В. 1 «Предмет и методы теории государства и права» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. 1 «Предмет и методы теории государства и права»



В. 1 «Предмет и методы теории государства и права»

Предметом ТГП является наиболее общие закономерности развития функционирования гос. права, а также система основных понятий юриспруденции.

Виды методов:

1. всеобщий (принцип мышления о возникновении гос-ва и права; объективный идеализм - сам факт существования гос-ва и права и связывает это с божеств. силой; субъективный идеализм – сознание людей о том, что необходимо создать гос-во на основе договора)

2. общенаучный (анализ – предназначен для изучения механизма гос. аппарата; синтез – изучение предмета путём условного объединения составных частей – правоотношений, целей)

3. частно-найчный (приёмы и способы, связанные с научными достижениями технических, естественных и гуманитарных наук)

4. частно правовой (изучает юр. Понятия, признаки, классификацию, толкование правовых предписаний)

 

В. 2 «Место теории государства и права в системе юридических наук»

В целом систему юридических наук можно представить следующим образом:

1. общетеоретические и исторические науки (теория государства и права, всеобщая теория государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений)

2. отраслевые юридические науки о материальном праве (конституционное, финансовое, уголовное, гражданское право и т.д.) и науки о процессуальном праве (Уголовно - процессуальное, административно - процессуальное)

3. науки о международном праве: международное публичное (в том числе международное дипломатическое, морское, космическое и т.д.) и частное право

4. право, изучающее деятельность отдельных органов (судебное, нотариальное, прокуратура)

5. прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина, судебная статистика и прочие)

 

В.3 «Понятие и типы государства»

Гос-во – организация политической власти, которая содействует осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных) в пределах определённой территории.

Типы гос-ва бывают 2х видов:

1. формационный

2. цивилизационный

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации.

Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Типы гос-ва зависят от того, какой присутствует политический режим.

 

В.4 «Понятие государственной власти. Внутренние функции государства и их содержание»

 

Гос. власть представляет собой особую разновидность соц. власти, т.е. распространяется на все общество, носит публично – политический характер, опирается на гос. принуждение, осуществляется спец. лицами (политиками, чиновниками)

Внутренние функции гос-ва – основные направления деятельности гос-ва по выполнению задач, стоящих перед этим гос-ом.

Внутренние функции гос-ва:

1. охрана прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение правопорядка

2. экономическая

3. налогооблажение

4. соц. защита

5. экологическая

 

В.5 «Понятие государственной власти. Внешние функции государства и их содержание»

 

Гос. власть представляет собой особую разновидность соц. власти, т.е. распространяется на все общество, носит публично – политический характер, опирается на гос. принуждение, осуществляется спец. лицами (политиками, чиновниками)

Внешние функции гос-ва – основные направления, которые необходимы по выполнению, стоящих перед гос-ом целей (приоритет отдаётся в сторону обороноспособности)

Внешние функции гос-ва:

1. оборона страны

2. поддержание мирового порядка

3. сотрудничество с др. гос-ми

 

В.6 «Понятие и элементы формы государства»

 

Форма гос-ва – способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства и политический режим.

Элементы формы гос-ва:

1. форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов гос. власти друг с другом и с населением)

2. форма гос. устройства (отражают территориальную структуру гос-ва, т.е.. отношения гос-ва с его территориальными единицами)

3. гос. режим (способы и методы осуществления гос. власти)

 

В.7 «Формы государственного правления: монархия и республика»

 

Форма гос. управления – элемент формы гос-ва, который характеризует организацию верховной гос. власти, порядок образования её органов и взаимоотношений с населением.

По форме управления гос-во делится на:

1. монархия

2. республика

Признаки монархии:

1. власть передаётся по наследству

2. осуществляется бессрочно

3. не зависит от населения

Признаки республики:

1. выборность власти

2. срочность

3. зависимость от избирателей

 

В.8 «Формы национально-государственного устройства»

Форма национально – гос-го устройства – это форма гос-ва (элемент), который характеризует внутреннюю структуру гос-ва, его политику и территориальные деления, взаимодействия органов управления.

Формы гос-ва:

1. унитарное – простое гос-во, не обладает признаками гос. суверенитета и обладает единой системой законодательства и единые органы управления (Польша, Франция)

2. федеративное – сложное, союзное гос-во, частью которого является гос. образования и обладают гос. суверенитетом (США, Россия)

3. конфедерация – временный союз гос-в, который образуется для достижения политических, военных и экономических целей. Как только достигнуты цели, она распадается (Швейцарский союз, СНГ)

В.9 «Политический режим»

Политический режим – элемент формы гос-ва, который характеризует совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти.

Все изменения, которые происходят в обществе, отражаются на его гос. режиме и влияют на его форму правления.

Гос. режим делится на:

1. демократический

2. антидемократический

При демократическом режиме население участвует в осуществлении гос. власти и реализует свои права через представительные органы власти (референдум, народное голосование). Решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства. Возможна многопартийность (плюрализм) и разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную власти.

Антидемократический режим может быть фашистским, тоталитарным, авторитарным, т.е. осуществление гос. власти. Правитель реализует власть по своему усмотрению и произволу без учёта мнения большинства на основе диктаторских и насильственных методов.

 

В.10 «Структура механизма государства»

Механизм гос-ва – система гос. органов, которые осуществляют задачи и функции гос-ва, т.е. органы управления.

Структура механизма гос-ва:

1. гос. органы (они находятся в подчинённости друг другу)

2. гос. предприятия и организации, которые обладают властными полномочиями (только в пределах своего предприятия или организации)

3. гос. учреждения, которые не обладают гос. властью, а занимаются культурой здравоохранения, образованием, наукой.

4. гос. чиновники, которые специально занимаются управлениями

5. организационные и финансовые средства для обеспечения гос. аппарата

В.11 «Понятие и классификация органов государства»

Органы гос-ва – звено гос. аппарата, которое участвует в осуществлении определённых функций и наделённое в этой связи властными полномочиями.

Признаки органов гос-ва:

1. представляет собой самостоятельный элемент механизма гос-ва

2. образован и действует на основе правовых актов (Конституции, законов)

3. выполняет свойственные только ему задачи и функции

4. наделён властными полномочиями

5. состоит из лиц, занимающих гос. должности

6. имеет свою структуру, материальную базу и финансовые средства.

Органы делятся на: представительные, исполнительные, судебные, прокурорские, законодательные, федеральные, республиканские, местные, постоянные, временные, коллегиальные, едино-начальные, общей компетенции, специальной компетенции, правотворческие, правоохранительные.

 

В.20 «Принципы права»

Принципы права – основные и сходные начала, положения и идеи, которые выражают сущность права, как социального регулятора.

Принципы права бывают:

1. общеправовой принцип справедливости – равенство граждан перед законом и судом, гуманизм, демократизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения

2. принцип состязания и судопроизводства – презумпция невиновности

3. принцип неотвратимости наказания

 

В.21 «Функции права»

Функции права – основные направления правового воздействия, которые выражают роль права, стабилизации общественных отношений.

Функции рассматриваются в узком и широком смысле.

В широком смысле – это экономическая функция (закрепляет формы собственности и производит отношения:

1. политические – регламентирует политические отношения субъектов в политике

2. воспитательные – означает педагогическое воздействие на лиц для правомерного поведения

В узком смысле:

1. право выполняет охранительную функцию (т.е правовые ограничения)

2. регулитивная функция (означает поощрение, льготы и рекомендации субъектам права, т.е субъекты права должны в опред. степени следовать нормативным предписаниям)

 

В.22 «Понятие типа права (типология права)»

Типология права - это его специфическая классификация, осуществляемая с позиции 2-х подходов:

1. формационный подход- основным критерием выступают социально-экономические признаки, то есть общественно-экономическая формация (в рамках этого подхода выделяют: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический тип права, но в рамках данного подхода недостаточно учитываются исторические, культурные, национальные факторы)

2. в рамках другого подхода типология осуществляется с учетом географических, исторических, национальных признаков (выделяют: а) национально-правовые системы (это совокупность права, правовой идеологии конкретного гос-ва) б) правовые семьи (это совокупность правовых систем на основе общих источников, структуры права, исторического пути формирования)

В. 1 «Предмет и методы теории государства и права»

Предметом ТГП является наиболее общие закономерности развития функционирования гос. права, а также система основных понятий юриспруденции.

Виды методов:

1. всеобщий (принцип мышления о возникновении гос-ва и права; объективный идеализм - сам факт существования гос-ва и права и связывает это с божеств. силой; субъективный идеализм – сознание людей о том, что необходимо создать гос-во на основе договора)

2. общенаучный (анализ – предназначен для изучения механизма гос. аппарата; синтез – изучение предмета путём условного объединения составных частей – правоотношений, целей)

3. частно-найчный (приёмы и способы, связанные с научными достижениями технических, естественных и гуманитарных наук)

4. частно правовой (изучает юр. Понятия, признаки, классификацию, толкование правовых предписаний)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.036 с.)