дружинников. -Религиозный, означает Греко-православное вероисповедание

Белая Русь.

В 11-13 века население современной Беларуси называлось по названию главного города или земли. Затем с 13 века стали называть литвинами, землю Литвой. Титул белорусский в отношении епископа могилевского был употреблен в 17 веке. После присоединения к Русским землям в конце 18 века полоцкой и могилевской губерний составили белорусскую губернию. В 19 веке название расширяется на минскую губернию, в 60 годы 19 века приобретает современное этнографическое название. Звучание белорусы закрепилось после октябрьской революции.

Еще одной серьезной проблемой, которая создает проблемы изучения, связана с тем, что ее история переплетена с историей соседних государств и народов. До появления собственного государства вопросы правовой истории Беларуси вообще не подвергались научной разработке. В конституции БССР 1978г. было записано, что белорусы не имели собственной государственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.045 с.)